Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом разделе речь идет об автобусах всех разновидностей, т.е. о транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест. Размер транспортного средства, опять же, не имеет значения. В качестве автобусов могут выступать как небольшие минивены, так и огромные туристические автобусы.

Штраф за перевозку детей без кресла

Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.

В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.

Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).

Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.

Требования ПДД к перевозке детей на переднем сиденье автомобиля

Нормы транспортировки несовершеннолетних закреплены на законодательном уровне. В 2021-2022 годах действует актуальная редакция ПДД. В части перевозки детей на переднем сиденье требования не менялись с 2017 года, они определены пунктом 22.9 ППД РФ.

Согласно этим требованиям, важно учитывать возраст маленьких пассажиров.

  • До 7 лет. Согласно ПДД, при организации перевозки малышей необходимо использовать специальные удерживающие устройства, которые отвечают росту маленького пассажира и его весу. Такие приспособления фиксируются ремнями безопасности, которыми должен быть оборудован как легковой, так и грузовой автомобиль. В большинстве современных авто для этой цели используется система ISOFIX: с ее помощью фиксация осуществляется быстро и надежно.
  • 7 – 11 лет. Для этой группы пассажиров предусмотрены иные требования. Для их безопасной перевозки также могут использоваться удерживающие устройства, которые подходят им по возрастной и весовой категории. Но родители имеют полное право отказаться от автокресла и использовать ремни безопасности, которыми оборудовано авто. Однако с одной важной оговоркой: это правило распространяется лишь на задний ряд кресел.
  • Старше 12 лет. Подростки отнесены ПДД к взрослым пассажирам. Перевозить их разрешено с соблюдением тех же правил, что и взрослых: обязательно пристегнуть ремнем в дороге, даже если она занимает совсем немного времени. Причем не важно, на каком именно ряду сидений едет пассажир.

В этом разделе речь идет об автобусах всех разновидностей, т.е. о транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест. Размер транспортного средства, опять же, не имеет значения. В качестве автобусов могут выступать как небольшие минивены, так и огромные туристические автобусы.

Возраст Условия перевозки
от 0 до 18 лет С использованием штатных ремней безопасности

Преимущества и недостатки мягких кресел без каркаса по сравнению с другими детскими удерживающими устройствами

Автокресло без каркаса имеет как плюсы, так и минусы по сравнению с другими удерживающими детей средствами — традиционным автокреслом и бустером.

Среди плюсов стоит отметить следующие:

  • невысокая цена — по сравнению со стоимостью детских автокресел, которая порой доходит до нескольких десятков тысяч, бескаркасное автокресло обойдётся достаточно недорого — средняя цена на это изделие около тысячи рублей;
  • универсальность — производители заявляют, что устройство можно использовать в течение практически всего срока, когда ребёнка нужно пристёгивать специальным средством, то есть с года до 12 лет;
  • незаметность в машине — в отличие от автокресел с каркасом и бустеров, такое средство практически не занимает места;
  • компактность — его легко переносить с места на место, брать с собой, кроме того, на заднем сиденье неширокой машины можно пристегнуть сразу три таких устройства, что невозможно сделать с обычным автокреслом.

Одно из преимуществ бескаркасного кресла — возможность установить на заднем сидении автомобиля сразу три таких кресла

Читайте также:  Универсальное пособие с 01.01.2023

Разумеется, есть при этом и минусы, и они куда значительнее плюсов:

  • несоответствие современным стандартам безопасности — многие модели этого устройства сертифицируются по устаревшему стандарту ECE R44/03 и не обеспечивают находящемуся в нём ребёнку достаточную защиту в случае ДТП;
  • непрочные ремни и слабая пластиковая фурнитура креплений — при резком торможении в соответствии с законами физики вес ребёнка резко увеличивается, ремни и защёлки на них могут не выдержать такой нагрузки; если ремни пришиты к тканевой конструкции кресла, если они выполнены из тонкой ткани, ширина их существенно меньше ширины штатного ремня безопасности, из них торчат нитки, фастексы имеют повреждения или легко расстёгиваются — такое кресло не переживёт даже лёгкой перегрузки;
  • полное отсутствие боковой защиты — в каркасных автокреслах при боковом ударе именно каркас принимает на себя часть удара и смягчает его последствия для детей, у бескаркасных кресел такой защиты нет.

Следует сказать отдельно несколько слов относительно стандарта сертификации ECE R44/03 — c 23 июня 2009 года детские удерживающие устройства, соответствующие стандарту ECE R44/03, не подлежат продаже и распространению в странах Евросоюза из-за несоответствия стандарту ECE R44/04. Так как Россия не входит в список стран Евросоюза, автокресла, сертифицированные по стандарту ECE R44/03, разрешены к продаже и использовать их законно. Однако стоит помнить, что в странах ЕС этот стандарт считается устаревшим и уже не безопасным.

Проведённые краш-тесты показывают, что при серьёзном ДТП такое устройство не обеспечивает достаточную безопасность ребёнка, в отличие от сертифицированных детских автокресел и бустеров, подобранных согласно весу и возрасту детей.

Но даже хорошо установленное кресло бессильно против ударов с так называемым 25-процентным перекрытием. Такие ДТП происходят, когда водители стараются увернуться от лобового столкновения и машины бьются друг о друга под углом. Зачастую под удар попадает именно правая носовая часть машины. Вектор кинетической энергии направлен мимо лонжеронов и сминаемых зон, он проникает в силовой каркас кабины и корежит его.

При испытаниях Американского страхового института IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) такой удар вминал стойку кузова в салон даже у знаменитых своей надежностью моделей. При этом пассажирскую дверь срывало с петель и она металась по сторонам, как гильотина. Ребенок спереди рискует гораздо больше взрослого пассажира, так как удержать люльку или детское кресло в штатных трехточечных ремнях труднее, чем взрослого человека. Возникает риск того, что ребенок вместе с удерживающим устройством выскользнет за пределы исковерканного кузова через сорванную дверь.

Поэтому, несмотря на отсутствие в существующем законодательстве прямого запрета на перевозку детей спереди, делать это чрезвычайно опасно (хоть по ходу движения, хоть против него). Поэтому лучше всего устанавливать кресло на задний диван в штатные разъемы ISOFIX. И самым правильным будет приучать ребенка ездить сзади с самого первого знакомства с автомобилем. Тогда он уже никогда не будет проситься пересесть вперед.

Можно ли возить ребенка на переднем сиденье?

Как ни странно, но этот вопрос нормативные акты затрагивают чрезвычайно поверхностно. Так, никаких ограничений в существующем российском ПДД на перевозку малышей на переднем сидении нет и никогда не было. Строго говоря, все особые требования к транспортировке ребенка любого возраста приведены в пункте 22.9 правил дорожного движения, где говорится о необходимости обеспечить безопасность малолетнего пассажира, используя для этого специальные удерживающие устройства. Единственная подробность заключается в указании возраста ребенка, нуждающегося в таком устройстве, – 12 лет.

Информацию о том, что конкретно представляют собой эти самые «удерживающие устройства», ПДД не дает. Прояснение вносит широко распространяемая официальная брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!» и нормативный документ ГОСТ Р 41.44—2005. Из них следует, что такое приспособление должно состоять из элементов, фиксирующих тело ребенка (ремни), и лишь в некоторых случаях отдельное сиденье, закрепляемое на кузов или кресло транспортного средства. Наиболее распространенные из подобных устройств – люльки для малышей до года и бустеры.

Однако, несмотря на отсутствие четких ограничений, безопасно разместить ребенка возрастом до года и весом до 10 кг на переднем сиденье, не нарушая правил, невозможно – для этого просто не существует подходящих люлек, но об этом подробнее говорится ниже.

Дети и поездки в кабине грузовика

Грузовые автомобили предназначены для транспортировки грузов, к ним относятся и пикапы, и легкие грузовики с числом сидячих мест, не превышающим восьми – разновидностей огромное количество. Размер транспорта не имеет значения, важна характеристика, указанная в паспорте транспортного средства. Если в документе написано, что это грузовой автомобиль, тогда перевозка детей должна выполняться следующим образом:

  • до семи лет – при помощи приспособлений для безопасной перевозки;
  • пассажиры 7-11 лет – с использованием удерживающих приспособлений или пристегнувшись ремнем безопасности;
  • старше 11 лет – с применением обычного ремня.

Дополнительные советы про транспортировку малышей впереди

Если случилось так, что малыш вынужден находиться рядом с водителем, то необходимо сделать все, чтобы путешествие было безопасным.

  • Если ребенок на переднем сиденье, то ему нужно дать понять, что поездка полностью небезопасна. И если ему сегодня разрешили, то это не значит, что так будет всегда.
  • Нужно быть в десятки раз аккуратнее при вождении. Ведь даже, если сам соблюдаешь все правила, это не означает, что на 100 % не будет аварии. Лихачей на дорогах много. Но если вести аккуратно, то можно избежать аварии, увернувшись от удара.
  • Обязательно нужно убедиться, что отключена подушка безопасности.
  • Сиденье необходимо до упора отодвинуть назад.
  • Даже когда соблюдены все правила, дети на переднем сиденье – это дополнительный повод для инспектора — проверить правильность перевозки ребенка. Желательно при себе иметь удостоверение, доказывающее возраст ребенка. Бывает так, что ребенок в 9 лет выглядит как шестилетний. Так можно избежать штрафа и ненужной траты времени.
  • Когда ребенок в детском кресле на переднем сиденье, запрещено обнимать и придерживать его руками дополнительно. В это время водитель должен быть сосредоточен на вождении машины, дабы не создавать аварийных ситуаций.
  • Для перевозки детей до года нужно использовать специальные люльки, но не от колясок. У люлек от прогулочных колясок нет нужной жесткости материала, и нет соответствующих крепящих элементов.
  • Дополнительно убедиться в правильности крепления кресла/люльки. Проверить, крепко ли пристегнут сам малыш.
  • Уделить должное внимание при выборе кресла. Обязателен сертификат проверки. Конструкция должна быть жесткой. Желательно, чтобы голова ребенка фиксировалась специальными выступами на спинке.

Правила перевозки детей до года

С момента рождения рекомендуется использовать автолюльку, а не кресло. Это связано с маленькими размерами ребенка и неумением новорожденного сидеть. Автолюлька – специальное устройство, созданное целенаправленно для младенца. Есть различные виды приспособлений, ориентированные на вес малыша, это до 10 кг, 15 кг, 20 кг. Принцип работы люльки – помещение ребенка в горизонтальном положении и закрепление специальными внутренними ремнями.

Почему для младенцев, согласно правилам ПДД рекомендуется не детское кресло, а люлька? Косточки и мышцы недостаточно развиты, поэтому скелет до 12 месяцев гибкий, хрупкий. Вес головки достаточно большой, он составляет 30% от массы тела, а значит неразвитые шейные мышцы при резких движениях не могут удержать голову. В горизонтальном положении нагрузка на позвоночник, шею минимальна.

Почему рекомендуется избегать перевозки детей на переднем сиденье?

Ребенок на переднем сиденье в детском кресле может ездить. Однако водителю требуется отключить автоматический выпуск подушки безопасности. Так как при столкновении она может нанести больший вред малышу, чем ее отсутствие.

Важно! Самым безопасным местом для посадки ребенка в машине при езде является сиденье, находящееся сзади водителя. Переднее пассажирское место в случае аварии пострадает больше, чем задние.

Не рекомендуется возить детей в автокреслах на переднем сиденье в связи с тем, что:

  • малыши могут пугаться едущих на встречу легковых автомобилей и грузовиков, начать плакать по этому поводу, тем самым отвлекая водителя от дороги;
  • на переднем сиденье расстояние до панели приборов ближе, чем сзади. В случае аварии, ребенку будет безопаснее находиться сзади, чтобы не столкнуться с передней панелью машины. Именно в связи с этим рекомендуется перевозить деток до 5 лет спиной к движущимся на встречу авто.

Аварийные ситуации с тяжким вредом для здоровья (гибели) несовершеннолетних наступают:

  • когда родители пренебрегают установкой автокресла, а перевозят детей на руках. При таких обстоятельствах, при столкновении малыша даже с незначительным весом в 5-15 кг трудно удержать в руках;
  • когда родители пристегивают несовершеннолетних граждан ремешками безопасности. Эта мера предосторожности лишняя, так как установленные ремни защиты предназначены для взрослых от 150 см ростом. При столкновении они могут нанести вред ребенку.

Поэтому важно перевозить детей в транспорте по правилам безопасности и с использованием кресел.

КАК ИНСПЕКТОРЫ ПРОВЕРЯЮТ НАЛИЧИЕ КРЕСЕЛ

В данном случае все достаточно просто — с помощью визуального осмотра через стекла транспортного стекла. Если же они являются тонированными, то инспектор может попросить опустить их.

А вот знакомая многим водителям ситуация с самовольным открытием двери инспектором для проверки правил перевозки детей является противозаконной.

Сотрудник полиции может это сделать только в присутствии приглашенных понятых или с помощью видеозаписи, предварительно составив протокол досмотра.

В случае если водитель ничего не нарушает, требования сотрудников ГИБДД открыть дверь либо же опустить стекло рекомендуется выполнить.

Водитель в противном случает затрачивает больше времени, если инспектор ГИБДД решит провести процедуру досмотра согласно нормам российского законодательства. Уполномоченные лица ГИБДД в большинстве случаев проводят профилактику с наименованиями «малолетний ребенок в транспортном средстве» — сотрудники ГИБДД располагается в утренние часы вблизи дошкольных либо школьных учреждений, и досматривают все автомобили.

Как перевозить ребёнка на переднем сиденье с подушкой безопасности?

В случае использования автокресла и наличия подушек безопасности ребёнка запрещено перевозить с установкой автокресла против хода движения. Этого требует Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» (пункт 3.2.5 раздела 3.2), да и тот же пункт 22.9 ПДД, как Вы помните, говорит нам о том, что должна быть обеспечена безопасность перевозки, а в этом случае подушка может сделать плохое дело.

Читайте также:  Освобождение инвалидов от уплаты государственной пошлины по сикам в суд

Но пункт 3.2.6 раздела 3.2 того же регламента не запрещает перевозить ребёнка на переднем сиденье в автокресле против хода движения, если система срабатывания подушки безопасности оборудована сенсором, позволяющим определить установленное против хода движения автокресло и отключающая таким образом срабатывание подушки.

Со скольки лет можно возить ребёнка на переднем кресле?

Ни Правила дорожного движения, ни Техрегламент, ничто другое не регламентирует возраст, с которого ребёнка можно возить на переднем сиденье автомобиля в детском автокресле. Существует только максимальный порог возраста, до которого обязательно использование автокресла или иного устройства для обеспечения безопасности ребёнка — 12 лет. То есть с 12 лет ребёнка можно возить впереди без каких-либо удерживающих устройств, а просто пристегнув ремнём безопасности. При этом, всё же учитывайте рост ребёнка, чтобы ремень не проходил у него по области шеи.

Однако, следует иметь в виду, что грудных детей перевозят в специальных автолюльках, которые всегда располагаются против хода движения (спиной ребёнка вперёд) и в этом случае, перевозя ребёнка на переднем сиденье, следует иметь в виду возможность срабатывания той же подушки безопасности, о чём писалось выше.

Вообще, часто как эксперты, так и сами опытные родители, отвечая на вопрос о том, со скольки лет возить детей впереди, советуют это делать, начиная с двух-трёхлетнего возраста.

Как можно возить ребенка на переднем сиденье

Главный закон, содержащий требования к водителям и пассажирам транспортных средств на дороге – это правила дорожного движения. Порядок и нормы перевозки детей на переднем сиденье авто прописаны в п. 2.29, а именно:

  1. Спереди на пассажирском сиденье автомобиля разрешено переводить ребенка в возрасте до 12 лет при наличии специальных удерживающих устройств. Так, в законе нет термина «кресло», а значит для удерживания можно применять и другие удерживающие средства.
  2. Согласно Правилам, к подобным устройствам предъявляют особые требования, среди которых главное – соответствие весовой категории ребенка.
  3. Пассажирам, начиная с возраста 12 лет, на переднем сиденье разрешено пользоваться ремнями безопасности.

Отключение подушки безопасности

Большая часть новых современных автомобилей оборудуется пассажирской подушкой безопасности, расположенной напротив переднего пассажирского сиденья. При этом предусмотрена техническая возможность отключения этой подушки при перевозке ребенка.

В связи с этим у водителей возникает вопрос, всегда ли нужно отключать подушку при установке детского кресла на переднее сиденье? Или только тогда, когда кресло устанавливается против хода движения?

Получить ответ на данный вопрос довольно легко. Следует обратиться к руководству по эксплуатации Вашего автомобиля и найти в нем раздел, посвященный перевозке детей.

В процессе написания данной статьи я обратился к книжке по эксплуатации своего автомобиля и нашел там следующую информацию:

При установке на сиденье переднего пассажира детского сиденья, в котором ребенок сидит спиной вперед, фронтальную подушку безопасности переднего пассажира нужно обязательно отключить.

Причем информация дублируется на разных страницах книги как минимум 3 раза. При этом ничего не говорится о том, что подушку нужно отключать при установке кресла по направлению движения.

Т.е. в моем автомобиле подушку нужно отключать только тогда, когда ребенок сидит в кресле спиной вперед.

Рекомендую изучить руководство Вашего автомобиля и найти там аналогичную информацию. Обратите внимание, информация может отличаться! В некоторых автомобилях подушку нужно отключать как при установке кресла спиной вперед, так и при установке лицом вперед.

Закон о перевозке детей в автомобиле

Ремни безопасности в машине рассчитаны на взрослого человека, поэтому детей до 7 лет можно перевозить только в автокресле. Держать ребенка на руках тоже нельзя: при ударе даже самые сильные руки его не удержат.

До 7 лет — в автокресле. По правилам дорожного движения ребенка младше 7 лет водитель сажает в автокресло, которое соответствуют росту и весу.

С 7 до 11 лет — на заднем сиденье. Детей старше 7 лет можно перевозить на заднем сиденье без детского кресла. Достаточно пристегнуть ремнем безопасности.

На переднем сиденье можно перевозить детей до 11 лет включительно только в автокресле. Отключите переднюю подушку безопасности на месте пассажира, если кресло стоит спинкой вперед по ходу движения. Если при ударе подушка сработает, она может опрокинуть кресло вместе с ребенком.

Новые правила перевозки детей. В 2017 году правила дорожного движения изменили, расширив понятие детских удерживающих устройств. С тех пор устройства должны подходить под рост и вес ребенка. Подробнее об изменениях читайте в статье о штрафах за езду без детского кресла.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...