Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет. Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты. Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Когда налоговики могут продлить срок проверки сделок между зависимыми лицами

Основаниями продления срока проведения проверки сделки до 12 месяцев являются (п. 3 приложения № 3 к приказу ФНС от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@):

  • проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.);
  • непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки в соответствии с п. 6 ст. 105.17 НК РФ (данные документы должны предоставляться в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования).

Сообщение об участии в контролируемых сделках

Каждая компания, которая участвует в контролируемой сделке должна сообщить об этом в ИФНС. Сообщать нужно в тот налоговый орган, который относится к месту учета совершаемой сделки. Срок для сообщения об участии – до 20 мая года, следующего за годом заключения контролируемой сделки. Например, при заключении контролируемой сделки в течение 2017 года, сообщить об этом в налоговую нужно до 21 мая 2022 года включительно, так как на 20 мая приходится выходной день.

Подать сообщении нужно заполнив специальную форму уведомления («Уведомление о контролируемых сделках», Приказ ФНС России №ММВ-7-13/524@ от 27.07.2012). Способ подачи можно выбрать один из двух:

  • Заполнить бумажное уведомление;
  • Заполнить электронное уведомление.

Статья 20 НК РФ: комментарии

До обретения юридической силы законом «О внесении изменений…» от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — закон № 227-ФЗ), положениями которого и была введена в т. ч. упомянутая норма ст. 105.1 НК РФ, признаки взаимозависимости лиц регламентировались ст. 20 НК РФ.

Системный анализ этих норм показывает, что они не противоречат друг другу, однако ст. 105.1 НК РФ в большей степени детализирует и поясняет критерии отнесения лиц к группе взаимозависимых.

ВАЖНО! Положения ст. 20 НК РФ к настоящему моменту могут быть применены только в отношении сделок, учтенных по правилам гл. 25 НК РФ до 01.01.2012 (п. 6 ст. 4 закона № 227-ФЗ).

Правомочие квалифицировать лица как взаимозависимые по прочим основаниям, не регламентированным п. 1 ст. 20 НК РФ, может быть реализовано судебным органом только в том случае, если эти основания зафиксированы в других правовых актах, а связи и особенности взаимодействия между этими субъектами объективно могут оказать влияние на итоги сделок между ними (определение КС РФ от 04.12.2003 № 441-О). Например, в случаях осуществления хозобществом сделок с заинтересованностью, которые признаны таковыми в соответствии с нормами законодательства (см. решение АС ЯНАО от 06.06.2017 по делу № А81-6264/2016) и т. д.

Как видно, данный вывод активно применяется в судпрактике по сей день, в т. ч. применительно к положениям п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

Налоговые последствия признания лиц взаимозависимыми

При признании лиц взаимозависимыми непосредственные налоговые и организационные последствия возникают только в том случае, если налогоплательщик совершает с взаимозависимым лицом сделку, признаваемую контролируемой.

К контролируемым сделкам относятся сделки с взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а также сделки, формально не являющиеся контролируемыми, но приравненные к ним.

Установление факта совершения контролируемых сделок имеет для налогоплательщика следующие прямые организационные и налоговые последствия:

  • необходимость направления налогоплательщиком уведомления о совершении контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ);

  • необходимость подготовки и предоставления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), то есть обязанность налогоплательщика обосновать цены по контролируемым сделкам (ст. 105.15 НК РФ);

  • осуществление в отношении налогоплательщика специального налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ);

  • корректировка налоговых обязательств налогоплательщика – при установлении отклонения цены контролируемой сделки от уровня рыночных цен в сторону повышения или понижения при условии, что такое отклонение повлекло за собой занижение суммы налога (завышение суммы убытка) (ст. 105.3 НК РФ).

Читайте также:  Расчет компенсации при увольнении

Для наступления указанных последствий достаточно признания факта взаимозависимости с контрагентом по сделке и отнесения данной сделки к числу контролируемых.

Следует особо отметить, что налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами является отдельной формой налогового контроля, осуществляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС РФ). Данная форма налогового контроля не осуществляется территориальными налоговыми органами при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Вместе с тем, вопреки иногда высказываемому мнению, данное правило не означает, что территориальные налоговые органы в принципе не вправе осуществлять контроль сделок между взаимозависимыми лицами, не отнесенных к числу контролируемых.

В этом случае территориальный налоговый орган, исследуя неконтролируемую сделку между взаимозависимыми лицами, вправе установить факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и в связи с этим потребовать от налогоплательщика скорректировать свои налоговые обязательства. При этом для возникновения каких-либо налоговых последствий в отношении налогоплательщика недостаточно установления территориальным налоговым органом одного лишь факта взаимозависимости.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении сделок налогоплательщика, совершенных с взаимозависимыми лицами, но не признаваемых контролируемыми, территориальному налоговому органу необходимо доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике территориальные налоговые органы доказывают наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, следующим образом:

  • получение данных из ЕГРЮЛ и (или) базы «СПАРК», свидетельствующих о наличии взаимозависимости, а также о создании юридических лиц незадолго до совершения хозяйственных операций;

  • использование иных государственных информационных ресурсов, в том числе баз паспортов РФ, ЕГРН, ЕГРИП, баз данных МВД РФ в отношении транспортных средств, информационных ресурсов Таможни РФ, ФМС РФ, ЦБ РФ, ПФР РФ, ФСС РФ;

  • использование иных негосударственных информационных ресурсов: ИАС FIRA.PRO, поисковой системы по предприятиям России «Коммерсант КАРТОТЕКА» и пр.;

  • направление запросов контрагентам налогоплательщика с целью установления факта нарушения контрагентами налогоплательщика налогового законодательства РФ;

  • вызов в качестве свидетелей физических лиц, занимающих руководящие должности у контрагентов налогоплательщика, а также иных сотрудников контрагентов налогоплательщика с целью установления факта номинального управления контрагентом налогоплательщика, а также недостаточности числа сотрудников для совершения контрагентом налогоплательщика своих обязательств перед ним;

  • вызов в качестве свидетелей собственников, генеральных директоров, а также других сотрудников организаций, осуществляющих перевозку товаров по сделке налогоплательщика, с целью опровержения фактического перемещения товара между участниками сделки;

  • проведение осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов налогоплательщика;

  • анализ операций контрагентов по выпискам из расчетного счета, бухгалтерской и налоговой отчетности, с целью установления факта отсутствия хозяйственных операций, типичных для деятельности контрагента (например, отсутствуют арендные платежи, социальные взносы на заработную плату, расходы на канцелярские товары и т.п.);

  • вызов в качестве свидетелей сотрудников налогоплательщика в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что работы (услуги) действительно оказывались сотрудниками контрагента налогоплательщика, а не собственными сотрудниками;

  • направление запросов в иностранные компетентные органы с целью получения информации о лицах, являющихся контрагентами налогоплательщика, для установления конечных бенефициаров;

  • направление запросов иностранным юридическим лицам с целью установления фактических отношений между участниками заявленных сделок (например, между производителем товара и налогоплательщиком, реализующим данный товар на территории Российской Федерации, при наличии посредников);

  • направление запросов производителю товара в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что данный товар производился в определенном количестве;

  • установление факта использования разными организациями одних и тех же технических средств связи (телефон, факс, модем с одним IP-адресом);

  • привлечение специалистов и экспертов к мероприятиям налогового контроля (особенно если налогоплательщик осуществляет выполнение работ, при этом часть работ передана взаимозависимому лицу по договору субподряда);

  • проведение инвентаризации имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки;

  • привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимой налоговым органом проверке;

  • использование механизмов определения рыночного уровня цен, установленных главой 14.3 НК РФ, с целью определения значительного отклонения цен сделки от уровня рыночных цен.

Следует отметить, что приведенный выше подход к анализу неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в целом схож с подходом к анализу любых сомнительных сделок налогоплательщика, позволяющих сделать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт взаимозависимости, а также факт отклонения цены сделки от уровня рыночных цен сами по себе не будут являться основанием для доначисления налогов, но станут значимым фактором повышенного внимания налоговых органов к сделке и ее результатам.

Читайте также:  Условия программы «Молодая семья» в 2023 году

Своего рода отчет о взаимозависимых лицах в налоговый орган сдают в составе Уведомления о контролируемых сделках Форма уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249.

Фактор взаимозависимости отражают в Разделе 1А этой формы:

Уведомление о контролируемых сделках за истекший период подается только раз в год – не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если 20 мая выпадет на выходной и (или) нерабочий праздничный день, срок продлевается до ближайшего рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Отчитаться за 2021 год нужно не позднее 20 мая 2021 года.

По общему правилу цена в сделке считается соответствующей рынку, пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ). В то же время сделки между взаимозависимыми лицами всегда находятся под особым прицелом налоговиков, поскольку закон напрямую разрешает проверять адекватность цен в сделках между такими лицами (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, основные налоговые риски сделок между взаимозависимыми лицами в 2021 году лежат в области их ценовой политики. В случае проверки инспекторы будут сравнивать установленные расценки со сделками, в которых:

  • стороны не зависят друг от друга;
  • связи не влияют на экономические результаты сделки.

Кто такие взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях в 2021 году

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.

Запутались в сумме налогов и заполнении платежки? Закажите доступ к БухСофт и расчитайте сумму налогов автоматически.

В налоговом законодательстве есть следующие понятия, которые используют для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.

Долю прямого участия определяют как:

  • доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
  • непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.

Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяют как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене.

Может ли налоговая инспекция в рамках выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами? Отвечает Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России.

В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируют (п. 3 ст. 105.2 НК).

При определении доли участия лица в организации учитывайте участие в ней:

  • через иностранные структуры без образования юридических лиц;
  • через иностранные организации, для которых не предусмотрено участие в капитале (отсутствует уставный капитал или фонд).

Этот порядок применяют, если лицо признают контролирующим лицом этих структур. Долю участия определите в общем порядке. При этом учитывайте одну особенность. Если структуру контролируют несколько лиц, то долю участия определяйте пропорционально вкладу каждого контролирующего лица в имущество, переданное этой структуре. Если размер вклада определить нельзя, долю рассчитайте пропорционально количеству контролирующих лиц.

В налоговых правоотношениях взаимозависимыми лицами признаются лица (граждане и/или организации), которые в силу особенностей своих отношений могут оказывать влияние на условия сделок, на результаты сделок или на экономические результаты деятельности (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). То есть одно лицо имеет возможность влиять на решения, принимаемые другим лицом. Пример взаимозависимости – наличие родственных связей между физлицами (супруги, родители) или наличие у физлица или организации определенной доли уставного капитала в организации, которая дает право голоса при принятии экономических решений.

Отдельные критерии взаимозависимости определяет Налоговый кодекс (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В то же время лица могут самостоятельно признать себя взаимозависимыми по иным критериям (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), а также лица могут быть признаны взаимозависимыми в налоговых правоотношениях по решению суда (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

Основания для признания лиц взаимозависимыми

Перечень взаимозависимых лиц изложен в ч.2. ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с указанными положениями, к ним относятся следующие субъекты:

  • юридические лица (АО, ООО и другие), если одна организация прямым или косвенным образом участвует в капитале другой. Обязательным условием является размер участия, превышающий четверть уставного капитала;
  • физические лица, если они прямым или косвенным образом участвуют в уставном капитале организации. Размер участия также должен превышать четверть;
  • организация (АО, ООО и другие), выступающая 3-м лицом, относительно других юридических лиц, являющихся сторонами сделки, которая прямым или косвенным образом обладает долей более четверти в каждой из них;
  • организация или физическое лицо (физические лица), имеющие полномочия избрать или назначить единоличный орган управления или назначить не менее половины состава коллегиального органа управления юридические лица, а также совета директоров или наблюдательного совета;
  • организации (АО, ООО и другие), если их единоличные либо не менее половины коллегиальных исполнительных органы, а также совета директоров, либо наблюдательного совета сформированы решением одного лица;
  • если более половины коллегиальных органов управления или совета директоров юрлица сформированы одними и теми же физлицами, включая взаимозависимых лиц, указанных в последнем пункте (родственные отношения);
  • к таким субъектам относится организация и ее руководитель;
  • организации (АО, ООО и другие), в которых руководителем является один и тот же гражданин;
  • организации совместно с физическими лицами или без таковых, если доля каждого предыдущего субъекта в каждом последующем более 50-ти %, в случае прямого участия.
  • физические лица, если между ними есть отношения подчиненности по должности;
  • физические лица, если между ними близкие родственные отношения (супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры). Также к этой категории относятся попечитель или опекун и подопечный.
Читайте также:  Льготы для инвалидов 3 группы в Москве в 2024 году авто

Если речь не идет о прямом участии, то доли рассчитываются путем сложения всех участвующих взаимозависимых субъектов в юридическом лице (косвенное участие).

Эти нормы применяются только для целей налогового закона.

Понятие категории взаимозависимых лиц

Взаимозависимыми считаются физические и юридические лица, отношения между которыми определяются согласно результатам сделок. Налоговая служба рассматривает взаимозависимость в качестве негативной особенности в том случае, когда она в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды.

По мнению представителей налоговой службы, взаимозависимые отношения могут свидетельствовать о том, что налогоплательщику известно о нарушениях, допущенных его контрагентом, однако никаких мер он не предпринимает.

Во время проведения проверок инспекторы уделяют поиску взаимозависимых лиц повышенное внимание. Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определённым критериям)

Уведомлять о них в ФНС необходимо ежегодно до 20 мая каждого календарного года

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определённым критериям). Уведомлять о них в ФНС необходимо ежегодно до 20 мая каждого календарного года.

Что значит понятие “взаимозависимые лица”?

Лица признаются таковыми, если особенности деловых взаимоотношений между ними оказывают влиятельные процессы на результативность сделок и условия их проведения, а также на финансовые результаты их труда.

Чтобы взаимная работа лиц была определена Законом, должно быть учтено влиятельное участия одного лица в капитале другого, на основании заключённых между ними прописанными условиями.

Для признания имеет место быть и другая возможность одного бизнесмена или целой компании определять основные тезисы, принимаемые другими компаниями или отдельными предпринимателями. Кроме этого влиятельная деятельность учитывается в независимости от того, оказывается она одной фирме, или с ИП, или совместно с другими людьми, которые таковыми признаются согласно Закону.

Взаимозависимость — понятие, значимое для НК РФ

В налоговом законодательстве, несмотря на присутствие в НК РФ термина «аффилированные лица» (п. 2 ст. 269), более широко применяется понятие взаимозависимости. Расшифровку его сути и перечень ситуаций, в которых лица оказываются взаимозависимыми, содержат ст. 20 и 105.1 НК РФ.

Взаимозависимость возникает, когда лица (юридические или физические) имеют возможность самостоятельно или через своих зависимых лиц влиять на:

  • условия заключаемых сделок;
  • результаты заключенных сделок или итоги осуществляемой деятельности.

Влияние может осуществляться через:

  • участие в уставном капитале;
  • заключенное между лицами соглашение;
  • иные возможности.

Взаимозависимыми следует считать:

  • юрлицо и юрлиц и физлиц с долей участия в его уставном капитале, превышающей 25%;
  • 2 юрлица, имеющих в каждом из них больше чем 25%-ную долю участия одного и того же лица;
  • юрлицо и юрлиц или физлиц, имеющих возможность назначать его единоличный исполнительный орган или не меньше 50% состава коллегиального органа (в т. ч. через своих взаимозависимых лиц);
  • 2 юрлица, у которых коллегиальный орган управления больше чем на 50% состоит из одних и тех же людей.
  • юрлицо и его единоличный исполнительный орган, а также 2 юрлица, имеющих один и тот же единоличный исполнительный орган;
  • юрлицо и юрлиц или физлиц, которые по цепочке (в каждой последующей организации) имеют долю участия, превышающую 50%;
  • физлиц с отношениями, основанными на подчиненности;
  • физлиц, имеющих супруга (супругу) или близких родственников (в т. ч. на правах усыновления), а также состоящих во взаимоотношениях опекунства.

В отношении физлица размер доли его участия в юрлице оценивается по совокупности участия не только его самого, но и физлиц, являющихся для него взаимозависимыми (супруги, близкие родственники, а также те, с которыми отношения возникли на условиях усыновления или опекунства).

Контролируемые операции

Рассматривая договора, которые заключают взаимозависимые лица, НК РФ устанавливает признаки их контролируемости. В частности в данную категорию входят операции, осуществленные субъектами, местом проживания, регистрации, резиденства выгодоприобретателей и всех сторон которых выступает территория России, если другое не предусматривается статьей 105.14 (пунктами 3, 4 и 6). Необходимо сказать, что займы взаимозависимых лиц также могут признаваться как контролируемые. При этом должно выполняться одно из следующих условий:

  1. Сумма прибыли по сделкам за отчетный период превышает установленный в законодательстве предел (на 2013 г. — 3 млрд руб.).
  2. Одна из сторон договора выступает плательщиком сбора на добычу ископаемых, рассчитываемого по ставке, определенной в %, а предметом договора выступает объект, попадающий под такое исчисление. Такие сделки будут считаться контролируемыми, если совокупный доход по ним за календарный год больше 60 млн руб.
  3. Хотя бы один из участников выступает плательщиком по одному из следующих режимов:
  • ЕСН;
  • ЕНВД для определенных видов деятельности, если сделка заключена в рамках одного из них.

В последнем случае в качестве одной из сторон должен выступать субъект, не применяющий спецрежим.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...