Первый свод законов Древней Руси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первый свод законов Древней Руси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наличие статей об убийстве можно объяснить напряжённой обстановкой, в которой принимались законы Ярослава: постоянное состояние войны со своим отцом и братом, бесчинства дружины варягов в Новгороде и бунт в городе расшатывали порядок в княжестве и приводили к многочисленным преступлениям, в том числе, к убийствам. Законы Ярослава сохранили ранее существовавший обычай кровной мести за убийство и за нанесение человеку побоев или увечья, но теперь месть ограничивалась кругом ближайших родственников: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью». Право мести за убитого или покалеченного родственника допускалось родным братьям, сыновьям, отцу, а также дядьям и племянникам; все прочие не имели права кровной мести. Ограничение круга людей, имевших такое право, было большим шагом вперёд по совершенствованию правовой системы – без подобного ограничения месть могла длиться бесконечно долго. Чинить расправу самовольно закон запрещал; право мести вступало в силу только по приговору княжеского суда. В случае отсутствия близкой родни у убитого или покалеченного обвиняемый должен был заплатить княжескому двору виру (штраф). За убийство свободного человека полагалось заплатить в казну 40 гривен.

«РУССКАЯ ПРАВДА» — ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ

Спойлер

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси.

Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство.

Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции.

Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр.

Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший.

Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода.

По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития.

Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли.

Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.

) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа.

«Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

> Поделитесь с нами своим заданием!

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Статьи о защите прав собственности

За изломанное копьё, щит или за испорченную одежду полагалось возместить стоимость вещи; за взятых без спроса коня, оружия или одежды похитившему надо было заплатить 3 гривны. К вещи приравнивался и бесправный холоп – если господин находил у кого-либо своего сбежавшего холопа, то человек, присвоивший себе холопа, должен был заплатить 3 гривны.

В целом, законы Ярослава были направлены на защиту безопасности людей и охрану их собственности. Примечательно, что телесные наказания, ущемляющие достоинство людей, не предусматривались.

Несмотря на довольно мягкие наказания по сравнению с правовой практикой в других странах раннего средневековья, законы Ярослава не запретили некоторые жестокие обычаи, оставшиеся на Руси от древних предков. В частности, это относилось к проверке правдивости показаний правонарушителя. О «Суде небесном» пишет Н.М. Карамзин: если свидетелей преступления не удавалось найти, обвиняемый должен был пройти проверку раскалённым железом или водой. В первом случае ему надлежало взять в руку раскалённое железо или вынуть кольцо из кипятка – если через 3 дня на руке не оставалось следа ожога, значит, на обвиняемом нет вины. В случае водного испытания, голову обвиняемого длительное время держали под водой – если он не захлебнулся, значит, невиновен.

Сжатость законов Ярослава и ограниченность круга правонарушений, рассматриваемых в законодательстве, объясняется необходимостью их срочного принятия в условиях беспорядка и общественной напряжённости. Законы не коснулись проблемы наследства; не рассматривались вопросы правового положения низшего слоя древнерусского общества – челяди; не определялось отношение к некоторым общественным преступлениям и т.д. Тем не менее, значение Правды Ярослава, которая после победы Ярослава над Святополком стала общерусским законодательным кодексом, велико – документ стал основой дальнейшего развития древнерусского права. Расширенным и дополненным законодательством стал следующий юридический документ, получивший название «Правда Ярославичей».

«РУССКАЯ ПРАВДА» — ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ

1) Название одного из дворянских ополчений

1) невозможность самостоятельного правления

Годы царствования царя Василия Шуйского:

Дата постройки Покровского собора в Москве:

Самоназвание общины славян-земледельцев:

С событиями какого века связано имя Александра Невского?

1) былина о князе Владимире Красное Солнышко

4) религиозно-бытовое понятие («на тот свет с собой не возьмешь»)

3) после тверского восстания против баскаков

1) крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

4) Новый орган власти, возникший в период Смуты

2) набеги на русские города с целью грабежа

Укажите хронологическую последовательность событий:

27.Какой орган являлся высшим органом государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны?

Какая организация была создана после Второй мировой войны для решения важнейших международных проблем?

    Либеральное движение в России в начале XX века было представлено:

Как назывался в Древней Руси первый свод законов?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:

  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право-
  2. трое братьев Ярославичей — Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами-
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.
Читайте также:  Справочник Платежных поручений 2022

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.

Судебник 1550 г. как улучшенная версия Судебника 1497 г.

Тенденция к централизации привела к созданию нового свода законов – Судебника 1550 г. (Судебник Ивана IV, «Царский» Судебник). Основой для него послужил Судебник 1497 г., а преобразования, отраженные в нем, были связаны с усилением центральной власти. В нем нашло подтверждение право перехода крестьян в «Юрьев день», а плата за «пожилое» возросла. Отныне феодал стал отвечать за правонарушения своих крестьян, чем было обусловлено усиление их личной зависимости от хозяина. Также вводилось наказание за взяточничество, которого ранее не было.

Что касается статей новой версии Судебника более чем на треть они были новыми. Существует предположение, что в него также вошли статьи из Судебника князя Василия Ивановича – отца Ивана IV (который якобы был потерян и поэтому до наших дней не дошел).

Судебник 1550 г. по своей структуре во многом схож с первым Судебником, однако данные практически ста статей имеют более четкую систематизацию. В новом Судебнике перечень вопросов, которые регулировались центром (в т. ч. имущественного характера), стал более широким.

Кроме того, новый Судебник устанавливал порядок расширения и преобразования уже имеющихся данных новыми законодательными актами – царскими указами и боярскими приговорами. До 1640-х гг. было выпущено большое количество новых актов. Естественно, всегда имела место потребность в их обобщении и систематизации. На это были направлены приказы, из которых составлялись «указные книги»: в них отражались новые указы, которые выходили уже после 1550 г. и которые касались обязанностей определенного приказа.

Замечание 1

Η. М. Карамзин о значении «Царского» Судебника писал следующее: «Иоанн и добрые его советники искали в труде своем не блеска, не суетной славы, а верной, явной пользы, с ревностною любовию к справедливости, к благоустройству; не действовали воображением, умом, не обгоняли настоящего порядка вещей, не терялись мыслями в возможностях будущего, но смотрели вокруг себя, исправляли злоупотребления, не изменяя главной, древней основы законодательства; все оставили, как было, и чем народ казался довольным: устраняли только причину известных жалоб; хотели лучшего, не думая о совершенстве – и без учености, без теории, не зная ничего, кроме России, но, зная хорошо Россию, написали книгу, которая будет всегда любопытною, доколе стоит наше отечество: ибо она есть верное зерцало нравов и понятий века».

Спустя небольшое количество времени, а именно в 1589 г., при царе Федоре Ивановиче произошло создание Судебника, в котором была попытка очередной систематизации имеющихся норм и опыта (как правило, ученые рассматривают его исключительно в качестве проекта).

Выраженные в Судебнике 1550 г. общие определения о силе действия закона во времени и порядке составления новых законов оказали большую поддержку в выработке формы судопроизводства, которая за столетие (с момента издания Судебника до издания Уложения 1649 г.) стала целой системой.

Большинство самодержцев XVII в. были избраны Земскими соборами, однако право на то, чтобы царствовать, как тогда считали, было результатом божественного волеизъявления, а не сословного. Несмотря на то, что власть самодержцев в XVII в. не была закреплена в законодательстве, а также сводилась лишь к православным традициям, в сознании народа образ царя имел характер священный (обрядовый). Царская священность закреплялась венчанием на царство, который проводился патриархом. Он заключался в облачении царя в порфиру, возложении венца на его голову и барм, вручении скипетра и державы, произнесении символа веры.

Русская правда Ярослава Мудрого

  • ЕГЭ. История России. Общественное движение в России в XIX-XX вв. Исторические личности.
  • История. Россия. Даты по темам. Крестьянский вопрос.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Готовимся к сочинению. Как определить и записать позицию автора?
  • История России. Правление Александра III. 1881-1894 гг. Термины и понятия.
  • История России. Правление Алекcандра II. 1855-1881 гг. ТЕРМИНЫ.
  • Как пишется слово «исподтишка» и почему?
  • Как пишется слово «ароматерапия» и почему?
  • Как пишется слово «обусловливать» и почему?
  • Как пишется слово «наперсник» и почему?
  • Как пишется слово «дерматин» и почему?

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.

Судебная тяжба делилась на три фазы:

  1. Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.

  2. Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».

  3. Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.

Доказательная база Русской Правды строилась:

  • из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
  • из «поличных» — вещественных доказательств;
  • из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
  • из присяги.

В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина-
Духовенство-
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа-
Займы (бытовой заём и заём с закладом)-
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой)-
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон-
Относительное равенство сторон-
Активное участие при разбирательстве дела.
Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:
Заклич (публичное сообщение о преступлении)-
Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств)-
Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Читайте также:  Чек-лист по наследованию самозастроя

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:

  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право-
  2. трое братьев Ярославичей — Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами-
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Во времена правления Ивана III феодальная раздробленность постепенно начала сменяться политическим объединением. Усилиями князя и поддерживающих его бояр было создано централизованное государство с главным городом — Москвой. Назрела необходимость принятия документа, который регулировал бы отношения между властью и всеми слоями населения. Основные причины принятия Судебника:

Согласно общей характеристике, Судебник 1497 года представлял собой казуальную основу права. Положения в нём не были систематизированы. При создании этого нормативного акта служители руководствовались прецедентами, то есть отдельными случаями и решениями, вынесенными судами. Однако значение документа сложно переоценить.

Судебник чётко определял, какой класс господствующий, а также чьи интересы должны быть на первом месте. Первые признаки систематизации прослеживались, но не были достаточно выражены.

В документе содержались нормы следующих отраслей права:

Большая часть документа посвящена процессуальным нормам.

Составители исходили из того, что отношения между людьми в немалой степени подчиняются традициям и обычаям, выступающим в качестве основных регуляторов, а порядок проведения судебных заседаний требует более пристального внимания.

Согласно Судебнику, в процессе должны были участвовать 3 стороны:

Первый свод законов у славян назывался судебник

В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.

Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:

  1. Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.

  2. Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.

Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.

Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.

Судебная тяжба делилась на три фазы:

  1. Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.

  2. Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».

  3. Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.

Доказательная база Русской Правды строилась:

  • из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
  • из «поличных» — вещественных доказательств;
  • из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
  • из присяги.

В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Входная контрольная работа по Истории России 11 класс

Часть А

А1. В древности славяне жили строем:

1) феодально-крепостническим
2) родоплеменным
3) рабовладельческим
4) республиканским

А2. Теория о возникновении государства у восточных славян, на основе сведений летописи о приглашении варягов на Русь, получила название:

1) норманнской
2) восточнославянской
3) «Теория официальной народности»
4) «Сказание о князьях владимирских»

A3. Складыванию государства у восточных славян способствовало:

1) наличие больших незаселенных территорий
2) совершенствование техники земледелия
3) существование родовой общины
4) отсутствие выхода к морям

А4. События 882 г. и 907 г. связаны с именем князя:

1) Рюрика
2) Ярослава
3) Олега
4) Святослава

А5. Последствие принятия христианства Русью:

1) ухудшение отношений с Византией
2) начало феодальной раздробленности
3) укрепление государства и власти князя
4) ликвидация лествичной системы наследования

А6. Автор «Повести временных лет»:

1) монах Нестор
2) Даниил Заточник
3) митрополит Иларион
4) киевский князь Владимир Мономах

А7. В Галицко-Волынской земле в отличие от Владимиро-Суздальской:

1) существовала республиканская форма правления
2) важнейшим занятием населения было земледелие
3) отсутствовали конфликты между князьям и и боярством
4) важную роль играла торговля со странами Западной Европы

А8. Победы, одержанные Александром Невским, в Невской битве и на Чудском озере:

1) привели к объединению русских земель
2) предотвратили набеги монголо-татар на русские земли
3) освободили русских князей от уплаты дани Золотой Орде
4) предотвратили дальнейшую агрессию немецких и шведских рыцарей на Русь с северо-запада

А9. О каком князе идет речь в отрывке из документа?

Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять ее в Орду получил… когда стал великим князем владимирским… Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем.

1) о Данииле Александровиче
2) о Василии II
3) об Иване Калите
4) об Иване III

А10. Одна из предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы:

1) общая церковная организация
2) отсутствие внешней опасности
3) развитие натурального хозяйства
4) окончательное закрепощение крестьян

A11. Избранная рада — это:

1) совет приближенных к Ивану Грозному людей
2) орган, собиравший налоги с городских жителей
3) сословно-представительный законодательный орган
4) орган управления делами церкви при Алексее Михайловиче

А12. Результатом внешней политики Ивана IV стало присоединение (получение):

1) территории Левобережной Украины
2) выхода к Каспийскому морю
3) выхода к Балтийскому морю
4) выхода к Азовскому морю

А13. О каком периоде идет речь в отрывке из документа?

Окружили все польские квартиры, чтобы находившиеся там не могли дать отпор… Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Сперва рассеяли алебардщиков, потом ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои, в которых сперва убили Басманова, обычно спавшего около царя…

1) Смуты
2) опричнины
3) дворцовых переворотов
4) феодальной раздробленности

А14. Политическое развитие России XVII в. характеризует:

1) ослабление позиций дворянства
2) провозглашение России империей
3) обострение противоречий между церковной и светской властью
4) усиление роли сословно-представительных органов власти

Читайте также:  Как узнать подано ли заявление на развод?

А15. Значение Соборного Уложения 1649 г.:

1) завершение процесса оформления крепостного права
2) расширение прав Земского собора
3) отмена крепостного права
4) введение урочных лет

А16. Деулинским перемирием завершилась война:

1) Русско-турецкая
2) Русско-польская
3) Крымская
4) Ливонская

А17. В результате военной реформы Петра I русская армия стала комплектоваться путем:

1) рекрутских наборов
2) найма иноземных полков
33) всеобщей воинской повинности
4) призыва на службу только посадских людей

А18. Эпоха петровских преобразований приходится на:

1) 50-70-е гг. XVII в.
2) вторую половину XVIII в.
3) первую четверть XVIII в.
4) середину XIX в.

А19. К морским победам России в Северной войне относится сражение при:

1) Гренгаме
2) Корфу
3) Синопе
4) Нарве

А20. Причиной дворцовых переворотов XVI11 в. стало:

1) ослабление роли гвардии
2) перемещение столицы в Петербург
3) изменение Петром I закона о престолонаследии
4) большое число наследников в императорской семье

А21. Из какого документа приведен отрывок?

Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

РУССКАЯ ПРАВДА ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА СУДЕБНИКИ 1497-1550 СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649
Источники: 1) Византийское каноническое право;

2) Договоры Руси с Византией (907, 911, 944, 971);

3) Церковные Уставы Владимира I и Ярослава М.;

4) Княжеская судебная практика;

5) Обычаи, нормы обычного права

1) Русская Правда;

2) Вечевое законодательство;

3) Договоры города с князьями;

4) Судебная практика;

5) Обычное право;

6) Договоры с иностранными купцами, ремесленниками

1) Русская Правда;

2) ПСГ;

3) Уставные грамоты;

4) Судные грамоты;

5) Судебные решения по отдельным вопросам;///

6) Утраченный Судебник Василия III, отца Ивана Грозного;

7) Именные царские указы;

8) Законодательные акты Боярской думы и Земских соборов;

9) Обычаи;

10) Судебная практика

1) Судебники;

2) Указные книги приказов;

3) Царские указы;

4) Думские приговоры;

5) Решения Земских соборов (большая часть статей составлена по челобитным гласных собора);

6) «Стоглав»;

7) Литовское и византийское законодательство;

8) Новоуказные статьи «о разбоях и душегубстве», «о поместьях и вотчинах (1677)», «о торговле (1653, 1677)», которые вошли в Уложение уже после 1649 г.

Предпосылки: К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения.

Структура: 1). Краткая редакция (43 ст.):

— Правда Ярослава (1-18ст.);

— Правда Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) (19-41 ст.);

— ПоконВирный (ст. 42) – определение порядка кормления вирников (сборщиков штрафов)

— Урок Мостникам (ст.43) – регулирование оплаты труда мостников;
2). Пространная редакция (121ст.);

— Суд Ярослава (1-52 ст.);

— Устав Владимира Мономаха (53-121 ст.);
3). Сокращенная редакция

ПСГ можно разделить на 3 части:

1) 1-76 ст.; приняты

2) 77-108 ст.; в 1397 г.
3) 109-120 ст.- позже по решению вече

1) Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).

2) Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).

3) Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).

4) Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68);///

— статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе);

— главы (около 100).

Делятся на две половины, из которых в 1-й говорится о порядке суда, а 2-я включает в себя узаконения по частному гражданскому праву.

Лишь намечается разделение норм по отраслям права.

25 глав и 967 ст.

К Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи:

1) В 1669 г.- статьи по «татебным делам»;

2) В 1676—1677 гг.— о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов:

1) 1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).

2) 1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).

3) 1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).
Важную роль сыграл «приговор» Земского Собора 1682 года об отмене местничества (то есть системы распределения служебных мест с учётом происхождения, служебного положения предков лица и, в меньшей степени, его личных заслуг.)

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина-
Духовенство-
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа-
Займы (бытовой заём и заём с закладом)-
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой)-
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон-
Относительное равенство сторон-
Активное участие при разбирательстве дела.
Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:
Заклич (публичное сообщение о преступлении)-
Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств)-
Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

При Иване Грозном появилась такая процессуальная мера, как повальный обыск -поголовный опрос местных жителей с целью выявления очевидцев преступления. Суды были поделены на вышестоящие и нижестоящие. К первым относились государь и Боярская дума, а также наместник с «боярским судом». Эти суды наделялись правом пересмотра решений судов низшей инстанции. Право выносить смертные приговоры имел лишь царь.

Это контрастировало с соседней Речью Посполитой, где шляхтич распоряжался жизнью и смертью своего холопа. «Разгневанный помещик… не только разграбит все, что есть у бедняка, но и убьет его — когда захочет и как захочет, — свидетельствует современник. Когда шляхтич убивал холопа, он говорил, что убил собаку. По приказу пана у крестьянина могли отрезать уши и нос, выжечь на лбу знак виселицы, а в случае особо тяжкой провинности распороть живот и намотать кишки на дерево».

А в куртуазной и просветленной Франции феодал мог расправиться не только с холопом. Помните, что рассказывал благороднейший Атос том, как он поступил со своей женой, когда был графом де Ла Фер? «Граф был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных. Он совершенно разорвал платье на графине, завязал ей руки за спиной и повесил ее на дереве».

На Руси такое право было лишь у царя. Он же мог и помиловать приговоренного к смерти. Так Иван Грозный поступил со сподвижником легендарного покорителя Сибири Ермака — атаманом Иваном Кольцо. Тот в молодости немало покуролесил и как-то раз даже напал на ехавшее в Москву посольство Ногайской Орды. Самих послов Иван Кольцо, правда, не тронул, но убил многих из посольской свиты и разграбил дары, которые послы везли царю. За все за это Ивана Кольцо объявили «ведомым лихим разбойником», что давало право тем, кто его поймает, применить к нему пытки, а приговор за все его художества мог быть только один — виселица.

Но именно Иван Кольцо прибыл к царю в качестве гонца с богатыми дарами и вестью о завоевании Сибирского ханства. И царь на радостях простил разбойного атамана, сняв с него все обвинения. Кстати, именно при Иване Грозном в качестве наказания за различные преступления начали ссылать в Сибирь. «Первопроходцем» стал князь Петр Барятинский, сосланный «за Камень» (за Урал) царем из-за своей строптивости в местнических спорах.

Судебник 1550 года признал крестьян полноправными и свободными членами тогдашнего российского общества, уравнял их в правах с другими сословиями. В Судебнике были упорядочены правила перехода крестьян от одного землевладельца к другому (Юрьев день), и они были ограждены от насильственного холопства.

Судебник Ивана Грозного был намного демократичнее и гуманнее многих законодательных актов других стран, о чем наши и зарубежные историки сейчас предпочитают не вспоминать.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...