Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
Статус беженца регламентируется — ФЗ о беженцах от 28 июня 1997 г., статус вынужденного переселенца — Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19.02.1993 г.
Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев.
Права и обязанности иностранных граждан
Международно-правовые акты, а именно Декларация о правах лиц, не являющихся гражданами страны в которой пребывают (1985 г.), определяет: систему, нормы, права и обязанности.
Их смысл в следующем:
- любое государство имеет право определять правовое положение иностранцев в Российской Федерации, опираясь при этом на свою международную ответственность, а также учитывая обязательства в части прав личности;
- государство обязано обеспечить иностранцу независимый доступ в дипломатическое представительство или консульский орган государства;
- многочисленное выселение иностранцев – неприемлемо, если они законно пребывают на территории государства. Персональная высылка реальна только после соответствующего решения, установленного согласно закону;
- иностранцы также обязаны соблюдать нормы государства, в котором находятся. В случае нарушения ими законов, иностранные граждане понесут такую же ответственность, как и люди живущие в этом государстве;
- иностранцы имеют право на защиту государством своего гражданства. Количество прав, обязанностей и свобод иностранцев регулируется исполнительными и законодательными актами.
Согласно вышесказанному, разность прав иностранных граждан и людей страны проживания определены в основном в областях политических прав, то есть иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах и избираться в представительные органы власти, а также принимать участие в референдумах и иметь доступ к государственной службе в данной стране. Также не могут иметь отношение к военной службе, поскольку иностранцы не несут воинского долга. У них нет права въезда и выезда, но может быть установлен безвизовый режим, либо позволительная система въезда и выезда граждан конкретного государства и так далее. Не исключается и определение пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции, то есть иностранные граждане не имеют права быть лицом правонарушений, например: неверность Родине или избежание воинской обязанности и т.д.
Когда иностранец пребывает за границей, то получает защиту и покровительство от государства для своего гражданства. Иностранным гражданам предоставляется право иметь юридическую помощь и защиту от подобающих органов своего государства, а также его содействие, если в стране пребывания отказывают в правосудии и так далее.
Права иностранных граждан на обучение в высших учебных заведениях
- Граждане других стран и лица без гражданства имеют право на обучение.
- Прием в учебное заведение осуществляется на основании международных договоров, действующих между Россией и другими странами.
- Прием в учебные заведения осуществляется по системе квот и не должен превышать 7000 человек ежегодно по всей России.
- Поступление осуществляется согласно правилам того вуза, куда поступает иностранец.
- Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, вправе претендовать на бюджетные места в российских вузах.
- Иностранец должен подтвердить знание русского языка на достаточном уровне при поступлении в вузы.
- Иностранные документы об образовании должны проходить на территории Российской Федерации процедуру нострификации (подтверждения). Нострификация бывает академическая (позволяет продолжать образование в вузах России) и профессиональная (позволяет работать на территории России по своей специальности).
По общему правилу иностранцы в РФ пользуются таким же объёмом прав и свобод и несут такие же обязанности, что и граждане РФ, т. е. в отношении них устанавливается национальный режим. В отношении иностранцев так же действует принцип недискриминации, означающий, что иностранные граждане в РФ и лица без гражданства, проживающие в РФ, равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Однако осуществление ими своих прав не должно причинять вред гражданам РФ, государству РФ и другим лицам.[1]
Цель этой работы на основе анализа учебной, научной литературы и нормативно правовых актов раскрыть тему правового положения иностранцев и лиц без гражданства в РФ, их основные права, свободы и обязанности, ограничения въезда и выезда иностранных граждан из России и их категории, а также выявить ограничения их прав в РФ.
Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской Федерации с другими государствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туpисты занимают не основную часть мигрантов, что еще раз подтверждает актуальность выбранной тематики.
Нормы международного права, касающиеся иностранцев, включены в Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.
Они сводятся к следующему:
- любое государство имеет право устанавливать правовой режим иностранных граждан, учитывая при этом свои международные обязательства в области прав человека;
- иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
- в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод;
- недопустимы массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны;
- индивидуальная высылка возможна только во исполнение
решения, вынесенного в соответствии с законом; - иностранец имеет право на защиту государства своего
гражданства; - запрещается дискриминация иностранцев по признакам
расы, пола, языка, вероисповедания и пр.
Документы, удостоверяющие личность иностранца в России
В связи с тем, что иностранец, который в течение определенного периода пребывает на территории РФ, не имеет удостоверения, свидетельствующего о гражданстве РФ, законодатель устанавливает целый ряд документов, которые по своей силе заменяют его. Следует отметить то, что иностранцы, на основании Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», рассматриваемая категория лиц имеет право удостоверять свою личность с помощью документа, который он использует для этого в своем родном государстве. Его также может заменить действующий загранпаспорт.
Международными договорами, заключенными с иными странами, может устанавливаться определенный перечень документов, с помощью которых их граждане имеют право удостоверять свою личность, пребывая в пределах РФ.
Представители группы иностранцев, у которых есть вид на постоянное жительство или разрешение на длительное пребывание в территориальных пределах РФ, также могут удостоверить свою личность путем предъявления документов, свидетельствующих о данных фактах.
В том случае, если иностранное лицо находится на территории России на незаконных основаниях, то удостоверением его личности занимаются федеральные органы безопасности, что осуществляется в порядке, представленном законом. Для проведения такой операции обязательно должно быть выдано разрешение руководителя органа исполнительной власти конкретного региона или миграционной службы.
Трудовая деятельность
Граждане других государств, которые пребывают в РФ на законных основаниях, имеют право на ведение трудовой деятельности в пределах данного государства, но на условиях, предписанных законодательными актами РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации наделяет их возможностью свободно распоряжаться имеющимися способностями к трудовой деятельности, самостоятельно выбирать род деятельности, а также место реализации умений.
Более того, иностранцы могут вести предпринимательскую или любую экономическую деятельность, которая не возбраняется законом. Данная возможность предоставляется лишь после того, как иностранный гражданин достиг 18-летнего возраста и получил именное разрешение на ведение трудовой деятельности или соответствующий патент.
От исполнения предписанного требования освобождаются представители определенных групп населения, к числу которых относятся участники Государственных программ, проживающие в пределах РФ на временной или постоянной основе, сотрудники дипломатических представительств других государств, а также члены их семей, которые переехали в Россию на законных основаниях.
Данное правило также не распространяется на студентов, получающих образование в российских вузах и осуществляют трудовую деятельность в период каникул. Более полный перечень тех лиц, которым не требуется наличие специального разрешения на ведение трудовой деятельности в России, представлен в статье 13 ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан».
Рассматривая особенности трудоустройства иностранными гражданами на территории РФ, следует обратить свое внимание на то, что их работодателем может быть исключительно юридическое или физическое лицо, ранее получившее законное разрешение на осуществление найма иностранных работников.
Определенный статус имеют лица, которые планируют ведение трудовой деятельности в РФ, являясь высококвалифицированными специалистами в определенной сфере деятельности, медицинскими или научными работниками. Законом установлено, что их минимальный месячный оклад должен составлять 83 500 рублей и более. Требования к размерам заработной платы не устанавливаются в отношении специалистов, которые планируют ведение трудовой деятельности в рамках осуществления проекта «Сколково».
Как уже упоминалось ранее, для привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, российские работодатели обязаны иметь в наличии специальное разрешение. Данное правило не касается работодателей, расположенных в пределах свободного порта Владивосток.
Однако, следует отметить то, что в процессе приема на работу на предприятиях, зарегистрированных в данной территориальной части РФ, приоритет имеют те лица, у которых есть законное российское гражданство.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
Отправным началом для уяснения характерных особенностей правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства должны стать легальные определения этих понятий, сформулированных в национальных законах.
В России действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в котором содержатся соответствующие дефиниции. Закон нормативно определил, что иностранным гражданином в Российской Федерации признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2). Как правило, гражданство подтверждается паспортом или иным действительным документом, удостоверяющим личность.
Другой категорией лиц, находящихся в России и не обладающих ее гражданством, могут быть лица без гражданства. Согласно легальному определению они не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2).
Некоторыми особенностями отличается легальное определение понятия «иностранный гражданин» в конституционном законодательстве Великобритании. Так, в соответствии с Актом о британском гражданстве (1981 г.) к иностранным гражданам не относятся граждане стран Содружества, объединяющего более 50 государств.
Своеобразие правового положения граждан стран Содружества на территории Великобритании обусловлено историческими условиями распада Британской империи, когда колонии становились фактически независимыми государствами, но продолжали поддерживать тесные экономические, политические и военные связи с бывшей метрополией. Это своеобразие проявляется в особом порядке осуществления гражданами стран Содружества права на свободу передвижения и выбора места жительства на территории Великобритании, свободу труда, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также некоторых других прав.
Однако отдельные исключения лишь подтверждают общее правило, что иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) занимают по отношению к государству пребывания (проживания) принципиально иное положение в сравнении с его собственными гражданами. Здесь уместно напомнить, что гражданин любой страны мира находится со своим государством в устойчивой правовой связи, что порождает особый вид конституционно-правовых отношений — правовое состояние гражданства. Совершенно очевидно, что у иностранных граждан и лиц без гражданства такого правового состояния нет. В этой связи в отечественной литературе правильно отмечалось, что они по отношению к государству пребывания (проживания) находятся соответственно в правовом состоянии иностранства или безгражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства пребывают на территории любого государства на различных основаниях. В этой связи они имеют неодинаковый правовой статус. В соответствии с нормами международного права и национального законодательства лицо, не являющееся гражданином государства, может быть: 1) иммигрантом; 2) временно пребывающим лицом; 3) временно проживающим лицом; 4) транзитным пассажиром; 5) беженцем; 6) нелегальным мигрантом.
Под иммигрантом понимается иностранный гражданин или апатрид, поселившийся постоянно или на длительное время на территории другого государства и получивший в национальных органах власти вид на жительство. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство это «документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность».
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия его документа, удостоверяющего личность, но не более чем на пять лет, а лицу без гражданства — на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство он может быть по заявлению лица продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство законодательством не ограничено.
Временно пребывающими лицами признаются иностранные граждане и лица без гражданства, которые прибывают на территорию государства на основании визы или в порядке, не требующем ее получения (безвизовый режим), с целью трудоустройства, обучения, общения с родственниками и друзьями, делового общения и прочих целей. Вместо вида на жительство или разрешения на временное проживание каждому из них выдается миграционная карта.
Срок временного пребывания на территории государства определяется сроком действия выданной визы. При безвизовом режиме срок пребывания не может превышать 90 суток. Однако, если лицо прибыло в страну для обучения или выполнения определенных работ по трудовому договору или по контракту, то срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год. Затем он продлевается в установленном законом порядке.
К временно проживающим лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, которые прибыли на территорию государства и получили разрешение компетентных органов власти национальной юрисдикции на временное проживание. По законодательству России срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, но по истечении которого, лицо может получить вид на жительство.
R качестве транзитных пассажиров выступают иностранные граждане и лица без гражданства, которые проезжают по территории государства в транспортных средствах без пересадки в промежуточных пунктах. Таким лицам обычно выдаются транзитные визы. Но если действует безвизовый режим, то достаточно проездных документов и документов, удостоверяющих личность.
Особую категорию иностранных граждан и лиц без гражданства составляют беженцы. Закон РФ от 25 марта 1993 г. «О беженцах» дает легальное определение беженца. Им признается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений. Беженцем считается также лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего обычного местожительства в результате подобных событий, в связи с чем оно не может вернуться туда вследствие обоснованных опасений (ст. 2).
Получение статуса беженца связано с большими трудностями. Это зависит от материальных возможностей государства, особенностей его внешней политики, психологического настроя местного населения. Государство может отказаться от приема беженцев, ограничить их число количественными квотами. Но в случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, ему выдается соответствующее свидетельство, позволяющее постоянно проживать на территории принявшего государства, пользоваться дополнительными правами и льготами.
Среди беженцев встречаются иностранные граждане и лица без гражданства, покинувшие по политическим мотивам государство своей гражданской принадлежности или прежнее местожительство на территории другой страны. Такие лица могут ходатайствовать перед национальными властями государства о предоставлении им политического убежища.
Анализ ныне действующих конституций стран мира показывает, что почти все суверенные государства гарантируют в настоящее время иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище с правом неограниченного пребывания (проживания) на территории принявшего их государства и возможностью пользоваться его защитой. Россия на основании ст. 63 Конституции РФ «предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». При этом «не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением» (ч. 1-2).
Аналогичные нормы имеются также и в конституциях зарубежных стран. Разница между ними может быть лишь в мотивах предоставления государством политического убежища, закрепляемых нормами конституционного права. Россия предоставляет его «лица, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права». При этом принимается во внимание, что «преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища» (п. 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г.).
В Италии иностранный гражданин, лишенный в своей стране реальной возможности пользоваться демократическими свободами, гарантированными итальянской Конституцией, имеет право на убежище на территории Республики при соблюдении установленных законом условий (ст. 10 Конституции).
Болгария «предоставляет убежище иностранцам, преследуемым за их убеждения или деятельность по защите международно-признанных прав и свобод» (ч. 2 ст. 27 Конституции).
В то же время социалистические страны предоставляют политическое убежище иностранцам, которые преследуются в государстве своей гражданской принадлежности за борьбу во имя свободы, национальной независимости, социализма, демократии и мира, научной и культурной деятельности (ст. 82 Конституции Вьетнама, ст. 66 Конституции КНДР, ст. 13 Конституции Кубы). В других странах таких лиц могли бы посчитать заговорщиками или террористами, представляющими угрозу общественной и государственной безопасности.
Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию зарубежной страны подпольно, незаконным способом, считаются нелегальными мигрантами. Своим присутствием они не порождают правовые состояния иностранства и безгражданства. Их высылают за пределы страны в судебном или административном порядке.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства государство устанавливает национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.
Национальный режим определяют как уравнение иностранных граждан и лиц без гражданства в правах, свободах и обязанностях с гражданами государства, за исключением тех из них, которые оговорены конституцией, законом и международным договором. Россия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства применяет национальный режим. Это нашло свое отражение в ст. 62
Конституции РФ, где записано, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3). Аналогичные нормы имеются в конституциях Азербайджана (ст. 69), Молдовы (ч. 4 ст. 17), Португалии (ст. 15), Кыргызии (ст. 19) и Узбекистана (ст. 23).
Такая формулировка национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства является не совсем правильной. Большинство ограничений их прав и свобод устанавливается, прежде всего, конституционными нормами. Для подтверждения этого положения можно привести несколько разноплановых примеров.
Конституция Испании предусматривает, что иностранные граждане не могут участвовать в управлении делами государства, в компаниях по выборам кандидатов в представительные органы государственной власти и на выборные должности, замещать должности государственной службы (ст. 13, 23). Согласно ст. 16 Конституции Румынии «государственные гражданские или военные должности могут занимать и исполнять при этом соответствующие функции только лица, которые имеют румынское гражданство и постоянное местожительство в стране» (ч. 3). В Мексике иностранцам вообще запрещено заниматься политической деятельностью (ст. 33).
Иногда конституции зарубежных стран предоставляют явные преимущества гражданам государства в пользовании трудовыми и имущественными правами. В Гондурасе «иностранцы могут, в пределах установленных законом ограничений, заниматься лишь преподаванием наук и искусств, оказывать государству услуги в качестве техников или советников, и лишь в отсутствие гондурасцев, могущих занимать эти должности или оказывать эти услуги» (ст. 34 Конституции). На основании ст. 32 Конституции Мексики гражданам всегда отдается предпочтение перед иностранцами при получении различного рода концессий, занятии любых государственных постов и должностей в случаях, когда мексиканское гражданство не является обязательным. В Греции только граждане допускаются к исполнению любых государственных функций, если иное не предусмотрено специальными законами (ч. 4 ст. 4 Конституции).
Конституционные ограничения имущественных прав иностранных граждан и лиц без гражданства в основном касаются права приобретения в собственность недвижимости. В Литве земля, внутренние воды, леса, парки могут принадлежать на праве собственности только гражданам и государству (ст. 47 Конституции). По Конституции Армении «правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключение случаев, предусмотренных законом» (ст. 28). В Болгарии иностранцы и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю, кроме как в результате наследования по закону. Но в этом случае они должны передать свою собственность (ст. 22 Конституции). В Афганистане иностранным гражданам вообще запрещено конституционными нормами приобретать недвижимое имущество (ч. 1 ст. 41 Конституции).
Уникальная по своему характеру модель ограничения основных прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства использована в Конституции Швеции. Конституция закрепляет закрытый перечень вопросов, по которым иностранцы полностью уравниваются со шведскими гражданами (§ 22 гл. 2). В этот перечень входят следующие вопросы:
- свобода участвовать в собраниях и демонстрациях;
- свобода вступать в какое-либо религиозное общество либо объединение и выходить из него;
- защита от вмешательства в личную жизнь при введении персональных данных в ЭВМ;
- запрет на применение смертной казни, телесных наказаний и пыток, средств медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки желанию;
- право на судебную проверку законности лишения свободы в связи с преступлением или подозрении в совершении преступления;
- запрет обратной силы закона, отягощающего ответственность за преступления или устанавливающего новые налоги и иные выплаты государству;
- защита от привлечения к суду по ранее рассмотренным деяниям, спорам или иным делам;
- свобода от дискриминации по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения, или по признаку пола;
- право союзов рабочих, предпринимателей и союзов предпринимателей использовать такие меры борьбы, которые связаны с их профессиональной деятельностью;
- защита от экспроприации или иного аналогичного принуждения, а также от ограничений в пользовании землей или строениями;
- право на образование.
Но, главное, пожалуй, заключается в том, что во многих статьях современных конституций закреплены нормы, согласно которым определенными правами и свободами обладают только граждане государства. Поэтому более правильными являются формулировки тех основных законов зарубежных стран, в которых подчеркивается, что права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства ограничиваются в первую очередь национальной конституцией. Примером тому может быть Конституция Украины, в которой записано: «Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, — за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины» (ст. 26). Похожие, вплоть до полного совпадения, формулировки содержатся в конституциях Беларуси (ст. 11), Болгарии (ст. 27), Грузии (ст. 47), Казахстана (ч. 4 ст. 12) и Македонии (ст. 29).
Анализ конституционных положений показывает, что даже при установлении национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства они не могут пользоваться политическими правами и свободами и нести политические обязанности. Это исключительная прерогатива граждан государства.
Режим наибольшего благоприятствования устанавливается для граждан отдельной зарубежной страны. Для этого заключается двухсторонний договор, по которому каждое из государств обязано относиться к гражданам своего партнера на тех же условиях, что и к гражданам своей страны. Такой межгосударственный договор был заключен Данией и Исландией. В этой связи в Конституцию Дании была включена норма, предписавшая, что «граждане Исландии, которые пользуются равными правами с гражданами Дании в соответствии с Договором о датско-исландском союзе, сохраняют права граждан Дании, установленные настоящей Конституцией (ст. 87).
Специальный режим — это совокупность правовых условий, установленных национальной конституцией, законом или международным договором, когда отдельные права, свободы и обязанности закрепляются именно за иностранными гражданами. Так, конституции Вьетнама (ст. 25) и Китая (ст. 18) предоставляют иностранным гражданам, вкладывающим свои капиталы в национальные экономики, дополнительные имущественные права, устанавливают гарантии их реализации. «Хозяйство, основанное на иностранном капитале, — говорится в Конституции Вьетнама, — не подлежит национализации».
Все проанализированные выше режимы, создаваемые для иностранных граждан и лиц без гражданства, могут дополняться принципом взаимности, когда государство закрепляет за иностранцами из определенной страны точно такой же объем прав, которым пользуются его граждане в этой стране. Португалия, например, придерживается национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Тем не менее она готова предоставлять иностранным гражданам на принципе взаимности некоторые избирательные права. «Закон, — записано в ст. 15 Конституции, — может наделять иностранцев, проживающих на территории страны и на условиях взаимности со стороны соответствующего иностранного государства, избирательной правоспособностью на выборах в органы местного самоуправления» (ч. 4).
В рамках Европейского Союза предпринимаются усилия по максимальному сближению статуса граждан всех государств, входящих в его состав. Однако, как показывает опыт последних лет, не всегда это удается. Народы и правительства Великобритании, Франции, Италии выступают против свободы передвижения в границах Европейского Союза, наплыва неквалифицированной рабочей силы из стран Восточной Европы, ставшими недавно членами это объединения.
§ 6. Формы осуществления конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина
В отечественной литературе по конституционному праву ведутся дискуссии о понятия и классификации индивидуальных и коллективных прав, об их соотношении, о статусе коллективного субъекта, его фундаментальных и делегированных правах, способах их защиты. При этом на основании анализа конституционных норм выделяются в качестве коллективных следующие права:
- право на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя;
- права политической оппозиции;
- права трудящихся (на забастовку, создание профсоюзов, участие в управлении предприятиями, на работу в благоприятных условиях и т.д.);
- права потребителей и пользователей доброкачественными товарами и услугами;
- права детей;
- права женщин;
- права национальных меньшинств и этнических групп;
- права коренных народов страны.
Создается впечатление, что за основу классификации коллективных прав и свобод приняты названия соответствующих глав, разделов и статей конституций различных стран мира. Но если эту позицию довести до логического конца, то неизбежно придем к выводу, что граждане Таиланда и Японии не обладают правами и свободами и не несут никаких обязанностей. Ведь не случайно в структуре их конституций выделены в качестве элементов самостоятельные главы о правах, свободах и обязанностях народов Таиланда (гл. Ill—IV) и Японии (гл. III).
Конституции Азербайджана (ст. 54), Португалии (ст. 21), Гондураса (ст. 375) и ряда других конституций наделяют правом на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя не какой-то мифический коллективный субъект, а вполне реальных граждан государства. Может вызвать некоторое недопонимание формулировка данного права в ст. 20 Основного закона ФРГ, поскольку его носителем в буквальном понимании являются «все немцы» (ч. 4). Однако по сложившейся традиции во всех конституционно-правовых актах Германии термины «немцы» и «граждане» употребляются как синонимы или один вместо другого.
Права политической оппозиции представляют собой организационно-правовые формы реализации права граждан на объединение, на участие в осуществлении политики государства, на информацию, на свободу мысли и слова, на проведение публичных мероприятий и т.п. Конкретным адресатом этих прав является не политическая оппозиция, а гражданин государства.
В соответствии со , гражданство – это устойчивая политико-правовая связь, которую субъект (физическое лицо) приобретает по отношению к России как государственному образованию. Указанная связь проявляется во взаимоотношениях государства и человека, находящегося под его защитой. РФ, как и любое другое государство, обеспечивает своим гражданам реализацию гарантированных прав и свобод и предоставляет покровительство, когда они находятся за пределами страны, за что те берут на себя обязательства исполнять законы и другие писаные правила и предписания, продиктованные государством. Совокупность указанных прав и обязанностей отличает иностранца и субъект без подданства (или гражданства) от гражданина страны.
Подавляющее большинство людей становятся гражданами России при рождении от родителей-россиян или же от иностранцев, но на российской территории. Однако закон предусматривает и другие способы установления правовой связи с РФ, в частности, натурализацию, восстановление в гражданстве, оптацию и другие.
Ограничения на въезд и выезд
По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.
Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:
- нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
- сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
- привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
- участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
- нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
- ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
- неснятая или непогашенная судимость;
- отсутствие медицинской страховки;
- использование поддельных документов и др.
Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в черный список мигрантов.
Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:
- задержание по подозрению в преступлении;
- привлечение к уголовной ответственности;
- привлечение к административной ответственности;
- уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
- неуплата установленных законодательством налогов.
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной.
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).
Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.
В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.
Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.
Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.
Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.
В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.
Принципы конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
Принципами правового положения личности считаются закреплённые в Конституции и других законах руководящие нормы, которые фиксируют место человека в обществе и государстве.
Можно подразделить принципы конституционно-правового статуса личности на следующие виды в зависимости от субъектов правоотношений, на которые распространяется действие таких принципов:
- · общие принципы (действуют в равной степени как в отношении собственных граждан государства, так и в отношении иностранных граждан);
- · специальные принципы (распространяют свое действие только на лиц, обладающих определенным статусом в государстве), которые, в свою очередь, можно разделить на:
- v принципы, действующие применительно к правовому положению собственных граждан государства;
- v принципы, действующие применительно к правовому положению иностранных граждан.
В основе правового статуса человека лежит принцип неотъемлемости и неотчуждаемости в первую очередь личных прав и свобод человека, что есть естество природы человека. Т.к. эти права принадлежат всем людям от рождения, следовательно, они должны распространятся не только на собственных граждан государства, но и на иностранных граждан, находящихся на территории данного государства. Личные права и свободы могут быть ограничены лишь в исключительных случаях. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Можно сделать вывод, что личные права человека должны защищаться не зависимо от его гражданства.
Однако не всегда наделение иностранцев теми же права и свободами, что и собственных граждан государства, является очевидным, и иногда требует от них юридической активности в реализации этих прав.
Отдельные категории иностранных граждан
- Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
- Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
- Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
- Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
- Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
- Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.
Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно скачать здесь. Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.
Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:
- Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
- Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
- Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
- На отдельные должности иностранцев не принимают.
Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:
- Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
- Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
- Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
- Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
- Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
- Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.
Отличие между правовым положением российских и иностранных граждан в РФ
Иностранцы имеют равные с россиянами права и обязанности, кроме случаев, установленных ФЗ. Сюда относятся личные права (защищенность личности, жилища), экономические, социальные и культурные права, если они предусматриваются для нерезидентов: право на экономическую и трудовую деятельность, охрану труда и здоровья.
Проживающие иностранные лица на постоянной основе могут принимать участие в голосовании и быть избранными на должность в местное самоуправление. Но у них нет политических прав, которые имеют граждане РФ согласно конституционным положениям:
- занятие большинства государственных должностей;
- запрет на принятие участия в политических партиях;
- избрание в органы государственной службы;
- принятие участия в референдуме.
Ограничены у них и права свободы передвижения.
Иностранцы вправе защищать личные права методами, которые определены Конституцией, включая помощь суда.
Правила въезда и пребывания на территории РФ для иностранцев и лиц без гражданства
Иностранные лица или апатриды, прибывшие в Россию с различными целями, вправе пребывать на территории державы при наличии миграционной карты, визы, разрешения на проживание или вида на жительство. Основной нормативный акт, регулирующий особенности въезда и выезда, — ФЗ «О порядке въезда в РФ».
Начальный этап въезда в страну подразумевает заполнение миграционной карты, в которой указывается цель приезда и дата. При въезде из безвизовой державы потребуется лишь гражданский паспорт. Это касается жителей неотдаленных государств, с которыми заключено международное соглашение. В иных случаях предоставляется заграничный паспорт, например, для граждан и гражданок Узбекистана.
Особенности пересечения рубежа:
- постановка на миграционный учет при нахождении в РФ свыше 1 недели;
- пребывать в России разрешено не более 90 дней каждые полгода;
- оформление РВП при желании остаться в стране навсегда;
- ВНЖ иностранцы получают на 5 лет, после чего появляется возможность его продления.
Чтобы зарегистрироваться после въезда, необходимо посетить территориальный орган МВД и предоставить извещение о прибытии, паспорт, визу и миграционную карту.
Когда заканчивается срок действия миграционного учета, оформляется РВП. Некоторые группы лиц вправе получить его без очереди: появившиеся на свет в Советском Союзе, имеющие детей в РФ или состоящие в браке с гражданином России. По завершении срока действия разрешения оформляется ВНЖ, который дает возможность в будущем получить гражданство.
Во въезде откажут, если при прохождении границы иностранец нарушит требования пересечения, представит ложные справки, имеет судимость, уклонялся от налогов.
Требования к пребыванию:
- с наличием визы: покинуть территорию страны до момента завершения периода ее действия (согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»);
- без визы: нахождение в пределах государства не более 7 дней (по «миграционке»).
При нарушении сроков выезда иностранцу запретят въезжать на территорию России в течение трех лет, также его ожидает административная ответственность в виде штрафа.
Сроки пребывания продлевают на основаниях:
- приезжий получил разрешение на временное пребывание;
- переселенец подал документы на РВП;
- работодатель подал прошение о взятии иностранца на работу в качестве высококвалифицированного специалиста;
- было подано ходатайство о признании статуса беженца.
Срок действия патента должен быть продлен.
Экономическое и демографическое положение указывает на невозможность обхождения без мигрантов. Им должна оказываться государственная поддержка, чтобы переселенцы чувствовали себя защищенными, проживая в РФ. Для трудовых мигрантов должны предоставляться рабочие места, полная информация об условиях работы, их здоровье должно быть застраховано.
Прочие типы социальной помощи:
- выплата пенсий и пособий инвалидам;
- пособия на погребение;
- выплата по беременности и рождению ребенка, матерям-одиночкам;
- ежемесячная помощь военнослужащим.
Пособия от государства назначают не всем категориям. Не положены они иностранцам, которые находятся на попечении державы, которых лишили родительских прав, которые уехали за пределы страны для постоянного проживания.
Со странами СНГ было заключено соглашение, по которому обоюдно признается трудовой стаж мигрантов, и доступно социальное страхование и соцобеспечение. Медосмотр и оказание других медицинских услуг оплачиваются за счет работодателя.
Приезжим также предоставляется право на:
- отдых;
- (не) имущественные права — получение квартир, домов в пользование, наследование и завещание имущества, заключение сделок купли-продажи;
- образование;
- свободу совести — запрещено враждовать и выражать ненависть по религиозным убеждениям;
- налоги, сборы — обложение НДФЛ;
- брачные отношения;
- защиту — обращение в суд.
Права и свободы предоставляются на равных основаниях с жителями РФ.
Выдача кредитов доступна на иных условиях, чем для граждан России. Заем предоставляется на покупку жилья, транспортного средства, для потребительских целей. Главные требования — наличие российского подданства, высокий доход. При наличии ВНЖ доступно оформление ипотеки.