Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования в ФАС России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжалуйте решение в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты, когда сотрудники ФАС изготовят его. На это у контролеров три дня. Копию решения возьмите в ФАС или получите по почте. Такие правила установлены в пунктах 3.34 и 3.38 регламента из приказа ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.
С какими жалобами обращаются в ФАС
Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой. ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы. Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания. Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Административный порядок оспаривания предписаний территориальных антимонопольных органов
Предписание территориального антимонопольного органа может быть быть также обжаловано в коллегиальный орган ФАС России. Составы коллегиальных органов утверждаются руководителем ФАС России с учетом положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Председателем коллегиальных органов является руководитель ФАС России или один из его заместителей.
Коллегиальный орган ФАС России правомочен принимать решения при наличии не менее половины от его состава. Решения коллегиального органа принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегиального органа. При равенстве голосов членов коллегиального органа, голос председателя коллегиального органа является решающим.
Заявитель и территориальный антимонопольный орган вправе принять участие в заседании коллегиального органа ФАС России по пересмотру решения (предписания) территориального антимонопольного органа.
Результаты пересмотра решения (предписания) территориального антимонопольного органа оформляются решением, которое подписывается председателем коллегиального органа ФАС России. Данное решение изготавливается в полном объеме (с мотивировкой) и размещается на сайте ФАС в течение 5 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение ФАС вступает в силу со дня размещения на сайте.
Решение коллегиального органа ФАС России может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 1 месяца со дня его вступления в силу.
Административный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов в ФАС не является обязательным. Заявитель может обжаловать решение (предписание) сразу в арбитражный суд.
Пример: заявление письмом в последний день
Заказчик обжаловал решение УФАС в арбитраже в последний день трехмесячного срока. Заявление направил письмом. Представитель участника закупки утверждал, что заказчик нарушил срок для обжалования: решение УФАС приняло 23 апреля, а письмо заказчик отправил 23 июля. Однако суд не согласился с доводом участника и рассмотрел жалобу заказчика.
Судья пояснил, что заявитель вправе обратиться в суд до 24:00 последнего дня срока обжалования. Если заказчик в этот день передаст документы на почту, срок учитывают по штампу на конверте. Судья обосновал вывод частью 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса РФ (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 ноября 2015 г. № А75-8955/2015).
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
ФАС России (Центральный аппарат, г. Москва) рассматривает жалобы на действия (бездействие):
- Заказчика при размещении заказа для федеральных государственных органов, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона для субъекта Российской Федерации или муниципалитета;
- Оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке;
- Оператора ЕИС (портал госзакупок);
- Заказчика при размещении заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг на территории иностранного государства.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
- Служба основана 9 марта 2004-го.
- Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
- Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
- Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
- Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
- На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
- Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
- Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Адвокат по обжалованию решения ФАС в Екатеринбурге
Борьба с монополистами дает возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Если вы не согласны с выводами ФАС, которые выносятся после официальных проверок, то обжалование решения антимонопольного органа в судебном порядке – выход из сложившейся ситуации.
Уже на первом этапе могут возникнуть проблемы, если вы не используете услуги квалифицированного адвоката. Самостоятельно заполнить многочисленные документы без ошибок проблематично. А если канцелярия обнаружит неточности, она вернет заявителю все документы. Вы потеряете массу времени.
Подобными спорами с антимонопольным комитетом занимаются юристы нашей компании — Вы можете воспользоваться услугами экспертов со стороны уже сегодня. Просто позвоните и мы начнем сотрудничество с Вами: профессионально, на выгодных условиях и в срок.
Внесудебный порядок обжалования решения ФАС в вышестоящем антимонопольном органе
Обращение в судебные инстанции требует от сторон больших временных трудозатрат, поэтому незаконные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке.
Порядок досудебного урегулирования предполагает следующий алгоритм действий:
- Определяется подразделение ФАС.
- Составляется письменное заявление с жалобой на действия ФАС.
- Направляется жалоба на признание незаконными действий должностных лиц ФАС.
- В установленные сроки производится проверка действий ФАС, и выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе.
- Решение вышестоящей инстанции ФАС по результатам рассмотрения обращения передается заявителю в письменной форме. Если в удовлетворении его требований было отказано, то такое решение антимонопольного органа должно быть мотивированным.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:
- Выбор подразделения ФАС;
- Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
- Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
- Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
- Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.
Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:
- Выбор подразделения ФАС;
- Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
- Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
- Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
- Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.