Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.
Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.
Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия
В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.
Осуществление и организацию прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования регулируют нормативные акты, а именно, указы и приказы Генерального прокурора страны, на которые опираются и которыми руководствуются все прокуроры.
На него возлагаются широкие полномочия, которые дают возможность осуществлять полный и всесторонний надзор, однако при этом должна обеспечиваться процессуальная независимость органа уголовного преследования и в особенности следователя [20, C. 284].
Считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, непредставление указанного документа прокурору в течение 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения.
Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т. д.
Прокуратура РФ в целях укрепления законности, обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод гражданина и человека, защиты охраняемых законодательством интересов государства и общества реализует, совместно с другими направлениями, надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативную и розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание.
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Законодательство защищает действия прокурора тем, что он имеет право отменить и решение руководителя следственного органа. Однако ч. 4. ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит, что и руководитель следственного органа может вынести мотивированный отказ на действия прокурора.
Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования
Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос. Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм. Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.
Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.
К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.
Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.
Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.
В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.
Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.
Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)
Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.
В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.
Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.
Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.
Прокурорский надзор за производством предварительного следствия
Несмотря на то, что рядом ученых выделение стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства ставится под сомнение [1,2,3], тем не менее, мы убеждены, что данная стадия дела имеет важное конституционное, уголовно-процессуальное, уголовно-правовое и социально-психологическое значение [4, с. 38]. Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках возбуждения уголовного дела, ведь эта стадия наиболее близка по времени к моменту совершения преступления. Строгое соответствие закону на данной стадии уголовного судопроизводства необходимо как для защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, так и для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно ущемляет права граждан, интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о низкой профессиональной компетентности работников правоохранительных органов [5, с. 180]. Поэтому от того, насколько своевременно принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько качественно, оперативно и законно проведена проверка поступившего повода, насколько обоснованно принятое решение по результатам этой проверки, зависит успех дальнейшего расследования, обеспечение прав и законных интересов граждан, а значит, и достижение назначения уголовного судопроизводства в целом.
Актуальность данной темы состоит в том что имеющиеся полномочия прокурора нельзя признать достаточными для осуществления эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела, возможности прокурора по обеспечению соблюдения прав граждан по-прежнему ограничены.
Отдельные авторы считают, что отсутствие у прокурора права самостоятельно принимать решения по сообщению о преступлении ориентирует его на активизацию надзорной деятельности. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Представляется, что только комплекс процессуальных полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, при осуществлении прокурорского надзора и уголовного преследования, способен обеспечить законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела.
Лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не позволяет ему своевременно устранять выявленные нарушения. Внесенные изменения в УПК РФ не влияют на своевременность реагирования прокурора на выявленные им факты нарушений уголовного законодательства. Следует обратить внимание на несовершенство положений закона, регламентирующих полномочия прокурора по реагированию на незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждения уголовного дела. Целесообразней изложить ч.6 ст. 148 УПК РФ в такой редакции, где «постановление руководителя следственного органа, следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, а также материалы проверки сообщения о преступлении незамедлительно направлялись прокурору. Прокурор, отменяет постановление об отказе в возбуждения уголовного дела и возбуждает уголовное дело, либо возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не позднее 5 суток.»К вопросу о прокурорском надзоре за исполнением законов при возбуждении уголовного дела. Одной из важнейших предпосылок успешного, расследования уголовного дела является своевременное и законное решение вопроса о его возбуждении.
Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях от регистрации влечет утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступления, создает им возможность совершать новые преступления. В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в данном случае производство следствия должна быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ» является «…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст.
20 УПК (по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения);3. законности и обоснованности принятого решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения; 1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 173 настоящего Кодекса;Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела. Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК). В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений или сообщений о преступлении, несвоевременную регистрацию таких заявлений и сообщений, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки.
1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).
В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст.
Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела
Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.
Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.
В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.
Прокурор на этапе предварительного расследования
На этом этапе закон наделил прокурора правом:
- Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
- Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
- Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
- Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
- Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
- Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
- Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
- Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.
Судебное производство
В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:
- предварительное;
- основное.
Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:
- Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
- В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
- Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.
Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:
- представляет доказательную базу;
- аргументирует свою позицию;
- отвечает на контраргументы противной стороны;
- изучает доказательства защиты;
- предлагает конкретное наказание.
То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:
- квалифицирующий признак не подтвердился;
- дело переквалифицировано на иную норму или статью.
У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.
Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].
Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.
С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства [2]. О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст.
7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).
Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства
Группы Прокуратура Рязанской области
2 июля 2021 в 16:25
Автор: Прокуратура Рязанской области
Войдите на сайт, и вы сможете вступить в группу.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.
Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.
Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.
На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):
- осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
- принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
- требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
- обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
- санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
- мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
- утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
- оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
- отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
- рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
- участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
- разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
- осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
- изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
- отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
- вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
- вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
- возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
- выполнение прочих функций согласно УПК.
Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.
По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.
Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.
Прокурор в судебных стадиях производства
Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.
В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:
- предварительное рассмотрение;
- разбирательство в судебной инстанции.
Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.
На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:
- излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
- рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
- решается вопрос прекращения дела либо преследования.
Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.
Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.
На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:
- предъявляет доказательства;
- изучает имеющие отношение к делу доказательства;
- высказывает позицию стороны обвинения;
- предлагает применить конкретное наказание;
- использует механизм гражданского судопроизводства.
Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.
До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.
Это делается:
- исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
- применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
- иной квалификацией с менее жёстким наказанием.
Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.
Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)
Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».
Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.
Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.
Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора
Надзор прокурора за следствием и органами дознания из СК РФ, МВД и ФСБ осуществляется в соответствии с должностными полномочиями, возложенными на него законодательством РФ. Так, до передачи открытого дела в суд он вправе:
- Проверять на законность порядок рассмотрения обращений о преступлениях, установленный в проверяемом ведомстве.
- Требовать немедленного устранения выявленных правонарушений. Так, это может быть несоблюдение порядка проведения дознания.
- Проводить проверку законности отказа руководителя, сотрудника СК РФ в открытии, приостановке или закрытии уголовного дела.
- Отменять незаконные постановления или аналогичные акты, не имеющие правового обоснования для их вынесения.
- Отстранять должностное лицо от расследования дела при нарушении норм, установленных УПК РФ.
- Разрешать отвод (самоотвод) дознавателя.
- Возвращать уголовное дело. При этом прокуратура дает дознанию и следствию краткие указания об установлении иной квалификации преступления, о проведении доп. расследования и др.