Российский перевозчик в международных автомобильных перевозках грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российский перевозчик в международных автомобильных перевозках грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Правовая сущность договора перевозки груза

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Ответственность сторон по договору перевозки груза

Ответственность по договору, в отличие от обязательства, возникающего из соглашения об организации перевозок, строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Таким образом, ответственность перевозчика отличается от общегражданской ответственности предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК РФ), которая наступает независимо от вины, если только иные основания ответственности не предусмотрены законом или договором.

Ответственность по договору перевозки, в отличие от общих положений об ответственности, ограничена пределами стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Перевозчик отвечает прежде всего за неисполнение или ненадлежащее исполнение основной обязанности — доставить груз получателю в целости и сохранности. Неисполнение этой обязанности имеет место при утрате груза, а ненадлежащее исполнение — в случае его недостачи, порчи или повреждения. Под утратой груза понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения сроков доставки (ст. 12 ТУЖД, ст. 190 УВВТ, ст. 300 КТМ СССР), а при перевозке на воздушных судах — в течение 10 дней (ст. 126 ВК РФ); на автомобильном транспорте при выполнении городских и пригородных перевозок предусмотрен срок 10 дней, который исчисляется с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).

Порча груза — ухудшение его качества вследствие изменения химических свойств, повреждение — вследствие изменения физических свойств. Порча, повреждение груза, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Условия ответственности за необеспечение сохранности груза общие: а) неисполнение (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательства, б) наличие в связи с этим убытков у кредитора (отправителя, получателя), в) причинная связь нарушения перевозчиком договорного обязательства с убытками кредитора, г) вина перевозчика.

Грузоотправитель или грузополучатель обязаны при решении вопроса об ответственности перевозчика доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением перевозчиком договорного обязательства и возникновением убытков.

Перевозчик для освобождения от ответственности должен доказать отсутствие своей вины.

Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности при условии, если он докажет наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и несохранностью груза. Такими обстоятельствами являются: вина грузоотправителя или получателя; недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при приеме груза к перевозке; особые естественные свойства самих грузов, сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы (ст. 108 ТУЖД, ст.191 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 132 УАТ).

Претензии и иски по перевозкам

1. Грузоотправитель, получатель до предъявления к перевозчику иска обязаны предъявить ему претензию. Обстоятельства, служащие основанием для предъявления претензии, а затем и иска, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы, записями в накладной. Недостача, порча, повреждение груза и багажа удостоверяются коммерческим актом. Он составляется перевозчиком по требованию получателя и подписывается соответствующими работниками транспортного предприятия и получателем (если получатель участвовал в проверке груза и составлении акта).

Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа — квитанции и акта, составленного по требованию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэропорту).

Утрата груза подтверждается накладной и квитанцией с отметкой перевозчика о неприбытии груза.

На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недостачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транспортной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств — в актах установленной формы (термин «коммерческий акт» здесь не применяется).

Отказ транспортного предприятия составить коммерческий акт получатель обжалует в установленном порядке и принимает грузы по правилам приемки продукции от поставщика (или иного контрагента) по количеству и качеству. Составленные таким образом акты приемки без участия перевозчика, а также документы, подтверждающие обжалование отказа перевозчика от составления коммерческого акта, принимаются арбитражным судом (судом) в качестве доказательств несохранности груза.

Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины: коммерческие акты, акты общей формы и др., составленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

Срок для предъявления претензий к перевозчику — шесть месяцев, а при взыскании штрафов — 45 дней. Срок для ответа на претензию — 30 дней. Лишь при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.

Читайте также:  Как обжаловать результаты судебно-медицинской экспертизы?

Срок исковой давности по требованиям, возникающим из перевозки, — один год.

По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получателям предъявление претензий не является обязательным. Перевозчик может сразу обращаться в суд. Транспортное законодательство предусматривало для таких требований срок исковой давности в шесть месяцев (ст. 22 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», ст. 166 УАТ, ст. 303 КТМ).

Сейчас срок давности одинаков как для требований к перевозчику, так и для требований перевозчика к отправителям и получателям — один год. Это прямо следует из п. 3 ст. 797 ГК РФ: «Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами», а также из ст. 142 ТУЖД.

В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа.

Не содержит условия об обязательном предварительном предъявлении претензий для подачи иска в суд и ВК.

Административная ответственность за перегруз

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в пользу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Понятие перевозки, ее этапы

Перевозка как правовое понятие урегулирована Гражданским кодексом, посвятившим ей отдельную главу, которая именуется «Перевозка» (гл. 40). Однако, несмотря на название, в ней отсутствует определение перевозки. Нет его и в транспортных законах, в том числе и в УЖТ. Лишь в Федеральном законе от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» содержится дефиниция близкого к нему понятия «перевозочный процесс», в соответствии с которой это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (п.1 ст.2). Как видно в приведенном определении не обозначена суть перевозки, а лишь указываются организационно-технологические признаки данного процесса. На самом деле его сердцевину составляет гражданско-правовая категория, именуемая услугой по перевозкам и имеющая договорный характер. Это и должно найти отражение в приведенном определении.

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.

2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.

3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.

4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.

5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).

6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.

А) указанное истцом субъективное право, относительно которого должно быть вынесено решение арбитражного суда;

Б) материальный объект спора сторон;

В) обязанность ответчика совершить определенное действие;

Г) право истца на обращение истца в суд.

3. Составьте таблицу: «Виды сроков исковой давности».

4. Составьте таблицу: «Требования, на которые не распространяется исковая давность» с приведением примеров по каждому виду требования.

5. Решите задачу

25 мая 2019 г. налоговая инспекция подало в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности и о взыскании с гр-на Татаринова О.Ю. транспортного налога за 2014 год. Суд принял ходатайство к рассмотрению. Правомерно ли действие суда. Каково должно быть решение по данному делу?

ЛЕКЦИЯ 14. ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ПЛАН:

1. Страхование, понятие, виды

2. Страхование автотранспортного средства: ОСАГО и КАСКО

3. Страхование дополнительного оборудования

1. Страхование, понятие, виды. Согласно п.2 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» выделяются две формы страхования: обязательное и добровольное. В обязательном страховании государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей (например, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное медицинское страхование, страхование ответственности туроператора и др.)

Читайте также:  Лицензия на медицинскую деятельность по всем видам деятельности от лидеров

Добровольное страхование действует в силу закона, но на добровольных началах. Законодательство может определять подлежащие добровольному страхованию объекты, общие аспекты страхования, но конкретные условия регулируются Правилами страхования, установленными страховщиком.

Страховые компании осуществляют свою деятельность на основе лицензии. Лицензирование страховой деятельности направлено на защиту интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля деятельности страховых организаций и соблюдения ими действующего законодательства РФ. Органом, осуществляющим лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации, является Банк России.

Обратим внимание на значение некоторых понятий, используемых в страховых отношениях и требующих понимания со стороны страхователя.

Комментарий к Ст. 786 ГК РФ

1. Комментируемая статья носит название «Договор перевозки пассажира», но в действительности посвящена еще и договору перевозки багажа. Тем не менее объединение в рамках одной статьи этих двух договоров оправданно: перевозка багажа производна от перевозки пассажира и неотделима от перевозки пассажира, поскольку «договор перевозки багажа может быть заключен только с лицом, обладающим проездным билетом» . Сдача к перевозке багажа названа в числе основных прав пассажира (абз. 4 п. 3 комментируемой статьи). Вопрос о том, является ли перевозка багажа самостоятельным договором, выступает в современной литературе предметом дискуссии. Так, В.В. Витрянский считает, что законодатель не формулирует отдельный договор перевозки багажа, а включает его в предмет договора перевозки пассажира в качестве факультативного обязательства перевозчика; соответственно, «появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке» . Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, напротив, выделяют договор перевозки багажа в отдельный вид обязательств, указывая при этом, что «обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она отдельным соглашением к нему» . Последняя позиция находится в русле отечественной традиции (следует отметить, что формулировка договора в комментируемой статье не отличается от формулировки, содержавшейся в ст. 374 ГК РСФСР 1964 г.). Так, еще в советское время в самом известном комментарии к Гражданскому кодексу указывалось, что «в обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира входит также перевозка принадлежащего пассажиру багажа. Однако для перевозки багажа необходимо заключение с перевозчиком специального договора, зависимого и дополнительного (акцессорного) по отношению к договору перевозки пассажира» . О.С. Иоффе также считал перевозку багажа акцессорной сделкой по отношению к перевозке пассажиров и отмечал, что тесная связь между перевозкой пассажиров и их багажа не устраняет значительных различий между договорами перевозки пассажира и перевозки багажа, «обусловленных уже тем, что в одном случае перевозятся люди, а в другом — имущество». С этой точкой зрения необходимо согласиться.

———————————
Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М.: Юрид. лит., 1965. Т. II. С. 202 (автор — В.А. Рясенцев).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. IV. С. 144 (автор — В.В. Витрянский).

Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. С. 471 (авторы главы — Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов).

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрид. лит., 1982. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи договор перевозки пассажира — это соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую сторону (пассажира) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за проезд. Пассажирами могут быть только физические лица. Договор перевозки пассажира является консенсуальным хотя бы потому, что этот договор «иным быть не может, ибо перевозятся люди, а для заключения реального договора требуется передача вещей» . Перевозка пассажиров может осуществляться любым видом транспорта в специально оборудованных перевозочных средствах (в их числе пассажирские вагоны, каюты корабля, салон самолета и т.п.).

———————————
Там же. С. 446.

Багаж — это «вещи пассажира, перевозимые одновременно с ним, но не под его присмотром» . Непосредственно из п. 1 комментируемой статьи можно вывести следующее определение договора перевозки багажа: это соглашение, по которому перевозчик при наличии заключенного договора перевозки пассажира обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт доставки пассажира и выдать багаж пассажиру или уполномоченному им лицу, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за провоз багажа. Договор перевозки багажа является реальным договором.

———————————
См.: Гражданское уложение. Проект. Т. 2. С. 631 — 632.

Главное отличие договора перевозки багажа от договора перевозки груза заключается в том, что рассматриваемый договор двухсубъектный. Багаж сопровождает пассажира или следует за пассажиром . Получатель багажа, не совпадающий с пассажиром, не является третьим лицом, в пользу которого заключен договор: получатель действует от имени пассажира. Поскольку «багажом признаются вещи пассажира, перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном транспортном средстве (вагоне, автомобиле)» , далеко не все виды транспорта могут обеспечивать перевозку багажа. Так, невозможна перевозка багажа в трамваях, троллейбусах, в городских маршрутных автобусах и такси — на этих видах транспорта возможно заключение только договора перевозки пассажира с ручной кладью.

———————————
Как правило, перевозка багажа осуществляется тем же транспортным средством, что и перевозка пассажира. Однако допустима ситуация, когда багаж следует за пассажиром в другом транспортном средстве. Так, в соответствии со ст. 86 УЖТ перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения. Статья 22 УАТ декларирует, что пассажир имеет право перевозить багаж в багажном отделении транспортного средства или отдельным транспортным средством.

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

Отличие перевозки багажа от перевозки ручной клади (на морском транспорте — каютного багажа) пассажира заключается в том, что ручная кладь остается на время перевозки во владении пассажира, в то время как багаж передается во владение перевозчику. Соответственно, перевозчик несет договорную ответственность только за сохранность вверенного ему багажа, но не отвечает по договору перевозки за сохранность ручной клади, остающейся под контролем пассажира . Данное положение является решающим и позволяет выделить договор перевозки багажа даже в тех случаях, когда специальное транспортное законодательство не различает правовой режим ручной клади и багажа, как это можно вывести из смысла ст. 103 ВК РФ . Даже учитывая тот факт, что багаж на воздушном транспорте перевозится в том же самолете, что и пассажир с ручной кладью, пассажир передает владение багажом перевозчику, который без контроля пассажира доставляет и загружает багаж в воздушное судно, а затем выгружает и возвращает багаж пассажиру (пусть даже не непосредственно, а с использованием транспортерной ленты, с которой пассажиры, опознав свои вещи, снимают их сами).

———————————
В то же время утрата (повреждение) ручной клади пассажира может порождать ответственность перевозчика, которая в данном случае является внедоговорной ответственностью за вред, причиненный имуществу пассажира.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 145 (автор — В.В. Витрянский).

Оформление договора перевозки грузов

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Такой документ удостоверяет факт приема груза к перевозке и одновременно является формой договора перевозки груза.

На железнодорожном транспорте основным перевозочным документом является транспортная железнодорожная накладная, которая состоит из четырех листов: (1) оригинала накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); (2) дорожной ведомости, которая составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и всех участников перевозочного процесса (остается у перевозчика на станции назначения вместе с распиской грузополучателя); (3) корешка дорожной ведомости (остается у перевозчика на станции отправления); (4) квитанции о приеме груза (остается у грузоотправителя на станции отправления). В транспортной накладной указываются грузополучатель, станции отправления и назначения, наименование и масса перевозимого груза, тип вагонов (контейнеров) и другие условия договора перевозки грузов.

Читайте также:  Компенсация при увольнении по соглашению сторон

Важным перевозочным документом, оформляемым на станции отправления, является вагонный лист, который имеет доказательственное значение при рассмотрении дел, связанных с утратой, недостачей, повреждением грузов. Вагонный лист составляется на каждый груженый вагон и содержит перечень всех грузов, погруженных в данный вагон, сведения о наложенных пломбах, времени подачи вагона под погрузку и выгрузку и об их окончании. При любой перегрузке грузов в другой вагон вагонные листы пересоставляются.

На автомобильном транспорте перевозка грузов оформляется транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. Транспортная накладная служит документом учета товарно-материальных ценностей и составляется в четырех экземплярах: (1) для списания товарно-материальных ценностей организации, отпустившей груз (грузоотправителя); (2) для оприходования товарно-материальных ценностей организацией, получившей их; (3) для расчетов автотранспортного предприятия с заказчиком (является приложением к счету за перевозку этих товарно-материальных ценностей); (4) для учета транспортной работы (прилагается к путевому листу).

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной должна устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. В настоящее время данная форма не установлена, а действуют требования к заполнению грузовой авианакладной, утв. распоряжением Минтранса России от 29 августа 2001 г. N НА-334-р «Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации». Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом.

Значительные отличия в оформлении договора перевозки груза имеются на морском транспорте. Так, при линейном судоходстве перевозчик обязуется вступить в договор перевозки груза на объявленных им условиях по линейному коносаменту с каждым, кто к нему обратится. При этом коносамент не является формой договора морской перевозки. Он выдается после заключения такого договора в любой простой письменной форме. Коносамент является доказательством наличия договора морской перевозки, ценной бумагой, а также служит распиской в приеме груза к перевозке. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, заполняемые грузоотправителем и перевозчиком. Существует несколько разновидностей коносамента (например, сквозной, долевой, служебный). В международных морских перевозках альтернативой коносаменту может служить морская накладная.

Правовое регулирование

Ныне действующий гражданский кодекс регулирует правоотношения кратко лишь в общих чертах, которые выступают основополагающей концепцией для более досконального и подробного правового сопровождения специальными законодательными нормами. Этот прием обусловлен тем, что подобные обязательства охватывают как минимум всю страну и требуют единообразного и комплексного подхода. Это приводит к тому, что более половины норм носят императивный характер.

В частности, в 784 статье ГК предусмотрено, что более детальное регулирование обязательств осуществляется уставами, кодексами и т. д. Специальные нормы не должны противоречить общим положениям, принципам и основам, установленным в гражданском кодексе.

Основными специальными законодательными актами в данной сфере являются:

  • Воздушный кодекс.
  • Транспортный устав ЖД РФ.
  • Кодекс торгового мореплавания.
  • Кодекс внутреннего водного транспорта.
  • ФЗ 1995 года «о федеральном ЖД транспорте».

Понятие перевозчика по российскому законодательству

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок

В блоке о том, что такое транспорт логистика, мы говорили об информационном сопровождении продукции. Раскроем эту тему немного подробнее.

Компании стараются пользоваться всеми современными средствами навигации, чтобы не столкнуться с непредвиденными обстоятельствами и успеть вовремя внести изменения в разработанный маршрут.

Помимо этого, важно держать клиента в курсе о том, на какой стадии идет процесс выполнения доставки и где находится его заказ. Поэтому услуга вплотную связана с качественной и быстрой мобильной связью и интернетом.

Это не менее важный этап для всех потребителей. Сюда входит:

  1. Специализация. Недавно открывшаяся фирма может не заниматься транспортировкой напрямую, а быть посредником между заказчиком и перевозчиком, добавляя к расценке свою накрутку. А вот крупные компании, переправляющие сборные посылки, вызывают больше доверия.
  2. Опыт. Чем дольше предприятие на рынке, тем выше вероятность того, что оно уже имеет отлаженную систему логистики движения транспорта.
  3. Команда. Квалификация специалистов не должна заставлять сомневаться, ведь от сотрудников зависит то, как пройдет перевозка товара.
  4. Технологии. Это касается механизмов взаимодействия с потребителем, чем они лучше, тем легче проходит сотрудничество.

Итак, в основах транспортной логистики для начинающих сказано, что сфера направлена на доставку посылок из точки А в точку Б в строго установленный срок и с минимальными расходами. Здесь важное место занимает время и финансы, поэтому услуга должна быть выгодна обеим сторонам. И вот как это достигается:

  1. Предотвращение порчи и утери продукции.
  2. Сокращение запасов, находящихся на складе и в пути.
  3. Увеличение расстояния и объема груза. Ведь перевозить одну партию на 400 км будет намного дешевле, чем три на 200 километров. А большой объем не только понижает затраты на транспортировку 1 единицы, но и требует использование ж/д и водного транспорта, ценник на которые значительно ниже.

Чтобы быстро и комфортно достигать целей при разработке организации процесса, специалисты используют специальную программу TMS. Эта система помогает рассчитать наиболее оптимальный маршрут, учитывая габариты и вес товара, модель сети, а также его пропуск в конкретную местность. В итоге можно с легкостью определить отклонение пути от плана, устранить ненужные простои и решить другие аналитические задачи.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...