Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензионные требования к управляющим компаниям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Что такое лицензионные требования и условия
Статья 8. Лицензионные требования
1. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
С 01.03.2022 в ч. 2 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 17.06.2019 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
С 01.03.2022 в п. 1 ч. 3 ст. 8 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
С 01.03.2022 в п. 5 ч. 3 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
5) иные требования, установленные федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, лицензионными требованиями наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, являются требования о соблюдении режима охраны помещений (территорий), используемых для осуществления такой деятельности, порядка учета защищенной от подделок полиграфической продукции, а также технических требований и условий ее изготовления, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере производства и оборота защищенной от подделок полиграфической продукции.
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
- Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.
На практике различают следующие виды лицензий:
-
Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.
-
Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.
-
Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
-
Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).
-
Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.
-
Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.
-
Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.
-
Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
-
Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.
Прежде всего, в лицензирующий орган предоставляется заявление о выдаче разрешения и комплект официальных бумаг (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Формы заявлений могут существенно различаться, ведь разные службы ответственны за лицензирование отдельных направлений деятельности.
В заявлении пишутся:
- название компании и ее организационно-правовая форма;
- место нахождения соискателя;
- направление деятельности, подлежащее лицензированию;
- ИНН;
- данные выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- подтверждение уплаты госпошлины.
Что такое лицензирование: буква закона
Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — №99-ФЗ).
Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность, получение услуг или работ заявленного качества, их соответствие всем нормативам, установленным законодательством или иными правовыми актами.
Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов услуг грузоперевозок выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.
В сфере ответственности таких органов находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование, приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.
Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании, — они помогают собрать пакет документов и преодолеть все бюрократические препоны.
Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.
Список лицензируемых видов деятельности в 2021 году:
- Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным (за исключением деятельности такси), железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом
- Погрузочно-разгрузочные работы и буксировка транспорта
- Охранная и детективная (сыскная) деятельность
- Образование детей и взрослых
- Производство лекарств и медицинской техники
- Деятельность в сфере медицины и фармацевтики
- Производство и реализация алкоголя
- Клиринговая и страховая деятельность
- Деятельность кредитных организаций и НПФ
- Торги и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- Деятельность в области космоса и атомной энергетики
- Деятельность по защите государственной тайны
- Деятельность, связанная с шифровальными и специальными техническими средствами для негласного получения информации, защита конфиденциальной информации
- Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем
- Услуги связи, телевещания, радиовещания
- Производство и продажа специальной полиграфической продукции, защищенной от подделок
- Производство, испытание, ремонт авиатехники
- Деятельность, связанная с вооружением, боеприпасами, военной техникой
- Легальный оборот наркотиков и психотропных веществ
- Проведение азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы
- Заготовка, хранение, переработка, реализация металлического лома
- Управление многоквартирными домами
- Экспертиза промышленной безопасности
- Эксплуатация производственных объектов повышенной опасности (взрыво-, пожаро- и химически опасных)
- Обезвреживание, сбор, транспортировка отходов, относящихся к I — IV классам опасности
- Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения
- Деятельность по использованию источников ионизирующего излучения
- Тушение пожаров, монтаж, ремонт и техобслуживание средств пожарной безопасности
- Использование возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО
- Трудоустройство российских граждан за рубежом
- Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях
- Геодезическая и картографическая деятельность, гидрометеорология и геофизика, маркшейдерские работы
- Сохранение объектов культурного наследия.
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.
За что могут забрать лицензию
Если будут нарушены лицензионные требования, выдавший лицензию орган издаёт предписание об устранении нарушений. Если в установленный срок предписания не будут исполнены – действие лицензии может быть приостановлено.
Лицензия приостанавливается по решению суда. Он же определяет, на какой срок будет приостановлена лицензия. Продление этого срока законом не предусмотрено, после его истечения действие лицензии восстанавливается.
Впрочем, если нарушения так и не будут устранены, лицензирующий орган вновь обратится в суд – на этот раз с представлением об аннулировании лицензии.
Вот, за что могут прекратить действие лицензии:
- По заявлению лицензиата – то есть «по собственному желанию»;
- В связи с ликвидацией юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
- По решению суда.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный Федеральный закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.
Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так при получении лицензии на пользование недр — Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, при получении лицензии на осуществление банковских операции – законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 и т.д.
Все остальные виды деятельности, указанные в п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании…» лицензируются в строгом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядок лицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.
Федеральным Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ» предусмотрено поэтапное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию:
С 1 января 2006 г. упразднено требование наличия лицензии для осуществления таких видов деятельности, как: сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оценочная деятельность; деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); аудиторская деятельность; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование следующих видов деятельности: туроператорская; турагентская; проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, происходит, на мой взгляд, в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностью практически не осуществляется. Между тем, основную опасность интересам граждан представляет именно процесс осуществления деятельности. Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличие лицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей. Поэтому преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).
ФЗ «О лицензировании…» установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования.
Правительство России в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом, лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006г. № 45 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
В ст.7 ФЗ «О лицензировании…» решается и проблема действия лицензии в пространстве. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением. К ним относятся:
1) заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
2) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
Перечень конкретных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. Однако проекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти — Минпромэнерго России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.
Порядок получения лицензии
Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:
— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
— фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
— идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
— лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании…», который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии[11].
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Так, например, для получения лицензии на производство лекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документами предусмотренными выше придется предоставить, следующие документы:
— перечень лекарственных средств, которые соискатель лицензии готов производить;
— описание основных технологических процессов, обеспечивающих качество лекарственных средств;
— согласие органов местного самоуправления на размещение производства лекарственных средств на соответствующей территории;
— копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования;
— копии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии производства лекарственных средств требованиям санитарных правил;
— копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств[12].
Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных ФЗ «О лицензировании…» и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется соискателю лицензии[13].
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:
— полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;
— возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов[14].
Теперь проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
— наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
— несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать[15].
По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности: эксплуатация пожароопасных производственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
На каких основаниях может быть остановлено или аннулировано действие лицензии
Если в процессе проверок, контролер найдет какое-либо нарушение со стороны предприятия, то ему предоставляется один месяц на то, чтобы его исправить. Если юр.лицо или ИП упорствует, то лицензия у него отзывается.
Не стоит расслабляться в случае исправления ошибки. Скорее всего, вас будут ждать внеочередные проверки.
По иску лицензирующего органа лицензия отзывается в течение 10 рабочих дней по судебному решению.
В добровольном порядке лицензирование прекращается в следующих случаях:
- при оформлении заявления о прекращении деятельности;
- при приостановлении деятельности физ. или юр.лиц (сюда не относится реорганизация).