Как проходят встречные налоговые проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходят встречные налоговые проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

Процедура проведения встречной проверки

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

  • совершение налогового правонарушения впервые;

  • незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

  • большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

  • нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

  • одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

  • недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Как ответить на требование

Действительно бывают ситуации, когда налоговый орган запрашивает большой объем информации и документов, или в требовании не указаны обязательные сведения, однако не стоит оставлять требования без внимания. Например, получено требование по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании данного требования налогового органа.

В таком случае отправьте в налоговый орган письмо. Попросите привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их. А так же сообщите в ответе о готовности предоставить документы и информацию.

Иногда требование содержит запрос документов, срок хранения которых истек или налогоплательщик и не обязан был их хранить, тогда он может отказать в представлении документов и объяснить причины, по которым документы не сохранились.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.
Читайте также:  Налог с продажи автомобиля в 2023 году

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Сроки камеральной проверки: 3 месяца после подачи декларации. По декларациям НДС срок камералки составляет 2 месяца.

Приостановить камеральную проверку не могут. В распоряжении инспектора есть только отведенный ему срок.

Если налогоплательщик отправил уточненную декларацию, а срок камеральной проверки предыдущей версии расчета еще не закончен, то первоначальная камералка больше не проводится. Начинается камеральная проверка вновь поданного расчета. Все огрехи предыдущей декларации пропадают втуне.

При выявлении каких-либо нарушений налоговая не промолчит и обязательно сообщит об этом. После окончания камералки у инспекторов на это есть 10 дней.

Выездная проверка проводится не дольше 2 месяцев. Однако она может продлеваться до 4, а если очень понадобится, то и до 6 месяцев. В некоторых случаях инспекторы имеют возможность приостановить проведение проверки. Срок такого приостановления может достигать 6 месяцев.

В запросе о предоставлении документов по встречной проверке указывается, в течение какого срока налогоплательщик должен предоставить документы. Как правило, этот срок составляет 5 рабочих дней, в отдельных случаях может быть 10 дней. Поскольку встречная проверка является дополнительной мерой контроля либо частью другой проводимой проверки, регламентированного срока проведения у нее нет.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

Читайте также:  Налог для самозанятых: кому и сколько нужно платить

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

В каких случаях назначаются налоговые проверки?

Как уже и говорилось выше, встречная проверка возможна либо во время проведения основной, то есть камеральной или же выездной, либо после ее завершения. В последнем случае речь идет о дополнительном мероприятии налогового контроля. Учтите, что осуществление встречной налоговой проверки возможно даже тогда, когда основная приостановлена по разным причинам. Все это следует из статьи 93.1 НК РФ.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на судебную практику: она помогает лучше разобраться в вопросах применения тех или иных законов. В частности, суды учитывают материалы, полученные по запросам от контрагентов до вынесения окончательного акта. То есть у ФНС РФ в принципе есть время для встречной налоговой проверки.

Кроме того, инспекция вправе делать запросы и вне рамок конкретных проверок, но только по отдельно взятым сделкам.

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте правильно ли вы подготовили документы к проверке. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента. При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения. Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации, а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

Подробнее о сроках представления документов по требованию написано:

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию.

При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно. И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках встречных проверок. Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Непредставление документов (информации) налоговикам при «встречке» может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке. И так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:

  • написать письмо, описав условия сделки;
  • просто представить документы по этой сделке.

Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Основания для проведения встречной проверки

Встречная проверка – это процедура контроля операций контрагента налогоплательщика. Инспекция ФНС может инициировать подобное мероприятие в следующих случаях:

  • Когда компания уклоняется от налогов с использованием незаконных схем. В этом могут быть замешаны несколько контрагентов.
  • Если установлена недостоверность сведений в налоговых документах или когда сами декларации поддельные.
  • Когда есть подозрения в фиктивности сделки или недобросовестность контрагента имела место быть ранее.
  • Ели установлено, что компания-объект проверки утаивает товарно-материальные ценности, не указывает их наличие в соответствующих бухгалтерских документах.
Читайте также:  Вступление в наследство в ДНР

В Налоговом кодексе РФ – ст. 91.1 не указан исчерпывающий перечень таких оснований. Проверка может инициироваться в любом случае, если деловой партнер налогоплательщика вызовет у инспекторов подозрение. Основное условие – надлежащее уведомление организации-контрагента руководителем ИФНС или его уполномоченным представителем.

Проведение встречных проверок должно осуществляться только при учете многочисленных требований. Поэтому сами налоговые инспекторы должны следовать некоторым условиям. Процедура делится на последовательные этапы:

  • первоначально выявляются разные ошибки или сомнительные сведения относительно разных сделок, совершаемых проверяемой фирмой с другими компаниями;
  • инспектор направляет запрос контрагенту, на основании которого руководитель организации должен подготовить определенный пакет документов, имеющий отношение к сотрудничеству между компаниями;
  • документация должна подготавливаться предприятием в течение пяти дней, после чего ответственный представитель фирмы должен привезти лично в отделение ФНС эти бумаги, а также они могут быть отправлены по почте с помощью ценного письма с описью вложения;
  • далее инспектором проверяется документация, полученная от контрагента;
  • сравниваются данные, имеющиеся в документах разных предприятий;
  • по результатам проверки формируется заключение работниками ФНС, причем оно должно передаваться обеим компаниям.

Последствия встречной проверки

Каждая компания должна учитывать требования инспекторов, чтобы по итогам проверки контрагента не возникла такая ситуация, когда будет проводиться внеплановое исследование фирмы.

Часто возникает ситуация, когда отсутствуют необходимые документы, запрашиваемые в рамках встречной проверки. Пояснительная записка составляется работниками компании при таких условиях. Она содержит информацию о том, что конкретные документы были утеряны или просто отсутствуют в фирме.

К последствиям такого исследования для контрагентов относятся следующие:

  • при обнаружении расхождений в документах может проводиться проверка контрагента;
  • может привлекаться компания к административной ответственности, если действительно выявляются нарушения;
  • если вовсе обнаруживаются признаки мошенничества, основным назначением которого является сокрытие доходов, то может привлекаться фирма и должностные лица к уголовной ответственности.

Поэтому фирмы должны ответственно подходить к формированию и хранению различной документации, формирующейся в процессе сотрудничества с другими организациями.

Финансисты отмечают, что в Налоговом кодексе РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Соответственно, по их мнению, проверяющие вправе затребовать документы, относящиеся к периодам, не совпадающим с периодом, контролируемым в рамках камеральной (выездной) проверки (письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519).

В то же время судьи с этим могут не согласиться. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу № А68-13557/09 указано, что истребование документов, не совпадающих с периодом проверки, неправомерно. Арбитры признали данное требование произвольным, то есть налогоплательщик выполнять его не обязан. И на основании этого отменили решение инспекции о привлечении организации к ответственности.

Запрашиваемые документы при проверке

Срок для представления документов составляет 5 дней. Инспекция может запросить абсолютно любые документы, которые относятся к проверяемой компании, например, договоры поставки или услуг и приложения к ним, акты, товарные накладные, счета-фактуры.

Документы представляются в виде копий, заверенных руководителем или другим уполномоченным лицом и печатью предприятия. Требование о нотариальном заверении копий является незаконным. Однако налоговый орган вправе запросить оригиналы документов для ознакомления.

Документы представляются в комплекте с сопроводительным письмом. На одном экземпляре сопроводительного письма следует поставить отметку налоговой инспекции о приемке документов. Это оградит организацию от необоснованных претензий налоговых органов. Если документы составлены в электронной форме, то они должны быть переданы в в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование содержит значительный перечень документов, которые невозможно подготовить за 5 дней, то рекомендуется направить в инспекцию ходатайство об увеличении срока представления требуемой информации и указать желаемую дату полного представления документов.

Однако следует быть учитывать, что налоговые органы могут не удовлетворить ходатайство, так как это их право, а не обязанность. Если требуемые документы отсутствуют, то следует сообщить об этом налоговую инспекцию не позднее 5 дней с даты получения требования.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...