Судебный пристав, его полномочия и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебный пристав, его полномочия и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.

Как взыскать долг по исполнительному листу через приставов?

Далее:

  • направляются запросы по месту работы (о заработной плате) и в банковские организации в отношении розыска накоплений такого человека;
  • при поступлении зарплаты или иных перечислений на счет банк, согласно предписанию пристава, автоматически снимает с карты должника 50% в пользу кредитора (если взыскиваются алименты — то и до 70%).

Окончание исполнительного производства

Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:

  • исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
  • возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
  • возвращение исполнительного документа по требованию суда;
  • ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
  • получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
  • направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
  • истечение срока давности постановления — касается административного производства.

Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.

Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Полномочия пристава в исполнительном производстве

Федеральным законом № 229-ФЗ приставы наделены полномочиями по ведению исполнительных производств. По отношению к должнику специалисты ФССП вправе осуществлять любые законные исполнительные действия, позволяющие взыскать долг, удерживать текущие платежи, изъять и передать имущество. К основным полномочиям приставов в исполнительном производстве относится:

  • возбуждение, окончание, прекращение и приостановление производства;
  • издание постановлений по всем процессуальным вопросам – об аресте имущества и счетов, о запретах и ограничениях, о розыске, по другим вопросам;
  • проведение исполнительных действий – выезд на место, опись и арест имущества, изъятие вещей и предметов, оценка, розыскные мероприятия;
  • реализация мер обеспечения к должнику и имуществу;
  • дознание по уголовным делам, входящим в компетенцию ФССП;
  • привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ.

Положение высших судов

Пример 2

Открытое акционерное общество подало заявление в суд о признании недействительным постановление, принятое судебным приставом-исполнителем, согласно которому ОАО как акционеру запрещается принятие решений по вопросам одобрения сделок общества в крупных размерах. Судом данное постановление было признано не законным на основании того, что запрет судом на одобрение крупных сделок со стороны ОАО является чрезмерным и это приводит к ущемлению прав должника (в соответствии с определением, установленным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации от 25 марта 2013 года по делу № А11-239/2012).

Также Высшим Арбитражным Судом, при оценке правомерности действий судебного пристава, было отмечен пункт 5 статьи 4, которым установлен принцип соотношения объема требований взыскателя и принудительных мер исполнения. Арбитражным Судом первой инстанции было указано, что признание причины применяемых мер чрезмерной со стороны судебного пристава, имеет бессрочный характер. Но при этом не была признана ее фактическая неправомерность.

В то же время ВАС России было установлено, что применяемая мера, которая является ограничением корпоративных прав должника, все же является неправомерной вне зависимости от срока ее применения. Также судом в рассматриваемом деле была предпринята попытка совершения исполнительного действия, напрямую не предусмотренного законодательством, а именно запрет на осуществление субъективных прав на участие ОАО в рамках юридического лица.

Ни федеральным законодательством, ни статьей 64 не установлен перечень общих условий и порядок проведения исполнительных действий. Отдельные статьи закона «Об исполнительном производстве» регламентируют порядок осуществления некоторых исполнительных действий.

Замечание 2

Стоит отметить, что главой 4 принцип соотношения объема требований взыскателя и принудительных мер исполнения не может быть применен к исполнительным действиям, исходя из его наименования.

Взамен этому, необходимо установление общего принципа соразмерности исполнительных действий, согласно которому при осуществлении исполнительных действий, выборе определенного исполнительного действия, судебным приставом-исполнителем должна быть учтена вся совокупность обстоятельств производства для обеспечения прав и интересов должника и своевременного выполнения положений исполнительного документа

Важное значение имеют гарантии, установленные законом, при реализации исполнительных действий в случаях, когда такими действиями затрагивается не только имущественная сфера, но личность должника.

Согласно Федеральной Службе судебных приставов, использование полномочий по вопросам временного ограничения на выезд должника за пределы территории Российской Федерации со стороны судебного пристава обуславливает повышение выполнения требований исполнительного документа, и соответственно, защиты прав и законных интересов граждан. Зачастую применение данной меры способствует погашению задолженностей недобросовестными должниками.

Возникает вопрос об установлении новых полномочий для судебных приставам, которые направлены на установление ограничений неимущественных прав должников, в частности, таких как:

  • Лишение специальных прав, которые установлены на основании разрешения или лицензии;
  • Лишение разрешения на охоту, рыбалку или занятие водным спортом, и так далее.

Порядок взыскания долга судебными приставами

Статистические данные

По статистике только 20% должников сами возвращают долг в течении месяца после решения суда. 30% делают это благодаря приставам. А 50% категорически отказываются от возложенных на них обязательств.

Читайте также:  Пенсия вырастет 3 раза в 2023 году: график индексации выплат пенсионерам

Большинство должников не выполняют решения суда в добровольном порядке. Поэтому в юридической практике одним из длительных этапов окончания судебного разбирательства становится принуждение к исполнению постановления суда.

Правовое регулирование процессов взыскания происходит на основании Федеральных законов №118 и №229. Полномочия приставов по взысканию долгов, как воздействующего механизма на должника, выстраивается на основании данных законодательных актов.

Судебный пристав-исполнитель вправе: арестовывать имущество, ценные бумаги, деньги, изымать перечисленное имущество; проводить проверку финансовых документов; организовать поиск должников и розыск имущества.

После того, как решение вступает в силу, суд обязуется выдать исполнительный лист на руки истцу или по его прошению отправить документ на исполнение судебному приставу.

Служба судебных приставов примет исполнительный лист и оформит заявление о взыскании.

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 — 6)

Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ.

Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

2.1. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Приостановление исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, прекращение исполнительного производства. Поворот исполнения судебного акта

В соответствии с Законом об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При подаче апелляционной, кассационной и надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению. Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

Наряду с приостановлением исполнительного производства допускается отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления.

Обращаем внимание, что правовые последствия рассрочки или отсрочки исполнения решения разные. Рассрочка подразумевает исполнение судебного акта определенными частями в течение определенного периода. Отсрочка предполагает уплату задолженности по окончании установленного периода. Основанием для предоставления рассрочки либо отсрочки является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

В п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что «при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статьи 203, 434 ГПК РФ, статья 324 АПК РФ). В случае удовлетворения требования об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд определяет период, в течение которого судебная неустойка не подлежит начислению. Указанный период исчисляется с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, и устанавливается на срок, необходимый для исполнения судебного акта. Должник также не обязан уплачивать судебную неустойку с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ)».

Положения ст. 434 ГПК РФ не определяют оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

Читайте также:  OOO "КТВ-ЛУЧ" - Официальный сайт

При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда (например, тяжелое имущественное положение должника).

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя.

Например, наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки и рассрочки другим солидарным должникам.

При этом суд определяет, имеется ли необходимость в предоставлении рассрочки (отсрочки).

Например, на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2015 г. с А. в пользу В. взыскано 230 тыс. руб. Решение суда вступило в законную силу и на день рассмотрения заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда не исполнено.

Отказывая А. в предоставлении рассрочки исполнения решения, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Из представленной истцом справки о доходах физического лица следует, что за период с мая по октябрь 2016 г. доход должника А. составлял ежемесячно по 16 тыс. руб. Вместе с тем должник, обращаясь с заявлением о предоставлении ему рассрочки исполнения решения суда, не возражает против ежемесячного погашения долга в размере по 23 тыс. руб., что дает основания полагать о наличии у должника других источников дохода.

Судебная коллегия при рассмотрении частной жалобы на определение обратила внимание и на то, что в процессе исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель вправе обращать взыскание не только на заработную плату и иные доходы должника, но и на другое имущество, принадлежащее должнику и находящееся как у него, так и у других лиц. Такое имущество у должника было — это торговый павильон, на который судебным приставом-исполнителем был наложен арест. В связи с чем оснований для предоставления рассрочки не имеется.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Среди оснований прекращения исполнительного производства предусмотрены отказ взыскателя от взыскания и заключение в судебном порядке между взыскателем и должником мирового соглашения (ст. 439 ГПК РФ).

Мировое соглашение утверждает суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или суд, принявший это решение.

Если лица не явились в суд для утверждения мирового соглашения и не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие, то суд не рассматривает вопрос об утверждении мирового соглашения. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении этой вещи.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Статья 443 и 444 ГПК РФ регламентирует поворот исполнения судебного акта, т.е. если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

Как верно отмечает В.А. Аболонин, законодатель предусмотрел возможность должника обжаловать уже вступивший в законную силу или даже исполненный судебный приказ и добиться его отмены по общим правилам надзорного производства, однако не предоставил возможности должнику добиться поворота его исполнения, что приводит к существенному нарушению его прав и незаконному изъятию имущества, в котором суды становятся невольными участниками по причине явного несовершенства процессуальных механизмов защиты гражданских прав.

Обжалование решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Одним из способов защиты прав взыскателя, должника и других лиц является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действием (бездействием), в порядке, установленном КАС.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС.

Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Как показало обобщение судебной практики, судебными приставами-исполнителями допускаются чаще следующие нарушения действующего законодательства: не исполняются своевременно требования исполнительных документов, допускаются просрочки возбуждения исполнительных производств, не высылаются в адрес сторон исполнительного производства копии, вынесенных в рамках исполнительного производства, постановлений. Преждевременно принимаются решения об окончании исполнительных производств без осуществления всех предусмотренных законом действий по исполнению исполнительных документов, не получают должного внимания обращения сторон исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением требований исполнительных документов, неверно производятся расчеты задолженностей по алиментам, не предпринимаются все необходимые, своевременные и действенные меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов, а в случае их принятия допускаются нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, что приводит к необходимости обращения в суд граждан и юридических лиц с заявлениями об обжаловании их действий (бездействия).

Порядок и сроки обжалования постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) регулируются правовыми нормами гл. 18 Закона об исполнительном производстве.

Жалоба рассматривается в судебном заседании. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения жалобы. По результатам рассмотрения жалобы арбитражным судом выносится судебное решение, а судом общей юрисдикции — определение.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Следует отметить, что пропуск 10-дневного срока обращения в суд с заявлением (жалобой) не является для суда основанием для отказа в ее принятии. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Например, заявитель К., узнав о постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства 23 апреля 2016 г., в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя обратилась лишь 21 сентября 2016 г., что подтверждается отметкой Почты России на конверте. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд заявителем представлено не было, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

Цепочка «долг – суд – пристав»

Неисполненные долговые обязательства есть у многих сограждан. Это могут быть кредиты и займы, невыплаченные алименты, долги по квартплате, штрафы и т. д. Причины неплатежеспособности у каждого должника свои, но когда стороны не могут решить вопрос в претензионном порядке, дело передается в суд.

Разбирательства длятся не один месяц, и если требования истца правомерны, им предоставлен полный пакет документов, суд выносит решение о взыскании долгов в принудительном порядке. Исполнительный лист с постановлением направляется в службу судебных приставов. В таком случае лишиться части имущества для покрытия долга – реальная перспектива, ведь полномочия судебных приставов предполагают и такой вариант развития событий.

Как бы не сгущались тучи над головой, самообладание и знание нормативной базы, регламентирующей деятельность ФССП, помогут выйти из ситуации с наименьшими потерями, а также избежать нарушения прав.

Читайте также:  НК-2023. Что изменилось в подоходном налоге

Изобретательность и лояльность в помощь

О предстоящих юридически значимых действиях исполнительного производства пристав информирует (вызывает) участников дела через современные средства коммуникаций, повесткой, телеграммой.

Извещения на бумажных носителях вручаются лично под роспись. Представитель ФССП может также передать бумаги проживающему совместно совершеннолетнему члену семьи под его роспись и с его согласия.

Последние изменения в исполнительный процесс предоставляют полномочия судебным приставам произвести арест имущества без предварительного уведомления. Однако в течение следующего после описи рабочего ответчика известят о произошедших действиях документально. При этом не имеет значения, присутствовал человек в ходе процедуры или нет.

Когда арест неизбежен, советуем все ценные вещи унести из дома. Можно их и спрятать. Представители власти не имеют права обыскивать жилье без документа на обыск. Возможно, к примеру, что холодильник приобретен в кредит на имя другого человека. Он не ваш — аресту не подлежит. Но это потребуется подтвердить документально, показав кредитный договор, чек из магазина, документ купли-продажи.

Если судебные исполнители нагрянули, не оскорбляйте приставов при исполнении их полномочий, не угрожайте. Не вздумайте устроить драку. Такие действия чреваты уголовной ответственностью с реальным сроком.

Рекомендуем на всем этапе исполнительного дела выстроить конструктивные отношения с ФССП. Лояльным должникам представители службы идут навстречу и предоставляют возможность значительных рассрочек в погашении задолженности.

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

В первый же день, в который я приступил к своим обязанностям, мне передали в работу 1400 исполпроизводств, которые возбуждал мой предшественник, еще 400, я возбудил самостоятельно, за первую неделю работы в должности…

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

… После двухнедельной стажировки, я приступила к работе. Первое, что я увидела, это трехметровый шкаф, заставленный коробками с кипами дел. Их было более двух тысяч. Я была в шоке. Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе — АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

Сегодня поговорим о том, что делать, если приставы не взыскивают долг по исполнительному листу. В современной России вступившие в силу решения суда обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами, физическими лицами. Вы получили решение вступившее в законную силу, оно однозначно подлежит исполнению, ведь право на судебную защиту гарантированно гражданам Конституцией России.

Но бывают ситуации, когда Вы потратили много средств и времени, чтобы защитить свои права. И вот долгожданный момент наступил: вы получаете заветный документ в суде, в нем написано, что в Вашу пользу взысканы денежные средства и вот она победа!

Но рано радоваться, Вы не учли кое-что важное. Исполнением решений по гражданским делам возложено законодателем на ФССП России. Этот орган основан в 1997 году, именно с этим органом государственной власти Вам в дальнейшем придется иметь дело.

Бывает такое, что Вы направили необходимые документы в ОСП, но их не торопятся исполнять и не взыскивается долг по исполнительному листу. Это достаточно распространённая проблема в последнее время. Казалось бы, закон гарантирует нам право на судебную защиту, соответственно решения должны всегда исполняться. Но это не всегда так. Даже сам глава ФССП признавал, что в России исполняется каждое третье судебное решение. Такие суждения не допустимы, если речь идет о человеческих судьбах. Далее мы расскажем о том, как добиться реального исполнения, если нет реальных действий со стороны государства.

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

  • Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
  • Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
  • Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
  • Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
  • Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?

Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?

Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:

  • Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
  • Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
  • Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
  • Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
  • Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.

Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.

На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.

  • Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.

Иногда против судебных исполнителей выдвигаются обвинения в суде. Если заявителем является юридическое лицо, вы можете обратиться только в арбитражный суд.

У пострадавшей стороны есть 10 дней, чтобы своевременно подать иск. Однако бывают случаи, когда вовремя подать заявления на действия пристава не представляется возможным. В таком случае при составлении претензии нужно указать уважительные причины задержки и попросить рассмотреть дело. К уважительным причинам относятся:

  • Серьезная болезнь. Необходимо подтверждение врача. Легкая форма ОРВИ не является удовлетворительной причиной.
  • Деловая поездка. Необходимы заверенные документы с места работы.
  • Адресат не был уведомлен по каким-либо причинам о проведении заседания по рассмотрению дела.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...