НДС с аренды в муп в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с аренды в муп в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.

Применять новый стандарт ФСБУ 25/2018 для учёта аренды с 2022 года должны все компании, которые предоставляют или получают имущество во временное пользование.

Не применяется стандарт при аренде следующего имущества (п.3):

  • объектов интеллектуальной собственности, материальных носителей, знаков обслуживания и товарных знаков.
  • недр земли для геологоразведки и добычи полезных ископаемых;
  • объектов концессионного соглашения.

Порядок перехода на ФСБУ 25/2018

Переход на новый стандарт осуществляется ретроспективно: нужно пересчитать сведения по действующим договорам аренды до 2022 года по новым правилам (п. 49).

Исключения:

  • Новый стандарт можно не применять для договоров, которые закончатся по ходу 2022 года (п. 51).
  • Организации, имеющие право вести упрощённый учёт могу применять новый стандарт только для договоров, которые будут исполняться с начала 2022 года (п. 52).

Также все арендаторы могут использовать упрощённый порядок применения ФСБУ 25/2018(п. 50), который подразумевает следующие действия:

  • Стоимость ППА принять равной его справедливой стоимости.
  • В бухгалтерском учёте отразить ППА и обязательства, как в предусмотренном порядке ведения учёта у арендатора.
  • Оценить приведённую стоимость обязательств по аренде. Требуется дисконтировать номинальную стоимость оставшихся арендных платежей. Ставка дисконтирования будет равна процентной ставке по заёмным средствам, которые арендатор использует или мог бы использовать на условиях, сопоставимых с договором аренды.

Аренда и сервитут: применение стандартов бухучета

ФСБУ 25/2018 для учета аренды у арендатора, арендодателя и субарендатора применяется, когда объект передается во временное пользование за плату, то есть в большинстве стандартных случаев аренды и субаренды. Статус и организационно-правовая форма сторон договора значения не имеет. ФСБУ 25/2018 применяют государственные, коммерческие организации, АО, ООО, МУПы и ГУПы.
Не применяется стандарт для сервитута, аренды участка недр. Действующее законодательство требует учитывать такие объекты по ФСБУ для организаций государственного сектора.
Давайте разберемся, чем сервитут отличается от аренды. Аренда предусматривает для арендатора достаточно широкие права. Сервитут, наоборот, их ограничивает. Аренда (ГК РФ ст. 606) позволяет сдавать землю в субаренду, улучшать ее, вносить арендные права в уставный капитал организации, передавать их в залог, возводить на участке постройки. Все операции осуществляются с согласия арендодателя. Землю можно выкупить, если это предусмотрено договором аренды.
Сервитут исключает субаренду, залог, куплю-продажу. Ограничения на использование объекта установлены ГК РФ (ст. 274, 275).


Бухгалтерская первичка и учет

Первичные документы для учета аренды земли одинаковые у арендатора, арендодателя. Подтверждением сделки служит договор с актом приема-передачи участка. Оплата подтверждается банковскими документами. Ежемесячное начисление расходов в учете арендатора делается на основании бухгалтерской справки или акта об оказании услуг аренды.
Важно: в любом подтверждающем документе должны присутствовать реквизиты договора аренды (ФЗ №402 от 6.12.2011).
Договор аренды может попадать под общий или упрощенный учет. Начнем с последнего: способ применяется, если нет субаренды, выкупа и соблюдается минимум одно условие из п. 11 ФСБУ 25/2018. Арендные платежи включаются в текущие расходы. Участок, арендованный для собственных нужд, отражается в учете за балансом по договорной стоимости. Не указана стоимость в договоре? Попросите арендодателя прислать бухгалтерскую справку с соответствующими сведениями. Можно отражать в учете землю и по кадастровой стоимости. Это условие должно быть зафиксировано в договоре. Принятие земельного участка на забалансовый учет отражается проводкой Дт 001.
Затраты по аренде учитываются по-разному и зависят от целей использования арендованной земли. Если строится недвижимость для собственных нужд, в первоначальную стоимость объекта включаются арендные платежи и предварительные расходы (расходы на заключение договора аренды). Это отражается проводкой Дт 08 Кт 76 (60).
Если земля арендуется не для строительства, учет ведется по дебету счета 20, 23, 25, 26, 29, 91-2 и кредиту счета 60 (76).
Если по окончании срока договора аренды арендатор выкупает земельный участок, для учета купли-продажи применяются новые стандарты бухучета: ФСБУ 5/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020.

Читайте также:  Перевод времени на летнее в 2024 году

В договоре аренды может указываться переменная и фиксированная плата. Первая определяется порядком формирования стоимости земли. Обязательство по аренде и ППА для ФСБУ 25/2018 формируют не все переменные платежи. Это касается, например, арендной платы по размеру ставки инфляции или по кадастровой стоимости. Учитывается такая плата в текущих расходах.
Переменные платежи, рассчитанные по кадастру, не формируют ППА, поскольку они не указаны в перечне платежей, которые формируют состав арендных платежей (ФСБУ 25/2018 п. 7). Кадастровая стоимость устанавливается государством. И арендные переменные платежи, исходящие из такой оценки, не считаются рыночными.
Важно: также не формируют ППА переменные платежи, рассчитанные из ставки за единицу площади.
Прямые нормы по учету переменных платежей по кадастру в ФСБУ 25/2018 отсутствуют. Соответственно, возможны другие варианты учета. Если тема актуальна, запросите консультацию профильного специалиста!

Расчет и удержание НДС

1. Определение ставки НДС

Ставка НДС зависит от вида товара или услуги, который оказывается. Обычно в России используются две ставки НДС — 20% и 10%. Организации должны правильно определить ставку НДС, чтобы избежать нарушений законодательства.

2. Расчет НДС

Для расчета НДС необходимо умножить стоимость товара или услуги на соответствующую ставку НДС. Полученная сумма является суммой, которую организация обязана заплатить в бюджет.

Например, если стоимость услуги составляет 100 000 рублей, а ставка НДС 20%, то расчет НДС будет следующим: 100 000 * 0,2 = 20 000 рублей.

3. Удержание НДС

В некоторых случаях, организация может нессти обязанность удерживать НДС у своих подрядчиков или поставщиков. Для этого необходимо заключить соответствующие договоры и установить процедуру удержания НДС.

4. Отчетность по НДС

Каждый квартал организации обязаны представлять отчетность по НДС в налоговые органы. В отчете указываются все операции по НДС, проведенные за отчетный период. Независимо от того, был ли НДС удержан или нет, все операции должны быть отражены в отчетности.

НДС с аренды муниципального имущества КВР

В 2024 году планируются изменения в законодательстве о НДС, которые затронут особенности обложения аренды муниципального имущества КВР. Согласно предложенным изменениям, арендаторы муниципального имущества будут обязаны уплачивать НДС по ставке 20% от суммы арендной платы.

При этом, основное условие для начисления НДС по аренде муниципального имущества — это наличие у арендатора статуса плательщика НДС. Для получения такого статуса арендатор должен зарегистрироваться как плательщик НДС и вести учет операций с арендой муниципального имущества.

Однако существует ряд случаев, когда арендаторы могут быть освобождены от обязанности уплаты НДС:

1. Заключение договора аренды субъектом малого предпринимательства, если его обороты за предыдущий налоговый период не превышали установленный порог.

2. Арендование земельных участков гражданами для личного подсобного хозяйства без извлечения прибыли.

3. Аренда помещений, используемых для культовых нужд, и аренда помещений, предоставляемых на протезирование и рехабилитацию инвалидов.

Таким образом, внесение изменений в законодательство о НДС с аренды муниципального имущества может повлиять на финансовую стратегию КВР и арендаторов муниципального имущества. Все арендаторы, осуществляющие аренду муниципального имущества с учетом НДС, должны быть готовы к соответствующим изменениям и оплате соответствующих налоговых обязательств.

Изменения в ставках НДС

В 2024 году планируются изменения в ставках налога на добавленную стоимость (НДС), которые затронут аренду муниципального имущества КВР. Согласно планам, ставка НДС на аренду КВР будет увеличена с 20% до 22%. Это изменение вызвано необходимостью увеличения доходов бюджета.

Увеличение ставки НДС на аренду муниципального имущества КВР может повлиять на финансовое состояние арендаторов и повлечь за собой увеличение арендных платежей. Это изменение также может спровоцировать рост цен на товары и услуги, которые предоставляются на основе аренды КВР.

Важно отметить, что изменение ставки НДС на аренду муниципального имущества КВР является временным и будет действовать только в 2024 году. С 2025 года ставка НДС на аренду КВР вернется к прежнему уровню — 20%.

Новые ставки НДС будут вступать в силу с 1 января 2024 года. Для арендаторов муниципального имущества КВР это означает необходимость учесть изменения в своей финансовой стратегии и бюджетировании на следующий год. Также возможно потребуется изменение арендных договоров в связи с новыми условиями.

Обратите внимание, что другие виды аренды, не являющиеся арендой муниципального имущества КВР, могут подпадать под разные ставки НДС. Поэтому перед заключением арендного договора, арендаторам стоит обратиться к налоговому консультанту для получения информации о применимых ставках налога на добавленную стоимость.

Возможные последствия неправильного учета НДС

Неправильный учет НДС на аренде муниципального имущества КВР может повлечь за собой различные негативные последствия для арендаторов и организаций.

Наиболее распространенные последствия неправильного учета НДС на аренде муниципального имущества КВР:

  1. Повышение риска налогового контроля со стороны налоговых органов. Неправильный учет НДС может привести к проведению налоговой проверки и, в случае выявления нарушений, к наложению штрафов и дополнительных налоговых платежей.
  2. Потеря возможности списания НДС. В случае неправильного учета НДС арендаторы могут лишиться права на осуществление списания этого налога и, соответственно, перенесение его на стоимость своей деятельности.
  3. Повышение финансовой нагрузки на арендаторов. В случае, если арендаторы ошибочно начислили НДС на арендную плату, они могут столкнуться с необходимостью уплаты этого налога, что приведет к повышению финансовой нагрузки и ухудшению финансового положения организации.
  4. Потеря конкурентной позиции на рынке. Арендаторы, осуществляющие неправильный учет НДС, могут выглядеть менее привлекательными для потенциальных клиентов и партнеров, что может негативно сказаться на их конкурентоспособности.
  5. Ухудшение репутации организации. Неправильный учет НДС может негативно отразиться на репутации арендатора, создавая впечатление о некомпетентности и недобросовестности ведения бизнеса.
Читайте также:  Пособия и льготы матерям одиночкам в 2024 в Московской области

Для избежания данных последствий рекомендуется внимательно ознакомиться с действующими правилами учета НДС на аренде муниципального имущества КВР и в случае необходимости проконсультироваться с налоговыми специалистами.

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ), арендный платеж отнесен на себестоимость (п. 1 ст. 172 НК РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Кроме того, агент должен располагать счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, принять к вычету агентский НДС могут только арендаторы, которые являются плательщиками этого налога. Освобождение от такой обязанности, как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.

Что касается счета-фактуры, то органы государственной власти и местного самоуправления, в отличие от других арендодателей, этого документа не выписывают. Между тем отсутствие счета-фактуры может привести не только к потере права на вычет НДС, но и к нарушению арендатором налогового законодательства. Ведь, согласно пункту 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914), в книге продаж необходимо регистрировать выписанные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.

Чтобы обезопасить себя от претензий со стороны инспекторов, арендатор может выписать счет-фактуру самостоятельно. Тем более что именно такие рекомендации ранее давали и сами контролеры. Документ нужно составить в одном
экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества» и зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС (письмо МНС России от 14 апреля 2003 г. № 03-1-08/1139/26-Н309). В книге покупок счет-фактуру регистрируют в части арендной платы, принимаемой к налоговому учету в текущем периоде, с отражением НДС в соответствующей доле, возмещаемой из бюджета.

Ставку налога в счете-фактуре нужно указывать расчетную – 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, указан НДС в составе арендной платы или по условиям договора арендатор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить налог. При этом во втором случае арендатору сначала придется определить величину арендной платы с НДС, и лишь затем выписывать счет-фактуру. Выполнив все описанные требования законодательства и рекомендации инспекторов, арендатор госимущества без труда и негативных последствий сможет принять к вычету агентский НДС. В учете бухгалтер отразит эту операцию записью:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС по арендной плате.

Расчет налога на добавленную стоимость

Теперь определимся с расчетом сумм НДС. Как мы отмечали ранее, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

В то же время важен порядок, предусмотренный в договоре. Если там указано, что цена аренды включает в себя НДС, то именно сумма арендной платы будет являться налоговой базой. В таком случае сумма налога определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ; письмо УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).

Если в договоре цена аренды определена без учета НДС или об НДС не упоминается, то налог придется начислить сверх цены договора по ставке 18% и уплатить его за счет собственных средств (письма Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276, УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/008658). Причем сумма уплаченного НДС не может быть принята в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Упрощенный порядок учета определенных договоров

В соответствии со ст.294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в ГК РФ. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

В Стандарте прописано, что арендатор, который применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может рассчитывать фактическую стоимость ППА исходя из п.п.»а» и «б» . При принятии такого решения затраты, указанные в п.п.»в» и «г», признаются расходами периода, в котором были понесены.

Минфин России разъяснил, что в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы имущества НДС не уплачивают.

Читайте также:  Льгота на электричку для пенсионеров 20248

Проанализировав указанные пункты в принятом Стандарте, можем сделать вывод, что для арендатора применяющему упрощенную систему ведения бухгалтерского учета ничего не меняется в 2022 году.

Минфин России разъяснил, что в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы имущества НДС не уплачивают.

В данной статье мы рассмотрим порядок бухгалтерского учета операций, связанных с договором аренды у арендатора. Сразу отметим, что учет со стороны арендатора никак не зависит от учета данных операций со стороны арендодателя. И по большому счету арендатору всё равно как арендодатель классифицирует у себя объект учета аренды.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговый агент – покупатель имущества казны

Основными особенностями налогового агента – покупателя являются:

  • Получение имущества от казны на основании договора;
  • Осуществление налогового контроля за правильностью расчетов и уплатой НДС;
  • Погашение задолженности по уплате НДС перед налоговым органом.

Однако, налоговый агент – покупатель имущества казны несет дополнительные обязанности:

  • Обязанность выполнять функции налогового агента и уплачивать НДС вместо продавца (казны);
  • Обязанность составлять, подписывать и предоставлять в налоговый орган отчеты о суммах полученных от казны товаров, работ, услуг и суммах уплаченного НДС;
  • Обязанность осуществлять возвраты НДС, подлежащего возврату в соответствии с налоговым кодексом;
  • Обязанность предоставлять в налоговый орган документы и сведения, связанные с осуществлением функций налогового агента.

Таким образом, налоговый агент – покупатель имущества казны играет важную роль в системе уплаты НДС. Он не только покупает имущество от казны, но и выполняет функции налогового агента, сохраняя прозрачность процесса уплаты налога.

Как вести учет НДС с аренды муниципального имущества в 2023

Во-первых, необходимо учесть, что начиная с 2023 года, плательщики НДС с аренды муниципального имущества обязаны перечислять налог в бюджетные органы. Для этого следует осуществлять учет НДС на специальном счете в банке.

Во-вторых, организации и предприниматели, сдающие муниципальное имущество в аренду, должны вести учет отдельно по каждому арендатору. Это необходимо для более точного определения общего объема доходов и уплачиваемого НДС.

Третье важное правило относится к разграничению ставок НДС в зависимости от вида аренды муниципального имущества. Например, по аренде недвижимости ставка НДС составляет 20%, а по аренде нежилых помещений сниженная ставка — 10%. Важно правильно проводить документальное оформление арендных отношений с указанием соответствующей ставки налога.

Для более корректного учета НДС с аренды муниципального имущества, рекомендуется применять электронный учетный регистр. Это позволит автоматизировать процесс учета доходов, расходов и уплачиваемого налога, а также обеспечить надежное хранение и доступ к данным.

Ведение учета НДС с аренды муниципального имущества является важной составляющей работы организаций и предпринимателей. Соблюдение правил и предоставление полной и достоверной информации поможет избежать штрафных санкций и проблем с налоговыми органами, а также поддерживать прозрачность и законность ведения бизнеса.

ИНФОРМАЦИЯ БАНКА РОССИИ от 02.01.2024

Банк России сообщает об обязанности кредиторов с 1 января 2024 года письменно уведомлять граждан о возможных затруднениях с обслуживанием долга и последующих штрафных санкциях, если на выплаты будет уходить более 50% доходов.

Также сообщается, что обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика (ПДН) теперь распространяется даже на кредиты и займы до 10 тыс. рублей. Такая необходимость возникает и при увеличении лимита по кредитной карте или продлении договора по ее использованию. Кроме того, требования по расчету ПДН применяются при увеличении среднемесячного платежа по действующему кредиту или займу, а также в случаях, когда заемщик, получивший рефинансирование, не погасил долг, имевшийся у него ранее.

В некоторых случаях предусмотрены исключения: ПДН не рассчитывается, если заемщик обращается за кредитными каникулами или если увеличение среднемесячного платежа обусловлено событиями, предусмотренными договором. Например, если при отказе заемщика от продления страховки повышается процентная ставка по кредиту.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО БАНКА РОССИИ от 29.12.2023 № ИН-03-23/75

Банк России в целях снижения регуляторной нагрузки на кредитные организации продлил до 31.03.2024 временные подходы к формированию резервов на возможные потери по заблокированным активам.

Так, кредитные организации могут принять решение не учитывать фактор блокирования по активам, в отношении которых прямо или косвенно недружественными государствами введены меры ограничительного характера, ограничивающие права кредитных организаций по совершению операций или сделок с указанными активами, и у кредитных организаций отсутствуют альтернативные способы и механизмы их возмещения. Отмечается, что информацию о таких решениях, принятых кредитной организацией и их документальное обоснование рекомендуется направлять в Банк России в установленном порядке. Банк России исходит из того, что размер формируемого резерва на возможные потери по заблокированным активам составляет не менее размера, фактически сформированного по состоянию на 1 февраля 2022 года.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...