Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.
При каких условиях квота считается выполненной?
Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).
Порядок квотирования рабочих мест в Москве
Порядок квотирования рабочих мест в Москве устанавливается Законом г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве» (с изменениями от 30.01, 26.06.2002) и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве».
Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в государственном учреждении Москвы «Центр квотирования рабочих мест» (далее — Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения г. Москвы. Список всех необходимых для регистрации документов приведен в п.2.2 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением N 125-ПП. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от обязательной платы в случае невыполнения квот.
Размер квоты для приема на работу инвалидов для работодателей (в том числе предпринимателей без образования юридического лица), осуществляющих деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников более 30 человек, составляет 4% среднесписочной численности. При расчете числа работников, трудоустроенных в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения. Работодатели, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь до 18 лет, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% среднесписочной численности работников. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее 15 календарных дней.
Порядок квотирования рабочих мест в Московской области
Экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области определены Законом Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области», а также Постановлением правительства Московской области от 03.03.2003 N 104/6 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Московской области».
Организации, для которых устанавливается квотирование рабочих мест и численность работников которых составляет более 30 человек, представляют в органы службы занятости по месту нахождения организации:
сведения о среднесписочной численности работников и квотируемых рабочих местах в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 1 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежегодно;
сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов и внесении обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 2 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца.
Выделение квот для инвалидов: как это происходит
Расчет квоты рабочих мест для инвалидов производится следующим образом:
- Изучается законодательство того региона, в котором находится предприятие, и выясняются правила квотирования рабочих мест для инвалидов.
- Определяется списочная численность работников предприятия, и в случае, если она превышает минимальный порог, установленный законодателем – рассчитывается количество квот, исходя из среднесписочной численности сотрудников.
- Корректируется состав внутренней документации предприятия – издается приказ о создании квотируемых рабочих мест (или Положение о квотировании). Вносятся изменения в штатное расписание.
- В центр занятости населения направляется уведомление об открытых вакансиях, созданных специально для лиц с ограниченными возможностями – объявление о поиске кандидатов на определенную должность будет содержать отметку о том, что рабочее место является квотируемым.
Мировой опыт в сфере квотирования рабочих мест
Прежде чем рассмотреть механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, уместно обратиться к мировому опыту в целом по снятию преград, стоящих на пути интеграции инвалидов в активную деятельность, а также поиску средств и способов поддержки их экономической самостоятельности и социальной независимости.
Как отмечалось в докладе Экономического и социального совета ООН за 1991 год, отношение, которое испытывают инвалиды, характеризует наиболее глубинные процессы в обществе и демонстрирует те ценности, которые составляют его основу.
Международные нормы труда рассматривают понятие инвалидности, прежде всего, с двух различных позиций: как пассивные мероприятия по гарантиям получения дохода в виде государственной социальной помощи и социальной защиты и как активные мероприятия обучения и поддержки в области занятости.
В этой связи в качестве двух основных моделей законодательств, регулирующих вопросы в данной сфере, Международная Организация Труда выделяет: законодательство на основе квот или выплат и антидискриминационное законодательство.
Квотирование рабочих мест: все особенности и нюансы
Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.
В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).
Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.
Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.
Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).
Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах — что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.
Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.
Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.
19.03.2019
Часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места
1. В каком размере и кому устанавливается квота для приема на работу инвалидов?
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере:
1) для некоммерческих организаций — 2 процента к среднесписочной численности работников;
2) для коммерческих организаций, физических лиц — 3 процента к среднесписочной численности работников.
2. Какие рабочие места относятся к созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов?
Рабочее место считается созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов с момента определения его соответствующего статуса локальным нормативным актом работодателя.
При этом, не может быть отнесено к категории созданного или выделенного для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой рабочее место, замещаемое в настоящее время работником, не имеющим инвалидности.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.
3. Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:
- от 100 до 400 человек – два специальных рабочих места;
- от 401 до 600 человек – три специальных рабочих места;
- от 601 до 1000 человек – четыре специальных рабочих места;
- свыше 1001 человека — пять специальных рабочих мест.
В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Квотирование рабочих мест
- Намерение организации о выделении квот для инвалидов обычно оформляется внутренними актами, будь то приказ, положение или распоряжение.
- Предприятия и организации имеют возможность принять большее количество инвалидов, чем предусмотрено по нормам квотирования, но не могут нарушить эти показатели в меньшую сторону.
- Существует несколько методов для трудоустройства в 2021 году:
- Индивидуальное ходатайство инвалида к работодателю.
- Прием лица с инвалидностью по объявлению.
- Специалиста направляют к работодателю из Центра занятости населения по заданию организации.
- Предприятие самостоятельно выбирает сотрудника на ярмарках по трудоустройству.
- Если инвалид является квалифицированным специалистом, после собеседования он оформляется в штат без испытательного срока.
- После оформления, инвалида снимают с учета в Центре занятости, а организация отчитывается о зачислении гражданина в штат.
- Оформляется прием на работу обычным способом: заключается трудовой договор, где прописываются, помимо основных моментов, нормы и условия труда.
Когда организация не исполнила обязательств по приему на работу определенного количества числа граждан, нуждающихся в трудоустройстве, тогда на это юридическое лицо возлагается обязанность оплаты определенных взносов в компенсационный Фонд содействия трудоустройства инвалидов (ФСТИ).
Сумма данных платежей фиксируется в годовых бюджетах субъектов РФ. Подобные выплаты подлежат ежегодной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума.
При этом налоговые органы предоставляют местным властям данные о полученных выплатах от работодателей за невыполненные квоты.
К предприятиям, которые не соблюдают, определенные нормами закона требования по квотированию и оплате компенсационных взносов, применяется административная ответственность.
Подобные нарушения караются наложением штрафов. Величина штрафных санкций зависит от тяжести нарушения и варьируется от 500 до 10 000 руб.
Также его размер может быть увеличен по требованию региональных органов самоуправления.
Помимо административной ответственности к организациям-нарушителям могут быть применены меры ограничительного характера.
Например, подобные учреждения лишатся возможности участвовать в гос. торгах и закупках, а также не смогут принимать на работу иностранцев.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие ключевые моменты по регулированию квот для инвалидов:
- размер квот колеблется от 2 до 4% от всего числа работников юридического лица;
- квота признается исполненной, когда предприятие официально заключило трудовые договоры с требуемым количеством граждан с инвалидностью, либо перечислило компенсацию;
- взносы осуществляются в ФСТИ каждый месяц за каждую незанятую трудовую вакансию.
- Реализуя меры по защите прав таких групп населения, как инвалиды, государство в целом оказывает поддержку малозащищенным слоям населения.
- Что дает право характеризовать его как правовое, экономически стабильное, высоко духовное, развитое сообщество, где во главе всех интересов государства стоит человек, его права и свободы.
- Видео: Теперь количество рабочих мест для инвалидов работодатель высчитывает сам.
- Рекомендуем ещё статьи по теме:
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
- Необоснованного отказа работнику с инвалидностью в трудоустройстве при наличии вакансий, соответствующих медицинским показаниям лиц.
- Недостаточного обеспечения охраны труда в соответствии с требованиями к организации мест, созданных для реализации социальных гарантий.
- Нарушение требований по подсчету мест и подача отчетности в ЦЗН.
- Определение численности работников в каждый календарный день. Число работников выходных дней соответствует количеству лиц предшествующего выходного дня.
- Рассчитать численность за месяц, для чего общий суммарный показатель количества работников подлежит делению на число дней месяца.
- Среднесписочная численность по году определяется суммированием месячных показателей с последующим делением на число месяцев ведения деятельности предприятия.
Обязательные размеры выделяемых квот
На уровне ФЗ установлены следующие нормы квот для трудоустройства лиц, имеющих группу инвалидности:
- Организации, в которых численность рабочего персонала составляет от 35 до 100 человек — не более 3% от общей численности работников;
- Организации с численностью от 100 человек — от 2 до 4% общего количества рабочих мест.
Отдельной особенностью выделения квоты для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями является факт, что процентное соотношение определяется к общему количеству рабочих мест без учета тех должностей или видов работ, которые связаны с опасными или вредными условиями труда. Причем выделение квоты в пределах одной организации осуществляется без учета ее отделений или филиалов, которые расположены в отдельной местности или другом населенном пункте.
От необходимости выделения квот в полной мере освобождаются следующие организации:
- Общественные объединения инвалидов;
- Те компании, которые были созданы организациями инвалидов;
- Общества хозяйственного типа или товарищества, которые организовались при помощи уставного капитала общества инвалидов.
Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.
В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.
Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:
- Правовое регулирование.
- Экономическая база.
- Организационная основа.
Возможности не ограничены
Как получить средство реабилитации по месту пребывания и почему норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов хотят изменить, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Как изменилась ситуация с занятостью инвалидов в период введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса?
Алексей Вовченко: Занятость среди граждан с инвалидностью осталась на прежнем уровне. Мы собираем сведения каждый год. И в 2021, и в 2021 годах работало примерно одинаковое число граждан с инвалидностью трудоспособного возраста — порядка миллиона человек. Планируем, что число трудоустроенных граждан с инвалидностью будет расти. Конечно, не все из 3,5 млн граждан с инвалидностью физически могут трудиться. Но для многих вопрос трудоустройства актуален. То есть потенциал есть. Мы очень большие надежды возлагаем на службу занятости, которая сейчас реформируется. Трудоустройство инвалидов будет в числе ее приоритетных задач.
Также мы готовим обновленный закон о квотах для приема на работу инвалидов. Нынешнее квотирование слабо работает, норма нужна новая.
Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест»
Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.
Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:
- в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
- на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
- работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.
Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:
- Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
- требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.
Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.
На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.
Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:
- размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
- величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.
Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.
В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).
Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.
Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов
В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).
В Санкт-Петербурге и Карелии — таким органом является Служба занятости населения. В Москве — деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».
Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.
Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:
-
Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
-
Отчеты о выполнении квот
-
Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.
Различные виды отчетов предоставляются – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.
Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:
- на предприятии формируется резерв вакансий;
- при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.
ВАЖНО! Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.
Работает это следующим образом.
Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.
ВАЖНО! Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.
От резервирования освобождены:
- объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
- организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
- хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.
Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).
Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:
- реквизиты организации;
- название и номер;
- город и дата;
- ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
- ссылка на региональные НПА;
- распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
- распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.
Работодателя порядок квотирования рабочих мест для инвалидов не обязывает искать кандидатов на квотируемые вакансии. Запрещается:
- отказывать в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;
- занимать выделенные штатные единицы сотрудниками без ОВЗ;
- уклоняться от формирования квот для инвалидов.
Если нормы для трудоустройства не соблюдены, наниматель несет ответственность в соответствии с КоАП в виде штрафа в зависимости от нарушения.
Нарушение | Статья КоАП | Штраф, руб. | Ответственное лицо |
---|---|---|---|
Не исполнена обязанность по созданию квотируемых мест для лиц с ОВЗ | 5.42 | 5000–10000 | Должностное |
Отказ инвалиду в приеме на работу | 5.42 | 5000–10000 | |
Непредоставление или искажение отчетности, несвоевременное предоставление | 19.7 | 300–500 | Должностное |
3000–5000 | Юридическое |
Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2021 году
Для оформления инвалидов, как и других работников, допускается дистанционная работа, т.е. работа, которая выполняется вне рабочего места организации. Для ее выполнения не обязательно присутствовать в офисе при наличии средств связи. Такая работа для инвалида может быть предпочтительна в связи с работой в удобной ему обстановке и нет необходимости преодолевать ограничения среды. Работодателю такой работник выгоден, т.к. не будет дополнительных затрат, например на оборудование специального рабочего места, но законодательством о квотировании работодатель обязан создать стационарные места работы, т.е. квота не будет выполнена (уход от квоты).
Президентом РФ утверждены штрафы, если обязанности по созданию мест для инвалидов не исполняются
Ответственность | Наказание |
Административная | По ст. 5.42 КоАП РФ:
Не выделение мест для инвалидов и отказ в трудоустройстве инвалида в рамках квоты – штраф 5 – 10 тыс. руб. |
По ст. 19.7 КоАП РФ:
не сдача (в т.ч. несвоевременная) обязательных сведений по квотам: на должностное лицо: 300 – 500 руб. на юридическое лицо: 3 – 5 тыс. руб. Возможно предупреждение |
|
отказ без оснований в регистрации инвалида как безработного – штраф 5 – 10 тыс. руб. | |
Уголовная | ст. 315:
при неисполнении решения суда, предписавшего создание мест для инвалидов в счет квоты – штрафа до 200 тыс. руб., лишение права занимать должности, лишение свободы |
Финансовая | нецелевое расходование субсидий, выделенных из бюджета на создание мест для инвалидов |
Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать
Правительство утвердило план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг. В частности, предполагается:
— проводить мониторинг исполнения работодателями требований по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой;
— развивать и применять дистанционные формы взаимодействия органов службы занятости с инвалидами;
— содействовать занятости инвалидов через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России»;
— привлекать социально ориентированные НКО к сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных госуслуг в сфере занятости населения.
Определены ожидаемые результаты, сроки реализации и ответственные исполнители мероприятий.
Нет, закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.
От обязанности квотировать места для незащищенных групп граждан освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!
Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.
Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.
Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.
Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.
За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.
Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.
У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.
Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).
Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.
Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.
На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.
Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:
- размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
- величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.
Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.
В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).
Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.
Среднесписочная численность работников
Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также количество занятых на них работников у работодателя до этого года определялось материалами аттестации рабочих мест по условиям труда.
При проведении аттестации рабочих мест в период до 01.09.2011 работодатели руководствовались приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 569). Напомним, что результаты проведенной аттестации, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 342н), действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам заполненной Ведомости рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом № 569). См. Пример 1.