Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.

При каких условиях квота считается выполненной?

Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:

а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;

б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).

Порядок квотирования рабочих мест в Москве

Порядок квотирования рабочих мест в Москве устанавливается Законом г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве» (с изменениями от 30.01, 26.06.2002) и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве».

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в государственном учреждении Москвы «Центр квотирования рабочих мест» (далее — Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения г. Москвы. Список всех необходимых для регистрации документов приведен в п.2.2 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением N 125-ПП. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от обязательной платы в случае невыполнения квот.

Размер квоты для приема на работу инвалидов для работодателей (в том числе предпринимателей без образования юридического лица), осуществляющих деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников более 30 человек, составляет 4% среднесписочной численности. При расчете числа работников, трудоустроенных в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения. Работодатели, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь до 18 лет, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% среднесписочной численности работников. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее 15 календарных дней.

Порядок квотирования рабочих мест в Московской области

Экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области определены Законом Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области», а также Постановлением правительства Московской области от 03.03.2003 N 104/6 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Московской области».

Организации, для которых устанавливается квотирование рабочих мест и численность работников которых составляет более 30 человек, представляют в органы службы занятости по месту нахождения организации:

сведения о среднесписочной численности работников и квотируемых рабочих местах в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 1 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежегодно;

сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов и внесении обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 2 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца.

Выделение квот для инвалидов: как это происходит

Расчет квоты рабочих мест для инвалидов производится следующим образом:

  1. Изучается законодательство того региона, в котором находится предприятие, и выясняются правила квотирования рабочих мест для инвалидов.
  2. Определяется списочная численность работников предприятия, и в случае, если она превышает минимальный порог, установленный законодателем – рассчитывается количество квот, исходя из среднесписочной численности сотрудников.
  3. Корректируется состав внутренней документации предприятия – издается приказ о создании квотируемых рабочих мест (или Положение о квотировании). Вносятся изменения в штатное расписание.
  4. В центр занятости населения направляется уведомление об открытых вакансиях, созданных специально для лиц с ограниченными возможностями – объявление о поиске кандидатов на определенную должность будет содержать отметку о том, что рабочее место является квотируемым.

Мировой опыт в сфере квотирования рабочих мест

Прежде чем рассмотреть механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, уместно обратиться к мировому опыту в целом по снятию преград, стоящих на пути интеграции инвалидов в активную деятельность, а также поиску средств и способов поддержки их экономической самостоятельности и социальной независимости.

Как отмечалось в докладе Экономического и социального совета ООН за 1991 год, отношение, которое испытывают инвалиды, характеризует наиболее глубинные процессы в обществе и демонстрирует те ценности, которые составляют его основу.

Международные нормы труда рассматривают понятие инвалидности, прежде всего, с двух различных позиций: как пассивные мероприятия по гарантиям получения дохода в виде государственной социальной помощи и социальной защиты и как активные мероприятия обучения и поддержки в области занятости.

В этой связи в качестве двух основных моделей законодательств, регулирующих вопросы в данной сфере, Международная Организация Труда выделяет: законодательство на основе квот или выплат и антидискриминационное законодательство.

Квотирование рабочих мест: все особенности и нюансы

Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.

В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.

Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.

Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах — что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.

Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Читайте также:  Подать в суд на управляющую компанию и выиграть! Как написать исковое заявление?

Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.

19.03.2019

Часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места
1. В каком размере и кому устанавливается квота для приема на работу инвалидов?
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере:
1) для некоммерческих организаций — 2 процента к среднесписочной численности работников;
2) для коммерческих организаций, физических лиц — 3 процента к среднесписочной численности работников.

2. Какие рабочие места относятся к созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов?
Рабочее место считается созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов с момента определения его соответствующего статуса локальным нормативным актом работодателя.
При этом, не может быть отнесено к категории созданного или выделенного для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой рабочее место, замещаемое в настоящее время работником, не имеющим инвалидности.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.

3. Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:

  1. от 100 до 400 человек – два специальных рабочих места;
  2. от 401 до 600 человек – три специальных рабочих места;
  3. от 601 до 1000 человек – четыре специальных рабочих места;
  4. свыше 1001 человека — пять специальных рабочих мест.

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Квотирование рабочих мест

  1. Намерение организации о выделении квот для инвалидов обычно оформляется внутренними актами, будь то приказ, положение или распоряжение.
  2. Предприятия и организации имеют возможность принять большее количество инвалидов, чем предусмотрено по нормам квотирования, но не могут нарушить эти показатели в меньшую сторону.
  3. Существует несколько методов для трудоустройства в 2021 году:
  1. Индивидуальное ходатайство инвалида к работодателю.
  2. Прием лица с инвалидностью по объявлению.
  3. Специалиста направляют к работодателю из Центра занятости населения по заданию организации.
  4. Предприятие самостоятельно выбирает сотрудника на ярмарках по трудоустройству.
  • Если инвалид является квалифицированным специалистом, после собеседования он оформляется в штат без испытательного срока.
  • После оформления, инвалида снимают с учета в Центре занятости, а организация отчитывается о зачислении гражданина в штат.
  • Оформляется прием на работу обычным способом: заключается трудовой договор, где прописываются, помимо основных моментов, нормы и условия труда.

Когда организация не исполнила обязательств по приему на работу определенного количества числа граждан, нуждающихся в трудоустройстве, тогда на это юридическое лицо возлагается обязанность оплаты определенных взносов в компенсационный Фонд содействия трудоустройства инвалидов (ФСТИ).

Сумма данных платежей фиксируется в годовых бюджетах субъектов РФ. Подобные выплаты подлежат ежегодной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума.

При этом налоговые органы предоставляют местным властям данные о полученных выплатах от работодателей за невыполненные квоты.

К предприятиям, которые не соблюдают, определенные нормами закона требования по квотированию и оплате компенсационных взносов, применяется административная ответственность.

Подобные нарушения караются наложением штрафов. Величина штрафных санкций зависит от тяжести нарушения и варьируется от 500 до 10 000 руб.

Также его размер может быть увеличен по требованию региональных органов самоуправления.

Помимо административной ответственности к организациям-нарушителям могут быть применены меры ограничительного характера.

Например, подобные учреждения лишатся возможности участвовать в гос. торгах и закупках, а также не смогут принимать на работу иностранцев.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие ключевые моменты по регулированию квот для инвалидов:

  1. размер квот колеблется от 2 до 4% от всего числа работников юридического лица;
  2. квота признается исполненной, когда предприятие официально заключило трудовые договоры с требуемым количеством граждан с инвалидностью, либо перечислило компенсацию;
  3. взносы осуществляются в ФСТИ каждый месяц за каждую незанятую трудовую вакансию.
  1. Реализуя меры по защите прав таких групп населения, как инвалиды, государство в целом оказывает поддержку малозащищенным слоям населения.
  2. Что дает право характеризовать его как правовое, экономически стабильное, высоко духовное, развитое сообщество, где во главе всех интересов государства стоит человек, его права и свободы.
  3. Видео: Теперь количество рабочих мест для инвалидов работодатель высчитывает сам.
  4. Рекомендуем ещё статьи по теме:

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году

  • Необоснованного отказа работнику с инвалидностью в трудоустройстве при наличии вакансий, соответствующих медицинским показаниям лиц.
  • Недостаточного обеспечения охраны труда в соответствии с требованиями к организации мест, созданных для реализации социальных гарантий.
  • Нарушение требований по подсчету мест и подача отчетности в ЦЗН.
  • Определение численности работников в каждый календарный день. Число работников выходных дней соответствует количеству лиц предшествующего выходного дня.
  • Рассчитать численность за месяц, для чего общий суммарный показатель количества работников подлежит делению на число дней месяца.
  • Среднесписочная численность по году определяется суммированием месячных показателей с последующим делением на число месяцев ведения деятельности предприятия.

Обязательные размеры выделяемых квот

На уровне ФЗ установлены следующие нормы квот для трудоустройства лиц, имеющих группу инвалидности:

  • Организации, в которых численность рабочего персонала составляет от 35 до 100 человек — не более 3% от общей численности работников;
  • Организации с численностью от 100 человек — от 2 до 4% общего количества рабочих мест.
Читайте также:  Что по общему правилу является местом открытия наследства

Отдельной особенностью выделения квоты для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями является факт, что процентное соотношение определяется к общему количеству рабочих мест без учета тех должностей или видов работ, которые связаны с опасными или вредными условиями труда. Причем выделение квоты в пределах одной организации осуществляется без учета ее отделений или филиалов, которые расположены в отдельной местности или другом населенном пункте.

От необходимости выделения квот в полной мере освобождаются следующие организации:

  • Общественные объединения инвалидов;
  • Те компании, которые были созданы организациями инвалидов;
  • Общества хозяйственного типа или товарищества, которые организовались при помощи уставного капитала общества инвалидов.

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Возможности не ограничены

Как получить средство реабилитации по месту пребывания и почему норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов хотят изменить, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.

Как изменилась ситуация с занятостью инвалидов в период введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса?

Алексей Вовченко: Занятость среди граждан с инвалидностью осталась на прежнем уровне. Мы собираем сведения каждый год. И в 2021, и в 2021 годах работало примерно одинаковое число граждан с инвалидностью трудоспособного возраста — порядка миллиона человек. Планируем, что число трудоустроенных граждан с инвалидностью будет расти. Конечно, не все из 3,5 млн граждан с инвалидностью физически могут трудиться. Но для многих вопрос трудоустройства актуален. То есть потенциал есть. Мы очень большие надежды возлагаем на службу занятости, которая сейчас реформируется. Трудоустройство инвалидов будет в числе ее приоритетных задач.

Также мы готовим обновленный закон о квотах для приема на работу инвалидов. Нынешнее квотирование слабо работает, норма нужна новая.

Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест»

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов

В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).

В Санкт-Петербурге и Карелии — таким органом является Служба занятости населения. В Москве — деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».

Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

  • Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

  • Отчеты о выполнении квот

  • Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

ВАЖНО! Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.

Работает это следующим образом.

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

ВАЖНО! Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.
Читайте также:  Инкассовое поручение налогового органа

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.

Работодателя порядок квотирования рабочих мест для инвалидов не обязывает искать кандидатов на квотируемые вакансии. Запрещается:

  • отказывать в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;
  • занимать выделенные штатные единицы сотрудниками без ОВЗ;
  • уклоняться от формирования квот для инвалидов.

Если нормы для трудоустройства не соблюдены, наниматель несет ответственность в соответствии с КоАП в виде штрафа в зависимости от нарушения.

Нарушение Статья КоАП Штраф, руб. Ответственное лицо
Не исполнена обязанность по созданию квотируемых мест для лиц с ОВЗ 5.42 5000–10000 Должностное
Отказ инвалиду в приеме на работу 5.42 5000–10000
Непредоставление или искажение отчетности, несвоевременное предоставление 19.7 300–500 Должностное
3000–5000 Юридическое

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2021 году

Для оформления инвалидов, как и других работников, допускается дистанционная работа, т.е. работа, которая выполняется вне рабочего места организации. Для ее выполнения не обязательно присутствовать в офисе при наличии средств связи. Такая работа для инвалида может быть предпочтительна в связи с работой в удобной ему обстановке и нет необходимости преодолевать ограничения среды. Работодателю такой работник выгоден, т.к. не будет дополнительных затрат, например на оборудование специального рабочего места, но законодательством о квотировании работодатель обязан создать стационарные места работы, т.е. квота не будет выполнена (уход от квоты).

Президентом РФ утверждены штрафы, если обязанности по созданию мест для инвалидов не исполняются

Ответственность Наказание
Административная По ст. 5.42 КоАП РФ:

Не выделение мест для инвалидов и отказ в трудоустройстве инвалида в рамках квоты – штраф 5 – 10 тыс. руб.

По ст. 19.7 КоАП РФ:

не сдача (в т.ч. несвоевременная) обязательных сведений по квотам:

на должностное лицо: 300 – 500 руб.

на юридическое лицо: 3 – 5 тыс. руб.

Возможно предупреждение

отказ без оснований в регистрации инвалида как безработного – штраф 5 – 10 тыс. руб.
Уголовная ст. 315:

при неисполнении решения суда, предписавшего создание мест для инвалидов в счет квоты – штрафа до 200 тыс. руб., лишение права занимать должности, лишение свободы

Финансовая нецелевое расходование субсидий, выделенных из бюджета на создание мест для инвалидов

Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать


Правительство утвердило план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг. В частности, предполагается:

— проводить мониторинг исполнения работодателями требований по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

— развивать и применять дистанционные формы взаимодействия органов службы занятости с инвалидами;

— содействовать занятости инвалидов через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России»;

— привлекать социально ориентированные НКО к сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных госуслуг в сфере занятости населения.

Определены ожидаемые результаты, сроки реализации и ответственные исполнители мероприятий.

Нет, закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.

От обязанности квотировать места для незащищенных групп граждан освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.

Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Среднесписочная численность работников

Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также количество занятых на них работников у работодателя до этого года определялось материалами аттестации рабочих мест по условиям труда.

При проведении аттестации рабочих мест в период до 01.09.2011 работодатели руководствовались приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 569). Напомним, что результаты проведенной аттестации, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 342н), действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам заполненной Ведомости рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом № 569). См. Пример 1.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...