Территориальное зонирование как альтернатива категориям земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Территориальное зонирование как альтернатива категориям земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

ВРИ для ведения бизнеса: как определить, какой нужен

Разобравшись с вариантами территорий, которые относятся к категории «Для иных видов жилой застройки», рационально изучить участки, положенные для формирования различных бизнес-структур.

Для частного бизнеса применяют ВРИ: точки общепита, магазины, гостиницы, автомобильные СТО. Если нужно построить торговую точку, тогда ее площадь не должна превышать 5000 квадратных метров. При этом сооружение допустимо для реализации товаров разного назначения и его перепрофилирования при необходимости (смена деятельности, перепродажа, аренда).

Когда вместе с магазином застройщик планирует возвести кафе или столовую рядом, то он должен обратиться с заявлением соответствующей формы в комиссию по землепользованию, чтобы последняя добавила условно-разрешенное ВРИ «Общественное питание».

При сооружении гостиниц делают запрос на один из подходящих видов разрешенного строительства: отели, пансионаты, другие места, которые предназначены для обеспечения комфортных условий пребывания посетителям.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Основные виды использования земель

Основные виды использования земельного участка – это базовый правовой регламент, или основания, на которые ориентируется деятельность собственника или арендатора при освоении земельного участка.

Они задают главные тенденции, допускающие, исходя из категории земель:

  • возведение капитального строения;
  • организацию дачного участка;
  • организацию личного подсобного хозяйства;
  • коммерческую сельскохозяйственную деятельность;
  • строительный бизнес;
  • иные работы, соответственно полученному разрешению на использование земель.

Выбор основного вида происходит по усмотрению собственника, на основании п.2 ст. 7 ЗК РФ. Если речь идёт о землях населённых пунктов, дополнительно вступают в силу нормы Градостроительного кодекса:

  • п. 1 статьи 9 ГрК РФ;
  • ч.2 и ч.6 статьи 30 ГрК РФ;
  • п. 1, ч.3 статьи 37 ГрК РФ;
  • ч. 4 статьи 37 ГрК РФ.

Основной вид полностью ориентируется на правила освоения территории зонирования, принятые местным муниципалитетом в лице земельного департамента. Если речь идёт о застройке в пределах городской черты – отдела по архитектуре и строительству.

Принимая за норматив использования участка основной вид, его владелец принимает установленные указанными инстанциями локальные распоряжения по освоению принадлежащих ему земель.

Основные показатели – это выраженные в числовом выражении нормы, предусмотренные для использования участка. Они входят в классификатор, утверждённый Приказом Минэкономразвития № 540 от 1.09.14 г.

Комментарий к Ст. 35 Градостроительного кодекса РФ

1. Определение территориальных зон является обязательным элементом Правил землепользования и застройки, и в частности карты градостроительного зонирования. В пределах каждой категории перечисленных в комментируемой статье 35 Градостроительного кодекса РФ территориальных зон может быть также выделено несколько зон (подзон), различающихся особенностями градостроительного развития территорий, набором разрешенных видов землепользования и параметров строительных изменений недвижимости для этих видов землепользования. Карта (карты) градостроительного зонирования может содержать описание границ территориальных зон. При определении границ территориальных зон на схемах их наименование и градостроительные регламенты устанавливаются индивидуально, применительно к различным частям территории муниципального образования.

Количество выделяемых зон (подзон) обуславливается градостроительной спецификой различных муниципальных образований и их величиной, степенью территориальной расчлененности, функциональной структурной организацией территории, особенностями формирования естественного и антропогенного ландшафта, а также перспективами пространственного развития территории, определяемыми на стадии разработки документации планирования. Последним обстоятельством определяется комплекс практических мероприятий (градостроительного стимулирования или запрета (ограничения) некоторых типов землепользования и застройки), учитываемых при разработке карты зонирования.

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

Территориальные зоны, определяемые градостроительным зонированием, учитывают существующую градостроительную организацию территории, социальные, демографические аспекты и предпосылки последующего градостроительного освоения (реконструкции). Вследствие этого градостроительное зонирование представляет собой сложную комплексную задачу, требующую интегрированных способов решения и участия специалистов многих направлений.

2. Жилые зоны предназначены для того, чтобы обеспечить комфортабельные и здоровые условия проживания населения на территории муниципального образования. Спецификой зон этого типа является преобладание в них жилой застройки, с допущением строительства большого количества разноэтажных объектов жилого назначения. Выделение соответствующих подзон в пределах жилой зоны определяется реально сложившейся структурой жилого фонда в соответствии с потребностями различных групп населения (небольшие и большие семьи, молодые и пожилые, холостые или женатые люди). Вновь формируемая жилая застройка требует учета потребностей демографических и потребительских групп, соответствовать различным (дифференцированным) предпочтениям граждан (их социальным и потребительским возможностям).

Процедура градостроительного зонирования по выделению жилых подзон обуславливает решение практических вопросов упорядочения сложившейся застройки, придание ей более четкой структуры и возможность сочетания различных (дифференцированных) типов жилой застройки.

Зонирование жилых (селитебных) территорий позволяет одновременно решать разного рода проблемы: функциональные (разграничение несовместимых, исключающих взаимное соседство функциональных процессов; установление определенной системы построения застройки с выделением преобладающих функций; устранение чересполосного расположения застройки); планировочные (совершенствование планировочной организации территории и улучшение ее транспортного обеспечения с учетом градостроительной ситуации, удаленности от центра и приближенности к естественному ландшафту, а также к прочим структурным элементам города; выбор способа градостроительных изменений); структурные (обоснование выбора этажности и плотности застройки, видов обслуживания, с повышением качества застройки, оздоровлением качества окружающей среды).

Градостроительное зонирование в современных условиях направлено на реализацию пространственно-планировочных мероприятий по комплексной реконструкции территории, предполагающих достижение значительной экономической эффективности. Этот эффект может быть достигнут в результате оценки морального и физического износа застройки, определении характеристик жилого фонда, с указанием плотности застройки, экологических показателей, соотношением площадей открытых (в том числе и озелененных) и застроенных пространств. Учитывая то, что наиболее распространенным видом градостроительных преобразований в условиях сложившейся городской и сельской застройки является ее реконструкция, в процессе осуществления градостроительного зонирования необходимо определять степень реконструктивных вмешательств.

Масштабы реконструкции, фиксируемые в территориальных зонах, обуславливаются различными факторами. Во многом случаях определяющее значение имеет сравнение вариантов сохранения (как полного так и частичного) и сноса существующего жилого фонда. Как правило принятие окончательного решения в пользу выбора определенных видов зон жилой застройки зависит от оценки предполагаемого результата (в соизмеримых показателях) по сравнению с исходной ситуацией. Немаловажное значение имеет оценка величины (объемов) работ, а также их стоимости, связанных с перезонированием. Часто по причине необходимости снижения затрат происходит сохранение в пределах зоны существующего типа градостроительного использования, в то время как это противоречит общей перспективной направленности преобразований.

Задачами градостроительного зонирования в этой связи являются определение градостроительных приоритетов. Они могут существенно различаться в зависимости от конкретной градостроительной и социально-экономической ситуации.

В ряде случаев перезонирование территории влечет за собой значительное удорожание реконструктивных работ, но позволяет достигнуть значительных результатов (социальных, функциональных, планировочных и других). В других случаях, напротив, планируемое состояние территории может не значительно отличаться от существующей ситуации, но при этом проведение общего объема требуемых работ не связано с крупными затратами. В каждой конкретной градостроительной ситуации решение по выбору варианта зонирования осуществляется индивидуально с учетом позитивных и негативных сторон каждого. Наиболее общим принципом, в большей степени влияющим на окончательный выбор, является достижение рациональной схемы использования территории.

Принятие решения о зонировании, определение методов, этапов, характера проводимых мероприятий также зависит от существующего комплекса градостроительных условий на конкретной территории, таких как: местоположение зонируемой территории в структуре муниципального образования; плотность застройки отдельных кварталов и более крупных структурных единиц застройки; технические характеристики застройки; наличие элементов общественного обслуживания; состояние инженерного оборудования и благоустройства.

Подзоны выделяются таким образом, чтобы система зонирования могла функционировать сбалансировано, с тем, чтобы в каждой жилой подзоне было представлено возможное разнообразие форм пространственной организации среды, достаточное количество бытовых услуг. Наиболее распространено в градостроительной практике выделение четырех основных типов жилых подзон, различающихся установленными параметрами реализуемой застройки, основанными на постепенном повышении ее этажности, начиная от индивидуальных жилых домов до многоэтажных домов.

Зоны застройки индивидуальными жилыми домами выделяются для преимущественного строительства индивидуальных (изолированно расположенных) и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками, предназначенных для проживания одной семьи в качестве основного вида разрешенного использования. В ней обеспечиваются правовые условия формирования низкоплотной жилой застройки; с минимальным набором обслуживающих функций и общественных пространств, открытыми участками сельскохозяйственного использования, а также маломасштабная инфраструктура обслуживания (школы, небольшие поликлиники, аптеки, общественные бани).

Вспомогательные виды разрешенного использования в этих зонах включают в себя места для парковки одного автомобиля или размещение отдельного гаража, установки автономных (альтернативных) источников энергии таких как теплостанция или иные местные технические средства обслуживания. К видам землепользования, требующим специального разрешения, относятся все виды коммерческого обслуживания и выделение территорий для отдыха.

Для иных видов сельскохозяйственного использования можно ли строить дом

Если же конфликтные, сложные ситуации возникают – понадобится обратиться для их разрешения в суд. Но по возможности стоит попытаться разрешить ситуацию в досудебном порядке. Это даст возможность избегнуть самых разных неприятностей. Можно ли строить на землях сельхозназначения Можно ли строить теплицы на землях сельхозназначения – вопрос достаточно сложный, имеющий целый ряд различных тонкостей. Само строительство возможно, но лишь при соблюдении некоторых важных правил. Со всеми ними нужно будет разобраться предварительно. Желательно перед тем, как будет осуществляться застройка, разобраться с юридическими моментами. Только лишь так можно не допустить самых разных проблем.

Такие земельные участки предназначены для растениеводства, животноводства, научного обеспечения сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, создания питомников, обеспечения сельхозпроизводства. Даже такой вид разрешенного использования, как «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» предусматривает использование земли для производства сельхозпродукции без права капитального строительства объектов. Земельные участки, выделенные для гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, садоводства, занятия животноводством, огородничеством, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используются согласно установленным для них видам разрешенного использования (ст.
12 закона № 66-ФЗ).

Читайте также:  Первый свод законов Древней Руси

На какой земле можно строить, категории и виды разрешённого использования

Земельный участок может относиться к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения, к землям особо охраняемых территорий, к землям промышленного назначения, к землям лесного фонда, к землям водного фонда и др. Частным лицам для коттеджного строительства выделяются земли, относящиеся к первым двум категориям. В редких случаях может быть разрешено строительство на участках земель, относящихся к землям особо охраняемых территорий.
Земли населенных пунктов (поселений)
Землями населенных пунктов (земли поселений) называются земли, которые используются и предназначаются для застройки, а также развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделяются от земель других категорий границами городских и сельских населенных пунктов. В соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ. Существуют предписания градостроительного регламента, исходя из которых разные участки земли, находящиеся в одном и том же населенном пункте, могут иметь различные предназначения, предположим, сельскохозяйственное использование и жилищное строительство. Таким образом, можно построить дом на земле, которая предназначена как под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), так и под ИЖС. Разница будет заключаться лишь в том, что прописку в доме, находящемся на участке, выделенном под ЛПХ, придется доказывать через суд. Если же прописка для вас не принципиальна, то эти два варианта больше ничем не отличаются.
Земли сельхозназначения
Данные земли располагаются за чертой поселений и предназначаются для нужд сельского хозяйства в соответствии с пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ. Но вот по виду использования такие земли сильно отличаются, что может в значительной степени ограничить возможности владельца в плане застройки. Допустим, участок из категории земель сельскохозяйственного назначения может предназначаться для огородничества, и на нем невозможно построить объект ИЖС. В другом случае он может предназначаться для личного подсобного хозяйства с правом застройки, либо без такового. Если же участок предназначен для садоводства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства, то застройка возможна, но существуют некоторые ограничения. Помимо этого можно перевести участок земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, которая не имеет такой ценности по законодательству, например, категория земель населенных пунктов. Данные действия можно совершить, если нужно заняться расширением права владельца на застройку.
В случае таких изменений необходимо внести земельный участок в черту поселения, то есть, по сути, изменить черту поселения. Помимо этого придется возмещать потери сельхозпроизводства государству. Такие действия могут оказаться экономически невыгодными. В данной ситуации можно не менять категорию земли, а изменить только целевое назначение, допустим, определить его для ведения дачного хозяйства, либо садоводства.

Подходящий ВРИ для ведения бизнеса

Для постройки объектов под бизнес подходит зона «Предпринимательство».

Для частного бизнеса лучше всего использовать такие виды разрешенного использования земельных участков населенных пунктов:

  • магазины,
  • точки общепита,
  • гостиницы,
  • автомобильные СТО.

Для возведения магазинов. Разрешается постройка, не превышающая 5000 метров квадратных. Здание может быть использовано для реализации товаров любого типа. При необходимости одновременно с магазином открыть кафе, у комиссии по землепользованию необходимо запросить добавление условно разрешенного ВРИ «Общественное питание».

Для строительства точек общепита:

  • столовые,
  • рестораны,
  • кафе,
  • иные места, где за еду необходимо платить.

Как расшифровывается этот статус и что он означает

Аббревиатура ИЖС встречается в тексте распорядительного документа на земельный участок, кадастровом паспорте и свидетельстве, подтверждающем права собственника на землю, поэтому важно разобраться что это такое и какую расшифровку имеет.

Она означает сокращенное название одного из видов разрешенного использования земельного участка и расшифровывается как – индивидуальное жилищное строительство.

Виды разрешенного использования – далее ВРИ, введены в практику эксплуатации земли классификатором ВРИ земельных участков, утвержденным Минэкономразвития России 1 сентября 2014 года, с изменениями, которые станут актуальными в 2019 году.

Подробнее о классификаторе ВРИ можно прочитать в статье.

Участок, имеющий ВРИ – ИЖС, может быть использован следующим образом:

  • строительство малоэтажного жилого дома;
  • возведение вспомогательных хозяйственных построек;
  • разбивка огорода для собственных нужд.

В то же время законодатели запрещают использовать земли со статусом ИЖС для следующих целей:

  • строительство домов на несколько квартир.
  • переработка продукции сельскохозяйственного производства, в качестве варианта для предпринимательской деятельности;
  • расположение объектов коммунального и промышленного использования;
  • производство и реализация продукции ритуального назначения.

Градостроительное законодательство позволяет возводить на земле, выделенной под индивидуальное жилищное строительство объекты для личного использования высотой не более трех этажей.

  • Жилые дома. Строения не могут быть многоподъездными, рассчитанными на проживание нескольких семей и использование в коммерческих целях.
  • Гаражи. Действует то же правило, что и в предыдущем случае – запрет на использование объекта с целью получения выгоды. При размещении постройки требуется соблюдение расстояния от близлежащих строений. Изучите нормы СНиП.
  • Баня. Пожароопасный объект требует соблюдения при строительстве правил пожарной безопасности. Являясь вспомогательным сооружением, в получении разрешения на строительство не нуждается. Запрещается использование в коммерческих целях.
  • Прочие хозяйственные постройки – дровяники, сараи, теплицы, беседки. Согласно законодательству строения подобного типа должны располагаться в глубине участка. Строительство должно вестись с выдерживанием расстояний, рекомендованных СНиПами.

Сравнительная характеристика ЛПХ и ИЖС

ЛПХ означает – личное подсобное хозяйство. Отличие между ЛПХ и ИЖС довольно существенное, так как участок типа ЛПХ может располагаться как на земле сельскохозяйственного назначения, так и на земле под поселения. К нему можно применить все достоинства и недостатки участка ИЖС, если он размещается на территории под поселение. Можно считать этот тип участка компромиссным вариантом. Но он имеет один существенный недостаток, если ЛПХ находится вне города, то строить там ничего нельзя, поскольку тогда участок относится к категории «полевой».

Различия между участками типов ИЖС и ЛПХ:

  1. На участке ЛПХ можно создать сад, огород, завести скот, реализовать это на участке типа ИЖС не получится. Но ИЖС — это гарантированное право на строительство жилого дома.
  2. ИЖС участки обязаны обеспечить социальной инфраструктурой, но не всегда это происходит в полной степени из-за нехватки бюджета.
  3. Существенный вопрос о налогах: на ИЖС – 1,5%, на ЛПХ – 0,3%. Государство дает возможность не платить налог на участке ИЖС на протяжении 10 лет, но если в течение этого времени ничего не построено, то потом они взимаются в двукратном размере. Можно также получить налоговый вычет и на участке ЛПХ.
  4. ЛПХ менее затратный вариант в экономичном плане, но гарантировать подведение коммуникаций никто не может. Налоги, цены на газ и электричество на участке ИЖС выше в несколько раз, а оплачивать подведение коммуникаций иногда приходится собственникам, что связано с ограниченностью государственного бюджета.
Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2022. Кто и почему может не платить

Чтo тaкoe кaтeгopия зeмeльнoгo yчacткa

Кaтeгopии зeмeль — этo cиcтeмa клaccификaции вcex тeppитopий PФ, кoтopaя ocнoвaнa нa иx цeлeвoм нaзнaчeнии. B cвoю oчepeдь, цeлeвoe нaзнaчeниe — этo cиcтeмa xapaктepиcтик: экoлoгичecкиx, биoлoгичecкиx, гeoлoгичecкиx, кoтopыe oпpeдeляют цeль и cпocoб экcплyaтaции зeмли. Oбщee кoличecтвo кaтeгopий — 7.

Paздeл нa кaтeгopии пoмoгaeт coxpaнить и зaщитить зeмли кaк пpиpoдный oбъeкт, пoэтoмy пpи клaccификaции yчитывaют фaктичecкoe cocтoяниe тeppитopии. Для кaждoй кaтeгopии нa зaкoнoдaтeльнoм ypoвнe ycтaнaвливaют peжим иcпoльзoвaния.

Нaпpимep, ecли нa yчacткe pacтeт лec, eгo oтнocят к зeмлям лecнoгo фoндa. Cooтвeтcтвeннo, в cилy пpиpoдныx xapaктepиcтик мecтнocти, иcпoльзoвaть этy тeppитopию для cтpoитeльcтвa зaвoдa или фaбpики нepaциoнaльнo. Пoд пpoмышлeнныe oбъeкты, oбычнo, выдeляют бeзжизнeнныe тeppитopии: пycтoши, кaмeниcтыe paвнины. Блaгoдapя этoмy, биocфepe нaнocитcя минимaльный вpeд. Пo этoй жe cиcтeмe oцeнки, пoд ceльcкoe xoзяйcтвo oтвoдят зeмли c плoдopoднoй пoчвoй, a oxpaнe пoдлeжaт тeppитopии c yникaльным, иcчeзaющим лaндшaфтoм и пpиpoдным миpoм.

Виды разрешенного использования

Каждый ВРИ предназначен для соответствующей деятельности, предусмотренной характеристиками зоны застройки. Шифр 2.0 предусматривает строительство жилых зданий следующих типов:

  1. Малоэтажная застройка может достигать трёх этажей, но здесь недопустимо разделение дома на квартиры. Могут строиться хозяйственные постройки, гаражи и иные подсобные сооружения. Допускается насаждение плодовых деревьев, кустарников и разведение сада, огорода. Те же нормы распространяются на земли ЛПХ и блокированную жилую застройку.
  2. Передвижное жильё допускает формирование палаточных лагерей, кемпингов и проживание в вагончиках.
  3. Жилые дома средней этажности не должны превышать 8 этажей, они обязательно должны быть разделены на 2 и более квартир. Здесь предусматривается озеленение и благоустройство приусадебной территории, расположение гаражей и автостоянок.
  4. Высотные здания – от 9 этажей должны быть разделены на квартиры для проживания граждан.Нижний этаж может использоваться под объекты обслуживания, придомовая территория может быть озеленена и обеспечена детскими спортивными площадками, паркингом и иными необходимыми объектами.
  5. В этой зоне могут располагаться объекты, данные в перечне под шифрами 3.0 и 4.0, но при условии, что они служат целям граждан, проживающих в зоне застройки.

Зона, предусматривающая расположение земель с ВРИ под шифром 3.0, относится к общественному пользованию. Она может служить следующим целям:

  1. Коммунальное обслуживание, состоящее из комплекса многочисленных сфер деятельности, которые поставляют газ, электричество, воду и тепло. А также предоставляют жильцам услуги сферы ЖКХ и иные эксплуатационные услуги, без которых система жилого комплекса или иные виды зданий не могут функционировать.
  2. Размещение социальных учреждений: домов престарелых, домов ребёнка, центров занятости и иных аналогичных структур.
  3. Бытовое обслуживание, в которое входят помещения для размещения парикмахерских, салонов красоты, ателье и аналогичные заведения.
  4. Больницы, реабилитационные центры, поликлиники и иные медицинские учреждения.
  5. Для образовательных целей здания используются под школы, детсады, вузы и ссузы. Здесь же могут размещаться различные услуги по дополнительному образованию, повышению квалификации и переподготовке специалистов.
  6. К культурным учреждениям относятся здания театров, филармоний, выставочных центров, библиотек и домов (дворцов) культуры. Здесь же размещаются стационарные и временные помещения цирков, океанариумов, зоопарков. А так же размещаются площадки для организации досуга и праздничных гуляний.
  7. Для религиозного использования предназначены здания храмов, церквей, мечетей и молельных домов. На этих же землях допускается организация монастырей, скитов и иных форм проживания религиозных общин.
  8. Расположение административных зданий, исполкомов.
  9. Научная деятельность требует земельных площадей для организации структуры научно-исследовательских изысканий, конструкторских бюро, опытных хозяйств и т.п. Здесь же размещаются федеральные и региональные центры академии наук.
  10. Ветеринарная помощь животным предусмотрена только в рамках услуг владельцам домашних питомцев, исключая сельскохозяйственных животных.

В бизнес зону с шифром 4.0 входят все организации, регулирующие предпринимательскую деятельность, в том числе – офисы компаний, их управленческие и административные центры. Также здесь размещаются объекты, участвующие в бизнесе и использующиеся для извлечения прибыли. В их числе:

  • торговые и торгово-развлекательные центры;
  • рынки;
  • магазины;
  • гостиницы;
  • кафе и рестораны;
  • игровые и ночные клубы;
  • помещения для предоставления транспортных услуг;
  • банки;
  • страховые компании.

В зону рекреационного назначения под шифром 5.0 входят все виды отдыха, занятия спортом и туризмом, которые допускаются в определённых местах:

  • в зелёных зонах поселений;
  • в спортивных залах и клубах;
  • в санаториях и профилакториях;
  • в спортивных и детских лагерях;
  • в лесном или горном массиве.

Такие земли могут использоваться как государством или муниципалитетом, так и арендаторами, предоставляющими соответствующие услуги.

Сооружения вспомогательного использования

Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Вместе с тем ГрК РФ не содержит определение понятия «объект вспомогательного использования».

Критерии, которым должны отвечать сооружения вспомогательного использования приводились в разъяснениях Ростехнадзора:

  • это сооружения пониженного уровня ответственности по ранее действовавшему ГОСТ 27751-88. К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения;
  • наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения (п. 6 «Разъяснений по применению положений Градостроительного кодекса РФ в части осуществления государственного строительного надзора и Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (утв. Ростехнадзором)).

К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Для возведения сооружения вспомогательного использования не требуется получать разрешение на строительство.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...