Как изменится пенсия в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится пенсия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.

Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).

С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).

К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.

Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.

Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.

Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.

В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий планируется направить Br3,2 млрд, из них Br2 млрд — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до 3 лет.

В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в среднем выплачивается на 228 тыс. детей. Его размер перерассчитывается два раза в год (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.

Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей (10 БПМ и 14 БПМ); единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности (100% БПМ); пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (50% БПМ); пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (70% БПМ и 50% БПМ); пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (100% БПМ, 120% БПМ) и др.

В январе 2023 года единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составит почти Br3,4 тыс., второго и последующих — почти Br4,8 тыс.

Пособия выплачиваются на 405 тыс. детей, или каждого четвертого ребенка страны.

В октябре запустят пенсионную реформу

Школьное питание 2023

Согласно постановлению №917 от 27 декабря 2022-го Совета министров вот что изменится в правилах школьного питания в Беларуси. Часть из пунктов вступает в силу с 1 января 2023-го, а другая – с 6 января. В любом случае, к началу третьей четверти ( а это 9 января) новшества уже будут действовать.

Среди них, к примеру, то, что оплачивать питание детей их родители либо законные представители будут не позже, чем 25 числа месяца. Деньги нужно будет класть на текущий счет в банке учету бюджетных и других госсредств организаций. Всю технологию, как и счета, определят учредители учреждений образования или исполкомы в областях и Минске.

Читайте также:  Какие льготы на проезд в общественном транспорте предусмотрены и для кого

Постановление также указывает: коль образовалась задолженность по оплате школьного питания, то ее будут взыскивать. Зато при отсутствии школьник на занятиях (согласно предварительному письменному или устному информированию родителями (представителями) у ребенка не учтут такие дни.

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

«У населения нет представления о том, что может происходить в дальнейшем». Что сами белорусы думают о пенсионной реформе

Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.

Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

Читайте также:  29.12.2022 Повышение зарплаты полиции в 2023 году

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Декабрьская прибавка к пенсии

По данным Министерства труда и социальной защиты, в последний месяц 2022 года расходы на выплату пенсий составят 1,5 млрд рублей, из них 68 млн рублей пойдут на повышение пенсий согласно Указу Президента Беларуси № 397.

С 1 декабря 2022 года все виды трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) пересчитают. Выплаты для пенсионеров вырастут на 5%. Причем это уже третье в 2022 году повышение пенсий: в марте они выросли на 7%, в августе прибавка составила еще 10%.

В декабре средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит 670 рублей и вырастет по сравнению с ноябрем без малого на 30 рублей, сообщили в Минтруда.

В ведомстве уточняют, что размер увеличения пенсии у каждого пенсионера будет индивидуален, поскольку выплаты зависят от продолжительности стажа и величины зарплаты, которые взяты за основу при расчете пенсии, а также установленных к ней доплат.

Согласно озвученной Министерством труда и социальной защиты статистики, в декабре 2021 года в среднем пенсия в Беларуси составляла 545 рублей. За год она выросла на 125 рублей. Таким образом, годовой прирост ожидается на уровне 23%.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.
Читайте также:  Официальный сайт юридической компании «Королёв и партнёры»

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси: таблица выхода на пенсию

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

11 апреля 2022 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Размер социальной пенсии — таблица

Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:

Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)

пенсионерам по старости
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам
16619,39 17167,83 (прибавка 548,44 руб.)
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)
инвалидам 2 группы
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 3 группы
5886,14 6080,38 (прибавка 194,24 руб.)
детям по случаю потери кормильца
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)

Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж

К данной категории относятся пенсии:

  1. По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
  2. По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
  3. Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
  4. Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.

Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.

Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

  • граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • дети, которые остались без кормильца;
  • дети-инвалиды.

Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:

Социальная пенсия Размер
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) 110% БПМ
инвалидам с детства II группы 95% БПМ
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) 85% БПМ
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) 75% БПМ
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья
первой 80% БПМ
второй 85% БПМ
третьей 95% БПМ
четвертой 110% БПМ


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...