Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности ребенка в школе и дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.
Обязанности школьников
Кроме прав ученик должен знать свои обязанности. Для этого школьника тоже должны с ними ознакомить.
- Уважение – важный аспект. Только при уважительном отношении вы сможете наравне общаться с педагогами и учениками.
- Здороваться с взрослыми ученик должен первым. Это лежит в азах воспитания ребенка.
- Уважение к труду. Здесь стоит обратить внимание, что уважаться нужно и педагогов, и уборщиц и другой персонал.
- Соблюдение режима школы – важно для воспитанного школьника.
- Такой пункт, как добросовестное отношение, не лежит в рамках закона, но он его подразумевает.
- При непосещении или прогулах нужно иметь подтверждение о наличии серьезной причины пропуска. Это может быть медицинская справка, а также записка от родителей.
- Устав школы нужно соблюдать. Особенно на это стоит обратить внимание, если школьника об этом просит администрация школы.
- Устав также подразумевает наличие опрятной и чистой одежды.
- Техника безопасности – очень важный пункт. Его нужно обязательно соблюдать.
- При обнаружении незнакомых предметов, подозрительных вещей нужно обратиться к взрослым.
- Поддержание порядка на территории школы – важный пункт для ученика.
Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам
В 2–3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).
Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.
Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.
Дашук, участница конференции на 7е
В 4–5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6–7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
В 8–9 лет:
- все вышеперечисленное;
- загружать посуду в посудомоечную машину;
- разбирать купленные продукты;
- помогать готовить ужин;
- готовить свою одежду для стирки;
- чистить овощи;
- делать тосты;
- гулять с собакой.
У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?
Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…
Eugenie, участница конференции на 7е
В 10–12 лет:
- все вышеперечисленное;
- доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
- складывать выстиранное белье;
- убирать в ванной;
- готовить простые блюда;
- стирать;
- стричь газон;
- убирать свою постель и менять постельное белье;
- убираться в кухне;
- присматривать за младшими братьями и сестрами.
Обязанности ученика в школе
Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
- Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
- Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
- Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
- Ученик должен соблюдать школьный режим.
- Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
- Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
- Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
- Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
- Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
- Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
- Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
- Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Что запрещается ученику в школе?
Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:
- Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
- Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
- Запрещается на территории школы играть в карты.
- Нельзя курить и распивать спиртное.
- Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
- Запрещается грубить и хамить старшим.
- Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
- Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
- Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.
Ответственность несовершеннолетних
Несовершеннолетними считаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Права несовершеннолетних подразделяются на гражданские, социальные и экономические.
Гражданские права ребенка закреплены Конституцией РФ. Их действие начинается с момента рождения. Их нарушение и ограничение запрещено даже судебным органам.
Экономические права детей имеют радикальное отличие от возможностей совершеннолетних граждан. Ребенок имеет право быть собственником любого имущества, не запрещенного к обороту законодательством Российской Федерации. Однако распоряжаться им до 14 лет он не может, а по достижению указанного возраста – только с согласия законных представителей.
Несовершеннолетние обладают социальными правами. Среди них – возможность получить бесплатную медицинскую помощь и образование.
Конституция и Семейный кодекс закрепляют возможность несовершеннолетнего иметь имя, отчество, фамилию и гражданство. Это одно из основных прав человека.
Ф.И.О. ребенку присваивают мама и папа. При наличии двух родителей, решение принимается по их общему мнению. Имя выбирается произвольно, за исключением обозначений, содержащих знаки (кроме дефиса) или цифры. Отчество присваивается по имени отца. Ребенку можно дать фамилию папы, мамы, или объединить их вместе, написав через дефис.
Важно! При отсутствии родителей, Ф.И.О. произвольно выбирают специалисты районного отдела опеки по месту выявления несовершеннолетнего, или сотрудники организации, в которую помещен ребенок.
Для приобретения гражданства младенцу достаточно появиться на свет на территории Российской Федерации. Этот факт закрепляется в документе о регистрации по месту жительства.
Семейное воспитание несовершеннолетних считается приоритетным. При этом лучшим вариантом будут являться родные мама и папа. Если они умерли или не желают заботиться о своем ребенке, необходимо принять все возможные меры для сохранения его у кровных родственников (бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры).
Если такой вариант невозможен, специалисты районного отдела опеки должны принять меры для устройства несовершеннолетнего в семью граждан РФ, в крайнем случае – семью иностранных граждан. На период отсутствия лиц, желающих взять ребенка на воспитание, он помещается в специализированную организацию.
Мама и папа, опекуны или руководитель детского дома должны принимать меры для получения несовершеннолетним основного образования, обеспечить его развитие и воспитание в соответствии с возрастом. Ограничение данных прав является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Обязанность по защите права несовершеннолетних детей возлагается на маму и папу. При этом раздельное проживание родителей не является основанием для освобождения от данной функции.
Дети не могут самостоятельно реализовывать права, поэтому этим должны заниматься законные представители. При отсутствии родителей, эта функция передается муниципальному отделу опеки. Специалисты обязаны в кратчайшие сроки подобрать приемную семью.
Если права несовершеннолетнего уже нарушены, их восстановление возлагается на специализированные органы. При этом большое значение имеет обеспечение личной безопасности несовершеннолетнего.
Опасность со стороны близких людей – одна из самых распространенных проблем при нарушении прав несовершеннолетних. Такие преступления часто скрыты от посторонних глаз.
Наиболее распространенными злоупотреблениями считаются жестокое обращение, эксплуатация труда и расходование имущества. Нарушители подлежат административной и уголовной ответственности, в зависимости от тяжести преступления.
В случае совершения правонарушения против личности несовершеннолетнего, ребенок подлежит передаче на попечение органа опеки до принятия судом решения о возврате его в семью, либо лишения родительских прав. Заявителем в подобных исках может быть прокурор, второй родитель или орган опеки.
- На развитие своей личности, своих талантов, бесплатное образование.
- Вправе выбирать учебное заведение, форму обучения.
- На условия обучения ( возможность получать качественное питание, обучение в теплых и оснащенных классах, безопасные условия обучения).
- На получение обучения на родном языке.
- На получение информации, которая соответствовала бы его возрасту, задачам учебного процесса.
- На отдых в дни учебных каникул, в выходные дни, между занятиями согласно учебного плана.
- На получение отметок (открытых оценок) в соответствии с уровнем своих знаний.
- На свободу слова, убеждений и взглядов.
- Быть выслушанным, задавать вопросы по материалу.
- На своевременное уведомление о проведении контрольных и проверочных работ (сроки, объемы).
- На конфиденциальную информацию о полученной оценке по письменной работе.
- На получение бесплатного доступа к техническим ресурсам учреждения (книги, компьютеры и
- На участие в организованных мероприятиях общеобразовательного учреждения.
Как защитить права школьника и что делать, если ребенка травят одноклассники – отвечает адвокат
Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику «Право на защиту: советы адвоката». В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников. Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.
Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?
Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество. В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.
О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.
Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством. Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3. КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.
С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.
Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.
Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?
Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.
Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.
Как поступать, если травля ведется в соцсетях?
Права ребенка в школе и дома
Нормы о правах человека опираются на нашу нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Это особенно верно в отношении прав ребёнка. Ф. М. Достоевский утверждал: счастье всего человечества, мировая гармония не стоит даже одной слезинки невинного ребёнка. Страдания детей в далеком прошлом можно было объяснить дикостью и отсталостью. В современном мире оправданья несчастьям малышей, в какой бы стране им ни привелось родиться, нет.
В Международный год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Ваша задача — объяснить наследнику, откуда в семье берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь. Тут будет весьма кстати красочный рассказ о том, как туго придется домашним, если в один прекрасный день взять да и скупить весь магазин игрушек. Очень полезное с точки зрения дидактики приобретение — это копилка: если малыш начнет бросать туда полученные от бабушки с дедушкой монетки, то через некоторое время на накопленные деньги он сам сможет купить новую гоночную машинку или, скажем, диск для любимой игровой приставки, о котором он мечтает вот уже три недели. Для закрепления знаний можно использовать экономические игры — «Денежный поток», «Семейный менеджер», «Ай да ярмарка!» или «Монополия».
Кстати. Вообще-то это совет из области здравоохранения, но мы за комплексный подход к любой проблеме! Научите ребенка мыть руки после того, как он касался купюр и монеток. Деньги — штука в буквальном смысле слова очень грязная: кто знает, в чьих ладошках они побывали и где успели поваляться?
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.