Доработка программы ПЭК с учетом побочной продукции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доработка программы ПЭК с учетом побочной продукции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

Необходимость проведения производственного экологического контроля, определена статьей 26 Федерального Закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления» от 24.06.1998г., а также Федеральным законом № 7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» (ст.67) от 10.01.2002г.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Данный документ определяет порядок производственного контроля, обеспечивающего выполнение хозяйствующими субъектами требований природоохранительного законодательства и мероприятий по охране окружающей среды.

С началом 2020 года, был принят закон, который обязывает промышленные предприятия оплачивать налог за негативное воздействие на экологию. Если руководитель организации не станет оплачивать экологический налог (который теперь обязателен), к данному производству будут наложены штрафы.

Для каждого производства, налог по экологии рассчитывается индивидуально, исходя из количества вредных веществ, которые загрязняют окружающую среду. Данные расчеты производятся органами, занимающимися охраной окружающей среды.

    Какие организации должны проводить производственный контроль

    Субъектами производственного контроля являются работодатели. Все работодатели — и индивидуальные предприниматели, и юридические лица должны осуществлять постоянный производственный контроль за условиями труда своих работников. Поэтому соблюдение СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Обратите внимание на то, что новые правила производственного контроля за условиями труда не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

    Объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места. Следовательно, если у ИП нет наемных работников, не возникает необходимость и в проведении производственного контроля за условиями труда.

    Согласно 209 статье ТК РФ, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Вывод: обязательным условием для проведения производственного контроля является наличие на предприятии или у ИП работников по трудовым договорам. Если такого персонала нет, то программа производственного контроля выполняется исключительно в рамках СП 1.1.1058-01, а требования в СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» в этом случае не применяют.

    Пример: Алена открыла свое ИП по изготовлению тортов. Кондитерская, в которой работает Алена, подлежит производственному контролю по СП 1.1.1058-01 в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации тортиков. Но пока она работает одна, ей не нужно проводить исследования условий своего труда, микроклимата, температуры воздуха.

    Если же Алена придет к выводу, что ей нужен помощник, придется проводить и производственный контроль за условиями труда этого сотрудника, и спецоценку на этом рабочем месте. А вот оценку профрисков нужно будет проводить до того момента, когда будет принят новый работник, но будет оборудовано рабочее место для него.

    Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.

    Читайте также:  Россиянам раскрыли детали выдачи электронных паспортов

    Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.

    Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).

    Наверное, первый раздел программы составить проще всего. В этот раздел включают самые общие сведения о предприятии: его наименование, организационно-правовая форма, адреса (юридический и фактический), коды ИНН и ОГРН и прочие, краткое описание деятельности и организационную структуру (при желании).

    Обязательно указать наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта, как прописано в свидетельстве о постановке на учет.

    В самом начале программы, в общем разделе, необходимо указывать наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору – в территориальный отдел Росприроднадзора, для «регионалов» — в соответствующий исполнительный орган Субъекта РФ.

    Также необходимо указать сведения о должностном лице, ответственном за осуществление производственного экологического контроля и подачу ежегодной отчетности, и проставить дату утверждения программы.

    Календарный (таблица) план подачи экологической отчетности 2022-2023

    1 квартал
    Наименование услуги Сроки подачи Стоимость Примечание
    Постановка на государственный учет объекта НВОС не позднее чем 6 мес. С момента ведения деятельности от 15 000 руб.
    Журнал движения отходов до 10.01.23 4 000/год Годовой журнал по итогам прошлого года, на основании №721 приказа
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.01.23 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Отчет 4-лс (для скважин) до 20.01.2023 от 6 000 руб. при добыче подземных вод
    2-ТП водхоз до 22.01.2023 от 6 000 руб. при пользовании водным объектом
    2 ТП воздух до 22.01.2023 от 6 000 руб. 1/2/3 категории НВОС
    4-ОС до 25.01.2023 от 4 000 руб. если затраты на экологию более 100 тыс./год
    2-ОС до 25.01.2023 от 6 000 руб. 1-4 категории объектов при водопользовании
    2 ТП отходы до 01.02.2023 от 6 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Плата за НВОС до 01.03.2023 от 7 000 руб. 1/2/3/ категория НВОС и без категории
    Подача декларация НВОС до 10.03.2023 1/2/3/ категория НВОС и без категории
    Отчет по форме 6.1 6.2 “Сведения по полученным результатам наблюдения за водным объектом” до 15.03.2023 от 6 000 руб. 1/2/3/4 пользователи водных объектов
    Отчет по программе ПЭК до 25.03.2023 от 15 000 руб. 1/2/3 категории НВОС
    Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещения опасных отходов (для 3 категории НВОС) бывший МСП до 25.03.2023 по запросу 3 категория
    Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 1 раз в год по запросу 3 категория
    2 квартал
    Декларация о количестве выпущенной продукции до 01.04.2023 от 15 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Отчет о выполнении нормативов утилизации до 01.04.2023 от 15 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Технический отчет о неизменности производственных процессов в течении 10 дней после окончания действия старого отчета от 7 000 руб.
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.04.2023 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Журнал движения отходов 1 квартал до 10.04.2023 4 000/год на основании №721 приказа
    Расчет и оплата экологического сбора до 15.04.2023 от 5 000 руб. для всех субъектов деятельности
    Авансовая плата за негативное воздействие за 1 квартал до 20.04.2023 от 6 000 руб. 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес)
    Кадастр отхода до 20 числа от прошлого квартала от 5 000 руб.
    3 квартал
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.07.2023 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Журнал движения отходов 2 квартал до 10.07.2023 4 000/год на основании №721 приказа
    Авансовая плата за негативное воздействие за 2 квартал до 20 числа от прошлого квартала от 6 000 руб. 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес)
    Кадастр отхода до 20 числа от прошлого квартала от 5 000 руб.
    4 квартал
    Отчет по форме 1, 3.2 и 3.3 до 10.07.2023 от 4 000 руб. Форма 1 для объектов не относящихся к какой-либо категории НВОС
    Журнал движения отходов 3 квартал до 10.07.2023 4 000/год на основании №721 приказа
    Авансовая плата за негативное воздействие за 3 квартал до 20 числа от прошлого квартала от 6 000 руб. 1/2/3 категория НВОС (бюджет и крупный бизнес)
    Кадастр отхода до 20 числа от прошлого квартала от 5 000 руб.
    Читайте также:  Прямой договор электроснабжения земельного участка в СНТ

    Декларация о воздействии на окружающую среду в 2023 году

    Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору – в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях – в органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.

    Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.

    Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:

    • Ключевые технологические процессы предприятия;

    • Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.

    Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.

    Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:

    • Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
    • Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
    • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

    Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ред. от 03.07.2016]

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

    Нормы, обязывающие руководителей производств внедрять программу ПЭК, а также правила ее составления, изложены в многочисленных федеральных и международных нормативных актах. Основные положения содержатся в законах об отходах производства и потребления, охране окружающей среды и атмосферного воздуха и др.

    За отсутствие программы предусмотрен ряд административных санкций, в том числе в виде штрафа в размере до 100 000 рублей.

    Также при работе над программой можно опираться на ряд ГОСТов, положения которых носят рекомендательный характер. ГОСТ Р 56061-2014 и ГОСТ Р 56062-2014 содержат информацию о структуре программы и всех ее основных компонентов (планы-графики, инструкции для персонала и пр.).

    Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
    Существуют следующие виды экологического контроля:

    • производственный;
    • государственный;
    • муниципальный.

    На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

    Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК

    Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:

    • проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
    • составляются планы-графики контроля и наблюдения;
    • составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
    • заполняются разделы программы.
    Читайте также:  Права родителей на ребенка после развода: обязанности отца и матери

    Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

    Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

    Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

    Цели и задачи производственного контроля

    Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:

    • регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
    • постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
    • осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
    • наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
    • обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
    • предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.

    Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

    Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

    Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

    Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

    Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

    N

    п/п

    Пункт наблюдения Наименование загрязняющего вещества Количество полных месяцев, охваченных фактическими наблюдениями Периодичность отбора проб атмосферного воздуха Количество случаев нарушений периодичности отбора проб за год (с указанием дат нарушений) Среднегодовая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3 Максимальная концентрация загрязняющего вещества, мг/м3 ПДКм.р., мг/м3 ПДК с.с, мг/м3 Процент случаев превышения ПДК Примечание
    Номер Адрес Координаты >10 ПДК
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...