Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что входит в площадь застройки земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В составе рекреационных зон могут присутствовать местности, занятые скверами, городскими лесами, парками, садами, озерами, прудами, водохранилищами, пляжами. К ним также относятся районы, предназначенные для туризма, отдыха, занятия физкультурой и спортом. При этом последние могут находиться в границах других территорий. К особо охраняемым местностям могут относиться районы, имеющие особое научное, природоохранное, эстетическое, историко-культурное, оздоровительное, рекреационное или иное ценное значение. В составе специальных территорий присутствуют скотомогильники, крематории, кладбища, свалки отходов и прочие объекты, размещение которых не допускается в других местностях. Кроме указанного пространственного деления, органы местной власти могут определить и иные категории. При зонировании учитывается функциональное назначение, специфика использования объектов капстроительства и участков. Данная процедура имеет ключевое практическое значение при распределении наделов на местности.
Территориальные зоны имеют несколько ВРИ участков
Территориальные зоны определяют:
- состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков
- возможность размещения (строительства) в зоне конкретных объектов капитального строительства
- предельные параметры разрешённого строительства
Виды разрешённых использований, в свою очередь, подразделяются на следующие:
- основные виды разрешенного использования:
они не могут быть запрещены при условии соблюдения:
особых градостроительных требований к формированию ЗУ и ОКСтехнических требований по подготовке проектной документации и строительству - они не могут быть запрещены при условии соблюдения:
особых градостроительных требований к формированию ЗУ и ОКСтехнических требований по подготовке проектной документации и строительству - особых градостроительных требований к формированию ЗУ и ОКС
- технических требований по подготовке проектной документации и строительству
- условно разрешённые виды использования (УРВИ)
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам и к УРВИ
Необходимую территорию (квартал) можно найти в графическом разделе ПЗЗ.
Генеральный план – основной документ территориального планирования Санкт-Петербурга, утверждён Законом СПб «О Генеральном плане Санкт-Петербурга».
Условия, при которых определяется правовой режим наделов
Большое значение в процессе имеет использование земельного участка. Так, определение правового режима производится в соответствии с фактическим применением надела и объектов капстроительства в рамках отведенной зоны. Градостроительные регламенты устанавливаются также в соответствии с возможностями сочетания в границах одной территории разных типов планируемого и существующего использования территорий и сооружений на ней. Определение правового режима производится с учетом функциональных зон, характеристик и предполагаемого развития, что определяется документацией по территориальному планированию в муниципальных образованиях. Немаловажное значение имеют виды территорий, установленные требования по охране объектов культурного наследия, природных ареалов и прочих объектов.
Раздел земельного участка — это довольно трудоёмкая процедура, которая требует знание законов и правовых актов. Вполне естественно, что собственники принимают решение о разделе самостоятельно, но за оформлением документов обращаются к специалистам.
Профессионалы курируют все этапы раздела земли между собственниками, начиная от межевания и заканчивая составлением искового заявления в суд. Цена за такую работу варьируется в пределах 10 000-25 000 рублей.
Зато, доверив работу специализированной компании, можно быть уверенным, что все документы будут оформлены должным образом. Соответственно раздел земельного участка пройдёт в кратчайшие сроки.
Как разделить земельный участок, мы вам рассказали, но есть особые случаи, которые вызывают затруднения. Например, раздел земли по приведённой выше схеме, актуален лишь для пустых территорий. На практике, участок пустует редко. Собственники строят дома и хозяйственные постройки. Как принять решение о разделе в этом случае, особенно если соглашение между совладельцами не достигнуто?
Принимать решение в сложившейся ситуации должен суд. Собственники подают исковое заявление (образец можно посмотреть, пройдя по ссылке) с требованием о разделе территории и другого имущества.
Образец искового заявления о разделе земельного участка, дома и надворных (хозяйственных) построек
В результате суд принимает решение о прекращении долевой собственности. В этом случае каждому человеку, указанному в исковом заявлении, выделяется часть общего имущества и определяется порядок её использования.
Например, если на участок и дом претендуют 4 владельца каждый получит по ¼ от общей собственности. Но каждый из новоиспечённых собственников, должен оборудовать себе отдельный вход и разграничить прилегающую территорию.
Собственники вправе отказаться от своей доли в пользу других участников сделки. В этом случае отказники могут рассчитывать на материальную компенсацию, а раздел участка земли продолжится между остальными претендентами.
Предельные параметры разрешенного строительства согласно ПЗЗ, ГПЗУ
Кроме видов разрешенного использования, ПЗЗ (ГПЗУ) фиксируют предельные параметры застройки земельного участка.
Итак, что же такое предельные параметры застройки согласно правилам землепользования и застройки? Это всего три параметра:
- Плотность застройки (сколько квадратных метров наземной площади можно строить на одном гектаре земли). Например, плотность000 будет означать, что на 1 Га можно построить 25 000 кв.м., а на земельном участке 10 соток – 2 500 кв.м.
- Высота здания (в метрах), например, 20 метров
- Процент застройки (в процентах от общей площади земельного участка). Например, если процент застройки 20%, а участок имеет площадь000 кв.м., то здание можно разместить не более чем на 2000 кв.м. Остальные 8 000 кв.м. должны быть свободны от застройки.
Более точное определение можно найти в самих ПЗЗ (например, ПЗЗ г.
плотность застройки %
Плотность населения – основной показатель интенсивности освоения жилой
территории. Данный показатель регламентируется СНиП 2.07.01-89*, «…плотность населения, как правило, не должна превышать 450 чел/га».
Рекомендуемая плотность населения для территорий различной градостроительной
ценности климатических районов — IВ, IIБ и IIВ севернее 58° с.ш. и часть подрайонов IА, IГ, IД и IIА южнее 58° с.ш.(г. Новосибирск).
Градостроительная ценность территории Рекомендуемая плотность (брутто)
Высокая 420 чел/га
Средняя 350 чел/га
Низкая 200 чел/га
Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать по красным линиям
магистральных и жилых улиц.
Также используются показатели
Плотность застройки – доля застроенной территории.
Плотность жилого фонда (брутто) – количество жилого фонда (т.е. суммы общей площади в жилых домах), приходящегося на 1 га территории микрорайона в красных линиях.
Жилой фонд, м кв.
ПЖФ (брутто) = —————————-
S микр., га
Плотность жилого фонда (нетто) – отношение жилого фонда и жилой территории микрорайона.
Жилой фонд, м кв.
ПЖФ (нетто) = ————————-
S микр. жилая, га
Характеристики жилой застройки различной этажности.
Малоэтажная застройка
Наибольшее распространение получила в сельских населенных пунктах, малых городах и в периферийной или пригородной зоне крупных городов (в США около 80% населения живет в собственных домах).
Достоинства: связь с землей, индивидуальная архитектура и планировка, возможность
последующего изменения (достройка) дома, собственное парковочное место и др.
Недостатки: низкая плотность населения, растянутость транспортных и инженерных
коммуникаций, высокая стоимость строительства и обслуживания, увеличение времени на
пешеходные передвижения.
Для повышения плотности населения и применяют блокированную или ковровую
застройку, подобная застройка нивелирует недостатки и сохраняет все достоинства
малоэтажного жилья. Малоэтажная высокоплотная застройка все активнее применяется для освоения городских территорий, так как по плотности она сопоставима с многоэтажной.
Жилая застройка средней этажности (3 – 5 этажей)
Очень широко распространенный тип городской застройки.
Достоинства: — возможно достижение высокой плотности при сохранении контакта с
землей.
Если говорить о типовой 5-этажной застройке 50 –60-х гг. в СССР, то основной ее
недостаток — это монотонность и эстетическая неполноценность жилой среды.
Площади дома общая, площадь застройки и другие
Добрый вечер!Живу в Крымске,немного не повезло,затопило мой дом .Вчера у меня работала комиссия,так вот за, что не хотят платить 1-фактически есть ,а на плане БТИ не отражено. Говорю:» Но вы же видите,что оно фактически есть ,и в описании оно есть.»Ответ:»Ну и что?А на схеме его нет» 2-Интересная игра слов : в Указе Президента РФ от 17 07 2012 №1015 п 3. «…. предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья в населённых пунктах, пострадавших от наводнения, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру). Определить порядок выделения этих средств.» :У Губернатора Краснодарского края от 20 июля 2012 г. № 830 1. …..для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра поврежденного жилья 5 (пять) тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно жилое помещение, поврежденного от наводнения). В чем разница?А вот в чем, у Александра Николаевича , в его постановлении есть фраза «ПОВРЕЖДЕННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ» ,так вот из-за этих трех слов соц защита и отказывает в выплате на ремонт. Фактически у меня жильё в разных уровнях ,примеру если у меня затапливало помещение обозначенное на схеме-кухня (хотя это фактически жилая комната,и они это видят. )то оно не является ЖИЛЫМ (!) и деньги на его ремонт выделять не НАДО! А за гараж,который имеет общую стену с домом и стоит с ним на одном фундаменте вообще говорить не стоит. Прочие постройки ,которые не «соприкасаются» с домом не рассматриваются даже. Оказывается , в каждом здании есть площадь которая остается всегда сухой-это площадь стен.К примеру если внешний периметр здания 10 х10 метров,и оно всё в воде,то это не 100 кв м затоплено!При расчете у Вас посчитают только внутреннюю площадь комнат, разница в площадях составит десятки метров. Простое и понятное слово в Президентском указе «жильё»,но оказывается его различные комиссии трактуют по разному . Для моей семьи такое различие в понимании слова жилья выливается в сумму более 400000рублей! Говорят, если б Вашем в Указе было написано «поврежденного домовладения»,тогда совсем другое дело.По сути, это все замешано на обыкновенной игре слов и понятий. .Как правильно произвести расчет площади затопления,ссылка на закон.Спасибо!
Смотрите выше: Примечания, приказ № 531, который не противоречит СНиПам и федеральному закону. Веранда (остекленная) и холодная кладовая суммируются в общей площади с коэффициентом 1,0 (т.е полностью учитываются, в отличие от лоджий, балконов и открытых террас). Чулан на вашем этаже — это Ваша общая площадь, лестница должна быть учтена как помещение, в котором она находится (только один раз), НО. если Вы фактически владеете частью первого этажа, на котором находится лестница, это помещение также будет часть Вашей квартиры. С уважением ЕИ PS Если Вы не согласны с замерами, Вы письменно требуете предоставить Вам местную нормативную базу, на основании которой Вам делали план, далее, в соответствии с этим документом, письменно требуете исправить то, что не соответствует, далее при письменном отказе обращаетесь в суд.
плотность застройки %
Плотность населения – основной показатель интенсивности освоения жилой
территории. Данный показатель регламентируется СНиП 2.07.01-89*, «…плотность населения, как правило, не должна превышать 450 чел/га».
Рекомендуемая плотность населения для территорий различной градостроительной
ценности климатических районов — IВ, IIБ и IIВ севернее 58° с.ш. и часть подрайонов IА, IГ, IД и IIА южнее 58° с.ш.(г. Новосибирск).
Градостроительная ценность территории Рекомендуемая плотность (брутто)
Высокая 420 чел/га
Средняя 350 чел/га
Низкая 200 чел/га
Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать по красным линиям
магистральных и жилых улиц.
Также используются показатели
Плотность застройки – доля застроенной территории.
Плотность жилого фонда (брутто) – количество жилого фонда (т.е. суммы общей площади в жилых домах), приходящегося на 1 га территории микрорайона в красных линиях.
Жилой фонд, м кв.
ПЖФ (брутто) = —————————-
S микр., га
Плотность жилого фонда (нетто) – отношение жилого фонда и жилой территории микрорайона.
Жилой фонд, м кв.
ПЖФ (нетто) = ————————-
S микр. жилая, га
Характеристики жилой застройки различной этажности.
Малоэтажная застройка
Наибольшее распространение получила в сельских населенных пунктах, малых городах и в периферийной или пригородной зоне крупных городов (в США около 80% населения живет в собственных домах).
Достоинства: связь с землей, индивидуальная архитектура и планировка, возможность
последующего изменения (достройка) дома, собственное парковочное место и др.
Недостатки: низкая плотность населения, растянутость транспортных и инженерных
коммуникаций, высокая стоимость строительства и обслуживания, увеличение времени на
пешеходные передвижения.
Для повышения плотности населения и применяют блокированную или ковровую
застройку, подобная застройка нивелирует недостатки и сохраняет все достоинства
малоэтажного жилья. Малоэтажная высокоплотная застройка все активнее применяется для освоения городских территорий, так как по плотности она сопоставима с многоэтажной.
Жилая застройка средней этажности (3 – 5 этажей)
Очень широко распространенный тип городской застройки.
Достоинства: — возможно достижение высокой плотности при сохранении контакта с
землей.
Если говорить о типовой 5-этажной застройке 50 –60-х гг. в СССР, то основной ее
недостаток — это монотонность и эстетическая неполноценность жилой среды.
Предельные параметры разрешенного строительства согласно ПЗЗ, ГПЗУ
Кроме видов разрешенного использования, ПЗЗ (ГПЗУ) фиксируют предельные параметры застройки земельного участка.
Итак, что же такое предельные параметры застройки согласно правилам землепользования и застройки? Это всего три параметра:
Более точное определение можно найти в самих ПЗЗ (например, ПЗЗ г. Москвы):
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые включают:
1) плотность застройки земельного участка – отношение суммарной поэтажной площади всех объектов капитального строительства, которые расположены и (или) могут быть расположены на земельном участке (в квадратных метрах) к площади земельного участка (в гектарах), где:
— под суммарной поэтажной площадью объекта капитального строительства понимается суммарная площадь всех наземных этажей объекта капитального строительства (включая технический, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м), в которую также включается площадь антресолей, галерей и зрительных балконов и других залов, веранд, лоджий и балконов; наружных застекленных галерей, а также переходов в другие здания, измеряемая в габаритах наружных стен по внешнему обмеру;
— площадь многосветных помещений, а также пространство между лестничными маршами более ширины марша шириной более 1,5 м и проемы в перекрытиях площадью более 36 кв.м следует включать в суммарную поэтажную площадь здания в пределах только одного этажа;
2) предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений,
— подсчет количества этажей зданий, строений, сооружений осуществляется в соответствии
с положениями соответствующего свода правил, в зависимости от вида объекта капитального строительства;
Чтобы изменить правила землепользования и застройки, Вы можете воспользоваться услугой нашей компании по изменению ПЗЗ
Форт Девелопмент сотрудничает с лидерами строительной отрасли.
Мы открыты для партнерских отношений с генеральными проектировщиками, техническими заказчиками, генеральными подрядчиками, кадастровыми инженерами, юридическими фирмами и другими заинтересованными лицами.
Мы готовы дополнить наше предложение заказчикам предложениями услуг партнеров, обеспечив заказчику полный спектр предоставляемых услуг.
Основные требования и коэффициенты
Чтобы ответить на вопрос, как определить площадь, необходимо обратиться к нормативной базе, принятой на федеральном уровне и регламентирующей точные правила проведения требуемых расчётов. Однако особенности регионов вынуждают их принимать свои правила, которые хоть и не должны идти в серьёзный разрез с теми, что установлены государством, но при этом отличаются от общепринятых показателей. В первую очередь это касается коэффициентов.
Данные показатели представляют собой соотношение площади конкретной определённой территории и той площади, что отводится непосредственно под возводимое в ходе строительных работ здание. Соответственно в каждом отдельном регионе такой коэффициент будет отличаться. Более того, он нередко расходится с нормативами, установленными на федеральном уровне. Например, в Московской области коэффициент может составлять сорок процентов, но согласно СНиП он равен двадцати процентам.
Коэффициент признаётся основной величиной, необходимой для осуществления строительства, так как подразумевает соотношение всех площадей, а значит, обеспечивает максимальное количество вариантов объёмов строений.
Что входит в площадь застройки земельного участка
2)
Площадь застройки
(АЗ) определяют как сумму площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимаются по нормам технологического проектирования предприятий.
Еще почитать: Перечень Документов Для Получения Льгот На Жкх Пенсионеру Ветерана Труда
В площадь застройки не включают площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, железнодорожными станциями, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха трудящихся, зелеными насаждениями (из деревьев, кустарников, цветов и трав), открытыми стоянками автотранспортных средств, принадлежащих гражданам, открытыми водоотводными и другими канавами, подпорными стенками, подземными зданиями и сооружениями или частями их, над которыми могут быть размещены другие здания и сооружения.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки
Основным органом исполнительной власти, отвечающим за регулирование правил землепользования в Подмосковье, является ГУАГ МО (Главное управление архитектуры и градостроения Московской области). Процедура внесения изменений в ПЗЗ в данном случае выглядит следующим образом:
- Разработка обосновывающей документации, включающей в себя подробные планы будущей застройки земельного участка для доказательства необходимости правок действующих Правил землепользования.
- Подача письменного заявления в Комиссию при ГУАГ МО о внесении изменений в ПЗЗ.
- Сопровождение обосновывающих материалов во время их рассмотрения соответствующими органами самоуправления. Сюда входят публичные слушания, МВК и организация Градсовета Московской области.
- Получение Распоряжения об утверждении внесения изменений в ПЗЗ МО и ГПЗУ с Параметрами разрешенного строительства.
Представители органа местного самоуправления на основании принятого регламента выносят постановление, на основании которого устанавливают правила землепользования и застройки (ПЗЗ) участка земли. Для каждой территории ПЗЗ — это местный закон, на основании которого надел земли постоянно используется, возведение и реконструкция на нём зданий, сооружений, автотрасс и иной инфраструктуры. Этот документ позволяет обозначить границы территории, установить градостроительный регламент(ГР) и определить порядок внесения в него изменений. Если после принятия Правил сдерживается процесс строительства или затрудняется возможность эффективного использовать ЗУ, то может понадобиться корректировка и внесение изменений в ПЗЗ.
- Внесение изменений в ПЗЗ
- В каких случаях вносятся изменения?
- Как вносятся изменения в ПЗЗ?
- Помощь в получении ПЗЗ
Представители органа местного самоуправления на основании принятого регламента выносят постановление, на основании которого устанавливают правила землепользования и застройки (ПЗЗ) участка земли. Для каждой территории ПЗЗ — это местный закон, на основании которого надел земли постоянно используется, возведение и реконструкция на нём зданий, сооружений, автотрасс и иной инфраструктуры. Этот документ позволяет обозначить границы территории, установить градостроительный регламент(ГР) и определить порядок внесения в него изменений. Если после принятия Правил сдерживается процесс строительства или затрудняется возможность эффективного использовать ЗУ, то может понадобиться корректировка и внесение изменений в ПЗЗ.
В Москве регламентируется внесение изменений в ПЗЗ Постановлением Правительства Москвы № 120-ПП.
Руководитель муниципалитета вправе внести изменения в Правила в том случае, если:
- они не соответствуют генплану городского округа или поселения, а также схеме территориального планирования муниципального района;
- от заинтересованных лиц поступили предложения об изменении ГР или территориальных границ.
Сначала госорганом исполнительной власти, заинтересованным гражданином или руководителем компании в адрес соответствующей Комиссии направляется ходатайство о внесении изменений в ПЗЗ.
После получения ходатайства и пакета документов Комиссия в течение месячного срока готовит заключение, в котором указаны соответствующие рекомендации о внесении изменений или об их отклонении. Рекомендации в соответствии со ст.33 (ч. 4) отправляют главе местной администрации.
Руководство местного органа власти, принимая во внимание рекомендации комиссии, в месячный срок готовит проект о внесении изменения в ПЗЗ. Подготовительные мероприятия по созданию проекта проводятся в соответствии со ст. 31 ГрС Кодекса РФ. В соответствии со ст. 32 ГрС Кодекса РФ происходит утверждение ПЗЗ. Если решение отрицательное, то оно должно быть мотивированным, т.е. с указанием причин.
Копия принятого администрацией документа в соответствии с ч.5 ст.33 ГрС Кодекса направляется заинтересованному лицу.
Одной из важнейших характеристик земельного участка является вид разрешённого использования, определяющий назначение объектов капитального строительства, которые могут быть возведены на земельном участке. Как правило, виды разрешённого использования утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в ПЗЗ и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны в отношении определённой категории земель.
Необходимо отметить, что градостроительный регламент может быть утверждён только в отношении земель определённых категорий.
В случае утверждения градрегламента он включает в себя информацию о трёх категориях видов разрешённого использования (далее – ВРИ):
- основные
- вспомогательные
- условно-разрешённые
Основные виды разрешённого использования отражают то назначение объектов капитального строительства, которое, по мнению разработчиков ПЗЗ, предпочтительно в рамках конкретной территориальной зоны. Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований (п. 4 ст. 37 ГрК РФ).
Следует помнить, что законодательство не запрещает правообладателю участка выбрать несколько основных ВРИ, что осуществляется путём внесения в ЕГРН соответствующих сведений о нескольких ВРИ на основании заявления правообладателя.
Сложившаяся судебная практика исходит из того, что выбор ВРИ должен не просто осуществляться собственником путём формирования воли, а должен выражаться в форме конкретного обращения правообладателя участка в Росреестр с заявлением об изменении ВРИ и внесением соответствующих изменений.
Так, суды исходят из того, что если изменение основного вида разрешённого использования по сравнению с данными кадастра произошло, но в ЕГРН не было внесено соответствующих изменений, то собственник может быть привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ[99].
В судебных актах указывается на то, что наличие в соответствии с градостроительным регламентом права использования участка в соответствии с новым ВРИ не отменяет следующей из системного толкования законодательства обязанности оформить в установленном порядке свой выбор ВРИ (путём внесения в ЕГРН сведений об изменении ВРИ). Соответственно, позиция судов сводится к тому, что фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешённому использованию, предусмотренному градостроительным регламентом (очевидно, за изъятиями, предусмотренными п.п. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ в части права в определённых случаях использовать участок без приведения ВРИ в соответствие с градрегламентом), и совпадать со сведениями, внесёнными в ЕГРН.
В п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешённого использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (далее в настоящем подразделе – Обзор), также указывается на то, что при наличии утверждённых ПЗЗ применительно к участку, находящемуся в частной собственности, изменение сведений о разрешённом использовании (основные и вспомогательные ВРИ) производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учёта документов с использованием процедуры кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.
Также стоит отметить, что согласно ранее сформировавшейся судебной практике изменение вида разрешённого использования, отражённого в кадастре, на новый возможно только при условии уже состоявшегося изменения фактического использования земельного участка с соблюдением установленных требований[100]. При этом данный подход судебной практики с неизбежностью ставит вопрос о критериях разграничения изменения фактического использования земельного участка для целей изменения ВРИ и внесения соответствующих сведений в кадастр и использования земельного участка не в соответствии с ВРИ, указанным в кадастре, что влечёт риск привлечения правообладателя участка к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает в т. ч. допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого участка. Соответственно, изменение фактического использования участка, предполагающее необходимость получения разрешения на строительство (реконструкцию), невозможно до изменения ВРИ, а потому основания для применения приведённой судебной позиции в настоящее время отсутствуют.
Необходимо учитывать, что в соответствии с позицией, приведённой в п. 9 Обзора, ВРИ участка не может быть изменён в случае, если для запрашиваемого ВРИ градостроительным регламентом установлены предельные размеры или параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким ВРИ (например, площадь принадлежащего лицу участка, меньше предусмотренного градрегламентом минимального размера участка для запрашиваемого ВРИ).
Вспомогательные виды разрешённого использования также разрешены к выбору правообладателями участков (за исключением указанных ранее лиц) без дополнительных разрешений и согласований, но только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно-разрешённым видам использования в силу прямого указания п. 1 ст. 37 ГрК РФ. Выбор вспомогательного вида разрешённого использования без выбора основного вида разрешённого использования противоречит ГрК РФ[101]. Например, на земельном участке может быть установлен основной вид разрешённого использования «сельское хозяйство» и вспомогательный – «природно-познавательный туризм»[102] или «для индивидуального жилищного строительства» и «торговые объекты площа��ью не более 100 кв.м»[103].
Если земельный участок входит в состав земель, в отношении которых градрегламент ещё должен быть утверждён, то необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в этом случае нельзя говорить о наличии основных, вспомогательных и условно-разрешённых ВРИ, которые вводятся только градрегламентом.
Во-вторых, в силу п. 3 ст. 51 ГрК РФ при отсутствии ПЗЗ не допускается выдача разрешений на строительство в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, за исключением случаев строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градрегламентов или для которых не устанавливаются градрегламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Соответственно, получается, что в случае отсутствия утверждённых ПЗЗ, составной частью которых является градрегламент, выбор правообладателями земельных участков, попадающих в соответствующую территорию ВРИ, и осуществление строительства в соответствии с выбранными ВРИ фактически невозможны, что является серьёзным ограничением в использовании земельных участков.
Необходимо отметить, что ранее действовал переходный период, допускающий выбор ВРИ и осуществление строительства на земельных участках, в отношении которых должен быть утверждён градрегламент, до его утверждения.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 закона РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) до 31.12.2017 разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства определялось в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Также пп. 2 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы власти в этом случае были обязаны указывать вид разрешённого использования в составе ГПЗУ. На практике, опираясь на указанные нормы, уполномоченные органы заполняли ГПЗУ в отсутствие утверждённого проекта планировки территории, внося, например, вид разрешённого использования на основании данных ЕГРН. Обоснованность таких действий подтверждалась судебной практикой [109].
Отдельно пп. 3 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ регулируются вопросы изменения вида разрешённого использования таких земельных участков. До 31.12.2017 решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принималось главой местной администрации с учётом результатов публичных слушаний или общественных обсуждений.
Без проведения публичных слушаний принималось решение об изменении ВРИ при условии, что выбранный ВРИ не противоречит целевому назначению земельного участка:
- если заявителем запрашивалось изменение ВРИ на другой, предусматривающий жилищное строительство;
- если до введения в действие ГрК РФ вид разрешённого использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, уже был изменён на другой по действовавшим тогда правилам.
Отдельно в ст.ст. 17.1, 17.2 закона № 191-ФЗ подчёркивалось, что до 01.07.2017 допускается выдача разрешений на строительство в отсутствие утверждённых ПЗЗ в Москве, до 31.12.2017 – в Московской области и других муниципальных образованиях.
Необходимо отметить, что срок «переходного периода» неоднократно продлевался. Однако с 2017 г. изменения законодательства в части продления сроков «переходного периода» не происходили, ввиду чего в настоящее время отсутствует процедура выбора ВРИ собственниками соответствующих земельных участков и имеются все формальные основания для применения п. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускающего выдачу разрешений на строительство до утверждения ПЗЗ применительно к территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены.
Как правило, градрегламент конкретной территориальной зоны содержит целый список основных и условно-разрешённых ВРИ, которые могут выбираться правообладателями участков либо самостоятельно без дополнительных согласований (применительно к основным ВРИ), либо с соблюдением процедуры получения разрешения на условно-разрешённый ВРИ.
Вместе с тем достаточно часто в положении о характеристиках планируемого развития территории в составе ППТиПМ предусматривается так называемое функциональное назначение объекта капитального строительства на конкретном участке, границы которого определены в ПМТ. Например, в ППТиПМ функциональное назначение объекта капитального строительства на определённом участке может быть определено как «крытый спортивный комплекс».
Такое установление функционального назначения объектов в ППТиПМ влечёт ограничение как возможности выбора ВРИ, предусмотренных градрегламентом конкретной зоны (вместо выбора любого ВРИ из списка правообладатель участка может изменить ВРИ участка только на ВРИ, соотносящийся с функциональным назначением объекта в ППТиПМ, т. е. говорить о какой-либо свободе определения ВРИ не приходится), так и конкретного назначения и характеристик объекта (например, не любые объекты, соответствующие ВРИ «спорт», а только «крытый спортивный комплекс»). В силу положений п. 1 ст. 51 ГрК РФ правообладатель участка не сможет получить разрешение на строительство объекта, не соответствующего функциональному назначению объекта капитального строительства, предусмотренному в ППТиПМ[112].
Соответственно, при наличии утверждённого ППТиПМ изменение ВРИ и строительство объекта капитального строительства с иным функциональным назначением возможно только после отмены ППТиПМ либо внесения изменений в ППТиПМ, которое может осуществляться по инициативе заинтересованного лица (п. 8 ст. 45, п. 1 ст. 46 ГрК РФ).
Также дополнительные вопросы способна вызвать ситуация, когда ВРИ определён в ППТиПМ, однако фактические границы участка не совпадают с границами участка в ПМТ. Возможны разные подходы к решению этого вопроса, но нам представляется, что если участок не соответствует ППТиПМ по своим границам, то он во всех случаях не выполняет заложенную в ППТиПМ расчётную функцию, а следовательно, отсутствуют основания говорить об ограничениях собственника такого участка в части выбора ВРИ.
В завершение темы настоящего подраздела отметим, что Государственной Думой РФ в настоящий момент рассматривается законопроект № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешённого использования земельных участков)» (принят в первом чтении, но какие-либо дальнейшие движения по проекту не осуществляются с 09.10.2018, что ставит под сомнение итоговое принятие)[113], которым предлагается дополнить ЗК РФ главой, предусматривающей регулирование на комплексной основе вопросов, связанных с установлением, определением и изменением ВРИ участков.
В качестве лишь некоторых нововведений, предлагаемых законопроектом, можно привести следующие:
- по общему правилу ВРИ устанавливаются регламентами использования земель (градостроительным, лесохозяйственным, положением об особо охраняемой природной территории);
- разрешённое использование участков в ряде случаев устанавливается в соответствии с утверждённым ПМТ (например, в отношении участков для размещения линейных объектов, участков, предназначенных для использования в качестве земель общего пользования);
- прямо закреплено, что разрешённое использование участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о ВРИ;
- государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение вправе выбрать ВРИ участков из числа ВРИ, предусмотренных регламентом использования земель, при наличии согласия в письменной форме органов, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение. При этом соответствующие органы обязаны отказать в согласовании ВРИ участка в случае, если выбираемые ВРИ не соответствуют видам деятельности, указанным в учредительных документах таких предприятий или учреждений.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом № 540[114] утверждён классификатор ВРИ земельных участков (далее – классификатор), которым с 24 декабря 2014 года для использования на будущий период введён закрытый перечень возможных видов разрешённого использования[115] и коды к ним, подлежащие применению во всех регионах РФ. Классификатор содержит пояснения по допустимой деятельности по каждому ВРИ, включая ограничения по высотности объектов жилой застройки.
Отметим, что согласно п. 11 ст. 34 закона № 171-ФЗ разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Таким образом, в отношении земельных участков, сформированных до вступления в силу Приказа № 540, изменять разрешённое использование не требуется.
При этом при образовании земельного участка по правилам п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ возможно руководствоваться ранее установленными ВРИ независимо от соответствия такого вида классификатору. Согласно положениям п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами[116].
Вместе с тем в судебной практике по земельным спорам положения классификатора применяются[117] в том числе и в делах относительно земельных участков, расположенных на территориях, где формально применяться классификатор не должен[118]. Так, суд при рассмотрении вопроса обоснованности привлечения к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешённым использованием руководствовался Приказом № 540, а не утверждёнными ПЗЗ.
П. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
До 1 января 2021 года орган местного самоуправления муниципального образования (в федеральных городах – высший исполнительный орган региона) обязан внести изменения в ПЗЗ в части приведения ВРИ земельных участков, установленных градрегламентом, в соответствие с ВРИ земельных участков, предусмотренными классификатором (п. 12 ст. 34 закона № 171‑ФЗ). При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в ПЗЗ, в этой части не требуется.
При наличии несоответствия ВРИ земельного участка классификатору правообладатель может обратиться в уполномоченный орган (государственной власти или МСУ) с заявлением об установлении соответствия разрешённого использования участка классификатору ВРИ, решение по которому должно быть принято в течение 1 месяца (п. 13 ст. 34 закона № 171-ФЗ). Принятое решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости. Отказ или бездействие уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления могут быть обжалованы в суде[119].
Отметим, что на протяжении действия классификатора в него неоднократно вносились изменения.
Анализируя последние поправки, можно отметить, что изменениями, внесёнными Приказом Минэкономразвития России от 09.08.2018 № 418 и вступившими в силу 01.01.2019, в классификатор включены такие ВРИ, как «сенокошение» (код 1.19), «выпас сельскохозяйственных животных» (код 1.20) и «земельные участки общего назначения» (код 13.0)[120]. В связи с принятием нового закона по садоводствам[121] исключён ВРИ «ведение дачного хозяйства», скорректировано описание ВРИ «ведение огородничества» (код 13.1) и «ведение садоводства» (код 13.2). В качестве примера изменений, внесённых Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2019 № 44, можно привести следующие:
- скорректировано описание ВРИ группы «жилая застройка»: описание ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» приведено в соответствие с п. 39 ст. 1 ГрК РФ, внесены правки в описание ВРИ «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «блокированная жилая застройка», «среднеэтажная жилая застройка», «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка»);
- в составе групп и подгрупп ВРИ выделены самостоятельные ВРИ: например, в составе подгруппы ВРИ «социальное обслуживание» – «дома социального обслуживания», «общежития», «оказание услуг связи»; в составе подгруппы ВРИ «культурное развитие» – «объекты культурно-досуговой деятельности», «парки культуры и отдыхa»; в группе ВРИ «земельные участки (территории) общего пользования» – «улично-дорожная сеть», «благоустройство территории» и т. д.
Как следует из п. 9 ст. 1 ГрК РФ, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее – предельные параметры) являются частью градостроительного регламента.
Расчет коэффициента застройки, площади застройки, площади и процента озеленения
1.Площадь территории в границах разработки проекта —39.00га Территория в границах разработки проекта включает две территориальных зоны: ЦО-1 и Р-1. Расчет коэффициента застройки, площади застройки, для зоны ЦО-1 Площадь территории квартала (в красных линиях) — 41193м 2 1.
Общая площадь ,занятая под зданиями и сооружениями Sзастр сущ — площадь , занятая сохраняемыми (ранее запроектированными)зданиями и сооружениями, расположенными на территории в границах квартала Sзастр проект. — площадь , занятая проектируемыми зданиями и сооружениями, расположенными на территории в границах квартала Sзастр = 9878.40 +3375 =13253.4м 2 2.
Правила и права по застройке
Гражданский кодекс определяет правовой механизм, социально-экономическая ситуация формирует цель, а проекты планировки определяют, как именно и что именно необходимо строить.
Плотность застройки часто позиционируется в смысле важного коэффициента: соответствие между площадью строения с учётом этажности и размерами участка, на котором оно находится. Смысл этого коэффициента варьируется от назначения здания и места его нахождения.
Правильная разработка и реализация плана по развитию территории существенным образом влияет:
- на исполнение инженерных сооружений;
- на организацию транспортной инфраструктуры;
- на оценку экономической целесообразности;
- на иные важные аспекты.
Планы по развитию территории обеспечивают совместимость новых и реконструируемых строений с имеющейся инфраструктурой, а также надлежащий уровень жизни населения.
В спальных районах запрещено сооружение транзитных проездов через дворовые территории. Важное значение имеет размещение зон общественно-деловой значимости: медицина, культура, торговля, общественное питание и т. п.
Основные правила.
- Обеспечить граждан всем необходимым.
- Овеществить нормальное и естественное функционирование застройки.
- Создать возможности благоустроенного проживания.
- Организовать транспортный сервис во всех необходимых направлениях.
Промышленные территории по категориям производства размещаются с учётом финансовой эффективности, безопасности, экологии и норм санитарии, в частности, транспортный сервис для работников, поставка сырья и материалов, отгрузка продукции. В любом случае промышленные предприятия размещаются вне жилых кварталов.
Расчёт зоны для проживания делается на 20 лет.