Правила дорожного движения для велосипедистов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для велосипедистов в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.

Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.

Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

Какие правила дорожного движения для электровелосипедов?

В ПДД нет отдельных правил для водителей электровелосипедов. Но это вовсе не значит, что можно ехать, где угодно и как вам хочется. Обязательно следует придерживаться общих правил дорожного движения:

1. Перед выездом на дорогу убедитесь в исправности транспортного средства.

2. Не выезжайте на дорогу в алкогольном опьянении.

3. Пользуйтесь световыми приборами при поворотах и маневрах. Если световые приборы отсутствуют или сломались, о своих намерениях оповещайте других участников дорожного движения рукой.

4. Не создавайте помехи для других участников дорожного движения.

5. Не пересекайте дорогу по пешеходному переходу на электровелосипеде, даже если передвигаетесь на небольшой скорости.

6. Пропускайте пешеходов на пешеходных переходах.

7. Нельзя ездить на электрическом велосипеде без шлема.

Требования для велосипедистов

– двигаться на велосипеде по проезжей части разрешается только по достижении водителем 14 лет.

– водители велосипедов должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

– допускается движение по обочине, тротуарам и пешеходным дорожкам, если это не создает помех другим участникам дорожного движения.

Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

Стоит отметить,в соответствии с Российским законодательством, штраф для велосипедистов может быть наложен только с 16 летнего возраста.

Проезд перекрестков и пересечение дороги

Проехать пересечение дорог в общем случае можно четырьмя способами: продолжить движение прямо, повернуть направо или налево, развернуться. Правый поворот велосипедисту разрешен на всех обычных перекрестках, так как делается с крайнего правого положения – законного места велосипедиста.

Читайте также:  Как бесплатно попасть в дом престарелых

Прямо велосипедист может также свободно проехать со своего ряда, при этом он будет иметь преимущество перед поворачивающими направо. Если правая полоса идет только на поворот, то для проезда прямо нужно перестроиться в соседний ряд, предварительно уступив дорогу всем, кто не собирается перестраиваться.

Поворачивать налево и менять направление водителю велосипеда разрешено только с дорог, на которых по одной полосе в каждую сторону и отсутствуют трамвайные пути. Кстати, о трамваях: на перекрестках они имеют преимущество перед велосипедом, если для него не горит красный, он не выезжает со второстепенной дороги или из депо.

ДТП и опасные ситуации на велосипеде

Разберём несколько типичных ситуаций, которые приводят к ДТП или опасным моментам при езде на велосипеде.

  1. Самая частая причина зарегистрированных ДТП в России с участием велосипедов (да и автомобилей тоже) – несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков. И львиная доля из них происходит по вине автомобилистов. Например, когда велосипедист едет прямо, а автомобиль со встречного направления поворачивает налево. Или когда авто выезжает из двора игнорируя требование ПДД уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней.
    Не всегда это злой умысел или незнание водителем правил. Из-за маленького размера (относительно автомобилей) велосипедисты менее заметны, особенно если плохая видимость или водителя слепит солнце. К тому же водители бывает едут «на автомате» (не задумываясь о том, что происходит на дороге, а как бы на рефлексах) и велосипедист не воспринимается как «угроза», если нет такой привычки.
    Поэтому на велосипеде очень важно быть максимально заметным на дороге (яркая одежда, фонари-стробоскопы и т.д.) и всё время быть готовым, что вас могут не пропустить, даже если по правилам у вас преимущество. Очень хорошо в некоторых случаях работает вовремя поданный громкий гудок.
  2. Часто ДТП происходят и по вине велосипедистов (проезд на красный свет, «неправильное» пересечение пешеходного перехода на большой скорости, езда в состоянии алкогольного опьянения и различные неадекватные манёвры на проезжей части). Но надеюсь, что после прочтения данной статьи, у вас с этим проблем не будет 🙂
  3. Крайне опасно ехать сбоку от транспортных средств (особенно крупных – автобусы, фуры, грузовики, маршрутки ПАЗ и т.п.), потому что водитель скорее всего вас не видит и может прижать к бордюру или наехать при повороте направо. Одна из самых частых причин смертельных случаев – именно поворот направо рядом с автобусом или грузовиком. Велосипедиста сначала притирают боком, в результате он теряет равновесие, падает, а потом его переезжают задними колёсами, т.к. при повороте у них другая траектория, чем у передних.
    Поэтому лучше всегда стараться ехать с правого края в промежутке между машинами, которые находятся левее, тогда водитель сзади вас точно видит.
  4. Довольно серьёзную опасность представляет открытие дверей автомобиля, когда вы проезжаете мимо. Происходит это редко, но всегда очень неприятно.

    Передо мной несколько раз открывали двери, но обычно мне удавалось уворачиваться. Не удалось только 1 раз, когда я объезжал припаркованную машину на «аварийке». В этот момент водитель увидел, что из здания выходит его спутница и не глядя распахнул дверь, собираясь бежать ей навстречу. Т.к. это было прямо передо мной, объехать или затормозить возможности уже не было. Я успел только убрать правую руку с руля, чтобы не разбить её о дверь, ударился плечом, зацепился правой частью руля и полетел кувырком. Удачно приземлился на рюкзак и в целом ни я, ни велосипед почти не пострадали. На машине (BMW 7 серии) с торца двери была вмятина и водитель вместо того, чтобы хотя бы извиниться (и тогда, учитывая что всё закончилось благополучно, претензий я бы в общем-то и не имел), начал «быковать».
    Если бы на тот момент я лучше владел вопросом, то просто отломал бы ему зеркало и поехал с чистой совестью дальше, но тогда я решил вызвать ГАИ, тем более подключился водитель, проезжавший за мной, которому я чуть не попал под колёса.
    Через какое-то время виновник ДТП помахал какими-то «корочками» и уехал (по закону – скрылся с места ДТП). Приехал экипаж ГАИ, составили протокол с показаниями свидетеля, меня осмотрела скорая, на которой я потом съездил в больницу и сдал анализ крови на алкоголь. Но из повреждений у меня была только небольшая ссадина на плече (которая к вечеру переросла в здоровый синяк), а у велосипеда сломано крепление для фонаря. Поэтому материального ущерба по сути не было (а если бы и был, то доказать его было бы очень сложно), вред здоровью был лёгкий (лечение менее 21 дня) и соответственно привлечь нарушителя можно было только за оставление места ДТП. Но, как я понимаю, он решил этот вопрос либо с помощью «корочки», либо с помощью денег.

    В общем, чтобы минимизировать риски «открытых дверей», желательно не ездить близко к припаркованным машинам, а держать боковой интервал около метра. Если же безопасно это сделать возможности нет – снижать скорость или стараться объезжать по тротуару.

Читайте также:  Процедура оформления наследства

Наиболее частым нарушением является езда на велосипеде по пешеходному переходу. Причем сами байкеры нарушением это не считают. Водители не обязаны пропускать на переходе велобайкеров, ведь это не пешеходы. Потому и сбивают машины их часто. В школьные каникулы от незнания этого нюанса страдает много детей. Могут пострадать и пешеходы, когда поток плотный, а скорость двухколесного средства большая.

Вторым наиболее часто встречающимся нарушением является езда по краю дороги во встречном направлении. Пешеходам это делать разрешено, если рядом нет тротуара. Но велосипедисты к ним не относятся, когда сидят в седле, хотя искренне верят, что в данном случае поступают правильно.

Менее часто встречаются и другие нарушения:

  • езда без рук;
  • перевозка детей и пассажиров на непредусмотренных для этого байках;
  • транспортировка негабаритного груза, когда багаж выступает за габариты велосипеда более полуметра по ширине;
  • езда по автомагистралям;
  • левый поворот при наличии двух и более полос для движения, а также трамвайных путей;
  • использование байка в качестве буксира.

Часто задаваемые вопросы

Нужны ли права велосипедисту?

НЕТ. Удостоверение обязан иметь при себе только водитель механического транспортного средства.
Велосипед, согласно ПДД, – это транспортное средство, но не механическое. Даже если это электробайк.

Надо ли регистрировать велосипед? Нужны ли какие-то ещё документы на него?

НЕТ. Но будет неплохо, если вы сохраните книжечку с серийным номером и гарантийными талонами. Может пригодиться, если велосипед сломается или его угонят.

Что делать, если гаишник угрожает штрафом или задержанием из-за отсутствия документов на велосипед?

Если гаишник пытается срубить бабла, то надо послать его заявление на его действия в прокуратуру или Следственный комитет. Если гаишник адекватный и просто помогает полиции найти украденный велосипед, то можно показать ему ту самую книжечку с серийником.

А гаишник вообще имеет тормозить велосипедиста?

Увы, ДА. При этом он обязан по вашему требованию показать вам служебное удостоверение.

Может ли полицейский отнять у меня велосипед для погони за преступником?

ДА. Прямо как в голливудских боевиках. Но потом он должен будет предоставить вам соответствующую справку, в которой, например, будет указано, сколько километров он проехал.
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

Могут ли меня заставить «дышать в трубочку»?

ДА. В этом пункте речь идёт обо всех транспортных средствах, а не только о механических. Так что вас запросто могут проверить на предмет опьянения.
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Можно ли садиться за руль пьяным?

НЕТ. Ни пьяным, ни накуренным, ни под транквилизаторами, ни во время ангины, ни после 12-часового рабочего дня у Варламова управлять велосипедом нельзя!
Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

Можно ли пользоваться телефоном во время движения?

НЕПОНЯТНО. С одной стороны, в правилах имеется в виду, что нельзя говорить по телефону, прикладывая его к уху. То есть можно, если у вас гарнитура есть. С другой стороны, многие сейчас используют установленные на руле смартфоны вместо велокомпьютеров. Мне кажется, этот момент стоит прописать в ПДД, потому что нынешнюю фразу «пользоваться телефоном» гаишники могут вольно трактовать. Надо лишить их этой возможности.
Водителю запрещается:
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Обязан ли я надевать шлем?

НЕТ. Причём даже при езде по проезжей части. Но зачем рисковать? Не забывайте, что вы живёте в России, помните об особенностях культуры вождения. Если вы знаете, что ваш маршрут пролегает в том числе по дороге, голову лучше поберечь.
Кстати, не забывайте цеплять на себя фликеры и надевать одежду со светоотражающими элементами. Но если вы вдруг забыли, штрафовать вас не за что, это лишь рекомендация.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Можно ли ездить на велосипеде без рук?

НЕТ! Но, велосипедист может управлять одной рукой
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

Существует ли ограничение скорости для велосипедистов?

ДА. Такое же, как и для всех. Во-первых, вы должны следовать знакам. Понятно, что если вы не велогонщик «Тур де Франс» или «Джиро д’Италия», то свыше 60 км/ч вы вряд ли разгонитесь, но всё же. Во-вторых, запомните, что по дворам нельзя быстро гонять даже на велосипеде.
В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Есть также техническое ограничение в 25 км/ч, которое касается электровелосипедов. На территории России электродвигатель должен помогать разгонять велосипед не более чем до 25 км/ч.
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Глава 8. Применение аварийной световой сигнализации, знака аварийной остановки, фонаря с мигающим красным светом

Было в 2020 г. Стало в 2022 г.
51. Аварийная световая сигнализация должна быть включена в случаях:

51.6. движения на транспортном средстве с технической неисправностью, указанной в приложении 4 к настоящим Правилам, если движение не запрещено настоящими Правилами;

51. Аварийная световая сигнализация должна быть включена в случаях:

51.6. движения на транспортном средстве с технической неисправностью, указанной в приложении 4, если движение не запрещено настоящими Правилами;

Читайте также:  Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас

Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов

  1. «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения». Означает то, что разделенный участок дороги для пешеходов и велосипедистов заканчивается.
  2. «Пешеходная дорожка». Знак указывает на то, что движение разрешено для пешеходов и велосипедистов согласно правилам дорожного движения.
  3. «Дорога с полосой для велосипедистов». Обозначает начало дороги, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
  4. «Конец дороги с полосой для велосипедистов». Дорожный знак обозначает то, что далее на проезжей части нет полосы для велосипедистов.
  5. «Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов». Обозначает то, что далее на дороге начинается специальная полоса для велосипедистов.
  6. Полоса для велосипедистов» Данный знак действует только на той полосе, перед которой поставлен. Он обозначает то, что на дороге начинается полоса, отведенная лишь для велосипедистов. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.
  7. «Конец полосы для велосипедистов»

Действия велосипедиста после ДТП

К сожалению, передвижение по дорогам, имеет и негативные последствия, в виде возможного ДТП с участием велосипедистов и автомобилистов.

У многих складывается ошибочное мнение, что чаще всего виноват именно велосипедист, так как принято считать, что именно эта категория людей не владеет информацией о правилах дорожного движения.

В случае ДТП необходимо вызвать скорую помощь, и сообщить в полицейский участок о совершенном ДТП. При этом нельзя покидать место аварии и передвигать объекты столкновения (машина, велосипед). Желательно сфотографировать место происшествия и взять контактные данные очевидцев случившегося.

Необходимо дождаться сотрудника полиции, который сможет, изучив сложившуюся ситуацию, принять верное решение согласно спорных сторон участников аварии.

Ну, а в завершении хотелось бы добавить, что знаки ПДД для велосипедистов установлены не просто так, и если уделить определенное время на их изучение, то можно избежать множества .

Видео о ПДД для велосипедистов:

Движение на велосипедах разрешается в специально отведенных местах. Как правило, это выделенная полоса для движения.

Не во всех городах для велосипедистов устанавливается полоса для проезда. Не всегда хватает мест для организации движения общественного транспорта. Какой знак запрещает движение на велосипеде?

Есть однозначное указание, что велосипедисты возрастом до 14 лет, могут двигаться по тротуарам. Соответственно, те кто старше, должны ездить по дорогам, проезжим частям и обочинам (пп. 24.1 – 24.6 ПДД РФ). Но и в этих местах могут быть ограничения дорожными знаками.

В этой статье:

Что поменяется для пешеходов в 2021году

Чтобы пешеходу чувствовать себя в безопасности, как только наступил январь, придется уступать дорогу не только велосипедистам, которые едут на своей части тротуара, но и лицам на электросамокатах, моноколесах. Правило действует только, если участники дорожного движения на СИМ сами не нарушают установленных границ и не мешают прохожим в местах, где ездить запрещается. То ест, водители СИМ могут двигаться только на велодорожке и пересечениях.

Штрафы ПДД 2022 года с января также угрожают пешеходам. Особенно, если человек решит пересечь дорогу в месте, где нет пешеходного перехода любого типа (подземного или надземного). Если переходов нет, идти можно, но по классическим правилам – используя линию тротуаров на перекрестках.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...