Игры по пожарной безопасности в детском саду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Игры по пожарной безопасности в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет. Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно». В саду они углубляют эти познания.

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность» для детей 3-5 лет

Автор: Пинтусова Наталья Александровна

Организация: МКДОУ детский сад № 23

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Старолеушковская

Пояснительная записка

Ещё в древних временах огонь интересовал человека. С одной стороны, огонь — друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо — не приготовить покушать, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда всё электрифицировано, огонь по-прежнему играет немаловажную роль. Родители и воспитатели должны помочь детям узнать как можно больше об окружающем мире, предостеречь от возможных опасностей, которые ожидают их на пути познания.

Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно с самого раннего детства, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и безопасно.

Ребенок часто не понимает, насколько опасны игры с огнем. Пособие призвано в доступной форме ,объяснить, насколько серьезными могут быть последствия пожара, и как предупредить возгорание. Важной задачей пособия является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.

Пособие по пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении пожара. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя при пожаре. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

Обучение правилам безопасности и привитие навыков правильных действий — это одна из главных задач работы с малышами. Знание и соблюдение безопасных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с раннего детства. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях — одна из самых актуальных. Данное пособие рассчитано для проведения занятий и игр, пособие можно использовать как с подгруппой детей ,так и индивидуально. Пособие привлекает внимание детей своей яркостью, простотой использования.

Актуальность

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара .

Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности. Актуальностью данной игровой технологии является то, что пособие — это отличный способ закрепления и повторения материалов, с которыми ребенок уже был знаком.

Цель:

— формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.

— формированию первичных представлений о элементарных правилах пожарной безопасности у дошкольников.

Задачи:

-углублять представления о существенных характеристиках предметов, возможности использования их в чрезвычайной ситуации;

-формировать умение выделять и называть предметы необходимые при пожаротушении из группы предметов объясняя свой выбор;

-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Описание пособия

Дидактическое пособие по пожарной безопасности содержит тематические дидактические материалы, наглядные пособия и развивающие игры, макеты пожарных частей и пожарных щитов, лэпбук , папки-передвижки, пазлы , настольные игры .Они помогут приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности.

Инструменты: Материал, из которого изготовлено пособие это картон, фетр, бумажные карточки.

Виды деятельности:

— коммуникативная;

— двигательная;

— игровая;

— музыкально-художественная;

— познавательная.

Интеграция образовательных областей:

— речевое развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

-физическое развитие;

— художественно-эстетическое развитие.

Планируемые результаты:

  • повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
  • становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
  • создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
  • координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

педагоги:

овладение опытом организации образовательной деятельности с детьми средней группы посредством предлагаемого пособия; использовать в разных видах деятельности. Игры, сюрпризные моменты, утренний круг.

дети:

— развитие в игровой форме речи, внимательности, логики, мышления, самостоятельности, эмоционального восприятия, интонации;

— инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);

-формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Использование дидактического пособия в дошкольном образовании (примеры)

Данное пособие может быть использовано:

1. В режимных моментах

1.1. Познавательная деятельность.

«Моя группа,

мой детский сад»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении;

Формировать представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

Формировать навыки адекватного поведения в пожароопасных ситуация

Воспитывать осознанное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

1.2. Познавательная деятельность.

«Дом, жилище человека»

Тематические недели «Моя семья, дом», «Бытовая техника»

Задачи:

Уточнить представления детей о причинах возникновения пожара в квартире;

Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими;

Закреплять знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире;

Воспитывать осознанное отношение к личной безопасности.

1.3. Утренний круг

Цель:

— Проблемная ситуация «Почему случился пожар?»;

— Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»

— Развивать навыки социального поведения;

— Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

— Устанавливают положительные взаимоотношения между детьми.

2. Дидактическое пособие может быть использовано в речевом развитии:

2.1. Чтение художественной литературы ( «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова

«Малышам об огне» Н. Пороховник

«Пожар в лесу» ) .

Цель:

-Углублять и систематизировать представление детей о причинах возникновения пожаров в лесу и на улицах города;

Задачи:

— Формировать правила пожарной безопасности на природе,

— Формировать представления о нормах поведения во время пожара,

— Формировать негативное отношение к нарушителям этих правил.

3. Сюжетно-ролевые игры

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия

могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть»

Цель: Формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам пожарной безопасности.

Задачи:

  • закреплять знания у детей о труде пожарных, на основе которых воспитанники смогут развивать сюжетную, творческую игру
  • воспитывать у детей уважение к труду пожарных, к людям разных профессий, желание оказывать помощь другим
  • продолжать учить применять в играх предметы заместители
  • активизировать словарь, развивать воображение, мышление, диалогическую речь.
Читайте также:  Заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД в 2023 году

Ребята всегда с энтузиазмом воспринимают сюжетно-ролевые игры. Тему пожарной безопасности затрагивают такие варианты, как «Семейный отдых на природе» (риск лесного пожара), проигрывание ситуации «Вызов по телефону 01 пожарной службы». При этом воспитатель распределяет роли, продумывает сюжет и подбирает необходимые атрибуты. В процессе такой увлекательной деятельности дошкольники хорошо запоминают, куда звонить при обнаружении пожара, что следует говорить, что делать, когда взрослых нет дома. Участвуя в сюжетно-ролевой игре, ребёнок занимает активную позицию, «проживает» определённую ситуацию, что, конечно же, способствует усвоению знаний и умений.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.). Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала. Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

  1. Дидактические игры:

В каком возрасте нужно учить правила пожарной безопасности?

Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет. Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно». В саду они углубляют эти познания.

Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с 3 лет. Сначала проводится серия ознакомительных уроков, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дети учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться. Позже, начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий: «зажженная спичка может привести к пожару в доме, непотушенный костер – сжечь лес».

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Аппликации с использованием цветных лоскутов выглядят очень эффектно

У таких картин есть важное преимущество: их можно сделать мягкими, используя в качестве основания плотную ткань. На фото показана картина-предупреждение, которая будет напоминать об опасности спичек

На тканую основу пришиваются нужные детали. Для придания объема под некоторые лоскуты подкладывается вата. Фигуры человека или его лицо можно вышить или нарисовать.

Другое направление – объемные тканые поделки. На фото «Веселый огнетушитель». В качестве основы можно использовать поролон или пенопласт. Основа обтягивается красной тканью. Пришиваются характерные мелкие детали. Их можно сделать из лент, тесьмы, фетра. Такая поделка абсолютно безопасна для малышей.

Долгосрочный проект «Дидактические игры своими руками»

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировский район Тверская область

Долгосрочный проект

«Дидактические игры своими руками»

результат совместной работы воспитателей и родителей

Воспитатели : Григорьева А.В., Кохова Е.А.

Срок реализации: с 15. 01.2016 г. по 15.02.2016г.

Участники проекта: родители, педагоги.

Актуальность : Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

Дидактические игры способствуют :
развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

В каком возрасте нужно учить правила пожарной безопасности?

Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет

Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно»

В саду они углубляют эти познания.

Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с 3 лет. Сначала проводится серия ознакомительных уроков, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дети учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться. Позже, начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий: «зажженная спичка может привести к пожару в доме, непотушенный костер – сжечь лес».

Как правильно рассказать ребенку о правилах пожарной безопасности?

Вы можете сколько угодно рассказывать ребенку о безопасном поведении, но вряд ли он запомнит и хорошо усвоит наставления. Основная деятельность детей – игровая. Любую информацию малышам легче донести через игру. В игровом процессе ребенок видит наглядный пример, разыгрывает действия, лучше понимает причинно-следственные связи.

Существует несколько видов игр по пожарной безопасности для детей:

  • Дидактические. Включают в себя игры предметами и карточками, настольные и словесные игры с загадками. Например, нужно накрыть карточку с огнем картинкой с водой или продолжить фразу: «Дым увидел – не зевай и пожарных… (вызывай). «Печку ручкой ты не тронь, если в ней горит… (огонь)».
  • Подвижные. Помогают развить внимательность, ловкость, сформировать модель поведения в угрожающей жизни ситуации.
  • Сюжетно-ролевые. Дети принимают роли пожарных, родителей, детей и решают поставленную задачу.
Читайте также:  Налог на имущество, землю и ЖКУ: за что могут не платить пенсионеры

По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.

«Пожарная тревога»

Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь).

Игровые действия: игроки делятся на две команды, выстраиваются в колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).

«Собери рюкзак для спасателя»

Цель: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по прямой, выбирать только необходимые предметы.

Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажёре до противоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак.

« Мы — пожарные»

Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет

и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет

желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему

нельзя играть с тем или иным предметом.

«Пожарная машина»

Машина пожарная — красного цвета. А ну-ка, подумай, зачем нужно это? Затем, чтобы каждый, увидев, бежал В сторонку и ехать бы ей не мешал. Ужасная скорость! Гудок, будто вой.

«Стоять всем на месте!»- свистит постовой.

Только машине красного цвета Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.

Пожарные в касках сидят в два ряда.

В цирке пожар. Они едут туда. Крыша горит и пылает арена!

За дело пожарные взялись мгновенно. Только мелькают по лестнице пятки, Ныряют в огонь смельчаки без оглядки.

Конспект сюжетно – ролевой игры на прогулке « Служба спасения в лесу » Старшая группа

Конспект сюжетно – ролевой игры на прогулке

« Служба спасения »

Старшая группа

Цель: Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре ; формирование двигательных умений и навыков ребёнка в разнообразных формах двигательной деятельности

Задачи:

• продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (спасательные службы ) , их значимость для жизни в целом ;

• расширять представление о профессиях спасателей, пожарных , медицинских работников ( врач -ветеринар , медсестра), водителей.

• развивать у детей творческую активность, связную речь, логическое мышление

• воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, коллективизма , дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща ;

Оборудование:

макет огня, форменная одежда пожарных, врачей , спасателей , сумки — аптечки, носилки,ведра с песком , лопаты, пожарный шланг, огнетушители , предметы – заместители: кубики ( или пни ), резиновые коврики (кочки) , 2 — 3 дуги, скамья, аудио – оборудование (колонка) с записями фонограмм сирены , огня в лесу , записями голоса , таблички пожарной и скорой машин , рули , игрушки животных леса , кроватки , подиум ,флаги , медали «Юный спасатель» ,макеты огня .

Интеграция образовательных областей

: социально-коммуникативное, познавательное, речевое , физическое развитие .

Предварительная работа

: беседы, чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Е. Хоринского «Спичка – невеличка», просмотр презентаций , телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях
(пожар, землетрясение, наводнение, взрыв и т. п.)
. Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов. Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи. Создание и решение с детьми проблемных ситуаций:

«Как бы ты поступил?»

,
«Что делать если?.»
Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара
(не играть со спичками, газовыми и электроприборами и т. п.)
. Знакомство с пожарной машиной, с пожарным щитом и размещенными на нём средствами пожаротушения. Дидактические игры «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Что для чего». Изготовление атрибутов к игре. Консультация для родителей «Пожарная безопасность для детей». Разучивание речевки.

На площадке с помощью макетов деревьев оформлена опушка леса, на которой звери — игрушки, макеты огня.

Словарная работа

: спасатели МЧС , служба спасения ,скорая помощь, пожарная служба , медицинская сестра, пожарный; техника спасательных служб – скорая помощь, пожарная машина, спецодежда , правила безопасности, экстремальная ситуация .

Подвижные игры по безопасности для дошкольников

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.

По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01»

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

Васильева Елена
Наглядное пособие по пожарной безопасности

Избежать опасности возникновения различных причин пожара и их последствий можно лишь, обучая детей с раннего детства пожарной безопасности . У детей отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную безопасность , которая свойственна взрослым. Вот почему возникла идея нового пособия .

Долгосрочный проект «Дидактические игры своими руками»

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировский район Тверская область

Долгосрочный проект

«Дидактические игры своими руками»

результат совместной работы воспитателей и родителей

Воспитатели : Григорьева А.В., Кохова Е.А.

Читайте также:  Молодых врачей зазывают на село миллионом рублей

Срок реализации: с 15. 01.2016 г. по 15.02.2016г.

Участники проекта: родители, педагоги.

Актуальность : Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

Дидактические игры способствуют :
развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

В этом возрасте у детей происходит процесс интенсивного ум­ственного развития: обследование предметов, наблюдение доступ­ных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравне­ние, обобщение, установление и понимание причинно-следствен­ных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Ми­халкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невелич­ка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитате­ли могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возрас­та игра — специфическая детская деятельность, в которой ребе­нок отражает окружающую действительность, выявляет свои зна­ния, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатыва­ет прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Напри­мер, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. С удовольствием включатся дети и в игру вопросов и ответов на пожарную тематику, когда надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы. Например:

— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

— Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?

— Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

— Кто, почуяв газ в квартире позвонит по «04»?

— Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

— Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

— Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?

Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.

К шести годам ребенок уже должен знать все домашние пред­меты, которые могут привести к пожару при неправильной их экс­плуатации.

На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для стар­шего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный — выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого воз­раста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. По­стоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осто­рожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01», «112» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутвержде­ния и физического развития, в подобных играх немаловажное мес­то занимают познавательные мотивы. Положительное влияние на развитие познавательных интересов оказывает использование в ра­боте с дошкольниками элементов поисковой деятельности, бесед эвристического характера, элементов проблемного обучения, даю­щих возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые ка­чества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены. Важное значение для старших до­школьников имеют нравственные и общественные мотивы — же­лание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожар­ной службы приносит большую пользу для предупреждения пожа­ров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать кон­курс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок — черный бок» И. Демьянова.

Внимания к себе в старших группах требуют и активные дети, «лидеры». Необходимо следить, чтобы у таких детей не развива­лось зазнайство, высокомерие, желание командовать во что бы то ни стало, стремление унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки уважают их сверстники, на чем пост­роен их авторитет. Иногда в качестве «звезды» в группе может вы­ступать и маленький деспот, общительный, активный, порой с орга­низаторскими задатками. Немало изобретательности, тактичности и терпения требует работа с такими детьми. Но опять-таки наилуч­ших результатов можно достичь, сделав в игре его капитаном сре­ди моряков, когда на море шторм, командиром экипажа, когда са­молет не может совершить посадку из-за тумана, или руководите­лем тушения пожара, когда он должен не только спасти судно, посадить самолет, потушить пожар, но и заботиться о других, быть готовым при необходимости прийти им на помощь. Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные — вести расследование пожара. Причем причи­ну пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми. К тому же эта ра­бота должна проводиться с учетом внутрисемейных отношений. Так, в неблагополучной семье ребенку приходиться много проблем решать самому. Он часто предоставлен самому себе, поэтому в ин­дивидуальной работе с ним воспитатель может чаще, чем с други­ми детьми, вносить в игру элементы пожарной безопасно­сти в быту. Если в 6—7 лет ребенок уже сам разогревает себе еду или пользуется электрообогревателем, то попросить перед детьми рассказать, что он предпринимает, чтобы не допустить пожара, и обязательно похвалить ребенка за правильные действия. Кроме того, в семьях часто старшие дети присматривают за младшими, а поэтому не лишним будет воспитателю напомнить о необходимости старших следить за безопасностью младших и за­прещать им брать спички.

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...