Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные процедуры: понятие, виды, сроки осуществления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о правовых процедурах осуществления административно-публичной деятельности в последние годы приобрел в науке административного права особую актуальность. Это связано прежде всего с тем, что в условиях построения в России правовой государственности возникла необходимость установления четкого порядка осуществления административными органами административно-публичной деятельности, который позволил бы обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод физических лиц и организаций.
Структура административно-регулятивного процесса
В литературе по административному праву в рамках административного процесса обычно выделяют следующие виды производств, связанных с осуществлением административными органами внешней административно-регулятивной деятельности: регистрационное, лицензионно-разрешительное, поощрительное, производство по обращениям граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления. Следует заметить, что большинство ученых-административистов не дают исчерпывающего перечня административно-регулятивных производств.
В соответствии с предложенными нами в предыдущем параграфе Понятие, основные черты и виды административного процесса критериями определения видов административных производств в структуре административно-регулятивной деятельности можно выделить следующие их виды.
Правопредоставительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям на основании их обращений субъективных прав или правового статуса. Это, в частности, производство по: делам о гражданстве; назначению пенсий и пособий; предоставлению права пользования земельными участками; предоставлению статуса беженца или вынужденного переселенца; предоставлению налоговых и иных льгот.
Лицензионно-разрешительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям права на осуществление отдельных, указанных в законе, видов деятельности или на совершение отдельных юридически значимых действий посредством выдачи этим лицам специальных разрешений (лицензий). Это может быть, например, производство по выдаче: лицензий на осуществление образовательной деятельности; лицензий на осуществление деятельности по перевозке автомобильным транспортом пассажиров; разрешений на перевозку автомобильным транспортом крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; разрешений на строительство и реконструкцию зданий и сооружений и т.п.
Регистрационное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с государственной регистрацией каких-либо объектов, физических и юридических лиц, принадлежащих им прав или имеющегося у них правового статуса, совершаемых ими действий. В качестве примера можно назвать производство по государственной регистрации: юридических лиц; прав на недвижимое имущество и сделок с ним; автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Удостоверительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с официальным удостоверением (подтверждением) от имени государства субъективных прав, правового статуса или соответствия деятельности (действий) физического лица или организации установленным законодательством требованиям, иных юридических фактов. В частности, сюда можно отнести производство: по установлению степени утраты гражданином профессиональной трудоспособности; по аккредитации высших учебных заведений, иных юридических и физических лиц; сертификационное.
Экзаменационное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам определенных субъективных прав или правового статуса посредством приня-тия у них специальных экзаменов или путем проведения иных испытаний этих лиц. В качестве примера можно назвать производство по: принятию у физических лиц квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами; принятию вступительных и выпускных квалификационных экзаменов в высших учебных заведениях; защите диссертаций; принятию квалификационных экзаменов на право получения определенных видов лицензий и т.п.
Конкурсное производство — это урегулированная административно-процессуальным нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям определенных субъективных прав или правового статуса посредством проведения и определения результатов специальных конкурсов. Сюда относится, в частности, конкурсное производство по: замещению вакантных должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; замещению должностей государственных служащих; приобретению права на получение лицензий; приобретению права на заключение государственных кон-трактов и т.п.
Поощрительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с поощрением (стимулированием) физических лиц и организаций от имени Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Это, например, производство по: награждению государственными наградами; присуждению государственных (муниципальных) премий; награждению почетными грамотами, дипломами и т.п.
Производство по возложению на физических и юридических лиц специальных публично-правовых обязанностей — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с возложением на физических лиц или на организации специальных публично-правовых обязанностей. Сюда можно отнести производство по: призыву граждан РФ; налоговому декларированию; таможенному декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Прекращение производства по административному делу
В ч.1.1. ст. 29.9. КоАП РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, а именно:
- если имеется хоть одно обстоятельство, предусмотренное ст. 24.5. КоАП РФ, т.е. отсутствует событие правонарушения, не имеется состава, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, если издан акт об амнистии, истек срок давности для привлечения к ответственности и др.
- если лицу объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, т.е. когда из-за малозначительности совершенного деяния лицо освобождается от ответственности
- если в действиях (бездействии) лица имеются признаки преступления, дело прекращается и материалы передаются прокурору или в следственные органы
- по определенным статьям лицо может быть освобождено от ответственности с учетом примечаний к соответствующим статьям, например, если лицо добровольно сдало наркотики. Перечень статей приведен в п.4 ч.1 ст. 29.9. КоАП РФ.
Признаками административных процедур являются:
- реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти. При этом властные административные полномочия обеспечивают исполнение соответствующих функций управления;
- создание процедурных форм, способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- правовая форма осуществления публичного управления и исполнительной власти;
- нормативность административных процедур, т. с. нормативно установленный порядок их применения;
- административно-правовая регламентация целей и задач соответствующей административной процедуры;
- определение административно-правового статуса участников (субъектов) административных процедур, т. е. субъектов процедурных правоотношений;
- рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;
- связь реализации административной процедуры с применением норм различных отраслей материального права;
- принятие различных правовых актов управления (как промежуточных, так и окончательных).
Как и любое другое понятие в праве, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их воздействие. Так, в первую очередь их воздействие направлено на обеспечение максимальной эффективности деятельности органов, попадающих под категорию публичной власти В число таковых структур также входит и публичная администрация.
Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания наиболее положительных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в публичных отношениях, а также заниматься их организацией.
Что касается целей таких процедур, то их воздействие, прежде всего, направлено на создание равного правового положения субъектов двух различных характеров: властного и невластного. Кроме этого, данные действия способствуют превращению прав каждого представителя органов публичной администрации в некие обязанности и, кроме этого, предоставлению субъектам невластного характера определенных дополнительных прав.
Законодательное регулирование в России и в соседних государствах
Все моменты, связанные с осуществлением процедур данного характера, регламентированы отдельными нормативными актами и регламентами. Что касается закрепления как самого понятия, так и его особенностей на общегосударственном уровне, то это производится в Законе «Об административных процедурах», а также в Указе № 200 с одноименным названием.
Кроме этого, порядок совершения данных действий прописан в различных регламентах для специализированных органов.
Что касается регулирования действий данного рода в иных странах, то оно также производится на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в РБ (Республика Беларусь) производятся на основании положений, предписанных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то в законодательной базе данного государства предусматривается целый спектр актов, которые предусматривают их совершение в разных сферах деятельности государственных органов.
Как и многие другие действия, применяемые в юридической практике, все процедуры по административным правонарушениям и относительно остальных обязательных вопросов, по которым они проводятся, должны быть осуществлены в определенные сроки. Основное правило, которое свойственно для действий данного характера, — ограниченность в сроках.
В Указе «Об административных процедурах» говорится о том, что на проведение определенного действия должно отводиться ровно такое количество времени, за которое оно фактически может быть произведено. Так, например, если на процедуру рассмотрения законодатель отводит 15 рабочих дней, то в случае необходимости осуществления его дополнительной проверки процедура должна быть осуществлена суммарно за 45 дней.
Что касается стандартного срока, отведенного на рассмотрение заявки и совершение действий по ней, то он, в соответствии с положениями Указа № 200 «Об административных правонарушениях» составляет 30 дней. Однако, как показывает практика, он нередко смещается в большую сторону, что связано с частым возникновением необходимости проведения дополнительных действий.
Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного процесса:
• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
• обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.
Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.
Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.
Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.
Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.
Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.
Общие черты административно-нормотворческого процесса:
• является составным элементом (частью) административного процесса;
• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
Перечень административных процедур
31. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
- контроль за дорожным движением;
- контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи 1;
1 Далее — «средства автоматической фиксации». - регулирование дорожного движения;
- остановка транспортного средства;
- остановка пешехода;
- проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;
- опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;
- составление протокола об административном правонарушении;
- вынесение постановления по делу об административном правонарушении;
- отстранение от управления транспортным средством;
- освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
- направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- изъятие водительского удостоверения;
- запрещение эксплуатации транспортного средства;
- задержание транспортного средства;
- осмотр транспортного средства и груза;
- досмотр транспортного средства;
- личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
- изъятие вещей и документов;
- арест вещей;
- доставление;
- административное задержание, задержание;
- вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
- вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
- составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Регулирование дорожного движения
58. Основаниями для регулирования дорожного движения являются:
- принятое и доведенное до сотрудника решение о временном ограничении или запрещении дорожного движения, изменении его организации на отдельных участках;
- неисправность технических средств организации дорожного движения;
- необходимость предупреждения дорожно-транспортного происшествия, нарушения участниками дорожного движения правил дорожного движения, предотвращения, ликвидации заторовых ситуаций, оказания помощи участнику дорожного движения, объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ и другие случаи осложнения дорожной обстановки.
59. Регулирование дорожного движения может осуществляться посредством применения распорядительно-регулировочных действий с использованием:
- сигналов регулировщика (рукой, жезлом, диском с красным сигналом или световозвращателем) в соответствии с приложением N 2 к настоящему Административному регламенту, при необходимости в сочетании со свистком;
- ручного управления светофорным объектом;
- установки временных дорожных знаков и указателей;
- ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (конусами, сигнальной лентой и другими);
- размещения на проезжей части патрульного автомобиля с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
- громкоговорящего устройства.
60. Переключение светофорного объекта в режим ручного управления осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителем подразделения.
61. В случае необходимости пресечения в ходе осуществления распорядительно-регулировочных действий административного правонарушения его оформление производится после их окончания или другим нарядом сотрудников, вызываемым через дежурного.
62. Об окончании распорядительно-регулировочных действий, осуществляемых по соответствующему указанию, докладывается дежурному.
Составление протокола об административном правонарушении
109. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:
- выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
- оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;
- выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
- выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.
При наличии данных оснований следует учитывать, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (пункты 202 — 204 настоящего Административного регламента) протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования.
Протокол об административном правонарушении, составленный после назначения административного наказания, оспариваемого лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, приобщается к соответствующему постановлению (пункт 121 настоящего Административного регламента), которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса.
Что подразумевается под понятием «административная процедура»? Законодатель дает свое четкое толкование, которое определяет, что под термином подразумевается порядок осуществления полномочий императивного характера, установленный некоторыми правилами, прописанными в нормативных актах. Их действия всегда направлены на разрешение хода конкретного административного дела, а в некоторых случаях — на выполнение функций административного характера.
Поэтому, если это понятие административной процедуры выразить несколько другими словами, то оно должно означать установленные алгоритмы определенного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для реализации решения по каждому делу.
Что касается участников процедур такого типа, то это могут быть лица, наделенные определенными полномочиями для выполнения государственных функций, а также обычные граждане или организации.
Что касается первого типа субъектов, то они включают в себя различные муниципальные учреждения, а также государственные образования. В некоторых случаях другие организации или учреждения также могут выступать в качестве авторитетных субъектов, но это возможно только при наличии у них особых прав.
Что касается той стороны, с которой говорят обычные граждане и частные лица, то они принадлежат к группе несанкционированных субъектов. Это означает, что их обязанности и реализация прав, предусмотренных законом, будут напрямую зависеть от решений, принимаемых властями.
У всех сторон есть определенные обязанности и права, которые необходимо не только уважать, но и взаимно уважать.
Процедура проведения административного расследования
Решение о возбуждении дела о правонарушении и необходимости процессуальных действий по изысканию дополнительных сведений и материалов принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
В определении о возбуждении дела о правонарушении и сбора сведений, указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела, данные, указывающие на наличие события правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за противоправное деяние.
При вынесении определения о возбуждении дела о правонарушении и проведении расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении. Копия указанного определения о возбуждении дела о правонарушении, сбора и получения дополнительных сведений в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства
Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.
Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:
- Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
- Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
- Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.
Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:
- протокол;
- объяснения привлекаемого к ответственности лица;
- документы и вещественные доказательства;
- показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством