Понятие, виды и особенности земельных споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, виды и особенности земельных споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В принципе, уже по определению можно догадаться, что земельный спор – это конфликт, в котором события разворачиваются вокруг земельного участка. Действительно, именно это и отличает земельные споры от всех остальных: объектом разбирательств выступает земля. При этом сама суть конфликта может быть очень различной: право собственности на земельный участок, использование земли, возведение постройки, сделки с землей, регистрация земельных участок в Госкадастре, споры относительно расположения границ и т. д.

Понятие земельных споров

По сути, чтобы спор относился к категории земельных, нужно, чтобы соблюдались такие условия:

  • объектом конфликта является земля;
  • одна из сторон спора – землевладелец или лицо, претендующее на этот статус;
  • правоотношения между сторонами спора регулируются Земельным кодексом и сопутствующими законами.

При этом характер конфликта особой роли не играет, он все равно будет относиться к земельным.

Почему важно обращаться за помощью?

За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.

Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.

Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.

Понятие и классификация земельных споров

При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Причиной споров бывают действительные действия (бездействия) либо заблуждения одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей, интересов, неправильного их понимания. В этой связи и земельные правонарушения, и земельные споры могут быть как действительными, так и мнимыми. В первом случае земельный спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов, во втором — путем разъяснения сторонам их истинных правомочий.

Определение понятия «земельный спор»

Определение понятия «земельный спор» можно встретить в юридической литературе и судебной практике.

Приведем ряд предложенных дефиниций понятия «земельный спор».

«Земельный спор — это регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок» (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Земельный спор — «спор по поводу наличного субъективного права на конкретный земельный участок у лица, которому он предоставлен (отведен в натуре) в установленном порядке. Это спор, связанный с изъятием земельного участка полностью или его части, с ограничением правомочий владельца, пользователя или собственника земельного участка, с созданием препятствий к осуществлению земельных прав (например, возведение объекта, препятствующего использованию земли по целевому назначению или доступу к земельному участку)» (Осокин Н.Н. Разрешение земельных споров по законодательству РСФСР // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1992. N 1. С. 42).

К земельным спорам относятся споры, «связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей; земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением; имущественные споры, возникающие из земельных отношений, где нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения; споры, связанные с предоставлением земли, с прекращением права на земельные участки» (Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: БЕК, 2002. С. 196 – 197).

Земельный спор — это «регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок». (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Использованное в п. 1 ст. 64 ЗК РФ понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними гражданских, административных и иных правоотношений. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на земельный участок, а другая — таких прав не имеет. Споры об освобождении земельного участка от самовольных построек являются одной из категорий земельных споров (извлечение из апелляционного определения Ярославского областного суда от 13.05.2013 по делу N 33-2642/2013).

Земельные споры, рассматриваемые судами и арбитражными судами. Подсудность

В зависимости от компетенции судов, споры, возникающие из земельных правоотношений подразделяются на земельные споры, подлежащие рассмотрению:

— судами общей юрисдикции;

— арбитражными судами;

— третейским судом, в который спор передан сторонами на рассмотрение.

Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ (статья 22 ГПК РФ), АПК РФ (статья 27 АПК РФ), а также иными федеральными законами (п. 2 постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

Вместе с отменой крепостного права 19 февраля 1861 года появилось особое Управление крестьянскими делами. В его структуру вошли три инстанции:

1. Участковая инстанция (мировые посредники);

2. Уездная инстанция (уездные мировые съезды);

3. Губернская инстанция (губернские съезды по крестьянским делам).

В обязанности управления в первую очередь входило исполнение поземельного устройства крестьян, разбор разногласий, возникших между крестьянами и помещиками, а также решение других крестьянских дел. Помимо этого, в обязанности мировых посредников входило разрешение судебных дел, не связанных с временно-обязательными отношениями.

Не менее важным событием стала аграрная реформа, проведенная П.А. Столыпиным. Указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» стал основополагающим документом аграрной реформы. Согласно Указу, крестьянин мог выйти из общины, получив при этом участок земли в личную собственность и сохранив за собой право пользования общими угодьями. В связи с этим между бывшими общинниками часто возникали споры по поводу нарезки земельных участков в собственность. В соответствии с пунктом 15 Указа, решение таких споров было возложено на уездные земельные комиссии. Главой такой комиссии являлся земский начальник.

Все земельные комиссии создавались с целью решения спорных земельных дел, возникших при землеустройстве. Помимо этого, земельные комиссии занимались рассмотрением споров:

· О правах на землепользование;

· О выделе земельного участка из общего землепользования;

· О полном или частичном лишении пользователей земли по причине несоблюдения ими правил землепользования, а также требований, установленных законодательством;

· Об изменении размеров, границ, местоположения и состава землепользования (мелиорация, дорожное строительство, отчуждение для государственных и общественных надобностей и т. д.);

· Семейных разделов, связанных с разделом земли;

· Других земельных споров.

В состав волостных и районных земельных комиссий входили председатель, избранный исполнительным комитетом, и два члена, им назначенные. Такие комиссии рассматривали все земельные споры о правах на пользование земельными участками отдельных лиц, дворов или земельных обществ, возникающие в пределах волости или района.

Уездные и окружные, губернские и областные (краевые) земельные комиссии также состояли из председателя и двух членов и работали при соответствующих земельных органах. В отдельных случаях (а именно в постоянных сессиях областных земельных комиссий) место председателя занимал его заместитель. Здесь, также, как и в случае с волостными и районными земельными комиссиями, председателя назначал соответственный исполнительный комитет. Первым членом уездных и окружных, губернских и областных (краевых) земельных комиссий всегда являлся заведующий соответственным подотделом землеустройства, а вторым — народный судья, который был назначен Губернским или Областным (Краевым) Судом. В случае, если член земельной комиссии по каким-либо причинам не мог участвовать в рассмотрении спорного земельного дела, к нему назначался заместитель. Все члены таких земельных комиссий, а также их заместители, в обязательном порядке утверждались исполнительным комитетом соответствующих органов, и избирались сроком на один год.

Уездные и окружные земельные комиссии рассматривали споры, в которых хотя бы одной из сторон являлись либо государственные органы, либо общественные учреждения.

В обязанности областных (краевых) и губернских земельных комиссий входило рассмотрение кассационных жалоб граждан или общественных организаций на решение волостных или районных, уездных или окружных земельных комиссий. Также областные (краевые) и губернские земельные комиссии занимались проведением ревизий и инструктированием нижестоящих земельных комиссий (волостных и районных, уездных и окружных).

Решение, вынесенное земельной комиссией по какому-либо спорному земельному делу, могло быть обжаловано в течение двух недель со дня объявления такого решения. Такие жалобы, в соответствии со ст. 217 Земельного Кодекса РСФСР от 30.10.1922, должны были предоставляться в комиссию, принявшую обжалуемое решение, которая, в свою очередь, передавала их вместе с земельным делом в вышестоящую инстанцию. Передачи спорного земельного дела комиссией в вышестоящую инстанцию производилась в течение двух недель со дня принятия жалобы. Также участники земельного спора имели право обратиться с жалобой на медлительность или на отказ в принятии заявления земельной комиссией в вышестоящую инстанцию.

В случае отсутствия жалоб по земельному делу вплоть до окончания сроков его обжалования, решение земельной комиссии по данному земельному делу могло быть приведено в исполнение.

Участник спорного земельного дела мог подать заявление в земельную комиссию, которой было вынесено решение по данному земельному делу, о восстановлении срока обжалования в случае, если он не смог подать заявление в указанный срок по уважительным причинам. Если комиссия отказывалась принимать такое заявление, то участник земельного спора мог обратиться с ним в вышестоящую инстанцию.

Во главе земельных комиссий стояла Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам. Главная функция такой Коллегии заключалась в проведении контроля за деятельностью всех земельных комиссий. Помимо этого, она занималась рассмотрением земельных споров, возникающих между автономными республиками и областями и смежными административно-территориальными единицами, а также рассмотрением жалоб и ходатайств по решениям земельных комиссий.

В состав Особой Коллегии Высшего Контроля по земельным спорам, утвержденный Президиумом ВЦИК, входили председатель, два его заместителя и десять членов. При этом в судебном заседании участвовали только председатель или его заместитель и два члена Коллегии. В особых случаях (при рассмотрении споров, возникающих между смежными административно-территориальными единицами) в состав судебного заседания входили еще два члена, представлявшие Федеральный Комитет по земельному делу.

Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам подчинялась высшему органу законодательной власти — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

Со временем эффективность работы земельных комиссий ослабилась. В состав комиссий часто входили недостаточно квалифицированные члены, рассмотрение земельных дел проходило очень медленно, часто решения, вынесенные той или иной земельной комиссией, отменялись, вследствие чего земельные споры требовали повторного рассмотрения. В связи с этим в журнале «Еженедельник Советских Юстиций» № 28 от 20 июля 1927 года был опубликован ряд статей, авторы которых высказали свое мнение по поводу реорганизации, либо ликвидации земельных комиссий по причине их некомпетентности.

По причине низкой скорости производства продукции в период с 1927 по 1933 годы произошло объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства, т. е. коллективизация. Процесс коллективизации полностью разрушил ранее существовавшую систему земельных комиссий. При этом, в соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 05.12.1939 «О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов» [8] все земельные комиссии были ликвидированы, а их полномочия были переданы Народному Комиссариату Земледелия СССР.

С момента вступления в действие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом от 13 декабря 1968 года № 3401-VII, произошло усложнение управления земельным фондом, что было связано с подразделением земель на категории. В связи с этим произошли некоторые изменения в порядке рассмотрения спорных земельных дел.

Земельные споры могли возникать между колхозами, совхозами, а также государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Подобные споры подлежали рассмотрению в соответствующих органах, в зависимости от местоположения спорных земельных участков. К таким органам относятся: «Совет Министров союзных республик, Совет Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.» [10]

Для рассмотрения земельных споров, участники которых принадлежали разным административно-территориальным единицам, создавалась специальная комиссия, в состав которой входили заинтересованные представители административно-территориальных единиц. Часто члены комиссии не могли вынести согласованное решение, тогда спорное земельное дело рассматривалось Советом Министров СССР.

Споры, возникшие между совладельцами индивидуальных строений, подлежали рассмотрению в судебном порядке.

Вскоре, а именно 14 мая 1970 года Совет Министров СССР утвердил Положение о государственном контроле за использованием земель. Контроль был возложен на Совет народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и природопользования СССР. А также были созданы три основных вида кадастра: кадастр сельскохозяйственных территорий, водный кадастр и лесной кадастр.

В теории права подведомственность понимается как основанный на взаимодействии норм материального и процессуального права институт, разделяющий компетенцию между государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами . Подведомственность можно выделить как свойство гражданских дел, относящее их к компетенции определенного органа или суда .

См.: Арбитражный процесс: Учебник / К.М. Арсланов, Д.Х. Валеев, Р.Н. Гимазов и др.; отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010. С. 64.
Валеев Д.Х. Комментарий к положениям ГПК РФ о подведомственности судам гражданско-правовых споров // Вестник гражданского процесса. 2014. N 3. С. 88 — 104.

В юридической литературе можно встретить более узкое понятие подведомственности: она представляется как межотраслевой институт, разграничивая ведение дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах .

См.: Азаматова Л.Л., Максютов Т.Р. Проблемы правоприменительной практики в свете объединения высших судов (на примере вопроса подведомственности арбитражным судам споров о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде) // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 3. С. 30.

Исходя из нормы, сформулированной в п. 1 ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются только в судебном порядке. Данная норма является императивной и не предполагает расширительного толкования.

Abanina A.Yu. Protsessual’noe souchastie v grazhdanskom sudoproizvodstve: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Procedural Complicity in Civil Proceedings: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Moscow, 2011 (In Russian).

Afanasiev S.F. K probleme sushchestvennykh protsessual’nykh oshibok ili bezuslovnykh osnovanij k otmene sudebnykh reshenij po grazhdanskim delam [To the Problem of Significant Procedural Errors or Unconditional Grounds for the Annulment of Court Decisions in Civil Cases]. Vestnik grazhdanskogo protsessa = Herald of Civil Procedure, 2015, no. 3 (In Russian).

Afanasiev S.F. O souchastii v grazhdanskom protsesse [On Complicity in Civil Procedure]. Pravo. Zakonodatel’stvo. Lichnost’ = Law. Legislation. Personality, 2012, no. 1(14) (In Russian).

Читайте также:  Отпуск военнослужащего по контракту

Agrarnaya politika Sovetskoj vlasti 1917 — 1918 [The Agrarian Policy of the Soviet Government 1917 — 1918]. In Dokumenty i materialy [Documents and materials]. Moscow, 1954. (In Russian)

Algazin A.M., Duyko L.V., Pashchenko K.A. K voprosu o neodnorodnosti pravoprimenitel’noj praktiki po delam o priznanii prava sobstvennosti na nedvizhimoe imushchestvo [On the Heterogeneity of the Law Enforcement Practice in Cases of Recognition of Ownership of Real Estate]. Tretejskij sud = Arbitration Court, 2005, no. 6(42) (In Russian).

Azamatova L.L., Maksyutov T.R. Problemy pravoprimenitel’noj praktiki v svete ob’edineniya vysshikh sudov (na primere voprosa podvedomstvennosti arbitrazhnym sudam sporov o vzyskanii ushcherba, prichinyonnogo okruzhayushchej srede) [Problems of the Law Enforcement Practice in the Light of the Association of Supreme Courts (on the Example of Jurisdiction to Arbitration Courts of Disputes on Recovery of Damage Caused to the Environment)]. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess = Arbitration and Civil Procedure, 2015, no. 3 (In Russian).

Chistyakov O.I., Yanin V.L. (eds.). Rossijskoe zakonodatel’stvo X — XX vekov. V 9 T. T. 1 [Russian Legislation of the 10th — 20th Centuries. In 9 vol. Vol. 1]. Moscow, 1984 (In Russian).

Coy V.I. Institut podsudnosti grazhdanskikh del [Institute of Jurisdiction of Civil Cases]. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess = Arbitration and Civil Procedure, 2012, no. 11 (In Russian).

Dikusar V.M. Pravovoe regulirovanie razresheniya zemel’nykh sporov v Rossijskoj Federatsii: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Land Disputes in the Russian Federation: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Moscow, 1997 (In Russian).

Dikusar V.M. Zemel’nye sudy — v Rossii? [Land Courts — in Russia?]. Rossijskaya yustitsiya = Russian Justice, 2000, no. 11 (In Russian).

Dobrotvora N.M. (ed.). Sudebniki Russkogo gosudarstva [The Code of Laws of the Russian State]. Gorky, 1939 (In Russian).

Dolganova I.V. Protsessual’noe souchastie po delam o nedejstvitel’nosti zaveshchaniya [Procedural Complicity in Cases of Invalidity of a Will]. Nasledstvennoe parvo = Inheritance Law, 2015, no. 3 (In Russian).

Dukhno H.A., Chubukov G.V. Zemel’nyj pravoporyadok i otvetstvennost’ [Land Law and Order and Responsibility]. Moscow, 1998 (In Russian).

Eliseev N.G. Podsudnost’ del, svyazannykh s nedvizhimost’yu [Jurisdiction of Cases Involving Real Estate]. In Rozhkova M.A. (ed.). Ob’ekty grazhdanskogo oborota: Sbornik statej [Objects of the Civil Turnover: Collection of Articles]. Moscow, 2007 (In Russian).

Emaltynov A.R. Protsessual’nye osobennosti rassmotreniya zemel’nykh sporov: Dis. … kand. yurid. nauk [Procedural Features of the Consideration of Land Disputes: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Yekaterinburg, 2012 (In Russian).

Evtikhiev I.I. Zemel’noe pravo [Land Law]. Moscow; Petrograd, 1923 (In Russian).

Fedorova Yu.N. Razreshenie zemel’nykh sporov po zakonodatel’stvu Rossijskoj Federatsii: Dis. … kand. yurid. nauk [Resolution of Land Disputes Under the Legislation of the Russian Federation: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Saratov, 2004 (In Russian).

Fomenko E.G., Khutova F.A. K nekotorym voprosam pravil’nogo ponimaniya i primeneniya pravil podsudnosti [Some Questions of Correct Understanding and Application of the Rules of Jurisdiction]. Rossijskij sud’ya = Russian Judge, 2015, no. 1 (In Russian).

Gendzekhadze N.V., Novitsky N.B. (eds.). Zemel’nyj kodeks s dopolneniyami, uzakoneniyami i raz’yasneniyami Narkomzema RSFSR. Sostavlen po ofitsial’nym materialam [The Land Code with Additions, Legitimations and Clarifications of the People’s Commissariat of the RSFSR, Compiled According to Official Materials]. Moscow, 1927 (In Russian).

Gurvich M.A. Lektsii po sovetskomu grazhdanskomu protsessu [Lectures on Soviet Civil Procedure]. Moscow, 1960 (In Russian).

Gusev R.K. (ed.). Zemel’noe pravo: Uchebnoe posobie [Land Law: Textbook]. Moscow, 2001 (In Russian).

Ikonitskaya I.A. Razreshenie zemel’nykh sporov [Resolution of Land Disputes]. Moscow, 1973 (In Russian).

Kasso L.A. Russkoe pozemel’noe pravo [Russian Land Law]. Moscow, 1906 (In Russian).

Khauke O.A. Krest’yanskoe zemel’noe pravo [Peasant Land Law]. In Trudy obshchestva mezhevykh inzhenerov [Works of the Society of Land Surveyors]. Moscow, 1914. Issue 5 (In Russian).

Korshunov N.M. Grazhdanskij protsess [Civil Procedure]. Moscow, 2005 (In Russian).

Kovyazina Kh.A. O nekotorykh voprosakh rassmotreniya zemel’nykh sporov v Rossijskoj Federatsii [On Some Issues of Land Disputes in the Russian Federation]. Yurist = Lawyer, 2006, no. 5 (In Russian).

Leyba L.V. Pravovoe regulirovanie resheniya zemel’nykh sporov: Dis. … kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Land Disputes: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Kharkiv, 2005 (In Russian).

Luneva E.V. Spetsifika i tendentsii razvitiya zakonodatel’stva v sfere grazhdanskogo oborota zemel’nykh uchastkov osobo okhranyaemykh prirodnykh territorij [Specificity and Trends in the Development of Legislation in the Sphere of Civil Circulation of Land Plots of Specially Protected Natural Areas]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki = Herald of Perm University. Legal Sciences, 2014, no. 2(24) (In Russian).

Luneva E.V. Yuridicheskaya priroda isklyuchitel’nogo prava natsional’nogo parka priobretat’ zemelnye uchastki, raspolozhennye v ego granitsakh [The Legal Nature of the Exclusive Right of the National Park to Acquire Land Plots Located Within Its Borders]. Yuridicheskij mir = Legal World, 2014, no. 7 (In Russian).

Maleina M.N. Lichnye neimushchestvennye prava grazhdan: ponyatie, osushchestvlenie, zashchita [Personal Non-Property Rights of Citizens: Concept, Implementation, Protection]. Moscow, 2000 (In Russian).

Matievsky M.D. Spor o prave grazhdanskom v sovetskom grazhdanskom protsesse: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [The Dispute on Civil Law in Soviet Civil Procedure: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. In Matievsky M.D. Nauchnoe nasledie: Sbornik nauchnykh trudov [Scientific Heritage: Collection of Works]. Krasnodar, 2002 (In Russian).

Osokina G.L. Grazhdanskij process. Obshchaya chast’ [Civil Procedure. General Part]. 2nd ed. Moscow, 2010 (In Russian).

Ozhegov S.I. Slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of Russian]. Moscow, 1952 (In Russian).

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [Dictionary of the Russian Language: 80 000 Words and Phraseological Expressions]. 4th ed. Moscow, 1999 (In Russian).

Popondopulo V.F., Slepchenko E.V. Podvedomstvennost’ sporov tretejskim sudam v Rossii [Jurisdiction of Disputes to Arbitration Courts in Russia]. Arbitrazhnye spory = Arbitration Disputes, 2008, no. 1 (In Russian).

Shemeneva O.N. Posledstviya nesoblyudeniya pravil podsudnosti: konstitutsionnyj aspekt [Consequences of Non-Compliance with the Rules of Jurisdiction: The Constitutional Aspect]. Rossijskij sud’ya = Russian Judge, 2014, no. 4 (In Russian).

Комментарии к ст. 64 ЗК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. Само определение «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними иных правоотношений.

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности дел, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность дел судам общей юрисдикции. К ним, в частности, относятся дела:

1) исковые с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

4) особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

5) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Читайте также:  Будьте начеку! 17 бесплатных сервисов для проверки контрагента

Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст. ст. 27 — 32 АПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Общая характеристика и виды земельных споров

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Определение понятия «земельный спор» можно встретить в юридической литературе и судебной практике.

Приведем ряд предложенных дефиниций понятия «земельный спор».

«Земельный спор — это регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок» (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Земельные споры: понятие, общая характеристика и виды

Исходя из положений процессуального законодательства суд (арбитражный суд) вправе признать незаконным решение (ненормативный правовой акт) органа, осуществляющего публичные полномочия, а также должностных лиц указанных органов при наличии следующих условий:

· оспариваемое решение не соответствует закону;

· решение нарушает права и интересы заявителя, либо налагает на него дополнительные обязанности, способствует возникновению препятствий на пути реализации своих прав.

Бремя доказывания того, что решение соответствует закону, лежит на органе/должностном лице, принявшем такое решение.

Требование об установлении границ участка предъявляется в случаях, когда после комплекса кадастровых работ границу невозможно согласовать с правообладателями соседних угодий. Заявить подобный иск в суд вправе не только собственник, но и лица, обладающие иными правами на участок (в частности, правом постоянного (бессрочного) пользования). Ответчиком будет правообладатель смежного участка, отказывающийся от согласования границ.

Истец вправе заявить в иске дополнительные требования, например, об обязании ответчика освободить незаконно занимаемую территорию.

Раздел дома в натуре представляет собой образование новых объектов недвижимости. Чаще всего он производится бывшими супругами, для которых дом является совместно нажитым имуществом. Разделить дом в натуре можно в добровольном порядке, но в большинстве случаев сторонам приходится обращаться в суд.

Однако такой раздел возможен не всегда. Например, если это может привести к ухудшению техсостояния дома, снижению его стоимости, возникновению препятствий в пользовании жилыми помещениями, в иске может быть отказано. Также стоит помнить, что выделяемая доля должна представлять собой обособленное помещение (либо должна быть техническая возможность провести необходимые работы).

Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры.

Подведомственность земельных споров

Согласно Постановлению Пленума ВС от 22 апреля 1992 года, уполномоченные инстанции могут принимать и разбирать дела, связанные с оборотом территории, в которых одной из стороны выступают граждане (кроме тех, которые занимаются коммерческой деятельностью, ведущих в том числе крестьянско-фермерское хозяйство), если притязание возникло по поводу ведения ими предпринимательской деятельности, а также по предъявлению жалоб указанными лицами на акты местной администрации. Неподведомственны производства, касающиеся изъятия участков для общественных и государственных нужд, предоставления земель, прекращения права собственности, аренды, приобретения и отчуждения и прочие споры, если их участниками выступают предприятия и их объединения, организации любой формы, в том числе колхозы, а также граждане, осуществляющие самостоятельно коммерческую деятельность.

Земельные споры в суде и их разрешение

Земельные споры рассматриваются в порядке, который определяется гражданско-процессуальным законодательством. Суды общей юрисдикции рассматривают конфликты, возникающие между гражданами, а также между физическими и юридическими лицами. Разногласия между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями решаются в арбитражных судах.

Дополнительно для решения притязаний могут быть привлечены третейские суды. Таковые могут действовать как в общем порядке, так и создаваться для решения определенного конфликта. Однако рассмотрение дела такой инстанцией допускается только в том случае, если сторонами было заключено соответствующее соглашение. Соответственно и решение конфликта исполняется сторонами на добровольной основе.

Для рассмотрения дела в судебном порядке лучше обращаться к специалисту. Адвокат по земельным спорам поможет изначально разобраться в ситуации, укажет чего можно добиться, а также документы, которые для этого потребуются.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...