Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «База данных ОСАГО станет IT-системой. Кто ее получит, ЦБ или страховщики?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расчёт КБМ ОСАГО рекомендуют проводить регулярно, чтобы не упустить скидку. Ведь при окончании полиса ОСАГО даётся месяц на оформление нового, чтобы расчёт КБМ РСА не «сгорел». В противном случае счётчики стразовых выплат обнуляются, а коэффициент начинает считаться с нуля.
- С 1 декабря 2015 года РСА ввело упрощенную процедуру восстановления неверного КБМ.
- При оформлении полиса страховая компания обязана проверить историю страхователя в АИС РСА и попробовать сделать КБМ ниже.
- Если страховая компания не может оперативно снизить коэффициент, то нужно отправить обращение в Российский союз автостраховщиков
- Рассмотрение производится в течение 10 рабочих дней, и при наличии возможности КБМ могут исправить.
- Если проверка привела к уменьшению значения, то вы можете обратиться к страховщику и подать заявление о пересчете и возврате переплаты.
- В случае отказа вы имеете право составить жалобу для отправки по почте или написать через официальный сайт в Центральный Банк России.
Проверка страхового бланка по номеру
Для проверки необходимо выбрать серию документа из выпадающего списка, указать его номер и дату, на которую необходимо предоставить данные. После подтверждения кода безопасности на экране отобразится статус запрашиваемого бланка. Стоит обратить внимание, что с 1 июля 2018 года при заключении договора автострахования выдаются только бланки ОСАГО сери ККК или МММ.
Проверка доступна как для бумажных, так и для электронных бланков. Полис может иметь несколько статусов:
- «находится у страхователя» – документ подлинный и передан страхователю.
- «находится у страховщика» – документ еще находится у страховщика или же страховщик еще не подал информацию в АИС РСА. По этой причине лучше проверить бланк страхования ОСАГО на подлинность спустя несколько дней после заключения договора.
- «утратил силу» – полис более недействителен. Причину, по которой документ утратил свою силу, можно узнать, проверив, какое транспортное средство застраховано по этому документу.
- «утерян» – страхователь передал страховщику информацию об утере документа.
- «напечатан производителем» – бланк для заполнения еще не был передан в работу страховщику.
К сожалению, мошенники могут подделать действительный полис ОСАГО, поэтому чтобы убедиться в подлинности документа, стоит дополнительно проверить, какой автомобиль указан в страховом бланке.
Что такое Российский союз автостраховщиков?
Как только государство ввело обязательное страхование ОСАГО, сразу же был образован и Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Эта организация обладает правами и обязанностями для контроля работы страховых компаний и урегулирования конфликтов между страховщиками и их клиентами.
Любая зарегистрированная страховая организация обязана вступить в Союз. Поэтому все обязанности РСА относятся именно к страхованию ОСАГО.
Важно! НА 2023 год, 90% всех организаций, занимающихся продажей страховых полисов (а это примерно 103 компании), состоят в РСА.
Деятельность Союза Автостраховщиков можно разделить на три принципиальные функции:
- Разработка общих правил продажи страховых услуг на рынке, регулирование выполнения этих требований, а также содействие работе страховых компаний друг с другом.
- Представление на правительственном уровне прав и точки зрения всех страховщиков, входящих в Союз.
- Обеспечение должной защиты Страхователям, если Страховщик не в состоянии выполнить свои обязательства или нарушают права клиентов.
К тому же, единая информационная база РСА содержит массу данных, важных для водителей и собственников автомобилей.
КБМ или коэффициент бонус-малус по ОСАГО: что это такое?
С латинского языка «bonus malus» означает «хороший-плохой». Такая система коэффициентов используется в страховании, где от страховой истории владельца будет зависеть размер страхового платежа.
При определении КБМ учитываются следующие параметры:
- опыт вождения владельца транспортного средства;
- рейтинг водителя, основанный на его страховом опыте;
- система скидок при отсутствии аварийных ситуаций и обращений за выплатой страховых компенсаций.
При продлении полиса ОСАГО:
- если водитель стал участником ДТП, применяется «малус» — повышающий коэффициент;
- при безаварийном вождении, то «бонус» — понижающий коэффициент.
Такая система направлена на повышение заинтересованности владельцев автомобилей в аккуратном движении по дороге.
Таблица КБМ ОСАГО 2023 года
Ваш текущий КБМ | КБМ на следующий год с учетом количества выплат по страховым случаям в ДТП по вине водителя | ||||
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 и выше | ||
2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Как купить полис ОСАГО онлайн
Сейчас практически все страховые компании предлагают оформить электронный полис ОСАГО онлайн, не выходя из дома. Процедура заключается в заполнении анкеты на сайте страховщика, в которой указываются все необходимые данные для оформления полиса, такие как информациях об автомобиле, информация о водителях и т.п. Стоимость полиса рассчитывается автоматически после введенных вами данных с учетом КБМ. Оплатить можно также онлайн с банковской карты. После оплаты на ваш адрес электронной почты будет выслан электронный полис E-ОСАГО а также сопутсвующие материалы: правила страхования, памятка, извещение о ДТП с примером заполнения.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2023-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2023-ом году, так и в нынешнем 2023-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Коэффициент Бонус-Малус и его влияние на цену страхового полиса
Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) — показатель, разработанный с целью поощрения или наказания автовладельцев. Название красноречиво говорит о сути: если водитель отъездил год без ДТП — ему дается «бонус» в виде дисконта на полис ОСАГО на предстоящий год, если же в течение данного периода зафиксированы нарушения, то предстоит расплата путем увеличения коэффициента страховки («малус»).
КБМ — персональная величина, которая может колебаться в зависимости от страховой истории. Прежде этот показатель был привязан к конкретному транспортному средству, что было несправедливым по отношению к автовладельцу, ведь в случае продажи машины скидка полностью аннулировалась, а зарабатывать ее приходилось «с нуля». Теперь же коэффициент применяется непосредственно к водителю, независимо от того, какой у него сейчас автомобиль.
Коэфициент Бонус — Малус. КБМ.
Неудобство при оформлении ОСАГО онлайн: перенаправление на другую страховую фирму
Бывает, что владельцы жалуются, что на сайте оказывается перенаправление к другому страховщику — например, от крупной компании к мелкой.
Однако по закону нарушений здесь нет. Согласно мнению власть имущих, замещающая схема предполагается, чтобы полис мог быть оформлен при технических сбоях, при этом страховщик-заместитель подбирается, вроде как, автоматически вместо «основного».
Автолюбители мыслят более практично и предполагают, что фирмы-страховщики просто не желают продавать конкретные полисы в конкретных убыточных для себя регионах.
Дополнительно рассмотрением жалоб и проблемных вопросов, связанных с приобретением электронных ОСАГО, занимаются некоторые органы по отстаиванию прав потребителей.
Для чего компаниям нужна база АИС РСА?
Изначально союз создал унифицированный реестр в помощь страховым агентам для правильного расчета стоимости полиса с учетом страховой истории того или иного водителя с учетом коэффициента бонус-манус. В реестре собраны сведения о водителях с 2009 по 2020 год. Для проверки правдивости слов будущего страхователя в реестре можно увидеть количество ДТП водителя автотранспорта, компенсации и выплаты другими страховыми компаниями. В реестре будет собрана информация на основании зарегистрированных сведений о водителе. Страховые агенты с помощью калькулятора страховки ОСАГО будут производить расчет стоимости, данные РСА играют важную роль для исключения убыточности страхования. Для расчета полной стоимости агенту необходимы будут следующие данные водителя:
- Физлицо или юрлицо, то есть тип собственника – влияет на определение базовых тарифов;
- Класс транспортного средства, то есть его категория и цель использования;
- Число ЛС для определения мощности двигателя автомобиля;
- Длительность договора ОСАГО (срок действия полиса);
- Длительность использования автомобиля;
- Коэффициент бонус-малус водителя автомобиля;
- Адрес регистрации водителя автотранспорта;
- Информация о нарушениях страховых договоров ранее;
- Ограниченная или неограниченная страховка: открытая страховая (неограниченный) или закрытая (необходимо указать в полисе каждого водителя автотранспорта).
Что делать, если КБМ в базе РСА рассчитан некорректно?
Никто не застрахован от ошибок, в том числе и информационные системы. Несмотря на совершенствование официального сайта Союза, иногда и на его ресурсах встречаются ошибки. В связи с этим важно периодически проверять КБМ, чтобы в случае чего отследить его неверный расчёт.
Самое главное, что Вам нужно запомнить – РСА не может вносить никакие изменения в свою базу. Это очень важно, так как многие пытаются обратиться напрямую в Союз и закономерно получают отказ. Вносить изменения в Ваш КБМ в режиме онлайн могут только страховые компании.
Также Вам не удастся проверить КБМ просто по записям в полисах: проблема заключается в том, что в договоре страхования указаны только страховые премии. Таким образом, Вы можете рассчитать КБМ, исходя из размера базовой ставки и других коэффициентов (они, в отличие от КБМ, могут поменяться только при изменении Ваших предпочтений, например, периода действия договора).
Ещё одно важное замечание: любые коэффициенты с течением времени могут измениться. В связи с этим при расчёте бонус-малуса не забывайте сверяться с таблицей КБМ за соответствующий период, иначе Ваши дальнейшие жалобы могут оказаться необоснованными.
Итак, Вы рассчитываете на основании прошлых полисов свои коэффициенты бонус-малус. Если Вы находите в каком-то из полисов ошибку, то Вам необходимо обратиться к страховщику по этому договору. Если ошибок несколько, то каждую из них нужно исправлять через страховые компании. К сожалению, не все страховщики могут к этому моменту ещё существовать: в таких случаях ошибку исправить невозможно, так как ни одна компания на себя чужую ответственность брать не будет, а в базу РСА изменения сам Союз не вносит.
Как восстановить коэффициент
Если человек столкнулся с тем, что его бонус был утерян, то ему стоит обратиться в Главный офис своего страховщика за разъяснениями.
При себе ему нужно иметь:
- паспорт;
- полис;
- документы на автомобиль.
При этом клиент пишет заявление.
В нем он указывает:
- суть обращения, т.е. он должен указать то, что коэффициент был утерян;
- номер страхового бланка;
- личные сведения;
- все характеристики машины.
Обычно данные о коэффициенте теряются в том случае, если:
- документы были заполнены с ошибкой. Причем важно, чтобы ошибка была допущена именно в информации об автолюбителе;
- человек сменил фамилию, права.
Зачем нужна проверка в РСА?
Проверка осуществляется с целью проверки достоверности предоставляемой информации. Для этого указывается следующая информация:
- Сведения об автотранспорте
- Паспортные данные автовладельца
- Регистрация и место жительства водителя
- Список водителей, которые были допущены к управлению транспортным средством.
Все эти данные шифруются и отправляются на проверку, которая происходит в автоматическом режиме. С помощью проверки можно выяснить:
- Сведения о ранее выданных полюсах
- Какая страховая компания заключала с гражданином договор
- История по всем ДТП, в которых участвовал гражданин или его автотранспорт
Что делать если проверка не прошла?
Когда система сообщает, что проверка не пройдена, можно попытаться исправить положение для этого гражданин должен загрузить копии всей имеющейся электронной документации:
- Паспорт гражданина РФ: основная страница и данные по регистрации
- ПТС с обеих сторон
- Технический осмотр
- Водительские права автовладельца с обеих сторон
В этом случае, сотрудники РСА обязаны вручную совершить проверку всех данных, которые предоставил гражданин и оправить уведомление на электронный адрес о дальнейших его действиях.
- Если гражданин самостоятельно понял, в чем ошибка, то можно попробовать ввести данные с опечаткой. Гражданин заключит договор с неверными данными, но при аварии сообщить об этом страховщику. Как правило, агенты входят в положение автовладельцев
- Если страховка на автотранспорт еще действует, то стоит посетить страховщика и потребовать внести изменения. При этом необходимо досконально проверить все данные, которые сотрудник вносить в базу. После того, как ввод произведен, через некоторое время можно попробовать осуществить проверку снова.