Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые последствия оценки активов и оценка для правильного расчета налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 40 НК РФ, при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов, налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок, а также при отклонении более чем на 20% в сторону повышения/понижения от рыночной цены идентичных товаров, работ или услуг. При этом налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных в соответствии с рыночными ценами.
В соответствии с ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае возникновения спора о стоимости объекта оценки, в том числе при проведении оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов при возникновении спора об исчислении налогооблагаемой базы, проведение оценки объектов оценки является обязательным.
Оценка для целей налогообложения
Оценка также может быть инициирована (но не является обязательной) собственником или налоговым органом в случае возникновения споров при проведении сделки между взаимозависимыми лицами, а также до совершения такой сделки в предупредительных целях.
В случае, когда предприятию необходимо доказать налоговым органам, что сделка была проведена по рыночной цене (что чаще всего касается товаров и услуг, для которых отсутствуют аналоги, например товарные знаки, фирменные наименования и другие нематериальные активы), отчет об оценке, подготовленный специалистами-оценщиками, является дополнительным аргументом и доказательством.
Оценка основных фондов также является наиболее эффективным способом оптимизации налогообложения. Профессиональные оценщики способны оценить плюсы и минусы возможного изменения системы налогообложения предприятия, выявить все законные методы минимизации налоговых обязательств и снизить налоговую нагрузку. Основная задача здесь – нахождение баланса между повышением налога на имущество за счет возрастания стоимости основных фондов и понижением налога на прибыль за счет увеличения амортизационных отчислений.
Переоценка для целей налогообложения особенно актуальна для высокорентабельных компаний, существенную долю налоговой нагрузки которых составляет налог на прибыль. Он может быть снижен за счет увеличения амортизационных отчислений после проведения оценки нематериальных активов и определения сроков их полезного использования.
Оценка для оптимизации налогообложения зависит от многих факторов, в том числе финансового положения предприятия, его стратегических целей, наличия льгот и т.д. При проведении оценки для оптимизации налогообложения в задачу оценщика входит исследование финансовой деятельности компании, выявление проблем и преимуществ, анализ налоговой нагрузки, налоговых стимулов и задолженности по налогам.
При проведении оценки по статьям бухгалтерской отчетности учитывается воздействие, оказываемое разнообразными обстоятельствами:
- экономическая наполненность имущества хозяйствующего предприятия (основные средства, долги дебиторов, материалы);
- момент исполнения операции (хозяйственной, финансовой);
- уместность свершившейся операции;
- рациональность и эффективность процесса;
- предосторожность (конъюнктурного характера).
В ходе выполнения процедуры предприятием должно обеспечиваться соблюдение условий Положения по организации бухучета (ПБУ 4/99, ПБУ 1/98).
Балансовые сведения к началу отчетного периода должны сопоставляться с информацией минувшего периода с учетом имевших место преобразований, связанных с применяемой на предприятии учетной политикой.
Как производится детализация данных бухгалтерской отчетности?
Численные значения бухгалтерского документа должны выражаться с учетом корректирующих величин, значение которых описывается в пояснениях к документам (балансу, отчету по убытку и прибыли). За отчетный срок итоговая информация должна подтверждаться документами инвентаризации, выполняемой по реальной стоимости оцениваемых объектов.
Как проанализировать бухгалтерский баланс?
При проведении оценки балансовых статей следует придерживаться требований ПБУ (1/2008):
- отсутствуют планы по прекращению функционирования предприятия;
- учет элементов активов и пассивов (обязательств) в компании должен вестись раздельно;
- отражение операций по учету производится во время их фактического выполнения независимо от прихода или расхода средств, с ними связанных;
- в отношении действующей в организации учетной политики не предполагаются изменения или коррективы.
Оценка справедливой стоимости активов по МСФО
Как мы уже отмечали, Стандарт не предопределяет выбор подхода для конкретных случаев, но устанавливает строгую иерархию исходных данных. От имеющихся данных будет зависеть выбор подхода.
Попробуем разобраться, как бухгалтеру на практике определить справедливую стоимость актива.
Единственный применимый подход — рыночный. Фактически это означает, что IFRS 13 ставит рыночный подход в приоритет при определении справедливой стоимости: если удалось найти активный рынок точно такого же актива или обязательства, то справедливой будет стоимость, определённая по данным такого рынка. Другие подходы даже не нужно рассматривать.
Провести оценку своего имущества компания может в любой момент и по собственной инициативе. Ведь иногда это выгодно. Допустим, руководство решило продать актив. В таких ситуациях, чтобы не прогадать с ценой, можно нанять оценщика, который назовет реальную стоимость.
Или, скажем, требуется оценить сумму ущерба от пожара. Страховая компания ведь может занизить убытки. Тогда и компенсация будет меньше реальных потерь. Поэтому надежнее попросить оценщика определить размер ущерба. И уже с этой суммой идти в страховую.
Ту сумму, которую вы заплатили специалисту за оценку имущества, нужно учесть в расходах по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Затраты отразите по счету 26 «Общехозяйственные расходы»:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 — отражена задолженность по услугам оценщика;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 — перечислена оплата оценщику по договору.
Если специалиста вы привлекли, чтобы определить стоимость актива перед продажей, то в бухучете стоимость услуг отразите в составе прочих расходов, связанных с продажей основных средств. Не списывайте затраты со счета 26 до того момента, пока не продадите имущество.
А в налоговом учете потраченные на оценку имущества деньги относите к прочим расходам. Право на это дает подпункт 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом ориентируйтесь на день подписания акта оказанных услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Правда, нужно учесть особенности каждой конкретной ситуации. Все зависит от того, по какой причине потребовалось оценить имущество. Допустим, сначала хотели продать оборудование, провели оценку. А потом руководство компании решило, что выгоднее оставить объект.
Тогда расходы на услуги оценщика вы учтете в составе внереализационных.
Еще до того, как вы заключите договор со специалистом, нужно составить задание на оценку.
Во-первых, этот документ нужен оценщику, чтобы понять, чего вы от него хотите. А во-вторых, налоговики смогут сопоставить задание с отчетом специалиста и убедиться, что деньги компания потратила на то, что действительно планировала.
В задании подробно опишите имущество, которое нужно оценить, а также цели и сроки такой процедуры. Кроме того, определите вид стоимости имущества — рыночная, ликвидационная и т. д. К примеру, учредитель безвозмездно передал компании автомобиль. Учесть его нужно по рыночной стоимости.
Рассчитать ее как раз поможет независимый оценщик. Или другая ситуация: компания находится в процедуре банкротства. Нужно определить ликвидационную стоимость предприятия — она будет однозначно ниже рыночной.
Но это еще не все обязательные сведения. В пункте 17 Федерального стандарта оценки № 1 (утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г.
№ 256) прописан перечень тех данных, которые следует отразить в задании на оценку. К ним относятся объект оценки и имущественные права на него, цель оценки и т. д.
А в дальнейшем, когда вы окончательно определитесь с оценщиком, техническое задание пойдет как приложение к договору (см. образец ниже).
В статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ закреплен перечень сведений, которые должны быть в договоре с оценщиком. Это:
- описание объекта оценки;
- вид стоимости имущества (способ оценки);
- размер денежного вознаграждения специалиста;
- сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;
- наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и местонахождение этой организации;
- указание на стандарты оценочной деятельности, которые будет использовать оценщик;
- размер, порядок и основания дополнительной ответственности оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Если вы заключили договор с саморегулируемой организацией, то проверьте также, чтобы в тексте соглашения были прописаны сведения о специалисте, который будет проводить оценку.
Кстати, наверняка у оценщика, к которому вы обратитесь, уже есть шаблон такого договора. Поэтому достаточно проверить, чтобы в нем были все нужные сведения.
Итоговый документ по оценке имущества — это отчет специалиста. В нем оценщик укажет стоимость объекта. Все параметры, которые должны быть в отчете, прописаны в статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ. Вот несколько важных моментов, которые надо проконтролировать.
Когда получите документ, убедитесь, что в нем есть ссылка на основной договор. Проверьте дату отчета. И указана ли дата, на которую проведена оценка. Сам отчет должен быть прошит, а его листы пронумерованы.
На документе помимо подписи оценщик поставит или свою личную печать или штамп компании, с которой у него заключен трудовой договор.
Кстати, отчет можно составить и в электронном виде. Но безопаснее, чтобы он был подписан квалифицированной электронной подписью. С неквалифицированной подписью налоговики могут признать отчет ненадлежащей первичкой (письмо Минфина России от 23 января 2013 г. № 03-03-06/1/24).
Если в отчете специалист подробно расписал результат оценки, то акт выполненных работ оформлять не нужно. Само собой, в отчете должны быть все обязательные реквизиты для первички. Также убедитесь, что в документе значатся реквизиты оценщика и стоимость его услуг.
Как известно, система оценки для налогообложения распространена во всем мире, ее осуществляют специалисты высокого уровня, обладающие необходимой подготовкой. Большое количество договоров, обеспечивающих сотрудничество контрагентов любой сферы деятельности, являются основным аспектом необходимости существования такой сферы услуг, как оценка.
Массовое проведение сделок с недвижимостью, транспортными средствами, земельными участками формируют отдельное направление оценки имущества. От их динамики зависит увеличение или уменьшение размера бюджета страны.
Однако на этот процесс можно посмотреть и с другой стороны. Оценка происходит, не исходя из справедливой стоимости объекта, а, следовательно, необходимость работы оценщика сводится до определения размера налога.
В налоговом учете расходы на услуги оценщика включите:
- в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, если проведение оценки связано:
- с производством и реализацией продукции (работ, услуг) или реализацией товаров, иного имущества и имущественных прав (пп. 40 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 268 НК РФ);
- приобретением товаров, если расходы, связанные с приобретением товаров, включаются в издержки обращения (ст. 320 НК РФ);
- стоимость приобретаемых акций (долей), если проведение оценки связано с внесением вклада в уставный капитал (пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ);
- расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и имущественных прав (например, прав требования долга, долей в уставном капитале у участников ООО) (п. 3 ст. 280, пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
- стоимость, если проведение оценки связано с приобретением за плату:
- амортизируемого имущества (п. п. 1, 3 ст. 257 НК РФ);
- материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ);
- товаров, если их стоимость формируется с учетом дополнительных расходов на их приобретение (ст. 320 НК РФ);
- во внереализационные расходы в иных случаях (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Например, когда оценка проводится в связи с предоставлением залога для получения кредита, выкупом собственных акций у акционеров или для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости в суде.
Важно знать! Как проводится государственная кадастровая оценка недвижимости
Для признания расходов на оценку необходимо, чтобы они были экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Для подтверждения расходов на услуги оценщика вам потребуются:
- договор на проведение оценки, соответствующий требованиям ст. 10 Закона об оценочной деятельности;
- отчет об оценке, соответствующий требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности;
- акт приемки-сдачи оказанных услуг (другой первичный документ), содержащий реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Расходы на услуги оценщика признают на дату составления акта приемки-сдачи оказанных услуг (иного первичного документа, подтверждающего оказание услуг) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Когда вы приобретаете НМА по договору, стоимость актива для первоначального признания складывается из:
- стоимости по договору;
- таможенных пошлин, сборов, невозмещаемых сумм налогов, патентных и иных пошлин;
- стоимости посреднических услуг;
- стоимости информационных, консалтинговых и прочих услуг, связанных с приобретением нематериального актива;
- иных расходов, непосредственно связанных с приобретением НМА.
Чаще такие ситуации происходят внутри крупных холдинговых структур, когда товарные знаки или иные объекты интеллектуальной собственности передаются между взаимозависимыми лицами.
При этом безвозмездные сделки привлекают особое внимание ИФНС, в том числе и при регулировании в рамках трансфертного ценообразования (п. 2 ст. 40 НК РФ).
НК РФ подразумевает 3 способа определения рыночных условий для сделок (пп. 4–11 ст. 40). Проведенная оценка рыночной стоимости подпадает под пп. 4 ст. 40, что снимает вопросы при будущих проверках.
Анализ и оценка налоговой нагрузки организации
Ст. 54.1. НК РФ применяется при причинении ущерба бюджетам.
Статья ст. 54.1. НК РФ направлена на конкретизацию механизма налогового контроля (Определение КС от 29.09.2020 № 2311-О).
Толкование п.п. 1 и 2 ст. 54.1. НК РФ должно производиться в нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок.
Нереальная операция не влечет налоговых последствий.
Реально совершенные операции оцениваются на предмет:
- исполнения надлежащим лицом;
- действительного экономического смысла;
- наличия деловой цели.
Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085).
Налоговая аудиторская проверка
К форме умысла на уменьшение налогов приравнивается знание о вступлении в отношения с «технической» компанией.
Об умысле свидетельствует совокупность прямых и косвенных признаков.
Налоговые органы должны получать объяснения по всем фактам (включая повторные – при возникновении противоречий).
Необходимо эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки и т. п.).
Формальный подход не применять. Все обстоятельства оцениваются в совокупности.
Признаками умышленной неуплаты налогов являются:
- обналичивание денежных средств;
- возврат этих средств налогоплательщику или взаимозависимым, подконтрольным лицам.
Об участии в налоговой схеме с третьими лицами свидетельствует подконтрольность этих третьих лиц налогоплательщику.
Основной целью данного стандарта является определение порядка учета налога на прибыль.
Сам факт признания актива или обязательства означает, что организация ожидает возместить или погасить балансовую стоимость этого актива или обязательства. Если является вероятным то, что возмещение или погашение этой балансовой стоимости приведет к увеличению (уменьшению) величины будущих налоговых платежей, настоящий стандарт требует признания отложенных налоговых обязательств (отложенных налоговых активов). Стандарт требует учитывать налоговые последствия операций и других событий таким же образом, как учитываются сами эти операции и другие события.
Налоговая база (tax base) — величина актива или обязательства для целей учета по налогу на прибыль.
Временная разница (temporary difference) — разница между балансовой стоимостью активов и обязательств в отчете о финансовом положении и их налоговой базой по налогу на прибыль. Временные разницы бывают 2 видов: налогооблагаемые и вычитаемые.
Налогооблагаемая временная разница (taxable temporary difference) — временная разница, которая приведет к налогооблагаемым суммам при расчете налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) будущих периодов в момент возмещения или погашения балансовой стоимости указанного актива или обязательства.
Вычитаемая временная разница (deductible temporary difference) — временная разница, которая приведет к суммам, вычитаемым при определении налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) будущих периодов в момент возмещения или погашения балансовой стоимости указанного актива или обязательства.
Отложенные налоговые обязательства (deferred tax liabilities) — суммы налогов на прибыль, подлежащие уплате в будущих периодах в отношении налогооблагаемых временных разниц.
Отложенные налоговые активы (deferred tax assets) — суммы налогов на прибыль, подлежащие возмещению в будущих периодах в отношении:
- вычитаемых временных разниц;
- перенесенных на будущие периоды неиспользованных налоговых убытков;
- перенесенных на будущие периоды неиспользованных налоговых льгот.
МСФО против налога на имущество. Обесценение
Другая сверхпопулярная ситуация — определение налогового преимущества сделок с «плохими контрагентами». — по сути, то, что частично предложил в 2012 году Президиум ВАС РФ в деле знаменитого Камского завода ЖБИ (к сожалению, не распространив тот же подход на НДС, что точно и неопровержимо подтвердил Пленум ВАС РФ в 2014 году).
Внедрение предложенного алгоритма оценки позволит сделать взвешенный вывод об имущественном положении предприятия и эффективности использования И на основании этого вывода внести коррективы в систему управления имущественным комплексом организации.
Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Наиболее распространенным является риск доначисления налогов в результате нарушений, выявленных в ходе налоговой проверки. Но есть также риск неэффективного налогообложения, риск увеличения налогового бремени, риск уголовной ответственности.
Движимая часть основных средств в ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» составляет около 25-35%, а оставшаяся часть состоит из недвижимых объектов, облагаемых налогом на имущество с учетом стоимостных характеристик.
Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Наиболее распространенным является риск доначисления налогов в результате нарушений, выявленных в ходе налоговой проверки. Но есть также риск неэффективного налогообложения, риск увеличения налогового бремени, риск уголовной ответственности.
Оценка недвижимости для целей налогообложения предполагает применение стандартных подходов к оценке, но с некоторой спецификой. Поэтому важно правильно разделить стоимость земли и стоимость зданий на ней.
Критерии оценки налоговых рисков
Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).
Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:
- Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
- Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
- Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
- Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
- Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
- Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
- Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
- Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
- Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
- Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
- Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.
По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:
1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.
2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.
Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.
Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства
В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.
Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.
Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.
Как оценить степень налогового давления
Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.
Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.
Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса
Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.
Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.
Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.
Почему рисками нужно управлять
Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.
Задачи создания такого отдела:
- сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
- определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
- определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
- разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
- разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
- подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.
Обязательно ли переоценивать фонды
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. № 26н, предприятие имеет право, но не обязано производить переоценку своего имущества. Обязательность этой процедуры в Российской Федерации упразднена в 1997 году.
Законодательный порядок переоценки имущественных фондов излагается в Налоговом Кодексе РФ в ст. 256 «Амортизируемое имущество», а также в ст. 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества». По регламенту нужно соблюдать следующие условия:
- единожды проведя переоценку, фирма должна делать эту процедуру регулярно, но не чаще 1 раза в год (это становится обязанностью);
- результат проведенной переоценки в документах нужно отражать на конец отчетного периода (до 2011 года было – на начало);
- объекты переоценки должны находиться в собственности организации;
- порядок переоценки должен утверждаться в учетной политике организации;
- начало процесса переоценки инициируется приказом по предприятию и составлением ведомости переоцениваемых объектов;
- коммерческие предприятия оставляют вопрос о самостоятельности проведения переоценки или привлечения для этого сторонних организаций на собственное усмотрение.
В практике учета переоценку основных фондов предприятия производят для того, чтобы:
- определить адекватную рыночную стоимость данного основного актива;
- для привлечения инвестиционных партнеров (например, для залоговой стоимости при кредитовании);
- при перспективах увеличения уставного капитала;
- при планах на реструктуризацию;
- для уточнения себестоимости и цены производимой продукции (в рамках финансового анализа);
- для избегания падения рыночной стоимости активов ниже уставного фонда (это грозит ликвидацией фирмы);
- если нужно предоставить финансовую отчетность по международным стандартам;
- при страховке имущества (уточняется страховая база);
- возможность сократить налог на имущество (для компаний с низкой прибылью), поскольку уменьшится стоимость ОС по балансу;
- уменьшение базы налога на прибыль (для рентабельных организаций) в результате роста амортизационных отчислений, если стоимость ОС после переоценки повысится.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» выделены бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза в числе самостоятельных родов (видов) судебных экспертиз. «Налоговая» экспертиза отдельно не выделяется.
Бухгалтерская экспертиза предполагает исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных.
Финансово-экономическая экспертиза — это исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Налоговая экспертиза в качестве самостоятельного вида экспертиз не выделяется. Она чаще выступает как инструмент проведения расследования налоговых дел в административном, налоговом, арбитражном, уголовном процессах. Как следствие, налоговая экспертиза традиционно рассматривается в как неотъемлемый элемент судебной бухгалтерской либо финансово-экономической экспертизы.
Исследование по налоговым вопросам проводится:
- судебная налоговая экспертиза — по инициативе суда или следствия. Судебная экспертиза может быть назначена судом или следователем самостоятельно или на основании ходатайства стороны по делу.
- внесудебная налоговая экспертиза — по инициативе налогоплательщика, юриста, адвоката в форме экспертизы или заключения специалиста.
Различия между балансовой и рыночной оценками отложенных налогов
Формирование отложенных налоговых активов и обязательств напрямую не влияет на денежные потоки предприятия, а призвано корректировать показатель прибыли после налогообложения по данным бухгалтерского учета. При этом отложенные налоговые активы и обязательства, которые по сути являются лишь сигналами о возможном будущем снижении или увеличении налога на прибыль в контексте признанной сегодня прибыли, формально представляют собой внеоборотный актив и долгосрочную задолженность.
Отложенное налоговое обязательство — это предполагаемое увеличение налога на прибыль в будущем, на которое, тем не менее, уже сегодня уменьшена прибыль по данным бухгалтерского учета. Отложенный налоговый актив представляет собой предполагаемые выгоды снижения налога на прибыль в будущем, которые увеличивают бухгалтерскую прибыль уже сегодня. При этом потенциальное увеличение или уменьшение налога в бухгалтерском учете сегодня оценивается в полной сумме будущего денежного оттока или притока.
Однако реализация этих потенциальных потерь или выгод в конкретный момент в будущем зависит от целого ряда факторов: от обстоятельств возникновения отложенных налогов, вероятности наличия у предприятия налогооблагаемой прибыли в будущем, возможного изменения порядка налогообложения доходов организации.
Предположим, в составе внеоборотных активов компании отражен отложенный налоговый актив в 100 денежных единиц (далее — д.е.) при ставке налога на прибыль 20%. Этот ОНА мог возникнуть:
- вследствие убытка по итогам прошлого года при условии, что в следующем году планируется прибыль 600 д.е. (налог на прибыль будет меньше на 100 д.е. уже в следующем году) или планируется прибыль по 50 д.е. ежегодно (налог будет меньше на 20 д.е., но ежегодно в течение пяти лет);
- вследствие реализации основного средства с убытком 500 д.е. при оставшемся сроке полезного использования десять лет;
- при использовании для списания основного средства стоимостью 2 500 д.е. (срок амортизации пять лет) в бухгалтерском учете ускоренной амортизации, а в налоговом учете – линейной.
Определение налоговой стоимости обязательства.
Налоговая стоимость обязательства — это балансовая стоимость обязательства за вычетом любых сумм, которые будут вычитаться для целей налогообложения в будущем.
[См. параграф IAS 12:8]
Что касается поступлений от клиентов, полученных за предоставление товаров и услуг, налоговой стоимостью такого обязательства является балансовая стоимость за вычетом любой суммы выручки, которая не будет облагаться налогом в будущем.
Помните о следующем основополагающем принципе:
В целом компания признает отложенный налоговый актив или обязательство, когда возмещение / погашение балансовой стоимости повлияет на будущие налоговые платежи за счет увеличения или уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Помните, что финансовый аналитик оценивает не только разницу между балансовой стоимостью и налоговой стоимостью, но и уместность этой разницы для будущих прибылей и убытков и, следовательно, будущих налогов.
МСФО предлагает конкретные рекомендации в отношении заранее полученной выручки. МСФО (IAS) 12 гласит, что налоговой стоимостью является балансовая стоимость за вычетом любой суммы выручки, которая не будет облагаться налогом в будущем.
[см. пример в параграфе IAS 12:7]
Согласно US GAAP, анализ налоговой стоимости даст аналогичный результат. Налоговое законодательство в пределах юрисдикции будет определять сумму, признанную в отчете о прибылях и убытках, и будет ли налоговая стоимость обязательства (полученная предоплата от покупателей) больше нуля.
Налоговая стоимость будет зависеть от того, как налоговое законодательство признает предоплату от покупателей.