Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тактика защиты по делам о коммерческом подкупе касаемо самого деяния может быть во много схожа с тактикой защиты по взятке. В уголовных делах о коммерческом подкупе несколько другой субъект, чем в делах о должностных взятках, в первом случае это лицу, выполняющее управленческие функции, во втором должностное лицо. При разработке позиции защиты следует уделить внимание относится ли подзащитный к субъекту преступления, был ли наделен управленческими функциями, если этого признака нет, то возможна другая квалификация, и если она менее тяжкая, улучшающая положение подзащитного, то целесообразно следовать такой тактики защиты. В остальном, защита по делам о коммерческом подкупе формируется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.
Особенности коммерческого подкупа как преступления
Интересы преступников как предлагающих вознаграждение за определенное действие или бездействие лежат в сфере предпринимательской деятельности, где дополнительное стимулирование активности контрагента иногда не считается постыдным решением. Но возникают моменты, когда оно приносит реальный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц, например:
- контракт подписывают не с лучшим поставщиком, а с тем, кто дополнительно стимулировал представителя заказчика;
- за материальное вознаграждение передается информация компании, по случайности не отнесенная к коммерческой тайне;
- материальное вознаграждение заказчику-приемщику позволяет строить мосты или дороги с меньшим качеством, а обрушение моста грозит ущербом многим.
Защита по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ
Стоимость услуг адвоката по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ
Стоимость услуг адвоката по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ обусловлена множеством факторов. Это квалификация и опытность конкретного адвоката, сложность дела, его срочность, и в конечном счете объем предстоящей работы. Чтобы понять цену на услуги адвоката по делу, необходимо обратиться на консультацию, в ходе которой адвокат вникнет в суть дела, определит позицию защиты исходя из ваших целей, и обговорит объем необходимой помощи. В среднем, цена ведения дела на предварительном следствии составляет от 100 тыс. руб., в суде от 70 тыс. руб., если специалист участвовал в деле на предыдущей стадии.
Адвокат по уголовным делам, обладающий высокой квалификацией и знающий специфику дел, именно по ст. 204 УК РФ, окажет Вам всю необходимую помощь.
Алгоритм выявления коммерческого подкупа
Как правило, факт совершения преступления – получение незаконного вознаграждения – устанавливают не в момент ведения переговоров или передачи денег, а постфактум.
Зачастую служба безопасности коммерческой организации выявляет какие-либо закономерности в деятельности того или иного сотрудника, выполняющего управленческие функции при взаимодействии с организацией-контрагентом (частые победы при проведении конкурса, оплата авансов, не предусмотренных соглашением, закупка товаров/оказание услуг по завышенной цене и т.д.). Далее сотрудники собственной безопасности коммерческой организации передают информацию о возможном совершении коррупционного преступления в правоохранительные органы – либо через заявление о возбуждении уголовного дела, либо в качестве оперативной информации для заведения дела оперативного учета.
Оперативные службы запрашивают информацию о движении денежных средств на расчетных счетах в отношении сотрудника, заподозренного в получении коммерческого подкупа, и в отношении должностных лиц организации-контрагента, проверяют приобретение недвижимости, автомобилей и т.д. В основном, конечно же, правоохранителям проще работать с обнаружением денежных переводов. При наличии таких переводов сотрудники правоохранительных органов, как правило, проводят оперативные мероприятия в отношении должностных лиц организации-контрагента (осмотр помещений, отбор объяснений), в ходе которых работникам предлагается добровольно сообщить о совершенном преступлении (незаконной передаче денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) и в соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ быть освобожденными от уголовной ответственности.
В моей практике правоохранители действовали по вышеуказанному алгоритму в 8 из 10 случаев.
Значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа — таблица
В зависимости от суммы полученных или переданных денег, а также стоимости другого имущества, размер коммерческого подкупа может быть:
- мелким;
- обычным;
- значительным;
- крупным;
- особо крупным.
Представим в виде таблицы:
Вид подкупа |
Размер в денежном выражении |
Мелкий |
От 0 до 10 000 руб. |
Обычный |
От 10 001 до 25 000 руб. |
Значительный |
От 25 001 до 150 000 руб. |
Крупный |
От 150 001 до 1 млн руб. |
Особо крупный |
Свыше 1 млн руб. |
Другой комментарий к статье 204 Уголовного Кодекса РФ
1. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя это деяние внешне схоже с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 290 и 291 УК, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки.
Коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях.
2. Законодатель оценивает коммерческий подкуп как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.
3. В качестве разновидностей коммерческого подкупа данная норма содержит два самостоятельных состава преступления: а) незаконную передачу вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. ч. 1 и 2); б) незаконное получение такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).
4. Объектом коммерческого подкупа является нормальная, регламентируемая законодательством деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций.
5. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.), иные имущественные права.
Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется совершением лицом альтернативно следующих действий: а) незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества; б) оказанием этому лицу услуг имущественного характера; в) предоставлением иных имущественных прав. Эти действия направлены на то, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Такие действия могут быть совершены как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения.
7. Состав рассматриваемого преступления формальный и считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера. При этом не важно, были ли совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия. В случае непринятия незаконного вознаграждения действия лица, совершающего подкуп, следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп по ст. 30 и соответствующей части ст. 204 УК. Не является покушением на коммерческий подкуп высказывание лица о намерении вручить материальные ценности, если оно не совершило в этом отношении конкретных действий.
Участие лиц, выполняющих роль посредников при коммерческом подкупе, необходимо квалифицировать как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК).
8. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера за совершение в его интересах какого-либо действия, и желает этого.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель, состоящая в том, чтобы побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением.
9. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
10. Квалифицированными видами данного преступления согласно ч. 2 ст. 204 УК является передача предмета подкупа, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо за заведомо незаконные действия. При этом совершением преступления группой лиц по предварительному сговору следует рассматривать совершение указанных действий двумя или более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении этого преступления.
Организованной группой признается группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тождественных преступлений. Между всеми соучастниками должны существовать прочные связи, позволяющие согласовать основные моменты предполагаемого преступления, распределить роли, определить место, время, способ совершения преступления.
11. Часть 3 ст. 204 УК устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.
12. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, постоянно или временно выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными в примечании 1 к ст. 201 УК.
13. Часть 4 ст. 204 УК предусматривает квалифицированные виды данного состава преступления, к числу которых относятся действия, а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженные с вымогательством; в) совершены за незаконные действия.
Незаконное получение вознаграждения, совершенное группой лиц по предварительному сговору, предполагает непосредственное участие в нем двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее, до начала исполнения преступления, договорившихся о совместном его совершении с использованием своего служебного положения. Преступление признается совершенным организованной группой, если получение незаконного вознаграждения совершено устойчивой группой из двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких анализируемых преступлений. В организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:
- а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
- в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:
- а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
- в) совершены за незаконные действия (бездействие);
- г) совершены в крупном размере, —
Составляющие коммерческого подкупа
- Предмет – материальные ценности (как наличные деньги, так и денежные средства в безналичном обороте; любое движимое или недвижимое имущество; ценные бумаги всех типов). Предметом рассматриваемого уголовного преступления могут также выступать услуги имущественного характера.
- Вышеуказанные ценности передаются работникам коммерческих или иных организаций (при условии, что эти работники отвечают за выполнение управленческих функций).
- Передача ценностей, равно как и оказание услуг, совершается в обмен на действие или бездействие, напрямую связанное с занятием определенного служебного положения.
- Действия «дающего и берущего» взаимообусловлены.
В теории уголовного права состав коммерческого подкупа считается формальным. Преступление окончено с фиксированного момента передачи незаконного вознаграждения – пусть даже не полностью, а частично. Для признания этого преступления оконченным совершение конкретного действия (бездействия) лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в коммерческой или другой организации, не требуется.
Комментарий к статье 204 УК РФ
1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:
— незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);
— незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).
2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.
Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:
1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;
2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;
3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.
Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.
3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.
В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК.
Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.
Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.
4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).
6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).
Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.
Согласно примеч. к комментируемой статье лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.
Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.
Освобождение от уголовной ответственности на основании примеч. к комментируемой статье является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.
Предмет коммерческого подкупа
Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:
- дача денег (рублей или валюты);
- передача в собственность ценных бумаг;
- передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
- предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
- возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
- предоставление ему различных имущественных услуг;
- списание кредита;
- погашение займа, взятого получателем мзды;
- отзыв судового иска;
- «откаты»;
- дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
- завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.
Законодательная основа торговой коррупции
То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.
Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.
СПРАВКА! С 1997 по 2021 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.
За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:
- ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.
Ответственность по ст. 204 УК РФ
Тяжесть уголовной ответственности за коммерческий подкуп зависит от характера преступления и сопутствующих обстоятельств:
Деяние | Ответственность |
Подкуп одного лица | Штраф от 10 до 50-кратного увеличения суммы подкупа |
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 2-х лет | |
Ограничение свободы до 2-х лет | |
Лишение свободы до 5 лет | |
Подкуп группы лиц | Штраф от 40 до 70-кратного увеличения суммы подкупа |
Лишение возможности занимать аналогичную должность для всех участников до 3-х лет | |
Ограничение свободы 3-6 месяцев | |
Лишение свободы до 6 лет | |
Получение подкупа одним лицом по доброй воле (без вымогательства) | Штраф от 15 до 7—кратного увеличения суммы подкупа |
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет | |
Лишение свободы до 7 лет и штраф в 40-кратном размере от подкупа | |
Получение подкупа, использование его в результате предварительного сговора и вымогательства | Штраф от 50 до 90-кратного увеличения суммы подкупа |
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет | |
Лишение свободы до 12 лет и штраф в 50-кратном размере от подкупа |
Максимальное наказание за коммерческий подкуп предусмотрено в случаях вымогательства средств со второй стороны. Судебные разбирательства не ведутся по делам, где окончен срок давности.
За коммерческий подкуп предусмотрен срок давности 2 года. Отсчет срока начинается в момент, когда заявитель обнаружил факт совершения преступления.
В 2021 г ст. 204 УК РФ не претерпевала изменений. Коммерческие подкупы выделяются среди других преступлений, связанных с дачей взяток. Лица, получающие средства в виде подкупа, характеризуются как условно-должностные.
Отягчающие обстоятельства
Приведенные выше деяния могут совершаться:
- Группой (организованной) либо лицами, предварительно сговорившимися.
- За заведомо противоправное бездействие/действие.
- В крупном размере.
Статья 204 часть 3 УК РФ устанавливает за это:
- Штраф до 1,5 млн руб. или в сумме поступлений (доходов, з/п) за 1 год либо превышающей полученное в 20-50 раз.
- 3-7 лет тюремного заключения.
Дополнительными санкциями являются:
- Запрет на осуществление деятельности, назначение на посты, установленные судьей, на период до трех лет. Это наказание может вменяться к штрафу и тюремному заключению.
- Денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 30 раз. Этот штраф может быть вменен только в дополнение к лишению свободы.
Ответственность получающего
Статья 204 УК РФ (в новой редакции) предусматривает наказание не только для субъектов, незаконно передающих денежные суммы, ценные бумаги, прочее имущество, вещные права, а также оказывающих услуги. Рассмотрим некоторые санкции. В ч. 5 устанавливается ответственность для граждан, принимающих это, в виде:
- Штрафа до 700 тыс. руб. или в сумме доходов за 9 мес. либо превышающей величину полученного в 10-30 раз.
- До 3 лет тюрьмы. В дополнение может быть вменен штраф, превышающий полученное в 15 раз.
Статья 204 часть 7 УК РФ закрепляет наказание за эти же деяния, но совершенные:
- Предварительно сговорившимися лицами или организованной группой.
- С вымогательством.
- За противоправные бездействия/действия.
- В крупном размере.
Виновным грозит:
- Денежное взыскание 1-3 млн руб. или равное доходам за 1-3 года либо составляющее сумму, превышающую размер полученного в 30-60 раз. В дополнение суд может вменить запрет на осуществление определенной деятельности, назначение на ряд должностей в течение 5 лет.
- Тюремное заключение на 5-9 лет. Дополнительно может вменяться штраф, составляющий сумму, превышающую размер полученного в 40 раз, или запрет, указанный выше.
Ситуация 5. Фальшивые документы
К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта. Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы. Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.
В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.
Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Комментарий к статье 204 Уголовного Кодекса РФ
Статья 204 УК РФ установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:
1) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ);
2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ).
Основным объектом данного преступления, как и преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением. В случае если незаконное получение предмета подкупа сопряжено с вымогательством, то дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера. Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что предмет коммерческого подкупа и получения взятки не в полной мере совпадают. В первой своей части предмет коммерческого подкупа идентичен предмету получения взятки: деньги, ценные бумаги, иное имущество. А вот вторая составляющая предмета преступления несколько отличается. Предметом коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, а предмет получения взятки — выгода имущественного характера.
Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку . Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ не проводит разграничения между двумя рассматриваемыми понятиями, определяющими предмет получения взятки и коммерческого подкупа. Вместе с тем на практике иногда встречается позиция, согласно которой понятие оказания услуги в уголовно-правовом аспекте несколько выходит за рамки этого же понятия в гражданско-правовом плане, и, в частности, услугой считают, например, прощение невыплаченного кредита, выполнение определенной работы и т.д. И еще один момент, который, с нашей точки зрения, все же позволяет усмотреть некоторую разницу между выгодой имущественного характера и оказанием услуг имущественного характера. Дело в том, что законодатель, говоря о выгоде имущественного характера, не установил в отношении ее никаких ограничений. Примеры выгоды имущественного характера приведены выше, и их источником могут быть и законные, и незаконные действия в аспекте реализации выгоды. Так, например, уменьшение арендных платежей будет являться выгодой как в том случае, когда они уменьшены в пределах полномочий субъекта дачи взятки, т.е. законно, так и тогда, когда субъект вышел за пределы своих полномочий и осуществил уменьшение платежей незаконно.
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.
Применительно же к коммерческому подкупу ситуация обстоит несколько иным образом. Закон в качестве обязательного признака оказания услуг имущественного характера указывает на его (оказания) незаконность, что сужает понятие услуг имущественного характера по отношению к понятию выгоды имущественного характера.
Несколько иная законодательная формулировка по сравнению с получением взятки использована и относительно такого обстоятельства, как основание осуществления передачи соответствующего предмета. При получении взятки это действие (бездействие), а равно общее покровительство или попустительство по службе. Частью 1 ст. 204 УК РФ последнее основание не предусмотрено. Но формулировка указанной нормы не исключает его, поскольку понятие «в связи с занимаемым этим лицом служебным положением» включает, с нашей точки зрения, все основания передачи предмета подкупа. Кроме того, эта формулировка достаточно объемна и с иных позиций. Определение законодателем основания передачи предмета подкупа как связи с занимаемым служебным положением и отсутствие в законе каких-либо ограничений в этом плане позволяют говорить о том, что указанная связь охватывает как совершение законных или незаконных действий (бездействия) в интересах дающего, так и общее покровительство или попустительство по службе.
К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Вместе с тем необходимо отметить, что на практике встречается и более узкое толкование рассматриваемого понятия, при котором общее покровительство и попустительство не рассматриваются как основание передачи предмета подкупа.
Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 названного Постановления, рассматривая вопрос об объективной стороне коммерческого подкупа и получения взятки, отметил, что суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица, а последнее, естественно, передало его. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.
Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.
Основания передачи и, соответственно получения предмета подкупа могут быть выражены явно, открыто, а могут быть завуалированы. Например, передача денег (гонорара) за ненаписанную книгу, под видом подарка к какому-либо празднику, проигрыша в бильярд или в карты и т.п. — формы вуалирования подкупа весьма многообразны. Подкуп не может быть признан подарком ни при каких обстоятельствах, поскольку между этими понятиями имеются существенные различия. Предмет подкупа всегда передается за что-то (действие, бездействие в интересах дающего, общее покровительство попустительство), а подарок (договор дарения) в соответствии со ст. 572 ГК РФ всегда безвозмезден.
Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.