Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Правила обустройства тротуаров оговариваются в различных нормативных документах. Так, пункт 4.5.1.2 ГОСТа Р 52766-2007 содержит отсылку к СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где указывается: «Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов». Пункт 4.5.1.7 ГОСТа Р 52766-2007 гласит: «Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м».

ПДД разграничивают тротуар и пешеходную дорожку, хотя в обоих случаях речь идет о движении пешеходов, а в ряде случаев, оговоренных в главе 24 ПДД, и велосипедистов.

В чем отличие тротуара?

Какая должна быть минимальная и максимальная ширина

На территории нашей страны действуют специальные СНиПы и государственные стандарты, которые содержат геометрические нормативы дорожных сооружений.

Согласно ГОСТу 52766-2007 (п. 4.5.1.1) наличие тротуара обязательно на тех участках, которые пролегают через любой населенный пункт.

Количество полос для ходьбы связано с интенсивностью потока людей:

при общей (в обоих направлениях) напряженности движения пешеходов до 50 человек в час допускается наличие одной полосы
при интенсивности от 50 до 1000 чел./ч тротуар должен состоять минимум из двух полос
при количестве пешеходов более 1000 за 1 час число полос увеличивается на одну с каждой тысячей

Наименьшая допустимая ширина и тротуара, и пешеходной дорожки при однополосном движении – 1 метр. При большем количестве полос она должна составлять более 0,75 метра. Максимальная ширина данным ГОСТом не установлена.

Кому еще кроме автомобилистов запрещено движение по участку дороги

Помимо водителей личных автомобилей, ездить по тротуарам нельзя:

  • водителям двухколесного транспорта, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч (это максимум для мопедов и скутеров) при условии, что есть велосипедная дорожка или доступен для езды правый край проезжей части или обочина. Если нет других мест для движения, то можно воспользоваться дорожкой для пеших;
  • мотоциклистам. Им позволено ездить только по проезжей части, так как мотоцикл не является тихоходным транспортным средством.

Водители зачастую допускают нарушение из-за того, что путают тротуар и обочину. Обочину можно узнать по признакам:

  1. Не отделена от проезжей части, примыкает к ней и находится на одном уровне. Тротуарная часть, как правило, располагается чуть выше, чем полотно для движения автомобилей и обочина.
  2. По ней не разрешено двигаться пешеходам, так как она нужна для съезда машин с дороги и непредвиденных остановок.
  3. Имеет покрытие и разметку, отличную от проезжей части (например, на ней может отсутствовать асфальт). Пешеходы должны помнить, что обочина не предназначается для ходьбы.

ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ И ОСТРОВКИ

Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля.

Читайте также:  Калькулятор среднедневного заработка при увольнении

Наименьшие продольные уклоны по лоткам проезжей части для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий принимают не менее 4‰.

Также много автомобилей можно увидеть на тротуарах около торговых и офисных центров, а также во дворах домов. Во многих дворах, особенно рядом с новостройками, автомобили часто заезжают на них, в поисках стоянки.

Проезжая часть улиц, дорог, площадей и проездов должна иметь одежду, соответствующую требованиям движения транспорта.

Б. изготовляется колкой на камнекольных машинах с последующей притёской лицевой грани и краев. Иногда применяется для устройства покрытий на наиболее грузонапряжённых участках автомобильных дорог, мощения городских улиц и площадей (например, Красной площади в Москве).

Пешеходная связь в микрорайонах и жилых районах с местами приложения труда, отдыха и общественными центрами, пунктами культурно-бытового обслуживания, с остановочными пунктами общественного транспорта.

Чаще всего два понятия – пешеходная дорожка и тротуарный переход, путают водители мотоциклов и легковых автомобилей. Чтобы лучше ориентироваться, необходимо запомнить, что тротуар не обозначается отдельным знаком. Этот дорожный элемент существует параллельно с проезжей частью. Он может отделяться от неё бордюром, газоном, а может плавно переходить в неё. Поэтому водителям иногда сложно понять, где он кончается.

Чтобы избежать наказания, необходимо внимательно наблюдать за конфигурацией дороги. Визуально анализируя ситуацию, можно увидеть, где продолжается основная дорога в городе, а где начинается тротуарный переход.

С пешеходной дорожкой дела обстоят намного проще. Специальный дорожный указатель чётко показывает, где она начинается. При отсутствии дублирующего указателя, зона её действия прекращается на ближайшем пересечении.

Как можно доказать нарушение

Редко когда нарушители попадаются сотруднику ГИБДД, что называется, по горячему следу. Нарушающий правила маневр достаточно длительный по времени, поэтому у водителя всегда имеется запас времени, чтобы его прервать, если на горизонте появляется автомобиль ГИБДД. Однако некоторые водители настолько беспечны, что попадаются на подобном нарушении напрямую, поэтому протокол об административном нарушении выписывается на месте сотрудником инспекции.

Обычный способ доказательств вины водителя в совершении подобного правонарушения — видеофиксация. Российские города буквально наводнены камерами видеофиксации, в том числе и принадлежащими ГИБДД. Разглядеть момент нарушения и номер автомобиля обычно не составляет труда.

Еще один способ привлечь нарушителя к ответственности — свидетельские показания очевидцев правонарушения. Любой пешеход может сообщить о подобном нарушении по телефону ГИБДД, указав свои личные данные, марку и государственный номер автомобиля нарушителя и описав само деяние. Нелишним будет и заснять маневр на телефон — при сочетании свидетельских показаний и видеосъемки вероятность наказания водителя приближается к 100-процентной.

Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.

Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.

Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?

Читайте также:  От каких налогов освобождены инвалиды в Казахстане

Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.

Одним можно, а другим нельзя

Исключения приведены в пунктах 9.9, а также 12.1 и 12.2 Правил дорожного движения (ПДД): «Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».

Таким образом, спецтехника, мелкие «фургоны-каблуки» с грузоподъемностью 500 кг или грузовые «Газели», способные брать 1,5 тонны груза, могут перемещаться по тротуарам к ближайшим магазинам. Некоторые фургоны, пользуясь этой привилегией, ведут себя откровенно по-хамски и даже создают опасные ситуации для пешеходов.

Между тем для легковых машин тоже есть небольшая поблажка. Она касается правил остановки и стоянки. Пункт 12.1. ПДД гласит, что «остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре».

В пункте 12.2. ПДД указано, что стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 «Место парковки».

Для большей ясности сначала следует рассмотреть основные термины:

  1. Дорога – полоса земли, приспособленная для езды транспортных средств, которая состоит из таких элементов, как проезжие части (одна или несколько), трамвайные рельсы, обочины, разделительные конструкции и тротуары.
  2. Тротуар – часть дороги, примыкающая к полотну проезжей части, специально созданная для передвижения пешеходов. Это инженерное сооружение отделяется от основной дороги бетонным бордюром либо узким газоном.
  3. Обочина – составная часть дороги, которая отличается от основного полотна видом покрытия или отделена от него специально нанесенной разметкой 1.2.
  4. Пешеходная дорожка – созданная для ходьбы полоса или поверхность одного из искусственных инженерных объектов (мост, путепровод), не соприкасающаяся с проезжей частью.
  5. Парковка – место, примыкающее к обочине, проезжей части либо тротуару, которое предназначено для стоянки механических средств передвижения.

Обочина отличается от тротуара тем, что она всегда находится на одном уровне с полотном для машин и никогда не отделяется от него газоном.

Тротуары могут иметь асфальтное, бетонное, деревянное покрытие. Они располагаются по бокам улиц, на которых осуществляется транспортное сообщение. Чаще всего конструкция несколько приподнята над остальными элементами дороги.

Война за тротуар. Пытаюсь разобраться в ПДД.

Итак, живу в спальном районе. Если точнее то в Приморском р-не Санкт-Петербурга. Наш дом как и прилегающая к нему территория был сдан в 1997 году. Тогда не то что на пдд, на власть в целом всем было положить, но сейчас о другом. Есть в наших дворах спорный участок, который по моему мнению нельзя отнести ни к тротуару ни к проезжей части.

До того как за нашим домом в скромные 10 этажей поставили здоровенную дуру, все ездили и ходили по этому участку соблюдая правила хорошего тона по отношению друг к другу. Но с заселением этого дома его жильцы почему то решили что это тротуар. Все бы ничего, можно было бы забить и заезжать к дому по длинному заезду, который сделан по всем правилам пдд (хотя это весьма неудобно для нашего дома), но «неравнодушные граждане» своими замечаниями вызываю полыхание по нескольким причинам.

Читайте также:  Амортизационная группа компьютеров и офисной техники

Первая и основная это пдд. Участок не отделен от других въездов поребриком, знаков никаких нету, асфальт так же находится на одном уровне с проездами.

Вторая причина это сами страждущие. Они не делают вежливых замечаний. Они не делают фотографий с последующей отправкой в ГИБДД. Они пихают коляску с ребенком под машину. Их собаки весьма замечательно срут на газоне ежедневно по несколько раз. И когда начинаешь говорить про ПДД они не хотят слушать, они просто говорят — «Чтоб я тебя здесь больше не видел» (Последнее так вообще вымараживает, сска в одном дворе живем как будто не могут понять что найти их потом не составит труда). Ну и ещё такая мелочь, свои автомобили они совершенно не запариваясь паркуют во дворе своей многоэтажки на газоне и на тротуаре.

Ну да это накипело просто, сейчас к сути.

Покрытие пешеходных дорожек

Раньше тротуары делали из цельных элементов камней или древесины. Современные возводят совсем иными способами. Рассмотрим некоторые из них:

  • Монолитный тротуар из бетона. Такие дорожки встречаются в каждом городе России, ведь этот способ облагораживания пешеходных тротуаров является простым и практичным. В месте расположения тротуара убирается плодородный слой, засыпается гравий или шлак, затем следует насыпь из песка. Поверхность выравнивается, устанавливаются бордюры и площадь заливается бетоном повышенной прочности.
  • Тротуар из плитки. Тротуарная плитка — это очень прочный материал. Его основу составляет цемент. Изготавливают плитку путем вибропрессования, поэтому ее структура получается такой прочной и плотной. В некоторых случаях при изготовлении тротуарной плитки используется армирование. Подушка для клади делается точно так же, как и в случае с монолитным покрытием. Укладывается плитка, как правило, вручную. Между собой элементы тротуара никак не фиксируются. Использование красителей позволяет получить плитку самых неожиданных расцветок.

Есть и другие способы возведения тротуаров, но они используются только в индивидуальном порядке, для оформления главных улиц, для создания рисунка и т. д. Покрытие выбирается исходя из назначения.

Как распознать проезжую часть?

Тротуары имеют довольно большую ширину (могут быть даже более пяти метров), поэтому их, возможно перепутать с проезжею частью. Чтобы разделить эти понятия, нужно помнить — правила ДД гласят:

«Тротуар» — есть элемент дороги, служащий для свободного продвижения людей в нужную им сторону. Находится он неподалёку от проезжей части, в крайнем случае, может быть отделён от неё зелёным насаждением.

Пешеходная тропка отличается высотой с проезжим элементом дороги.

Когда она просто прилежит без раздельных линий, тогда, скорее всего это есть обочина. Обочиной является частичкой дороги, она соседствуюет с проезжим элементом, находящимся на одном уровне по высоте с ней.

У неё другой вид покрытия, который может выделяться разметками, поддерживать, также на ней могут быть поставлены знаки «стоянка» или «остановка».

То есть, тротуары — объекты, определяющиеся следующими признаками:

  • соседствуют с проезжей частью,
  • разделяются чем — то (знаками, або разметками, различными отметками) в части нахождения на одном уровне с проезжей частью для ТС;
  • могут являться крайней правой частью дороги;
  • но ни в коем случае не есть разделительной разметкой.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...