НДС к зачету

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС к зачету». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Большинство плательщиков исходит из того, что размер переплаты может быть разным. Если он, что называется «копеечный», многие из них вообще ничего не делают. И это их право. Такой вариант тоже не исключается и имеет место быть.

В какой срок инспекция выносит решение о зачете переплаты по налогу

Срок принятия решения о зачете зависит от того, проводила ли инспекция камеральную проверку и обнаружила ли в ходе нее нарушения.

Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):

— дата, следующая после дня окончания проверки, — если инспекция завершила ее в установленный срок;

— дата, когда проверка должна быть завершена по п. 2 ст. 88 НК РФ, — если инспекция проверяла декларацию дольше положенного срока.

Если инспекция провела камеральную проверку и выявила нарушения, срок составляет 10 рабочих дней с даты, следующей за днем вступления в силу решения по итогам камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ).

Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.

О принятом решении инспекция должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Такое сообщение инспекция может передать вам или вашему представителю лично под расписку, по ТКС или другим способом (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Если инспекция сама проводит зачет переплаты в счет задолженности по налогам (пеням, штрафам), то такое решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 78 НК РФ):

— обнаружения переплаты;

— подписания совместного с вами акта сверки, если она проводилась;

— вступления в силу судебного решения (например, если переплату подтвердил суд).

Порядок возмещения НДС.

Поговорим о порядке возмещения НДС. При подаче в налоговую службу декларации, налогоплательщик должен указывать сумму к возмещению, а уже налоговая рассматривает данную декларацию, осуществляет проверку (камеральную), цель которой обосновать заявленные в декларации суммы. Если в итоге такой проверки не выявляются нарушения, то налоговая служба в период 7 дней должна вынести решение о возмещении суммы налога. Если же нарушения имеются, то налоговая должна составить акт проверки, который с прилагающимися к нему документами, идёт к руководителю налоговой службы для рассмотрения и принятия решения: привлекать или же не привлекать налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. Также в этот же момент должно быть принято решение о частичном или полном возмещении суммы налога, или отказ в возмещении.

Если налогоплательщик является задолжником по другим федеральным налогам, то налоговая служба имеет право сама осуществить зачёт суммы налога, которая подлежит возмещению, в счёт погашения задолженности по штрафам или пеням и т.д.

Заявительный порядок возмещения НДС.

Введён заявительный порядок возмещения НДС, которым можно воспользоваться при следующих условиях:

1-ое условие – факт того, что со дня регистрации компании и до дня подачи декларации прошло не меньше 3 лет;

2-ое условие — совокупная сумма акцизов, НДПИ, налога на прибыль и НДС, которая уплачена за предшествующие 3 календарных года, должна быть не меньше 10 млрд. рублей. В эту сумму не включаются налоги, которые уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Подается налоговая декларация налогоплательщиком, в ней он должен заявить право на возмещение налога, и вместе с декларацией он должен предоставить банковскую гарантию, согласно которой банк берёт обязательства по уплате в бюджет сумм налога, полученные излишне налогоплательщиком в результате возмещения налога в заявительном порядке; налогоплательщик в течении пяти дней со дня подачи налоговой декларации подаёт в налоговую службу заявление для реализации права на возврат НДС, в котором нужно указать:

  • реквизиты счета в банке для перечисления денежной суммы;
  • обязательство вернуть излишне полученные им в заявительном порядке суммы НДС в бюджет и определенные проценты в той ситуации, если решение о возмещение суммы налога в заявительном порядке будет отменено частично или же полностью.

На какие сроки заявителю нужно обратить внимание

Если ИФНС самостоятельно производит зачет переплаченной суммы в счет недоимки, то данное решение она может принять на протяжении 10 раб. дн. после того (дня), как выявлена переплата, подписан акт сверки с плательщиком либо начало действовать решение суда.

Читайте также:  Как отозвать генеральную доверенность, удостоверенную нотариусом?

В общем случае ИФНС должна сообщить о принятом по заявлению решении на протяжении 5 раб. дн. после его принятия. По результатам рассмотрения заявления ИФНС может (обоснованно!) отказать заявителю, указав причину отказа в своем решении. Заявитель может запросить копию данного решения.

При принятии положительного решения обычно зачет сумм производится в течение месяца. Если же заявитель подавал еще и уточненку, тогда срок будет более длительным и может составлять как минимум 3 мес.

При необоснованном отказе заявитель может подать жалобу в вышестоящий орган либо, в крайнем случае, обратиться за возмещением переплаченной суммы в суд. Срок обращения по таким вопросам в вышестоящие инстанции составляет год, а по возмещению через суд – 3 года. Обжаловать отказ ИФНС судебным порядком можно в течение 3 мес.

Какие вычеты переносить нельзя

Вычеты по определенным хозяйственным операциям с НДС не переносятся на другие периоды. Такой вывод делает Минфин, руководствуясь ст. 171 и 172 НК РФ.

К примеру, в письме №03-07-11/67480 от 17/10/17 г. говорится, что все суммы НДС, указанные в ст. 171, (кроме п. 2 этой же статьи) не могут быть предъявлены в течение трех лет, а в ст. 172-1 НК прямо указывается, что вычет по ОС разделять по периодам нельзя.

Имеются в виду следующие операции:

  • по приобретению ОС, НМА, оборудования, предназначенного к установке;
  • по предоплате;
  • по возврату товара покупателем, при изменении договорных условий и др.

По этим операциям вычет делается лишь в периодах, когда у фирмы возникло право на него. Счета-фактуры включаются в декларацию полностью, а если этого не произошло, подается «уточненка» за период. В ином случае право вычесть суммы НДС может быть утеряно.

НДС в составе безнадежной задолженности

Еще один случай, когда НДС включается в расходы — если он входит в состав дебиторской задолженности, которая просрочена и подлежит списанию. Такая ситуация может возникнуть в результате осуществления неоплаченной поставки или перечисления предоплаты, под которую так и не были отгружены товары.

По прошествии трех лет долг переходит в разряд безнадежных и списывается на расходы.

При этом компания вправе списать сумму дебиторской задолженности вместе с НДС. Такой порядок не противоречит официальной точке зрения Минфина, что отражено в письме №3-07-05/13622 от 13.03.2015.

Стоит обратить внимание на один нюанс, который возникает при списании безнадежной дебиторской задолженности по предоплате. Если ранее был принят к вычету НДС, предъявленный при ее перечислении, то при списании дебиторской задолженности налог должен быть восстановлен. Такова позиция Минфина, однако многие эксперты считают ее спорной, поскольку в пункте 3 статьи 170 НК РФ ничего не говорится о восстановлении НДС в указанном случае.

Порядок применения налоговых вычетов

Порядку применения налоговых вычетов по НДС посвящена ст. 172 НК РФ, в которой указано, что для вычета налога кроме счетов-фактур в некоторых случаях нужны документы, подтверждающие оплату сумм НДС, удержанных налоговыми агентами, или другие документы в случаях, предусмотренных пп. 3, 6–8 ст. 171 НК РФ. Отдельно остановимся на наиболее распространенных аспектах ст. 172 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 172 НК РФ вычет сумм налога в случае возврата или отказа от товаров (п. 5 ст. 171 НК РФ) производится в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

НДС, восстановленный акционером (участником, пайщиком) по имуществу, полученному как вклад в уставный капитал, согласно п. 11 ст. 171 НК РФ подлежит вычету после принятия на учет имущества (п. 8 ст. 172 НК РФ).

В соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ вычет налога, исчисленного покупателем при изменении в сторону увеличения стоимости и/или объема отгруженных товаров, на основании п. 13 ст. 171 НК РФ проводится по корректировочным счетам-фактурам, если есть документ, подтверждающий согласие покупателя на изменение стоимости или объема (договор, соглашение или иная другая первичка).

Рассмотрим более подробно условия вычета НДС с аванса (п. 12 ст. 172 НК РФ).

Что означает «принять НДС к вычету», условия принятия

Что это значит — принять НДС к вычету? Это означает возможность уменьшить общую сумму налога, посчитанную по правилам ст. 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ). Проще говоря, это «входящий» НДС, на который можно снизить сумму налога, причитающегося к уплате.

Заранее договоримся, что приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав для простоты понимания мы будем называть «покупкой» или «приобретением товара». Товаром в нашей статье мы будем считать и работы, и услуги, и имущественные права.

Что изменится с 1 октября 2020 года

С 1 октября 2020 года отменяется абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ и с этой даты при зачете налогов не будет иметь значения — к какому виду относится тот или иной налог. То есть, например, переплату по НДС можно будет зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций. То же самое относится к пеням и штрафам: так как «привязка» к виду налогов отменена, то ту же переплату по налогу на добавленную стоимость можно будет зачесть не только в счет налога на имущество, но и в счет недоимки по пени и (или) штрафу по налогу на имущество.

Изменятся и правила возврата переплаты: вернуть переплату можно будет только при условии, что у плательщика нет недоимки по любым налогам, пеням, штрафам, а не только по налогу тоже вида. Можно сказать, что если зачесть переплату станет проще, то вернуть ее станет сложнее.

Внимание: по страховым взносам правила зачета и возврата не изменятся.

Так как никаких переходных периодов не предусмотрено, то зачет и возврат по новым правилам будет распространятся и на суммы, уплаченные до 1 октября 2020 года. Не важно, когда именно возникла переплата. Важно, чтобы сам зачет или возврат произошел после указанной даты (Письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

Читайте также:  Какие документы нужны для прописки жены в квартиру мужа

В первую очередь отметим, что подавать заявление на зачет требуется отдельно по каждому виду налога, сбора или взноса. Объединить фискальные платежи в одном документе нельзя.

Если организация зарегистрирована сразу в нескольких ИФНС, например имеет несколько филиалов или обособленных подразделений, то подать документ следует именно в то отделение инспекции, в котором возникла переплата по налогам.

Инструкция по заполнению:

  1. В шапке документа указываем ИНН и КПП налогоплательщика-заявителя.
  2. Номер заявления — это порядковый номер для текущего года.
  3. Статус плательщика: для организации это либо «1» — налогоплательщик, либо «4» — налоговый агент.
  4. Внесите статью НК РФ, в соответствии с которой осуществляем зачет. Укажите в поле номер статьи: «176» — для зачета НДС, «203» — для акциза и «78» — для остальных фискальных платежей (налогов, сборов, взносов).
  5. Вид платежа выберите из предложенного перечня. Например, для зачета по налогу на прибыль выбираем «1», для зачета пеней по НДС — «4».
  6. Затем определяем период либо конкретную дату, за которую образовалась переплаченная сумма. Например, за январь 2020 г. — МС.01.2019, за 1 квартал 2020 — КВ.01.2019, за 1 полугодие — ПЛ.01.2019, за год — ГД.00.2019. Конкретную дату указываем, если законодательством установлена точная дата подачи декларации или уплаты налога. Например, 28.03.2019 для уплаты налога на прибыль.
  7. ОКТМО — код соответствует коду места постановки налогоплательщика на учет.
  8. Укажите КБК соответствующий налогу, сбору, взносу, по которому выявлена переплата.
  9. На втором листе документа укажите переплаченную сумму в рублях и копейках. Затем определите, на что следует перенаправить платеж: «1» — на недоимку, «2» — на будущие периоды. Укажите налоговый период для зачета в счет будущих платежей.
  10. Впишите ОКТМО по месту зачисления платежа.
  11. КБК налога, сбора, взноса, в счет которого производится зачет.
  12. Последнюю страницу (раздел «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем») учреждения не заполняют.

Как заполнить заявление на возврат налога

Заявление на возврат налога заполняется по аналогичным правилам. Обратите внимание, что сама обновленная форма КНД 1150058 уже содержит детальные инструкции и подсказки к заполнению.

Документ может быть оформлен только в отношении конкретного фискального платежа. Объединить несколько видов переплат в одном заявлении на возврат нельзя. Даже если налогоплательщик возвращает излишне уплаченные пени и штрафы по одному сбору, то придется подготовить два заявления на возврат. Одно — для пени по налогу, второе заявление — на возврат штрафа. Так как для каждого платежа определяется соответствующий код бюджетной классификации — КБК.

Заявление на возврат налога подавайте именно в то отделение ФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Если переплаченная сумма выявлена по обособленному подразделению, заявите о ней в ИФНС по месту постановки на учет ОП.

Инструкция по заполнению заявления на возврат налога, ключевые аспекты:

  1. КПП следует указывать код, присвоенный организации либо обособленному подразделению в налоговом органе, в который подаете заявление на возврат налога.
  2. Верно укажите причину образования переплаты. Доступно несколько вариантов на выбор. Например, при излишней уплате укажите в заявлении на возврат налога код «1». Если же налогоплательщик претендует на возмещение НДС или акцизов из бюджета, то впишите «3».
  3. Детализируйте вид платежа, по которому оформляете возврат денежных средств из бюджета. Если возвращаете сумму по основному обязательству, пропишите в заявлении на возврат «1», для возмещения излишне уплаченных пеней — «4», по штрафам — «5».
  4. В раздел «Сведения о счете» заявления на возврат налога внесите необходимую информацию о банковской организации, в которой открыт соответствующий расчетный счет. Затем укажите вид счета, согласно расшифровке, обозначенной в пункте 6 правил заполнения (смотри саму форму КНД 1150058). Получатель — это организация-заявитель.

Обратите внимание, что для учреждений бюджетной сферы предусмотрены исключительные правила заполнения. Так, к примеру, бюджетное учреждение в пункте «Наименование банка» должно указать наименование органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет. Номер счета — это стандартные 20 знаков. А вот получатель платежа для бюджетников — это не наименование организации, как например, должны прописать НКО или коммерческие фирмы. В данном пункте необходимо указать код «3» и вписать наименование органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов. В большинстве случаев это территориальное отделение органа Федерального казначейства.

Номер лицевого счета и КБК зачисления НКО и коммерческие фирмы не указывают. А вот учреждениям госсектора заполнять пункты обязательно. Номер лицевого счета — это уникальный номер (может содержать не только цифры, но и латинские буквы). А вот КБК определяется для каждого типа учреждения в индивидуальном порядке:

  • автономные проставляют нули в коде бюджетной классификации;
  • бюджетные — указывают КБК 00000000000000000130;
  • казенные — заполняют КБК в соответствии с Приказом Минфина № 132н.

Как фиксируется факт «переплаты»?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам».

Читайте также:  Исковое заявление об установлении факта нахождения на иждивении

Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».

Инструкция по возврату налоговой переплаты

54 Налогового кодекса появилось дополнение: при выявлении таких ошибок налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за текущий период.
В этом случае суммы, отражение или неотражение которых в прошлом привело к излишней уплате налога, будут учтены в декларации за текущий период, уменьшив начисленную по его итогам базу и сумму налога. А значит, оснований проверять период, за который возникла переплата, у инспекции не появится.
Кроме того, этот способ дает возможность вернуть переплату, возникшую более трех лет назад. Дело в том, что позволяя исправлять в текущем периоде положительные для бюджета ошибки, ст. 54 Налогового кодекса никак не ограничивает их «возраст». В Минфине России, правда, считают, что это не позволяет обойти трехлетний срок давности для возврата и зачета излишне уплаченных налогов (Письма от 5 мая 2010 г. N N 03-02-07/1-216, 03-07-06/86, 03-07-06/85, 03-07-06/84). Впрочем, прямо чиновники запрета не высказали, признав, что срок перерасчета налоговой базы в случае обнаружения ошибок, которые привели к переплате налога, ст.

54 не ограничивает. И тут же указали на п. 7 ст. 78 Кодекса, устанавливающий, что заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в течение трех лет с момента ее возникновения. Однако при исправлении прошлых ошибок в текущей декларации никакого заявления о зачете и возврате переплаты налогоплательщику подавать не придется. Он просто уменьшит налоговую базу и налог текущего периода. Поэтому оснований применять норму п. 7 ст. 78 не возникнет. Поддержат ли такой подход суды, покажет время.

Примечание. Позволяя исправлять в текущем периоде положительные для бюджета ошибки прошлых периодов, ст. 54 Налогового кодекса никак не ограничивает их «возраст». Это позволяет обойти трехлетний срок давности для возврата и зачета излишне уплаченных налогов.

Этот способ не годится, когда необходимо подтвердить наличие налоговой переплаты именно за тот прошлый период, в котором она возникла, чтобы избежать начисления пеней и штрафов на недоимку, начисленную инспекторами за один из последующих периодов. Нельзя воспользоваться этим способом, и обнаружив незаявленные вовремя вычеты по НДС. Впрочем, старые вычеты можно учесть в текущем периоде по другим основаниям.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...