Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы готовятся к сокращениям чиновников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
А сколько всего чиновников в России?
Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:
- федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
- региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
- муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
- иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
- военнослужащие – 793 тысячи человек;
- Росгвардия – до 400 тысяч человек;
- ФСБ – 200 тысяч человек;
- ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
- учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
- преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
- врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
- социальные работники – 118,5 тысяч человек;
- сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
- сотрудники науки – 72 тысячи человек.
Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.
В целях повышения эффективности деятельности федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников этих органов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Сократить с 1 января 2021 г. предельную численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее соответственно — гражданские служащие и работники), федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее — федеральные органы исполнительной власти), установленную по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления:
на 5 процентов — центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти;
на 10 процентов — территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
2. Установить, что:
а) размер сокращения предельной численности гражданских служащих и работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти может быть ниже размера сокращения, предусмотренного пунктом 1 настоящего постановления, в случае дополнительного сокращения предельной численности гражданских служащих и работников территориальных органов в размере, позволяющем достигнуть объем бюджетных ассигнований, высвобождаемых в результате сокращения численности гражданских служащих и работников центрального аппарата;
б) размер сокращения предельной численности гражданских служащих и работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти может быть ниже размера сокращения, предусмотренного пунктом 1 настоящего постановления, в случае дополнительного сокращения предельной численности гражданских служащих и работников центрального аппарата в размере, позволяющем достигнуть объем бюджетных ассигнований, высвобождаемых в результате сокращения численности гражданских служащих и работников территориальных органов.
3. Высвободившиеся в результате предусмотренного настоящим постановлением сокращения предельной численности гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти бюджетные ассигнования, предусмотренные на оплату их труда и на начисления на выплаты по оплате труда, сохраняются в соответствующих федеральных органах исполнительной власти в целях совершенствования системы материальной мотивации гражданских служащих.
4. Предложения о сокращении предельной численности гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с учетом размеров сокращения, предусмотренных настоящим постановлением, а также о количестве должностей заместителей руководителя и структурных подразделений (департаментов, управлений) федерального органа исполнительной власти формируются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1829 «О структуре центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» и представляются до 20 ноября 2020 г. в Министерство финансов Российской Федерации и в Аппарат Правительства Российской Федерации:
а) в отношении федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, — федеральными министрами;
б) в отношении федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, — руководителями этих федеральных служб и федеральных агентств.
5. Предложения федеральных органов исполнительной власти, указанные в пункте 4 настоящего постановления, подлежат рассмотрению подкомиссией по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее — подкомиссия) в случае наличия существенных обстоятельств и (или) особенностей деятельности федерального органа исполнительной власти, препятствующих исполнению настоящего постановления.
6. Предложения федеральных органов исполнительной власти, соответствующие условиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего постановления, направляются Министерством финансов Российской Федерации с заключениями по ним не позднее 4 декабря 2020 г. в подкомиссию.
7. Подкомиссии обеспечить рассмотрение предложений, поступивших в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления, не позднее 11 декабря 2020 г.
С 1 января 2021 г. сокращается предельная численность госслужащих и работников федеральных министерств и ведомств: в центральном аппарате — на 5%, в территориальных органах — на 10%. Высвобождаемые при этом средства остаются в фондах оплаты труда для совершенствования системы материальной мотивации госслужащих.
В особых случаях возможно отклонение от установленных параметров сокращения.
Пошаговая процедура сокращения штата в 2020 году
Кого сокращают в первую очередь
Сокращение внешнего совместителя по сокращению штатов
Увольнение предпенсионера по сокращению штата
Увольнение по сокращению штата: выплаты и компенсации
Выплаты, полагающиеся госслужащему при сокращении, регулируются не ТК РФ, а положениями отдельных федеральных нормативных актов. Ознакомимся с ними и определим, много ли есть преимуществ у госслужащих перед обычными работниками при сокращении штатов.
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Оплату труда госслужащих Правительство РФ «берет под свое крыло»
— Павел Михайлович, а чем, на ваш взгляд, продиктовано предложение Мишустина?
— Каких-то специальных, текущих причин для планов сокращения госслужащих не просматривается, и возникает впечатление, что это некий ритуал. Каждый премьер-министр в какой-то момент считает своим долгом объявить о том, что нужно сократить количество госслужащих.
В принципе, нынешнее сокращение — но не на фиксированный процент, а по ситуации, — может быть связано с так называемой «регуляторной гильотиной», о которой сейчас довольно громогласно объявлено, но которая идет с большим скрипом.
Речь идет о сокращении числа тех, кто занимается регулирующей деятельностью хозяйствующих субъектов — таким образом, может снижаться регулирующая нагрузка на бизнес со стороны контрольно-надзорных служб. Если идея «регуляторной гильотины» будет реализована, то появится объективная возможность сократить работников именно контрольно-надзорных служб.
Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг. Мы просто передвигаем функции чиновников на работников учреждений, и таким образом перераспределяются лимиты численности и лимиты финансирования от госорганов на другие организации. Тем более что сейчас гражданам удобнее общаться с МФЦ, чем с кучей государственных и муниципальных органов.
Но пока не даны конкретные объяснения относительно того, что имел в виду господин Мишустин, комментировать новые решения трудно. Вот мы слышим, что да, планируется сократить чиновников на 5 процентов в центральном аппарате и на 10 процентов в территориальных органах, но это выглядит так, как выглядело раньше, — урежем незанятые вакансии, но в то же время будут повышены зарплаты тем, кто работает, ведь, как правило, неиспользованная часть фонда оплаты труда идет на стимулирующие выплаты работающим.
— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?
— Давайте разбираться.
В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.
Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.
Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.
— А что с местными и региональными чиновниками?
— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.
Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.
Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.
Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.
Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице:
Год, когда работник достигнет пенсионного возраста |
Минимальный стаж |
Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно |
2018 | 16 | 56 лет / 61 год |
2019 | 16,5 | 56,5 лет /61,5 год |
2020 | 17 | 57 лет/ 62 года |
2021 | 17,5 | 57,5 лет / 62,5 года |
2022 | 18 | 58 лет / 63 года |
2023 | 18,5 | 58,5 лет / 63,5 года |
2024 | 19 | 59 лет / 64 года |
2025 | 19,5 | 59,5 лет / 64,5 года |
2026 и более | 20 | 60 лет/ 65лет |
Таким образом, изменения в 2021 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.
Премия по Приказу 1010
Одной из основных целей Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010 является дополнительное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ к добросовестному исполнению их обязанностей за счет их премирования по итогам года (квартала). Параллельно с этим данный Приказ имеет и другую важную цель — повышение общей эффективности использования фондов денежного довольствия контрактников.
Ежегодный (ежеквартальный) приказ о начислении премии 1010 подчиненным подписывает командир в/ч (подразделения ВС РФ) по представлению начальника службы, отвечающей за распределение средств на поощрение личного состава части (подразделения). Данная выплата — так же, как и большинство других составляющих частей «зарплаты» контрактника, облагается НДФЛ (13 %) и осуществляется на его банковскую карту.
Когда могут лишить премиальных по Приказу 1010?
Основным критерием, по которому снимается право претендовать на материальное вознаграждение, является действующее дисциплинарное взыскание.
Ссылаясь на текст Приказа 1010, оплата не осуществляется при наличии дисциплинарного взыскания за проделанные грубые нарушения дисциплины в период подачи рапорта на премиальные.
Как пример, такими взысканиями могут быть строгий, или обычный выговор.
На сегодняшний день, список дисциплинарных нарушений, при которых нельзя получить премию по приказу, был расширен.
К таковым относятся:
- Нарушения правил безопасности несения воинской службы, которые привели к потере трудоспособности служащего, или смерти;
- Нарушения правил выезда за территорию РФ;
- Незаконное привлечение военного к материальной, или дисциплинарной ответственности;
- Потеря служащим ВС РФ своего служебного удостоверения;
- Нарушения правил и понятий неразглашения секретных данных.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году
- В России могут ввести уголовную ответственность за призывы к санкциям против российских граждан
- «Алмаз-Антей» покажет в Индии зенитные ракетные комплексы и радиолокаторы
- «Если у кого-то совсем снесет голову, такое может произойти». Медведев назвал возможным отключение России от глобального Интернета
- Кремль: На митингах было достаточно большое количество хулиганов и провокаторов
- Медведев рассказал, когда в России начали готовиться к пандемии коронавируса
- Президент Чехии: Ситуация с Навальным — это балаган
- Главком украинской армии и его коллеги подали в суд на Минобороны
- ФБК просит президента США ввести санкции против некоторых российских бизнесменов и политиков
- К активистам в Петербурге перед акцией в поддержку Навального домой пришли с обысками. В городе и области обыски по 33 адресам
- Директор ФБК сообщил, что в отношении Навального возбуждено дело о мошенничестве
Михаил Мишустин подчеркнул тот факт, что оптимизация проводится с благими намерениями. Вместо того чтобы штат был раздутым, его стараются укомплектовать максимально рационально. В состав должны входить специалисты, которые имеют достаточный уровень компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей. Изменения помогут в создании четко очерченной сферы ответственности для каждого ведомства, относящегося к структуре исполнительной власти.
С финансовыми ресурсами, которые существовали до начала запланированной оптимизации, все будет по-прежнему.
Со сроками реализации программы постоянно возникала путаница, так как власти все время откладывали ее начало по ряду причин. После того как стало понятно, что затягивать с реализацией поставленной цели нельзя, чиновники все же определились с временным интервалом. Система заработает с начала года, а для ее реализации отведено всего 3 месяца. До апреля специалисты на местах должны успеть вложиться в выдвинутые нормативы.
Премьер-министр считает, что России необходимы «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Михаил Мишустин сообщил, что после проведения инвентаризации рабочих мест государственных служащих всех уровней выяснилось, что примерно 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После детального анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур правительство подготовило решения по оптимизации административного аппарата. Для проведения реформы и сокращения должностей будет создана специальная рабочая группа, которая выработает стандарты. Этим стандартам, по словам главы правительства, должны соответствовать все министерства и ведомства и их территориальные органы.
Ожидается, что такие меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти. Михаил Мишустин подчеркнул:
Вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи — повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.
Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- премий;
- стимулирующих выплат;
- иных видов доплат.
Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.
По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.
Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?
Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
- Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
- Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
- За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
- При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
- С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
- В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
- Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
- Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
- На финальном этапе оформляется перевод служащего.
Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.
В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:
- сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
- перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
- часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.
Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.
Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.
Оптимизации не хватило мотивации
Недавно в правительство внесло законопроект, который меняет условия выплат премии для государственных служащих, поэтом нужно не просто рассматривать свежие новости о сокращении госслужащих в 2022 году в России, а еще и изучать сопутствующие новости по этому опросу.
Предлагается сделать премию более универсальной, то есть не только в качестве поощрительной меры за то, что работа выполнена грамотно и качественно, а и в целом за исполнение добросовестных обязанностей. Если говорить простым языком, то государственным служащим просто будут доплачивать за работу, хотя сейчас по закону премируют только тех людях, которые выполняют особо важые или сложные задания.
Деньги на выполнение данного указа должны выделяться из федерального бюджета, и на счёт они поступают как раз таки за счёт оптимизации структуры в кадровом составе государственных служащих. То есть власти предлагают просто перераспределить средства, которые остаются после сокращения должностей.
- сегодня
- неделя
- месяц
Кто считается госслужащим в 2022 году
Предстоящее сокращение на одной из пресс-конференций подробно прокомментировал премьер-министр РФ Мишустин М. В. Исходя из его заявления, стало известно, что готовящееся сокращение будет проводиться следующим образом:
- Центральное федеральное отделение МВД – снижение численного состава служащих на 5%;
- территориальные отделения МВД – снижение численного состава на 10%.
По статистическим данным на конец ноября 2020 года, более 18% вакансий в МВД остаются свободными. Из этого можно сделать вывод о том, что готовящееся сокращение не приведет к потере работы граждан. Лица, попавшие в эти самые 10%, просто лишатся статуса служащих и будут переведены на обычную работу.
Дополнительно планируется внедрить МЧС в состав МВД в качестве обособленного подразделения.
Дополнительно реформа затронет и аппарат следственного комитета. Глава федерального СКР Бастрыкин А. И. издал распоряжение о собрании исследовательской группы, которая решит вопрос целесообразности сохранения транспортных подразделений ведомства.
Вырезка из распоряжения:
«Провести тщательный анализ транспортной деятельности численного состава следственного комитета. Представить руководству собранной группы отчет по рентабельности сохранения этих подразделений в системе функционирования следственного комитета РФ».
По заявлениям авторитетных источников, не исключен вариант, при котором СКР вовсе будет возвращен в состав прокуратуры РФ, где и находилось ведомство ранее.
В целях экономии государственного бюджета, готовящаяся реформа затронет и вооруженные силы страны. Предлагаются следующие корректировки:
- сокращение численности состава на 10%, что составит порядка 100 тыс. человек;
- увеличение регламентированных сроков использования казенного имущества (форма, обувь, постельные принадлежности и т.д.);
- отмена действия права военнослужащих-контрактников на бесплатное питание в столовых воинских частей;
- запрет на индексацию довольствий сверх зафиксированного темпа роста инфляции;
- повышение требования для военной пенсии по выслуге лет (увеличение стажа с 20 до 25 лет).
Предполагается, что под сокращение, в первую очередь, попадут:
- медики;
- юридические сотрудники;
- экономисты и т.д.
Причем для них сокращение не будет означать увольнение. Они будут переведены с военной службы на государственную.
За счет всех корректировок, вводимых с принятием реформы, Министерству Финансов удастся сэкономить достаточно большую часть государственного бюджета. Соответственно, логичен вопрос о повышении размеров довольствий служащих.
Для этих целей Министерством Финансов в 2022 году было выделено 766 млрд. руб. Также уже был определен бюджет повышения на 2022 год. Он составит 796 млрд. руб.
Индексация государственной пенсии в 2022 году
Пенсионные выплаты из бюджета ПФ РФ повышаются ежегодно. Коэффициент увеличения рассчитывается на основании инфляции и роста индекса потребительских цен. Одновременно с увеличением социальных пенсионных выплат всегда происходит корректировка государственных пенсий на тот же коэффициент. В апреле 2022 года его размер 1,07.
То есть пенсионеры могут уже сейчас произвести примерный расчет размера выплат, которые они будут получать с апреля. Для этого сумму, которая была получена в марте нужно умножить на коэффициент 1,07. Например, минимальный размер пенсионных выплат участникам ВОВ с I группой инвалидности в марте 2022 года составлял 14586,76 рубля. Индексируем: 14586,76 х 1,07 = 15607,83 рубля. То есть получаем увеличение на 1021,07 рублей.
Корректировка пенсионных выплат по всем группам будет производиться автоматически с 1 апреля. Гражданам не нужно обращаться заявлением или передавать документы на пересчет выплат.
Порядок сокращения гражданских служащих.
Сразу отметим, что сокращение в связи с реорганизации государственных гражданских служащих упраздняемого или реорганизуемого госоргана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 (далее – Правила).
К сведению:
Если в государственном органе трудились работники, не являющиеся госслужащими, сокращение происходит в соответствии с нормами Трудового кодекса.
В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:
-
уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
-
уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Вакансии в другом госоргане.
Согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение в связи с реорганизации должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на котором размещаются списки вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.
При поиске необходимо учитывать категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, область и вид его профессиональной служебной деятельности, уровень его квалификации, профессионального образования и стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Порядок предоставления отпуска
Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно графику, ежегодно составляемому в организации. При этом следует учитывать особенности его оформления:
- Отпуск предоставляется не ранее, чем через 11 месяцев после устройства в государственную службу. Исключение составляют беременные женщины или чиновники, оформленные переводом из другой госструктуры.
- Если во время отпуска чиновник находится на больничном листе, то время отдыха удлиняется на такое же количество дней или переносится на любые другие удобные даты.
- Дополнительные дни к отпуску предоставляются помимо основного.
- Время отдыха не может быть заменено на денежную компенсацию. Исключение составляет увольнение сотрудника с государственной должности.
- По производственной необходимости основное время отдыха может быть перенесено на следующий период, но для этого требуется согласие чиновника. Часть времени отдыха должна быть использована не позднее 1 года после наступления права на него.
- Госслужащий не может не ходить в основной отпуск 2 года подряд.
Выплаты при сокращении
Как и все работники, принятые в штат по трудовому договору и оформленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, государственные служащие имеют определенные гарантии при увольнении по сокращению штата.
Сокращение госслужащих в 2020 году: выплаты и компенсации (по действующему в данный момент законодательству):
- заработок за время, которое сотрудник отработал до момента прекращения контракта;
- компенсация за неотгулянный отпуск;
- выходное пособие в соответствии со ст. 178 ТК РФ.
Выходное пособие выплачивается в следующем порядке:
- единовременно в размере среднего заработка непосредственно при расторжении договора;
- в течение двух месяцев трудоустройства в аналогичном размере.
Последняя выплата именуется в законодательстве сохранением среднего заработка на время трудоустройства, она может быть продлена и на третий месяц, но только в исключительных случаях и по решению органа службы занятости.
Кроме того, есть гарантии и в ходе самого процесса сокращения: так, например, работники должны быть заблаговременно уведомлены о соответствующем решении и строго под роспись. Прекратить взаимоотношения с работодателем сотрудник может и до истечения срока уведомления, получив размер среднего заработка до даты расторжения договора по плану.
Доклад Шойгу на расширенной коллегии Минобороны при участии Верховного главнокомандующего президента Путина — по сути, программа реформы армии, ее радикального обновления
Перейдем к фактам. Что принципиально нового появится в нашей армии? Обратите свой взор на Северо-Запад. Там НАТО — прямо на российских границах — принимает в свою шайку Финляндию и Швецию. Не исключено, что в этих странах появятся военные базы США. 1200 километров кордона с той же Финляндией прикрывать надо? Надо.
Значит, нужна группировка российских войск на Северо-Западе России. Там же, в Карелии — армейский корпус.
Теперь смотрим на Юго-Запад. А точнее — на Херсонскую и Запорожскую области. Какие там угрозы, разжевывать не надо. И школьнику понятно. Наш ответ — сформировать 3 мотострелковые дивизии в этих регионах.
Кстати, в доклада Шойгу, как я подсчитал, чаще всего звучало слово «сформировать». А теперь загибайте пальцы:
В Воздушно-десантных войсках надо дополнительно сформировать две десантно-штурмовые дивизии.
Для каждой общевойсковой (танковой) армии сформировать смешанную авиадивизию и бригаду армейской авиации, численностью 80-100 боевых вертолетов.
Сформировать 3 управления авиационных дивизий, 8 бомбардировочных авиаполков, 1 истребительный авиаполк, 6 бригад армейской авиации.
Для создания артиллерийского резерва на стратегических направлениях сформировать 5 артиллерийских дивизий военных округов, а также — артиллерийские бригады большой мощности.
В береговых войсках Военно-Морского флота на базе существующих бригад морской пехоты сформировать 5 дивизий морской пехоты.
Обратите внимание, — «на базе существующих бригад». Что это значит? А это значит, реформе армии времен Сердюкова (2008-2012) приказано «сдать назад», — тогда и министр обороны, и начальник Генштаба Николай Макаров увлеклись переплавкой дивизий в бригады. Но спецоперация показала, что то была неоправданная, даже авантюрная затея.
А теперь вот нам объявили, что решено переформировать в мотострелковые дивизии 7 мотострелковых бригад.
Вот так получилось: новая реформа армии зачастую требует отмены старой. Проще говоря, — исправления ошибок. Пример? Пожалуйста. Будут воссозданы «исчезнувшие» Московский и Ленинградский военные округа. Представляю, с какой радостью эту новость встретят ветераны.
Ну а переход армии на «модный» аутсорсинг в 2008—12 годах вообще смахивал на преступление. Он, по словам Шойгу, «привел к уничтожению войсковых ремонтных органов, что негативно сказалось на исправности вооружения и техники». Это еще мягко сказано. Во время спецоперации войска испытывали острый дефицит ремонтно-восстановительных бригад, чтоб не оставлять технику на поле боя.
Этот прокол решено исправить: в следующем году будут сформированы 3 ремонтных завода и усилены ремонтные подразделения в войсковом звене.
Придется исправлять и еще одну «роковую ошибку» прежней реформы — «распогонивание» военкоматов. Эти органы были превращены в отстойники офицеров запаса. Профессионалов (получавших мизерную зарплату) нередко заменяли бабушки. Теперь в военкоматах решено ввести государственную гражданскую службу и увеличить в них количество воинских должностей.
Спецоперация показала, что государство в свое время явно попало под «очарование» либеральных взглядов на то, что «нам нужна маленькая и компактная армия». А когда приперло — оказалось, что штыков-то не хватает. Эту ошибку решено исправить радикально — численность Вооруженных Сил будет доведена до 1,5 миллиона (то есть, вырастет на 350 тысяч человек), в том числе до 695 тысяч контрактников.
Кстати, возраст призыва в армию Шойгу предложил постепенно поднять с 18 до 21 года (молодежь стала позже взрослеть, в восемнадцать парни — часто еще совсем юнцы, а не воины), а предельный возраст увеличить с 27 до 30 лет.