Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не проведен обязательный аудит за 2023 г штрафы ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цель аудита – это четкая общая достоверность отчетности компании, главная деталь и условие действия – это идеальное качество и эффективность работы аудитора, а обязательный аудит, в свою очередь, является изучением и опытным анализом, а также экспертизой финансовой стандартной отчетности компании на предмет точности и качества работы. Современная законная общая процедура осуществляется как для проверки работы, так и для повышения эффективности бизнеса. Сегодня она часто проводится в самых разнообразных организациях, как государственных, так и коммерческих.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Штрафы за непроведение обязательного аудита – есть. Большие. Но не для всех
Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:
- акционерные общества любой формы;
- компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
- банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
- предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
- организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
- предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
- ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).
Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.
Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Кому необходимо проходить проверку
Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:
- подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
- проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
- выявление имеющихся рисков.
Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).
Вето на услуги частных аудиторов
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Санкции за уклонение от обязательного аудита
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.
Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.
Предусмотренные наказания:
первичное | повторное | |
для компании/фирмы | 3-5 тыс. руб. | 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. |
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) | 300-500 руб. | лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет |
Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.
Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Ответственность, предусмотренная за отказ от проведения обязательной аудиторской проверки
Если организация обязана предоставить заключение, но не сделала этого или сделала не в установленный срок, в законе предусмотрено привлечение виновных к административной ответственности. Сумма штрафов составляет:
- От трёхсот до пятисот рублей для должностных лиц;
- От трёх до пяти тысяч рублей для организаций.
Если проверка контролирующих инстанций выявит отказ от проведения обязательного аудита, будет составлен протокол об административной ответственности со штрафами в размере:
- От пяти до десяти тысяч рублей – при первом нарушении;
- От десяти до двадцати тысяч рублей – при повторном.
Выкуп собственных акций
В Госдуму еще внесен 04.04.2022 правительственный законопроект об изменении порядка приобретения публичным обществом собственных акций. Это проект закона № 99629-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 5 Федерального закона „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“».
В нем предлагается создать новый механизм приобретения публичным акционерным обществом акций на организованных торгах на основании специальной программы приобретения акций. То есть общее собрание акционеров или совет директоров публичного общества, если это отнесено его уставом к компетенции совета директоров, может принять решение о приобретении публичным обществом размещенных им акций на организованных торгах для достижения определенных целей в соответствии с программой приобретения акций.
Тем самым в проекте предлагается решить вопрос насчет мотивации и поощрения менеджмента общества. Действующий порядок приобретения акционерным обществом размещенных акций предусматривает соблюдение ряда условий, усложненных в том числе тем, что нужно уведомлять акционеров, а общество обязано выкупить акции у всех откликнувшихся акционеров (ст. 72 Закона № 208-ФЗ).
В решении о программе должны быть предусмотрены следующие основные условия:
-
количество приобретаемых акций каждой категории (типа) или максимальный размер денежных средств, выделяемых на приобретение акций;
-
период действия программы (даты начала и окончания срока приобретения акций и срока использования акций для достижения целей такой программы или порядок их определения). Период действия программы приобретения акций не может составлять более двух лет, при этом акции могут приобретаться в течение одного года с даты начала действия программы, а приобретенные акции могут находиться в собственности публичного общества и использоваться для достижения целей программы в течение всего периода ее действия;
-
порядок отчуждения акций, приобретенных по программе, в том числе цена отчуждения акций или порядок ее определения, в целях поощрения менеджмента общества;
-
цели, для достижения которых приобретаются акции. При этом целью не может быть их последующая продажа, за исключением продажи в целях поощрения работников и членов органов управления публичного общества или в целях поощрения работников и членов органов управления подконтрольных публичному обществу организаций. Отчуждение публичным обществом акций после окончания периода действия программы приобретения акций в целях реализации указанной программы не допускается.
При совершении сделок по приобретению акций по программе приобретения акций нужно соблюдать следующие требования:
-
должна быть раскрыта информация о программе приобретения акций и о ее основных условиях;
-
для совершения сделок с акциями привлекается брокер, который действует от имени публичного общества или от своего имени и за счет публичного общества;
-
сделки с акциями должны быть совершены на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников организованных торгов;
-
сделки с акциями не могут быть сделками, открывающими организованные торги (первыми совершаемыми сделками), и не должны быть совершены в течение 10 минут до их окончания. Это требование применяется ко всем торговым сессиям торгового дня;
-
заявки, на основании которых совершаются сделки с акциями, на момент их подачи должны предусматривать цену, не превышающую цену, по которой совершена последняя сделка с этими акциями с иным лицом, и наибольшую цену этих акций, указанную в заявке, поданной иным лицом и адресованной неограниченному кругу участников организованных торгов;
-
объем совершенных за один торговый день сделок с акциями не должен превышать 10% от среднего ежедневного объема сделок, совершенных с этими акциями на организованных торгах, рассчитанного за последние 20 торговых дней, предшествующих дню совершения сделок;
-
нужно раскрывать информацию о совершенных сделках с акциями и указывать, что такие сделки совершены в рамках программы приобретения акций.
Кроме того, обязательному аудиту подлежат публичные акционерные общества, и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50.
В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за три, шесть и девять месяцев отчетного года вместе с аудиторским заключением, если в отношении соответствующей отчетности проведен аудит, раскрывается в порядке и в сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.
Как указано в п. 56.6 главы 56 Положения Банка России от 27.03.2020 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать в частности, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней.
Таким образом, с 01.01.2023 обязательному аудиту подлежат публичные акционерные общества, а также акционерные общества:
• попадающие под прямую норму ст. 5 Закона 307-ФЗ (например, по стоимостным критериям); либо
• непубличные АО с числом акционеров более 50.
Чем грозит отсутствие аудиторского заключения в случае обязательного аудита
Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон «О бухгалтерском учете») организации обязаны предоставлять в органы статистики обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если организация подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение представляется вместе с бухгалтерской отчетностью в следующем порядке (п. 2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете»):
не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Критерии проведения обязательного аудита установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности»).
В тоже время, ни Законом «Об аудиторской деятельности», ни КоАП РФ не установлена ответственность организации за отказ от проведения обязательного аудита. Однако отсутствие аудиторского заключения все-таки не останется безнаказанным.
За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)
1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.
Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:
— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
Кому нужен обязательный аудит
В статье 5 Закона №307-ФЗ перечислены организации, которые обязаны проводить аудит финансовой отчетности. В зависимости от юридической формы собственности, размера компании, применимых правил бухгалтерского учета в первую очередь проверяются:
- акционерные общества
- публично-правовые компании.
- негосударственные, паевые фонды (кроме государственных внебюджетных);
- страховые компании;
- кооперативные сберегательные и кредитные союзы;
- юрлица, действующие в соответствии с положениями о торговле ценными бумагами и положениями об инвестиционных фондах;
- подразделения, действующие в соответствии с положениями об организации и деятельности пенсионных фондов;
- акционерные общества, за исключением обществ, находящихся в организационном состоянии.
Проверка финансовой документации обязательна и для других организаций, которые в предыдущем финансовом году, для которого была подготовлена финансовая отчетность, выполнили как минимум два условия:
- годовой доход превышает 400 млн рублей;
- баланс организации – более 60 млн рублей.
Ответственные лица компании должны быть знакомы с нормативными актами проведения, специфическими для отрасли, потому что очень часто именно из этих нормативных актов возникает обязательство по аудиту.
Отсутствие закрытого списка организаций, которые подлежат обязательному аудиту
Как уже упоминалось, в связи с принятием нового ФЗ №476 с целым рядом правок статья 5 ФЗ №307 более не содержит закрытого перечня случаев, соответствие которым организаций является поводом для проведения обязательных аудиторских проверок. Это значит, что другие критерии могут быть прописаны в других федеральных законах. Так:
- Для АО он регулируется статьёй 3 ФЗ №88 «Об акционерных обществах»;
- Для финансовых организаций (банки, группы, холдинги) – статьёй 42 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- Для страховых организаций – статьёй 29 ФЗ №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Новые правки добавляют в ранее предусмотренный список:
- Организации, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства;
- Юридические лица в виде специальных фондов, созданных организациями, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства.
Штрафы со стороны налоговой службы
Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.
Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).
Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году
Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):
- на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
- на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.
Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона
- Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
- Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.