Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Чтобы высчитать средний ежедневный заработок педагога, пользуются формулой, основными компонентами которой являются общая сумма начислений за весь период, длительность расчётного периода и среднемесячное число календарных дней.

Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ.

Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.

Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:

  • ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;

  • снижения размеров индексации заработной платы;

  • отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Период приостановления учебных занятий – не повод для снижения размера доплат.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.

Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.


[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 № ВБ-1011/08.

[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

Компенсационные выплаты

Сколько: до 200 процентов от зарплаты.

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.

Компенсацию платят за:

  • сверхурочную работу;
  • проверку письменных работ;
  • заведование кабинетами;
  • руководство предметными комиссиями;
  • работу в сельской местности;
  • работу с детьми-сиротами.

Выплаты, которые нужно учесть в среднем заработке

Размер отпускных начислений зависит от многих факторов, самыми значимыми являются выплаты, которые были произведены педагогу на протяжении расчётного периода.

К выплатам, которые обязательно учитываются при начислении отпускных, относятся:

  • среднемесячная зарплата педагога;
  • ежемесячные премии;
  • доплаты, которые начисляются по выслуге лет;
  • доплаты за сверхурочную работу;
  • индексация заработной платы;
  • дополнительные выплаты (классное руководство, районные коэффициенты, совмещение, выплаты, связанные с особыми условиями и режимом работы педагога, за работу в выходные и праздничные дни);

Выплаты, которые не принимаются в расчет

Согласно Положению о начислении отпускных существуют выплаты, которые не учитываются при определении размера отпускных начислений. К таким выплатам относятся:

  • суммы, которые были начислены за расчётный период, когда за педагогом сохранялась средняя заработная плата согласно трудовому законодательству;
  • пособия по беременности и родам, а также больничные;
  • суммы, дополнительно начисленные для ухода за детьми, которые имеют инвалидность или являются инвалидами с детства;
  • социальные выплаты, которые не имеют отношения к непосредственной оплате труда (проезд, оплата коммунальных услуг, материальная помощь и другие);
  • премии, не связанные с учебным процессом, а предоставляемые к юбилейным датам или ко Дню учителя.

Калькулятор отпускных в 2021 году

На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.

Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.

Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).

В 2021 году ожидается индексация заработной платы учителей. Провести ее планируется в апреле 2021 года, а размер индексационного коэффициента будет рассчитан на основании данных Росстата о размере инфляции, установившейся по итогам 2020 года.

Таким образом, в 2021 году ожидаемое повышение заработной платы учителей по сравнению с сентябрем 2020 года (когда начался учебный 2020/2021 год) должно составлять минимум 6%.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

Достичь такого повышения планируется изменением соотношения окладной части и стимулирующих надбавок.

Сегодня такое соотношение выглядит следующим образом:

  • 30% от заработной платы приходится на окладную часть;
  • 70% – это стимулирующие выплаты и надбавки за выполнение определенных функций (например, за классное руководство).

Если изменения в Трудовой кодекс и подчиняющиеся ему подзаконные акты будут применены, то соотношение частей заработной платы должно поменяться и выглядеть следующим образом:

  • не менее 70% – размер окладной части, зависящей от ставки педагога;
  • и оставшиеся 30 или чуть более процентов – стимулирующие выплаты и надбавки.

Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.

В данную сумму входят следующие виды выплат:

  • окладная часть за полностью выбранную ставку в 18 часов (если педагог отработал в неделю меньше 18 часов, то и сумма оклада у него будет меньше и, как результат, остальных выплат);
  • разработка программ обучения и выполнение таких программ;
  • осуществление внеурочной деятельности от момента разработки программ такой деятельности до момента завершения ее в виде подведения итогов достигнутых с учениками результатов;
  • доплаты за стаж и выслугу лет (начинают начисляться после того, как человек отработал не менее пяти лет в качестве педагога);
  • в случае если педагог является классным руководителем, ему доплачиваются средства и за классное руководство в виде федеральной выплаты в 5 тысяч рублей.

Доплаты за внеурочную деятельность, разработку программ обучения, соответствующих федеральным стандартам образования, сегодня рассчитываются в виде процентного соотношения к окладу учителя.

Когда работник возвращается с отдыха и выходит на работу, все отпускные обычно уже потрачены. И за оставшиеся рабочие дни месяца оплата труда будет невелика.

Дело в том, что расчет зарплаты после отпуска производят пропорционально отработанному времени для окладников и по количеству смен для сменной работы. То есть, начисление оплаты труда после отпуска происходит по фактически отработанным в расчетном месяце дням.

В августе 2015 года водитель ООО «Сопровождение грузов» А.С. Филимонов взял очередной оплачиваемый отпуск на 2 недели (14 календарных дней). Расчетным периодом станет промежуток с 1.08.2014 по 31.07.2015. Весь период сотрудник отработал полностью. Заработная плата в 2014 году была фиксированной, аналогичной оплате труда экспедиторов, оклад в размере 20000 рублей. С 1.08.15 оклады всем сотрудникам компании повысили на 15%, произошла индексация. Новый оклад составил 23000 рублей. Премии у водителя Филимонова в трудовом договоре также не предусмотрены.

Так как с 1.08.15 года произошла индексация, бухгалтер должен посчитать коэффициент пересчета: КП = 23000/ 20000 = 1,15

Для расчета средней зарплаты за весь период воспользуемся КП:

  • Средний заработок за день = (20000 *1,15*12) / (29,3*12) = 276000 / 351,6 = 784,98 рублей

Отпускные выплаты за 14 дней составят:

  • 784,98*14 дней = 10989,72 рублей

10 августа 2015 года менеджер по транспорту ООО «Сопровождение грузов» Р.Д. Сомов взял очередной оплачиваемый отпуск на 1 неделю (7 календарных дней). Расчетным периодом станет промежуток с 1.08.2014 по 31.07.2015. Весь период сотрудник отработал полностью. Заработная плата в 2014 году была фиксированной, аналогичной оплате труда экспедиторов, оклад в размере 20000 рублей. С 15.08.15 оклады всем сотрудникам компании повысили на 15%, произошла индексация. Новый оклад составил 23000 рублей. Премии у менеджера по транспорту в трудовом договоре также не предусмотрены. Отпускные, выплаченные до наступления отпуска, составили:

  • (20000 *12) /(29,3 * 12) * 7 дней = 4778, 15 рублей
Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Так как с 15.08.15 года произошла индексация, бухгалтер должен посчитать коэффициент пересчета: КП = 23000/ 20000 = 1,15

Для перерасчета отпускных выплат за 2 дня отпуска (15 и 16 августа, отпускной период с момента индексации) воспользуемся КП:

Отпускные выплаты составят:

  • 682,59 *5 дней + 682,59 *1,15 *2 дня = 4982, 90 рублей

При проведении пересчета отпускных выплат обязательно следует учесть несколько моментов:

  • Снижение заработной платы по предприятию не имеет «обратной силы» (индексация может быть только на повышение), т.е. средний заработок, рассчитанный для выдачи отпускных, не корректируется в меньшую сторону, все суммы выплат должны быть учтены по фактическому значению.
  • Индексацией считается только повышение зарплаты по всему предприятию, филиалу, подразделению, а не некоторой части персонала.
  • Система расчета среднего заработка у совместителей аналогична общему порядку.
  • Не подлежат корректировке те выплаты и надбавки, что установлены на предприятии в абсолютных размерах (фиксированных суммах).

Предоставление работникам предприятия ежегодного оплачиваемого отпуска подробно прописано в главе 19 Трудового Кодекса РФ. В частности, говорится о том, что каждый сотрудник должен раз в год отдыхать определенное количество дней.

Если вы трудитесь в офисе, то вам положен отпуск в течение 28 дней в году. Если работаете учителем, то ежегодный отдых составит 56 дней. Кроме того, существуют определенные категории работников, которым положены дополнительные оплачиваемые отпуска, которые тоже учитываются при расчете отпускных.

Каждый отработанный в организации месяц дает вам право на отдых сроком 2,33 дня. Таким образом, за год накапливается отпуск минимум в 28 календарных дней (см. информацию выше). Если бОльшую часть месяца вы были на больничном, то компенсация отпуска за этот период не полагается.

Общая формула для расчета отпускных выглядит следующим образом:

О = СДЗ * ДО,

где

  • СДЗ — это среднедневной заработок,
  • ДО — количество дней отпуска.

Среднедневной заработок, в свою очередь, рассчитывается по формуле:

СДЗ = СЗ / (12 * К),

где

  • СЗ — это средний заработок за расчетный период,
  • К — коэффициент, который равен 29,3 дня.

Как рассчитать отпускные в 2021 году

За расчетный период берут 12 месяцев, предшествующих наступающему месяцу ухода в официальный отпуск.

Если период для расчета составляет меньше 12 месяцев, то расчет исчисляется по фактически отработанному времени на предприятии.

В случае, если начало отпуска совпадает с месяцем трудоустройства, то в расчёт тоже принимается по факту отработанное время.

Если сотрудник по месту работы в период расчетных 12 месяцев, по официальным причинам не получал зарплату, в качестве расчетного периода всё равно берутся только последние месяцы, за которые была зарплата.

В какие месяцы выгоднее идти в отпуск? Вопрос, на первый взгляд, странный. Какая может быть разница, если зарплата каждый месяц одинаковая, а отпускные считаются по среднему заработку за год? Но если сделать расчет отпускных, разница окажется существенной — до 20% от месячной зарплаты. Сейчас объясним.

Количество рабочих дней в разных месяцах разное. Это зависит от числа официальных праздников и выходных внутри месяца. Соответственно, если зарплата каждый месяц одинаковая, стоимость одного рабочего дня отличается. Одно дело, когда вы получаете 40 тысяч рублей за 22 рабочих дня (как в июле и августе 2021 года). И немного другое — когда за 15 дней (как в январе 2021-го).

В определенные месяцы уходить в отпуск выгоднее. Мы посчитали, в какие именно. За образец взяли ситуацию, когда вы ушли в отпуск на 14 дней, без праздничных.

Январь

Недополученная зарплата (X, за 10 рабочих дней) 26 666,70 руб.
Фактическая зарплата, если в этот месяц вы ушли в отпуск на 14 дней (40 000 + 19 122,60 — X) 32 455,90 руб.

Расчет отпускных: примеры расчета в 2021 году и калькулятор

По ст.21 ТК все сотрудники учреждений образовательной сферы располагают правом на оплачиваемый ежегодный отпуск.

Но при этом наличествует ряд существенных для соблюдения норм:

  • сотрудники предварительно извещаются о сроках предоставления отпускного периода;
  • все положенные выплаты совершаются до начала отпуска;
  • отпуск педагогу предоставляется более длительный.

На период отпуска за учителем сохраняется его должность и стабильный оклад. Руководство не вправе перевести педагога на иную должность или уволить.

Перед уходом преподавателя в отпуск с ним должна быть согласована учебная нагрузка на предстоящий год.

Это необходимо, поскольку к моменту начала учебного года создается рабочий график и должны быть рассчитаны параметры по расчету зарплаты.

К особенностям оформления учительского отпуска относятся такие моменты:

За две недели до начинающихся отпусков составляется график И каждый преподаватель знакомится с ним под роспись
Отпускной график корректируется При согласовании с коллективом
Со всех учителей собираются заявления На предоставление ежегодного отпуска
Формируется приказ об утверждении графика отпусков Заверяется подписью руководителя, и весь штат знакомится с приказом под роспись

Также необходимо знать, что педагог обладает правом на отпуск длительностью до одного года. Таковой дается не реже, чем раз в 10 лет.

Нормативные документы по выплатам за классное руководство

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

Читайте также:  Будет проиндексирована пенсия в 2023 году вдовам ликвидаторов аварии на ЧАЭС

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

С 1 сентября 2020 года по поручению Владимира Путина учителям в школах выплачивается федеральная доплата в размере 5000 рублей за классное руководство дополнительно к существующим надбавкам. В 2021 году кураторы учебных групп в техникумах и колледжах также будут получать федеральную надбавку в 5 тысяч рублей, согласно последним новостям. В общей сложности на федеральную программу по поддержке классных руководителей в 2021–2023 годах выделят по 75 млрд рублей.

Выступая 15.01.2020 с предложением о введении новой федеральной доплаты за классное руководство Президент отметил, что понятия «современная школа» и «современный учитель» неразрывно связаны между собой, именно поэтому профессия педагога должна иметь в обществе высокий престиж. Ближе всего к ученикам находятся классные руководители: они в большей степени ответственны за их воспитание, развитие и здоровье. Классный руководитель уделяет «подопечному» классу существенную часть рабочего, а иногда даже и личного времени.

Дополнительная выплата 5000 рублей полагается классным руководителям, которые работают в общеобразовательных организациях, осуществляющих программы (в том числе и адаптированные) начального и среднего образования. Иными словами, федеральная доплата полагается всем классным руководителям (с 1 по 11 класс) школ, гимназий, лицеев, общеобразовательных интернатов и т.д. При этом не имеет значения, находится ли школа в городской или сельской местности — на право получения дополнительных сумм этот фактор не влияет.

Величина ежемесячной надбавки не может быть ниже 5000 рублей, количество детей в классе на нее также не влияет. Однако размер выплаты может быть больше, если педагог проживает в местности, в которой установлены повышающие коэффициенты.

Пример

  • В Уватском районе Тюменской области «северный» коэффициент равен 1,5. Следовательно, классные руководители в этой местности будут получать надбавку 5000 × 1,5 = 7500 рублей.

Доплата в повышенном размере также положена учителям, у которых есть классное руководство в нескольких классах одновременно. При этом педагог не сможет получить более двух выплат, то есть оплатят классное руководство только в двух классах — не больше. В таком случае ежемесячная федеральная выплата будет равна 10000 рублей (по 5000 за каждый класс).

Федеральные власти предоставляют всем работникам образования:

  • —надбавку к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника (размер надбавки регулируется локальными нормативными актами);
  • —сокращение рабочего времени (до 18 часов);
  • —право на дополнительное образование, связанное с профессиональной деятельностью (минимум один раз в три года);
  • —увеличенный ежегодный отпуск (до 56 дней);
  • —дополнительный неоплачиваемый отпуск до года один раз в десять лет (в случае непрерывного педагогического стажа) с сохранением за ним текущей должности;
  • —компенсацию оплаты за ЖКХ, куда входят расходы на отопление, электроэнергию, как частично, так и в полном объеме, в зависимости от решения региональных властей;
  • —надбавку за классное руководство и дополнительные занятия;
  • —досрочный выход на пенсию при выслуге 25 лет с сохранением положенных выплат;
  • —доплата за вредные условия учителям химии.

При наличии звания «Заслуженный учитель РФ» полагается доплата как к зарплате, так и к пенсии педагога. Получить ее можно:

  • —при обеспечении высокого уровня образования обучающихся;
  • —при применении собственных методик для обучения детей;
  • —при подготовке победителей олимпиад по школьным предметам;
  • —при стаже работы более 20 лет.
  • —Доплата составляет не менее 15% от оклада. Кроме того, учителя с таким статусом при выходе на пенсию могут получить звание «Ветеран труда» и в связи с этим дополнительные льготы и ежемесячные выплаты, размер которых варьируется в зависимости от региона. Например, размер ЕДВ ветеранам труда в Москве – 1000 рублей, а для этой же категории льготников Краснодарского края — 551 рубль, — отметила эксперт.

В статье мы разберемся в вопросах: Что такое аттестация педагогов и зачем она нужна? Какие категории педагогов должны проходить аттестацию? Как часто проходит аттестация? Как оспорить нарушения, допущенные при проведении аттестации? Какие последствия ждут педагога, который не захотел проходить аттестацию? и т.д.

26 авг УЧАСТВУЙ В КОНКУРСЕ! ПРИЕЗЖАЙ НА КОНКУРС!
25 авг Реализуем национальные проекты
16 авг Студенческий лидер — 2021
30 июня Будет новая первичка
30 июня Уставные документы Профсоюза
25 июня Вышел в свет очередной номер журнала «Вестник профобразования»
25 июня ФНПР призывает трудящихся вакцинироваться

Педагоги техникумов и колледжей станут получать доплату за классное руководство

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Доплата классным руководителям 5000 рублей в 2021 году

Классное руководство не входит в прямые должностные инструкции педагога, а относится к его дополнительной работе, непосредственно связанной с деятельностью образовательного учреждения. Обычно классный руководитель обязан:

  • заполнять журнал;
  • организовывать питание школьников;
  • проводить классные часы по темам, обозначенным в плане воспитательной работы;
  • организовывать и проводить внеурочные мероприятия;
  • организовывать дежурства класса по школе;
  • работать с родителями учеников, проводить родительские собрания;
  • вести документацию по каждому ученику и так далее.

Ранее средства на доплату к зарплате классным руководителям выделялись только из местных бюджетов. Эти суммы до сих пор существенно отличаются от региона к региону.

ПримерВ Липецкой области региональная доплата равна 5000 или 6000 рублей в зависимости от наполняемости класса, в Приморском крае — 2000, в Смоленской области — 1000 рублей. Размер таких выплат может изменяться в отличие от количества обучающихся, наличия детей-инвалидов в классе и так далее.

Кроме того, дополнительные выплаты за классное руководство могут устанавливаться администрациями отдельных учебных заведений, поэтому иногда надбавки могут быть больше. Нередко в локальных документах указываются доплаты за ведение электронного журнала, организацию питания учеников и так далее.

Читайте также:  Переселение в Россию из Казахстана по Госпрограмме

Однако чаще всего размер региональной доплаты классным руководителям не соответствовал объему затрачиваемых сил и времени педагога. Именно поэтому и было решено дополнительно выплачивать по 5000 рублей учителям из федерального бюджета.

На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.

Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.

Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).

Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.

В данную сумму входят следующие виды выплат:

  • окладная часть за полностью выбранную ставку в 18 часов (если педагог отработал в неделю меньше 18 часов, то и сумма оклада у него будет меньше и, как результат, остальных выплат);
  • разработка программ обучения и выполнение таких программ;
  • осуществление внеурочной деятельности от момента разработки программ такой деятельности до момента завершения ее в виде подведения итогов достигнутых с учениками результатов;
  • доплаты за стаж и выслугу лет (начинают начисляться после того, как человек отработал не менее пяти лет в качестве педагога);
  • в случае если педагог является классным руководителем, ему доплачиваются средства и за классное руководство в виде федеральной выплаты в 5 тысяч рублей.

Доплаты за внеурочную деятельность, разработку программ обучения, соответствующих федеральным стандартам образования, сегодня рассчитываются в виде процентного соотношения к окладу учителя.

В российских техникумах пообещали ввести доплаты за классное руководство

Президент 15.01.2020 анонсировал ряд нововведений, затрагивающих социальные, трудовые и материальные гарантии отдельных категорий населения. Для работников образовательной сферы важной новостью стало то, что Путин подписал указ о начислении наставникам школьных классов ежемесячной добавки в размере 5000 рублей.

Текст президентского поручения доступен на официальном сайте Кремля. Документ представлен в форме списка указаний, выполнение которых позволит реализовать пункты Послания. Упоминание о поощрении классным руководителям содержится в п. 4 е) Перечня Пр-113.

Согласно указаниям гаранта Правительство должно разработать проект нормативного акта для урегулирования начисления выплат педагогическому составу в муниципальных образовательных структурах и образовательных госорганизациях. Основание для доплаты — осуществление работником функций по КР.

Срок для исполнения президентского поручения — 1.07.2020, а увеличенные зарплаты в МО и государственных учреждениях учителя смогут получать уже с наступлением нового учебного года, то есть с 01.09.2020.

Важно! Средства для реализации поручения Президента будут выделяться из федеральной казны, однако регионы и в дальнейшем продолжат финансировать выплачиваемые ими добавки к учительским зарплатам.

В перечне указаний Путина не указано точных объемов прибавки, но при этом обозначен минимальный размер поощрения. Руководители детского коллектива должны дополнительно получать за свою работу не меньше, чем пять тысяч рублей. Ожидается, что в экономически развитых субъектах Федерации власти смогут премировать учителей сверх предусмотренного минимума.

Выплата будет начисляться ежемесячно за весь период выполнения педагогом функций по курированию класса.

Вопрос:

Как оформить федеральную доплату к зарплате?

Ответ:

Для того чтобы получить деньги, педагогическим работникам не нужно собирать отдельный пакет документов или писать заявления. Бухгалтерия будет проводить начисления автоматически вместе с основной зарплатой, учитывая сведения, представленные отделом кадров.

В своем выступлении Путин акцентировал внимание на том, что начало выплат федеральных прибавок не повлияет на региональную материальную поддержку. Все действующие поощрения учителей должны быть сохранены. Однако педколлективы опасаются, что на практике ситуация может сложиться несколько иначе. Например, недавно появилась информация, о том, что в учебных заведениях Перми с введением федерального поощрения за КР планируют сократить добавки за ведение электронных дневников с 3,8 до 1,8 тыс. Это значит, что работники сферы образования в конечном итоге могут не почувствовать анонсированное повышение.

В то же время вице-премьер Голикова заявила, что государство уже готово выделить около 25 млрд. рублей для реализации плана по предоставлению денежной поддержки. В Правительстве подсчитали, что за КР в этом году нужно вознаградить около 838 тыс. представителей педагогического коллектива. В 2021 и 2022 году объемы финансирования могут достигнуть приблизительно 74 млрд.

Минпросвещения решает вопрос о доплатах за классное руководство в техникумах

В своем ежегодном обращении к Парламенту Владимир Путин поднял тему, которая остро стоит уже не один год. Речь идет о дополнительной оплате труда учителей, которые исполняют обязанности классных руководителей.

Президент подчеркнул, что они, прежде всего, воспитатели, а воспитание – федеральная функция.

Поэтому министерству просвещения было поручено до 1 июня 2020 года детально проработать программу поддержки и утвердить размер компенсации.

Заявление президента вызвало двойственные ощущения у педагогов. Конечно же, многие обрадовались прибавке к зарплате, но в то же время у них появились определенные опасения. В первую очередь это касается выплат, которые учителя уже получают от государства за дополнительную работу с учениками. Так, в сельских школах доплата составляет 3500 рублей, если в классе более 20 учеников. В остальных случаях компенсация составляет 3000 рублей, при этом, деньги берут из фонда стимулирующих выплат.

Проблема заключается в том, что учителя боятся: существующие надбавки будут списаны, а вместо них назначат 5000 рублей.

Но переживать об этом не стоит, так как Путин конкретно указал на то, что все прежние привилегии и доплаты сохранятся. За этим он лично проследит, а в случае непослушания руководители регионов будут серьезно наказаны.

Министерство образования еще не проработало детальный список обязанностей, которые непосредственно ложатся на плечи классного руководителя. Сейчас ситуация выглядит не наилучшим образом, так как последний проводит колоссальную работу с детьми и их родителями, ведет классные часы, разрабатывает и несет ответственность за внеурочные мероприятия (например, экскурсии и походы), контролирует успеваемость каждого ученика и решает конфликтные вопросы с учителями-предметниками.

  • Практика
  • Документы
  • Разъяснения и советы

Мы спросили учителей, какие обязанности им приходится выполнять в качестве классного руководителя и довольны ли они материальным поощрением.

«Лично у меня в этом году нет классного руководства, поэтому я счастливый человек, – радостно сообщает Анна Инютина из Ижевска. – Коллеги в Удмуртии за эту добровольно-принудительную работу получают от 2 до 3 тысячи рублей. Как правило, это 20% от оклада плюс в некоторых школах стимулирующие надбавки за участие во всяких мероприятиях.

Классный руководитель должен проводить организационные и тематические классные часы и родительские собрания; готовить детей к участию в классных и общешкольных мероприятиях; ездить на экскурсии, ходить в походы; отслеживать посещаемость и успеваемость каждого по всем предметам; проводить индивидуальные беседы с детьми и с родителями; изучать особенности своих воспитанников; организовывать питание; вести отчетную документацию (план воспитательной работы, социальный паспорт класса, личные дела, успеваемость, посещаемость, инструктажи и прочее по требованию администрации); решать проблемные вопросы по мере возникновения; нести ответственность за жизнь и здоровье, а поэтому встречать-провожать, разнимать драки, наводить разборки “кто-кого-когда-за-что” обидел, плюнул, дунул, не пустил и т.д. Если дети в классе оказались не очень благополучные, то приходится взаимодействовать с комиссией по делам несовершеннолетних, а также судами».

Как формируется зарплата учителей

Основным условием при формировании заработной платы учителям является начисление суммы среднего уровня дохода, зависящего от региональной экономики. Регионы, которые имеют материальную возможность, могут начислять дополнительный бюджетный процент по своему усмотрению. Предусматриваются и субъектные параметры, включая «северные».

Если высчитывать в денежном эквиваленте, то доход преподавателей на Северном Кавказе будет одним из наиболее низких. Средний коэффициент находится в пределах 25 тысяч рублей. Наибольшая зарплата учителям выплачивается в Москве и Дальневосточном округе — около 100 тысяч рублей.

Тарификация как фактор формирования зарплаты учителя

Особенность преподавательской сферы труда вынуждает искать индивидуальные решения в оплате работы учителей. Следует учитывать выслугу лет, часы работы, трудность в обучении различных предметов, принимается во внимание разделение классов по возрастному элементу. В этом случае используется определённый тарифный план – это оценочные действия, предполагающие объединения вопросов материального характера.

Согласно Положению, принятому Правительством РФ от 05.08.2008 № 583, средняя зарплата учителей начальных и средних классов образуется из нескольких составляющих. Это фиксированная сумма, возмещающие выплаты, стимулирующие надбавки.

Например, возмещается работа классного преподавателя, руководителя кабинета, оценка классных и домашних заданий школьников, работа в специальных обстоятельствах. В мотивирующие начисления включаются суммы, засчитанные за высокие результаты учеников, успеваемость, стаж. Оклад – это фиксированный коэффициент оплаты труда.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...