Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие лодки надо регистрировать в ГИМС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как “Казанка“, “Обь” и “Крым” можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько “НО”. 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
Что касается технического освидетельствования, то можно сказать так “нет регистрации – нет ТО”. Но и тут есть оговорка. Новый порядок освобождает от проведения ТО такую категории судов как “гребные лодки, используемые на внутренних водах”. Так что, владельцы гребных лодок, теперь смогут спать чуть спокойнее. Правда если ваша деревянная гребная лодка весит больше 200 кг., ее все равно надо ставить на учет.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Что является маломерным судном
До 2016 года маломерными суднами называли абсолютно все лодки, на которых установлены моторы. Следуя этому, каждое транспортное средство с весом от 220 кг и мотором мощностью более 5 лошадиных сил регистрировали в подразделении ГИМС. Права на лодку в таком случае были нужны, но теперь правила изменились. Причин на это было несколько: очереди в инспекции, сложности оформления документов, необходимость платить даже за ТС с маломощным мотором и многое другое. В результате законодательство было пересмотрено.
С 2016 года можно управлять моторкой без удостоверения судоводителя, но только в том случае, когда она подходит под определение «плавательное средство». Если лодка весит менее 200 кг и на ней установлен мотор мощностью до 10,88 лошадиных сил, то это плавательное средство. Однако учитывается вес без лодочного мотора, оборудования, груза и пассажиров. Как правило, относится это к небольшим лодкам ПВХ. Все остальные ТС, не подходящие под эти характеристики, относятся к маломерным суднам и подлежат регистрации в ГИМС.
С какой мощности лодочного двигателя нужны права
- Маломерное судно с мотором мощностью более 5 лошадиных сил подлежит обязательной регистрации, а судовладелец должен пройти аттестацию на право судовождения.
- С 1 июля 2022 владельцы прокатов маломерных судов должны будут декламировать выполнение требований к состоянию своего парка.
- Владельцы прокатов должны проходить как минимум раз в 5 лет техосмотр маломерок. Можно чаще. Осмотр производит МЧС России и этот осмотр является официальной государственной услугой.
- При движении судов до 4 метров, ИСС* в обязательном порядке должны быть у каждого лица, находящегося на борту.
- При прохождении шлюза, при движении по воде, при движении в акватории порта и нахождении на открытой палубе все пассажиры должны быть в ИСС.
- Дети до 12 лет, находясь в движении и на открытой палубе, должны быть постоянно в спасательном жилете.
- Дошкольники на открытой палубе должны быть всегда в спасике и только в сопровождении взрослых.
- Рыбаки должны быть в спасательном жилете постоянно.
Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.
Что нужно знать о регистрации?
Напомним, что с лодкой, как с автомобилем: хочешь рулить — получи права. Но вот сделать это несколько труднее. Для начала вам придется наведаться в местный ГИМС или к частникам, которые такие услуги оказывают (не забудьте убедиться, что все законно и у конторы есть гослицензия).
Курс обучения управлению судном может составить полтора месяца. Затем вас ждет экзамен в ГИМСе, такой же как и при сдаче автовождения: сначала теория на компьютере, а затем и практика. С результатами экзамена обратитесь к инспектору, а уже через 10 дней приходите за своими правами. Менять документ придется каждые десять лет.
С правами на руках уже можно приступать непосредственно к самой регистрации:
- получите в ГИМСе квитанцию с госпошлиной и оплатите ее в любом отделении банка;
- пройдите техосмотр (не забудьте лодку!), кстати, вы можете вызвать инспектора по месту нахождения плавсредства, если тащить лодку до станции техобслуживания проблематично, правда, это удовольствие не бесплатное;
- с готовым актом ТО и полным пакетом документов приходите к инспектору, который уже через 10 дней после вашего визита будет готов выдать вам на руки судовой билет.
И наконец, не забудьте нанести на оба баллона с внешней стороны бортовые номера.
Регистрация лодок ПВХ в Эстонии
На территории государства действует Закон «О безопасности мореплавания». Согласно части 1 статьи 371 Закона, граждане Эстонии, а также соискатели на получения вида на жительство в стране, физические и юридические лица, для передвижения по внутренним водам обязаны зарегистрировать свои плавательные средства.
Расценки:
- За постановку на учет и изменение регистрационных данных взимается пошлина 37,5 Евро.
- Вызов специалиста для освидетельствования лодки – 12,5 Евро.
- Утеря или уничтожение в результате непредвиденных обстоятельств регистрационных документов и, соответственно, переоформление стоит 6,25 Евро.
Какие нужны документы
С регистрацией тянуть не стоит, так как на это дается всего десять дней с момента покупки судна. Но за этот период вы должны обратиться с просьбой о регистрации, полностью процедуру можно пройти позже. Во время регистрации в ГИМС нового судна, купленного в магазине, у вас потребуют следующие документы:
- Договор купли-продажи из магазина. Желательно также взять чек.
- Техпаспорт или его нотариально заверенная копия. Паспорт включает в себя руководство по эксплуатации с техническими характеристиками.
- Необходимо еще сделать ксерокопию удостоверения личности владельца лодки.
- Заявление. Его вы сможете заполнить в ГИМС, там дадут образец.
- Не забывайте о квитанции об оплаченной государственной пошлине, без нее процедура регистрации не начнется. Вам нужно будет оплатить две пошлины: 1000 рублей за регистрацию и 100 за оформление судового билета.
Какие надувные лодки с мотором не нужно регистрировать и получать права?
Для начинающих водномоторников отвечу: 99% надувных лодок далеко не дотягивают до массы 200 кг. Даже такая тяжелая лодка как Zodiac Cadet RIB 400 весит 165 кг. А это 4 метра длины и РИБ конструкция. Большинство же из вас используют обычные надувные пвхашки, которые дай бог 100 кг весят. К примеру, популярные ныне лодки Фрегат, модель 370 Pro весит чуть больше 70 кг. Поставьте на ее мотор Тохатсу 9.8 весом 26 кг. и итого у вас будет 96 кг. Добавьте туда еще аккумулятор, дополнительное сиденье, эхолот и еще чего нить и вы все равно не дотянете до предела в 200.
Решились купить надувную лодку, покупайте. Ставьте на ее подвесной мотор в 9.9 л.с. и не думайте ни о какой регистрации и правах.
«В связи с переносом срока государственной регистрации Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, абзац 4 пункта 3 указания УГИМС МЧС России от 27.05.2021 №29/1-6-538 отменить.»
На какие лодки нужны права и регистрация в ГИМС
Чтобы понять, какие моторные лодки подлежат регистрации в ГИМС, нужно ознакомиться с новым порядком определения веса средства в 200 кг, после которого мотолодка подлежит государственной регистрации. Условия описаны в тексте письма-рекомендации: работникам ГИМС предписано определять массу лодки по документу ГОСТ Р ИСО8666-2012, где масса судна, в зависимости от производителя, высчитывается с весом наиболее тяжелого мотора оптимальной мощности.
В случае с владельцем моторной лодки, определять массу нужно посредством взвешивания по ГОСТ 19356-79. На весы технику ставят только в спорных случаях. А так достаточно суммировать два веса: лодки (по паспорту) и мотора, уже установленного на плавсредство. Если судно более 200 кг, то регистрация в ГИМС необходима. Но при этом должно быть соблюдено еще одно условие – мощность двигателя более 8 кВт, т.е. это малое плавательное средство.
Процедура регистрации обязательна для катеров, попадающих под главные условия: масса 200 кг, мотор 10,88 л.с, 8 кВт. Судоводителю лодки, которая не подлежит этим требованиям, может оказаться очень полезным иметь при себе документ, удостоверяющий личность (или его заверенную копию), который обеспечит уверенность и поможет защитить права при вопросах со стороны сотрудников ГИМС.
На законодательном уровне нет точно сформулированного требования к судоводителю, имеющего документы, которые могут подтвердить законность владения и распоряжения управляемым им МС, а также свидетельство удостоверяющее его личность. Но ГИМС (чтобы предотвратить проблемы) советует иметь документы при себе.
Конечно, для посещения ГИМС, чтобы заверить ксерокопии ДКП (договора купли-продажи) и других документов, нужно потратить время, оно того стоит, хотя это дело добровольного характера.
Правила регистрации МС
Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.
Регистрировать не нужно:
- любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
- моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).
Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.
Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:
- надувные транцевые лодки;
- надувные, типа «Турист»;
- пластиковые;
- металлические;
- деревянные;
- разборные композитные;
- лодки с электромоторами указанной мощности;
- различные байдарки;
- гребные и парусные катамараны.
Регистрация лодок ПВХ в Эстонии
На территории государства действует Закон «О безопасности мореплавания». Согласно части 1 статьи 371 Закона, граждане Эстонии, а также соискатели на получения вида на жительство в стране, физические и юридические лица, для передвижения по внутренним водам обязаны зарегистрировать свои плавательные средства.
Расценки:
- За постановку на учет и изменение регистрационных данных взимается пошлина 37,5 Евро.
- Вызов специалиста для освидетельствования лодки – 12,5 Евро.
- Утеря или уничтожение в результате непредвиденных обстоятельств регистрационных документов и, соответственно, переоформление стоит 6,25 Евро.
Можно ли поставить лодку на учет без документов?
В некоторых случаях на плавсредство документы могут отсутствовать, например, если владелец потерял их или испортил. Но даже при таких обстоятельствах провести регистрацию вполне реально.
Процедура начинается стандартно, с подачи заявления в местную ГИМС с просьбой о постановке лодки на учет. В документе необходимо объяснить сложившеюся ситуацию. Инспекция откажет заявителю, о чем будет выдана справка. Этот документ и будет основанием обратиться в суд с иском.
Суть претензии заключается в прошении о получении права собственности на лодку и последующей регистрации судна в государственной инспекции. Стоит учесть, что истец должен будет заплатить налог.
Если претензия будет удовлетворена, то заявитель должен повторно обратиться в ГИМС с решением суда. После чего лодочный транспорт регистрируется на общих основаниях. Но без положительного решения суда процесс невозможен.
Вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов в ГИМС
Обладатели надувных ПВХ лодок переживают, нужно ли обращаться в госинспекцию и платить транспортный налог. Ведь небольшая надувная или гребная лодка на воде кажется таким незначительным средством передвижения.
Судна, которые не нужно регистрировать в Госинспекции:
- лодки, купленные с целью передвижения во внутренних водоемах (реках и озерах) РФ;
- плавстредство без силовой установки и грузовой подъемностью до 200 кг включительно;
- плавсредство с мощностью силовой установки до 8 кВт или 9,9 л/с;
- гребные лодки.
Для рыбалки, охотничьего промысла и различных подсобных работ просто необходима надувная резиновая лодка. Закон РФ обязывает регистрировать катамараны, гидроциклы, яхты, катера и различные надувные лодки, попадающие под регламент ГИМС.
Резиновую лодку нужно регистрировать, если:
- вес больше 200 кг.;
- установленный движок имеет мощность больше 8 кВт или 9,9 л/с;
- техпаспорт лодки разрешает установку мотора с параметром, превышающим 10 л/с.
Все резиновые лодки, которые не попадают под эти параметры регистрировать в ГИМС не нужно. Но правила использования резиновых лодок нарушать не стоит. На воде сотрудник МЧС РФ может потребовать у судовладельца документ на право эксплуатации лодкой.
Владельцу резиновых лодок при выходе на воду нужно иметь:
- паспорт РФ или его копию;
- документ права собственности судна;
- удостоверение на управление (для лодок с мощностью мотора выше 5 л.с/3,58 кВт);
- весла;
- спасательный жилет;
- черпак.
Чтобы поставить любую, попадающую под параметры требований, лодку на учет в Государственную Инспекцию Маломерных Судов, а именно получить Судовой Билет маломерного судна необходимо:
- Приобрести лодку.
- Собрать необходимый список документов.
- Приехать в ГИМС, расположенный по месту регистрации.
- Предоставить необходимый список документов.
- Получить Судовой Билет.
На какую лодку нужны права?
Права на управление лодкой, катером, гидроциклом или яхтой официально называются Удостоверением на право управления маломерным судном. Удостоверение должны получить владельцы моторных плавательных средств с мощностью мотора больше, чем 5 л.с. Т.е. для управления любыми гребными МС, даже громоздкими и тяжелыми, права не нужны.
Для получения прав необходимо обратиться в любое отделение ГИМС. Причем, подготовиться к экзамену можно самостоятельно дома, и сдать его экстерном. Или походить на занятия, и сдать экзамен после окончания пройденных курсов. Процесс проверки знаний напоминает получение прав на вождения машины. Процедура делится на 2 этапа: теория и практика. Практика управления лодкой включает в себя умение двигаться вперед и назад, делать змейку и поднимать на борт тонущего человека (манекен).
Соблюдение норм в сфере маломерных судов поможет спокойно путешествовать по красивейшим, необъятным водным просторам.
Подлежит ли регистрации прицеп в ГИБДД
Часто судовладельцы меняют акваторию. Переезжают вместе с лодками, возить которые приходится на крыше или специальном лодочном автоприцепе. Второй вариант удачнее: в лодку можно погрузить оборудование, весла, запас горючего и транспортировать на прицепе.
Конструкция предусматривает погрузку плавсредства лебедками, перевозку и даже спуск на воду. Прицеп, хоть и специфический лодочный, относится к наземным средствам самоходного передвижения, поэтому регистрацией занимается ГИБДД (ГАИ).
Порядок аналогичен обычным грузовым прицепным устройствам, попадает под действие Постановления правительства РФ от 2005 г. № 679.
Для постановки на учет необходимо предъявить:
- удостоверение личности судовладельца;
- ПТС (паспорт транспортного средства) прицепного устройства;
- товарный чек, акт приема и передачи, подтверждающие законное приобретение механизма;
- справки о получении в дар или наследовании.
Автоприцепы могут быть покупными или сконструированными собственными руками. Во втором случае техника считается результатом индивидуального творчества, должна пройти освидетельствование на безопасность в испытательной лаборатории, осмотр на СТО. Необходимо сначала получить техпаспорт на самоделку, а потом зарегистрировать ее в ГИБДД.