Обязанность по заключению договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанность по заключению договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.

Обязанность по обеспечению учета ТКО

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:

обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”;

подпункт б) пункта 13

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

пункт 7 раздела II “Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов”

Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

пункт 5 Правил

Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.

Оплата услуги – обращение с ТКО (тоже обязанность)

Между предприятием и рег. оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641” (вместе с “Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами”) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил.

Читайте также:  В чем разница между директором и генеральным директором, сравнение

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег. оператору в установленные законом сроки не поступали – договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО прописана в договоре:

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Что такое публичный договор на оказание услуг по обращению с тко

Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором. К заключенным до 01.01.2016 госконтрактам по обращению с ТКО на срок более 10 лет применяются правила ч. 9 ст. 23 ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

Читайте также:  Компенсация проезда неработающим пенсионерам-северянам. Вопросы-ответы.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора

Заключить договор на вывоз мусора обязаны:

  • юридические лица или предприниматели, имеющие представительства в черте города. Населенные пункты закрепляют правила о территориальном благоустройстве на законодательном уровне, обязывая бизнесменов всех калибров заботиться об окружающей среде. Согласно этим правилам, у организации должно быть отдельное соглашение, на основании которого с их территории будут удаляться отходы;
  • граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах. Соглашение между жильцами и исполнителем заключается посредством товарищества собственников. Однако, по закону, каждый жилец имеет право заключить индивидуальный договор, обговорив условия его выполнения лично с подрядчиком. Граждане, проживающие в частных жилых секторах, занимаются вывозом мусора собственными силами. Если они захотят воспользоваться муниципальными мусорными баками – придется заключать соглашение на общих со всеми основаниях.

Какие документы нужны для заключения договора

Для тех, кто не знает, какие документы нужны для заключения письменного договора на вывоз мусора с индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, представлен следующий список:

  • бумагу, подтверждающую полномочия представителей со стороны заказчика;
  • адрес, по которому будут располагаться необходимые для очистки от мусора контейнеры;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица;
  • банковские реквизиты, согласно которым будут перечисляться деньги;
  • ИНН;
  • КПП;
  • информация об общей численности работников предприятия, принадлежащих ему территорий и площади рабочих помещений.

Правила для юридических лиц

Для того, чтобы заключить договор между ИП и компанией, необходимо предоставить свидетельство о регистрации в налоговом органе и прочие необходимые документы, которые вправе потребовать исполнитель. Должностные лица должны составить заявление и подписать соглашение, которое будет включать в себя: график, адресные данные, контактную информацию.

Договор об оказании услуг по вывозу мусора заключается на добровольной основе, однако, со времени его принятия судебная практика уже столкнулась с недобросовестными заказчиками и исполнителями. Важно понимать, что каждый обязан сохранять в чистоте свое жилье и участок и принятие соответствующего законодательного решения значительно облегчает эту задачу.

С кем именно заключается договор на вывоз ТБО?

Деятельность по утилизации мусора является лицензируемой, поэтому, заключая договор, не забудьте поинтересоваться наличием у исполнителя соответствующей лицензии.

Кроме того, следует помнить о том, что в российском законодательстве действует принцип свободы договора, по которому заказчик услуги вправе самостоятельно выбирать компанию, занимающуюся вывозом и утилизацией мусора. Требования местной администрации о заключении договоров только с определенной компанией (что практикуется в ряде населенных пунктов) на этом основании будут незаконными. Поэтому, хотя в большинстве городов вывозом мусора в первую очередь занимаются соответствующие МУП, организованные местной властью, никто не может запретить работу частных утилизирующих предприятий.

Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора

Собственники объектов недвижимости, которые живут в частном секторе, не могут быть обязаны подписывать соглашение на вывоз мусора, однако многие местные органы самоуправления стремятся всеми силами обязать такие домостроения совершать уплату мусорного сбора.

Причем это относится даже и к тем собственникам, которые периодически используются для своих целей загородные дома, а большую часть отходов выбрасывают в компостную яму либо же для розжига каминов.

Для частных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, во время деятельности которых формируются ТБО, предусмотрена обязанность в подписании такого типа соглашения.

Помимо этого, обязательно нужно определить класс опасности мусора. Бланк договора на вывоз строительного мусора можно .

После проведения анализов на предмет загрязнения окружающей среды, уполномоченным органом предоставляется паспорт с отображением класса опасности от 1 до 5.

Согласно российскому законодательству отходы подразделяются на несколько классов:

  • первый – предусматривает особо опасные отходы;
  • второй – высокоопасные;
  • третий – умеренно опасные;
  • четвертый – малоопасные;
  • пятый – не несущие под собой какую-либо угрозу.

Необходимо заметить, что бытовой мусор относится к 5 категории опасности, из-за чего в оформлении паспорта отсутствует необходимость. Для иных разновидностей мусора нужно обязательно получать паспорт.

По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель

Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя.

Читайте также:  Зачем нужна временная регистрация и как её оформить

Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает.

Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:

Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.

Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.

Нужно ли заключать ли договор ТКО

Этим вопросом с 1 января 2021 из-за реформы ТБО задается чуть ли не каждый житель нашей страны. Так как правильно поступить? Обязателен ли договор на вывоз ТКО сегодня?Разберемся с этим в данном разделе.
Договор ТКО – это соглашение, регулирующее отношения по поводу оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между потребителем и региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в установленном порядке.

По
договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами:

  • одна сторона – региональный оператор ТКО обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их:
  1. транспортирование,
  2. обработку,
  3. обезвреживание,
  4. захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации,
  • вторая сторона – собственник твердых коммунальных отходов (лицо, выступающее от его имени) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа ТКО на услугу регионального оператора.

Типовой договор на вывоз ТКО

разработан для новой сферы правоотношений как ориентир, который позволит быстрее достигнуть целей реформы ТКО. Регулирование специфичных отношений в сфере обращения с ТКО и ТБО предопределяет минимальный перечень положений, которые обязательно должны войти в форму договора на вывоз ТКО:

  • предмет договора;
  • планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;
  • периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;
  • места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
  • предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;
  • способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
  • сроки и порядок оплаты услуг по договору;
  • права и обязанности сторон по договору;
  • порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность
  • по транспортированию твердых коммунальных отходов;
  • ответственность сторон.

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В связи с тождественностью понятий ТБО и ТКО, которую мы выявили, рассматривая обращение с ТБО И ТКО, и переходом с началом 2021 года услуги по вывозу ТБО из категории жилищных в категорию коммунальных заключение договора ТБО не будет отличаться от вышеописанного порядка и требований к форме договора на вывоз твердых бытовых отходов.

Существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТБО являются:

  • предмет договора;
  • требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;
  • планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;
  • место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;
  • способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
  • сроки и порядок оплаты услуг по договору;
  • права и обязанности сторон по договору;
  • порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
  • ответственность сторон.

Порядок оформления договора на сбор и утилизацию отходов

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО закреплен в Правилах обращения с коммунальными отходами, утв. постановлением № 1156. Представим его в таблице.

Действие, которое необходимо совершить Срок
Публикация оператором извещения о необходимости оформить договор на сбор и утилизацию ТКО 1 месяц с момента оформления соглашения с региональным органом власти
Подача заявки на оформление договора 15 рабочих дней с даты публикации извещения
Направление извещения о необходимости представить дополнительные данные или документы 5 рабочих дней с момента получения заявки
Направление договора оператором (при наличии нужных данных и документов) 15 рабочих дней со дня получения заявки
Подписание договора потребителем со своей стороны либо направление мотивированного отказа 15 рабочих дней с даты поступления договора
Доработка оператором договора с учетом замечаний и его отправка 10 рабочих дней с момента получения отказа
Подписание потребителем доработанного проекта договора 10 рабочих дней со дня получения

Важно! При направлении оператором проекта договора, учитывающего замечания потребителя, последний не может отказаться от его подписания, а также предлагать другие условия договора.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...