Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто оплачивает сверхнормативный ОДН 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Обязательны общие собрания
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Возможности снижения ОДН
Также значительное влияние на размер ОДН оказывает состояние инженерной инфраструктуры. Проведение капитального ремонта и модернизации систем отопления, водоснабжения и канализации позволяет устранить утечки и повысить эффективность их работы.
Коллективные действия жителей многоквартирных домов могут также помочь в снижении ОДН. Установка энергосберегающих ламп, организация сбора и переработки отходов, общие закупки энергоэффективного оборудования — все это может существенно уменьшить затраты на коммунальные платежи.
Популярным способом снижения ОДН является использование альтернативных источников энергии. Установка солнечных батарей, ветрогенераторов или геотермальных систем позволяет снизить зависимость от центральных систем и сократить расходы на коммунальные услуги в долгосрочной перспективе.
Наконец, снижение ОДН может быть достигнуто через регулирование тарифов на коммунальные услуги. Некоторые регионы предлагают программы субсидирования для населения с целью снижения размеров платежей за ОДН. Участие в таких программах позволит существенно уменьшить нагрузку на домохозяйства.
Что входит в общедомовое имущество?
К общему имуществу собственников квартир в МКД относятся:
- нежилые помещения — лестничные площадки, коридоры, лифты, чердаки, технические этажи и другие нежилые помещения в доме. Они не являются собственностью отдельных жильцов, но обеспечивают доступ к квартирам или нужны для размещения коммунального и другого оборудования;
- конструкции — крыша, стены, фундамент, перекрытия;
- земельный участок и элементы благоустройства (газоны, клумбы, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки).
Что такое электроэнергия ОДН в квитанции?
Электроэнергия ОДН — электричество, которое расходуется на работу осветительных приборов, лифтов, домофонов, антенных усилителей, насосов и другого оборудования в многоквартирном доме.
Также в эту статью расходов включают потери электроэнергии. Причинами высоких потерь могут стать, например, износ электропроводки или занижение показаний квартирных счетчиков. Если за месяц появляется много не учтенной энергии, специалисты УК осматривают внутридомовую проводку и проводят проверку квартирных счетчиков.
Если объем ОДН отрицательный
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Контроль со стороны государства
Государство осуществляет контроль за выполнением обязанностей по оплате сверхнормативного ОДН. Для этого создается специальный орган, который следит за правильным расчетом и уплатой платежей.
Орган контроля проводит регулярные проверки на предприятиях и организациях, чтобы убедиться, что начисления и уплаты сверхнормативного ОДН происходят по правилам. В случае выявления нарушений, государство может применить административные и финансовые санкции к нарушителям.
Кроме того, государство разрабатывает и внедряет специальные информационные системы для автоматизации процесса контроля. Это позволяет своевременно выявлять нарушения и принимать меры по их устранению.
Орган контроля | Обязанности |
---|---|
Федеральная налоговая служба | Контроль за правильностью уплаты налоговых платежей, включая сверхнормативный ОДН |
Росприроднадзор | Контроль за уплатой экологических платежей, включая сверхнормативный ОДН, связанных с использованием природных ресурсов |
Росстандарт | Контроль за соблюдением норм и требований в сфере технического регулирования, включая оплату сверхнормативного ОДН при сертификации продукции |
Контроль со стороны государства способствует исполнению обязанностей по оплате сверхнормативного ОДН и поддержанию социальной справедливости в обществе. Предприятия и организации обязаны соблюдать правила и законы в этой сфере, чтобы избежать штрафов и санкций.
Кто должен платить ОДН: жильцы или управляющая компания
Пункт 40 Правил оказания коммунальных услуг владельцам и использующим помещения в многоквартирных домах и жилых зданиях, которые утверждены правительственным постановлением от 06 мая 2022 года под №354 (дальше – Правила 354), обозначил, что каждый из потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах, независимо от избранного метода управления домом в структуре оплаты за коммунальные услуги, отдельно оплачивает услуги, предоставляемые в жилом помещении, и вносит оплату за коммунальные услуги, потребленные при использовании общедомового имущества (в этом пункте подразумевают именно услуги, предоставляемые на общие домовые нужды).
Схватившись за подобное решение, определенные УК вывели оплату за них из списка коммунальных услуг в отдельную статью, добавив строку в счете по общедомовым нуждам. Преимущественно сумма добавлялась помимо имеющейся квартплаты, которая оставалась на том же уровне.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Штрафы за нарушение нового закона по отоплению с 1 марта 2024 года
Новый закон, вступающий в силу с 1 марта 2024 года, предусматривает ужесточение наказания за нарушение правил отопления. Установление нового закона обусловлено стремлением к энергоэффективности и экологической безопасности, а также необходимостью повышения качества жизни населения.
Согласно новым правилам, нарушение норм отопления будет трактоваться как административное правонарушение и за него предусмотрено штрафное взыскание. Размер штрафа будет зависеть от характера и степени нарушения, а также от региона, в котором было совершено нарушение.
- За первое нарушение норм отопления предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей.
- За повторное нарушение размер штрафа может достигать от 10000 до 20000 рублей.
- За систематические нарушения и уклонение от исправления ситуации в установленные сроки может быть наложен штраф в размере от 20000 до 50000 рублей, а также применены другие административные меры, вплоть до приостановления или прекращения подачи отопления.
Прямые расчеты за коммунальные услуги
Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.
В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС ЗСО поддержал орган госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.2023 № Ф04-18454/2023 [1] ). Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление от 19.06.2023 № Ф04-19819/2023).
Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.
Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.
Еще один показательный пример касается правильного разнесения платы по периодам. Получая платежи граждан, РСО должна погашать ими задолженность исполнителя коммунальных услуг в порядке, который с 01.06.2023 прописан в ст. 391.2 ГК РФ (до этого точно такие же правила из ст. 552 ГК РФ применялись по аналогии). В частности, если должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше (см. Постановление АС ПО от 25.06.2023 № Ф06-24645/2023). Это актуально в большей степени при смене УК или способа управления домом.
Какие изменения будут внесены в ОДН в 2024 году
В 2024 году планируется внести ряд изменений в Обязательное Долевое Накопление (ОДН). Эти изменения затронут как саму систему ОДН, так и взносы, которые будут взиматься с граждан.
Одним из изменений является увеличение размера взносов. В 2024 году их планируется повысить на 5%. Это означает, что сумма, которую граждане будут отчислять на свои накопительные счета, увеличится.
Кроме того, в 2024 году планируется установить возможность выбора инвестиционных стратегий. Гражданам будет предоставлен выбор из нескольких вариантов, в зависимости от их рисковой толерантности и финансовых целей. Это позволит гражданам более активно управлять своими накоплениями и выбирать наиболее выгодные инвестиции.
Также планируется расширить круг лиц, обязанных уплачивать ОДН. В 2024 году взносы будут взиматься не только с работников, но и с предпринимателей, фрилансеров и других категорий граждан, получающих доходы от самозанятости. Это сделает систему ОДН более всесторонней и справедливой, увеличив ее финансовую устойчивость.
Помимо этого, планируются изменения в правилах использования накоплений. В 2024 году гражданам будет предоставлена возможность использовать накопления на ранний пенсионный возраст без уплаты штрафа. Это позволит людям, достигшим определенного возраста, обеспечить себе дополнительный источник дохода или реализовать свои планы, не ожидая достижения официального пенсионного возраста.
Таким образом, изменения, которые будут внесены в ОДН в 2024 году, направлены на повышение эффективности и финансовой устойчивости системы, а также на обеспечение большей гибкости и выбора для граждан.
Кто будет платить за ОДН сверх нормы в МКД
Согласно Пост.Правительства от 29.06.2019г.№603 коммунальные организации с 01 июля 2019года выставляют ОДН за услуги(эл.энергия,вода)по нормативу,который очень небольшой для нежилых помещений.А кто будет платить за сверхнормативные ОДН? Возьмут ли на себя убытки коммунальные организации или через некоторое время выставят большие счета по ОДН на собственников МКД ?
Постановление Пр-ва от 29.06.2019 года №603″О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»не дало ответа на вопрос,кто должен платить за сверхнормативные ОДН в МКД. Наоборот усложнили вопрос,обязав ресурсоснабжающие организации(РСО) выставлять сверхнормативные ОДН(по прямым договорам с собственниками МКД)в пределах нормативов. А кто будет платить за сверхнормативные ОДН ничего не написано( только что собственники (пункт 44)могут добровольно согласиться их оплачивать,распределив между собой).И теперь РСО (ресурсоснабжающие организации) кивают на Управляющие организации,а Управляющие организации не имеют таких средств,так как они их в тариф не включали из-за того,что есть прямые договора между РСО и собственниками.По нашему мнению было бы правильно,если бы эти две организации разделили ответственность между собой:
Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
- V об — показания общего счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь всех квартир дома.
Как снизить ОДН по электроэнергии?
Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:
- Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
- Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
- Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
- Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
- Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.
Кто оплачивает одн по нормативу за электроэнергию при прямых платежах
Прокуратура Ленинского района Воронежа проверила исполнение законодательства об обязательном раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами. Установлено, что многими ТСЖ допущены нарушения жилищного законодательства в части требований, предъявляемых к обязательному раскрытию информации в сети Интернет. Среди выявленных прокуратурой района нарушений — отсутствие общей информации о товариществе режим работы, в том числе часы личного приема граждан; данные членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии , отсутствие сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в том числе годовой бухгалтерской отчетности; сметы доходов и расходов на текущий год; отчета о выполнении сметы; протоколов общих собраний и др.
Урывского в Воронеже с мая до середины октября не было горячей воды, на что жители жаловались в газету. И такая ситуация была не единичной по городу. Ресурсоснабжающие организации РСО в последнее время много говорят о том, что необходимо переходить на прямые расчеты с населением.
Обязана ли ук заключать договор с электриками на оплату одн
Таким образом, управдомы не отвечают за предоставление услуг и не собирают за это деньги, а граждане платят напрямую водо-, энерго-, и теплоснабжающей организациям.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Многие ржевитяне, прочитав статью, воскликнут «Ура!». Завышенные ОДНы характерны едва ли не для каждого многоквартирного дома. Однако надо понимать: за сверхнормативный перерасход электроэнергии все равно придется платить.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса. В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 ГК к иным правовым актам относится и Постановление Правительства Р Ф от 6 мая 2022 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Статья 539 ГК РФ, посвященная договору энергоснабжения, подразумевает, что абонент (собственник или наниматель жилого помещения) должен быть подключен к сетям энергоснабжающей организации. То есть внутридомовые сети должны находиться в собственности или принадлежать ей на основании иных вещных прав.
ЖК РФ прямо указывает, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации, она продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Меняется только способ расчетов. Согласно п. 64 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Р Ф от 6 мая 2022 г. № 354 Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.