Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие существуют государственные социальные программы в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По инициативе Президента РФ до конца года должна быть продлена программа туристического кешбэка, позволяющая российским гражданам возместить часть стоимости оплаченного туристского продукта в рамках поездок внутри страны. Причем в соответствии с поручениями здесь будут некоторые оговорки относительно периода летних каникул. Так, у граждан, приобретающих путевки в организации отдыха и оздоровления детей, появится возможность возместить 50% стоимости оплаченного туристского продукта для детей. На возмещение части стоимости оплаченного туристского продукта смогут претендовать также финалисты и победители олимпиад, конкурсов, добровольческих (волонтерских) и творческих инициатив, в том числе проводимых АНО «Россия – страна возможностей».
Под конкретный вид поддержки, разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Можно выделить несколько видов помощи по направлениям:
- Материальное содействие. Выдача субсидий, частичная материальная (ипотека с господдержкой или выделение части средств по целевому расходу), льготное обеспечение.
- Обеспечение жильем. Предоставление права пользования (или собственности), государственными объектами недвижимости на временной или постоянной основе.
- Образование. Помощь в получении образования на безвозмездной основе, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации.
- Развитие. Содействие малому бизнеса, развитие сельской местности, улучшение качества оказания услуг муниципальных служб, контроль безработицы.
Рассмотрим важные сферы, которые правительство РФ ставит в первоочередный список, по факту распределения ассигнований и разработке соц. программ.
Социальная программа – это комплекс разработанных и реализованных задач на улучшение жизни особо нуждающихся граждан, путем предоставления льгот, пособий, субсидий и т. д.
Виды социальных программ:
- Образовательные;
- Жилищные;
- Направлены на развитие и для поддержки здравоохранения;
- Пенсионные;
- Привлечение молодых квалифицированных специалистов для работы в сельской местности.
Госпомощь дается таким категориям гражданам:
- Детям-сиротам;
- Семьям, которые воспитывают троих и более детей;
- Малоимущим семьям;
- Инвалидам;
- Пенсионерам;
- Ветеранам Войны;
- И другие нуждающиеся граждане, предусмотренные законодательными актами.
Соцконтракт может быть заключен в следующих целях:
- поиска работы,
- прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования,
- осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности,
- ведения личного подсобного хозяйства,
- осуществления иных мер, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Под иными мерами понимаются мероприятия, направленные на оказание помощи гражданам:
- в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства;
- в лечении, профилактическом медицинском осмотре;
- в целях стимулирования ведения здорового образа жизни;
- для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Особенности заключения социального контракта устанавливаются региональным законодательством, однако они не должны противоречить требованиям, изложенным в приложении № 8.6 к государственной программе «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства № 296 в 2014 году.
В соответствии со статьей 8.1 ФЗ № 178 1999 года, право на заключение соцконтракта имеют малоимущие семьи и одинокие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже регионального прожиточного минимума.
Для заключения соцконтракта и получения выплат необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отдел соцзащиты или в МФЦ по месту жительства.
Правила разработки и реализации социальных программ приводятся в различных нормативных актах. К ним относится:
- ФЗ №178 «О государственной помощи»;
- ПП №1050, в котором приводятся правила реализации программы «Жилище», позволяющей обеспечить нуждающихся граждан полноценным и качественным жильем;
- ПП №364, содержащее данные о содействии государства во время трудоустройства граждан;
- ПП №295, на основании которого спонсируется государством развитие образования на территории РФ;
- ФЗ №256, в котором перечисляются основные меры поддержки, предназначенной для семей с маленькими детьми.
Данная программа направлена на обеспечение качественного и доступного образования, причем не только начального или среднего, но и профессионального.
К основным ее целям относится:
- привлечение инвестиций на строительство школ, вузов или других обязательных учреждений, а также на создание лабораторных или учебных инфраструктур;
- изменение и улучшение системы высшего образования, причем важно создать около 60 вузов, учитывающих региональные особенности экономики;
- внедрение новых стандартов, которые соответствуют текущим реалиям жизни;
- введение системы контроля над образованием, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Благодаря реализации и улучшению такой программы гарантируется улучшение качества образования в России.
Властями России были утверждены некоторые особые программы, предназначенные для покупки или возведения жилой недвижимости.
К самым популярным социальным программам в этой сфере относится:
- программа «Жилище»;
- выдача квартир молодым семьям;
- оформление льготной ипотеки для военнослужащих;
- предоставление жилой недвижимости лицам, пострадавших от радиационного излучения, а также вынужденным переселенцам;
- помощь лицам, которые переезжают с Крайнего Севера или аналогичных территорий.
Для участия практически в любой программе граждане, соответствующие конкретным условиям, должны собрать полный пакет документов и стать в очередь на получение недвижимости.
Выделяют несколько типов региональной помощи:
- Программы общефедерального значения. Разработка и осуществление подобных проектов проводится федеральными органами с привлечением администраций районов и областей, на которых распространяется действие программы. Основными задачами является решение срочных федеральных проблем и чрезвычайных ситуаций. К данной категории относятся такие проекты, как «Малочисленные народы Севера», «Чернобыль», «Миграция».
- Программы межрайонного значения. Проекты реализуются на территории одного или нескольких крупных районов страны. Разработкой программ занимаются федеральные власти с привлечением местной администрации. Главной задачей программ является решение острых экономических, экологических и социальных проблем межрайонного значения. Примеры подобных проектов – «Возрождение Волги», «Каспий».
- Программы развития субъектов РФ. Разрабатываются и внедряются администрацией региона. Призваны решать проблемы федерального уровня. Это могут быть как самостоятельные проекты, так и дополнения к уже существующим федеральным программам, например «Региональный материнский капитал» или «Доступное жилье для молодых семей».
- Локальные проекты развития муниципальных образований. Направлены на решения местных социальных и экономических проблем. Разрабатываются и реализуются администрацией региона.
Участие городов в социальных проектах разного уровня является залогом успешного социально-экономического развития региона в целом.
Целевые программы представляют собой инструмент осуществления государственного управления на различных его уровнях, применяемый для решения конкретных задач развития государства или его регионов в экономическом или социальном плане. Целевые федеральные и региональные программы социального и экономического развития могут включать в свой состав различные подпрограммы, реализующие решение определенных задач в рамках целевой программы. Такое выделение целевых программ осуществляется, как правило, при решении масштабных и сложных проблем.
В зависимости от уровня реализации целевые программы делятся на два вида:
- федеральные целевые программы, реализация которых предусмотрена на территории всего государства и финансируется за счет средств федерального бюджета;
- региональные целевые программы, реализация которых предусмотрена на территории конкретного региона и финансируется как за счет средств регионального бюджета, так и за счет средств федерального бюджета, специально выделенных для этих целей.
Целевые программы федерального и регионального уровня могут быть направлены на решение конкретных социальных и экономических проблем, а также развитие отдельных направлений государственной федеральной и региональной политики. В частности, целевые программы могут осуществляться для развития здравоохранения, образования, науки и так далее.
Это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Экономическое развитие обычно рассматривается совместно с развитием социальным, так как и существование, друг без друг друга невозможно. Программу комплексного социально-экономического развития региона должна разрабатывать местный орган власти, но при поддержке Правительства РФ и органов власти субъекта Федерации. В условиях многоукладной собственности орган власти обязан учитывать планы развития частных компаний и населения.Программа социально-экономического развития представляет собой систему планов:
Поэтому и разрабатывается он непрерывно: в конце каждого года подводится итог выполнения текущего плана и вносятся корректировки во все остальные. Реализация такого подхода позволяет обеспечивать преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; рационально подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптируя их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования. Инициатором разработки стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования должен быть глава местного самоуправления (мэр). Его представления и приоритеты в существенной степени повлияют на успех (неуспех) реализации разработанной стратегии. Разработку стратегию должна вести целевая группа из специалистов городской администрации (ведущая роль здесь во многом должна принадлежать экономистам и градостроителям, архитекторам) с привлечением экспертов из различных организаций. При этом разработкой подобной стратегии могут заниматься как муниципальные служащие, так и специалисты научных учреждений, привлекаемые для выполнения подобной работы. Периодичность разработки и принятия программ развития может быть различной в зависимости от потребностей муниципального образования. Традиционно программы могут быть разделены на краткосрочные (не более одного финансового года, что связано со спецификой ежегодного утверждения бюджета) и долгосрочные (свыше одного года либо свыше срока полномочий представительного органа).
Структура разрабатываемой программы социально-экономического развития состоит из следующих этапов:
I. Цели и приоритеты развития (концепция развития).
II. План основных шагов по направлению к поставленной цели.
III. План конкретных мероприятий на определенный период с жестким закреплением источников финансирования (бюджет развития).
IV. Порядок, сроки и механизм контроля исполнения принятых программ и анализ эффективности данной программы.
Комплексная программа социально-экономического развития должна содержать следующие элементы:
1. Экономическое развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс
3. Социально-демографическая ситуация в регионе. Социальные программы и приоритеты.
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ.
5. Региональная законодательная и нормативная базы
Законодательная база, обеспечивающая программу социально-экономического развития региона представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов. Во-первых, эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов. Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области. В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для участия в международных проектах и программах. В-четвертых, на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона.
7. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение.
8. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программы социально-экономического развития
9. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов.
Выделяют несколько типов региональной помощи:
- Программы общефедерального значения. Разработка и осуществление подобных проектов проводится федеральными органами с привлечением администраций районов и областей, на которых распространяется действие программы. Основными задачами является решение срочных федеральных проблем и чрезвычайных ситуаций. К данной категории относятся такие проекты, как «Малочисленные народы Севера», «Чернобыль», «Миграция».
- Программы межрайонного значения. Проекты реализуются на территории одного или нескольких крупных районов страны. Разработкой программ занимаются федеральные власти с привлечением местной администрации. Главной задачей программ является решение острых экономических, экологических и социальных проблем межрайонного значения. Примеры подобных проектов – «Возрождение Волги», «Каспий».
- Программы развития субъектов РФ. Разрабатываются и внедряются администрацией региона. Призваны решать проблемы федерального уровня. Это могут быть как самостоятельные проекты, так и дополнения к уже существующим федеральным программам, например «Региональный материнский капитал» или «Доступное жилье для молодых семей».
- Локальные проекты развития муниципальных образований. Направлены на решения местных социальных и экономических проблем. Разрабатываются и реализуются администрацией региона.
Социальная программа – это комплекс разработанных и реализованных задач на улучшение жизни особо нуждающихся граждан, путем предоставления льгот, пособий, субсидий и т. д.
Виды социальных программ:
- Образовательные;
- Жилищные;
- Направлены на развитие и для поддержки здравоохранения;
- Пенсионные;
- Привлечение молодых квалифицированных специалистов для работы в сельской местности.
Госпомощь дается таким категориям гражданам:
- Детям-сиротам;
- Семьям, которые воспитывают троих и более детей;
- Малоимущим семьям;
- Инвалидам;
- Пенсионерам;
- Ветеранам Войны;
- И другие нуждающиеся граждане, предусмотренные законодательными актами.
Разница предложений в разных регионах
Зависимо от региона проживания существуют свои условия и предложения по социальным программам:
Регион | Условия предоставления |
---|---|
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) | Разработана спец. подпрограмма при переселении граждан из аварийных жилых помещений. Им выдается субсидия на приобретение жилья, либо право пользования социальным жильем (съём). |
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | Когда семейная пара принимает участие в соцпрограмме «Молодая семья», и рождается, либо они усыновляют ребенка, то им компенсируется дополнительная сумма в размере 5% от стоимости жилья. |
БАШКОРСТАН | Учитывая условия соцпрограмм, семьям предоставляется пособие для приобретения, или строительства жилплощади. |
Что такое соцпрограммы
Социальная программа — это комплекс мероприятий и задач, которые разрабатываются и реализуются для улучшения жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Обычно социальные программы содержат сведения о различных льготах, пособиях, субсидиях или иных преференциях, предлагающихся автоматически или на основании заявления, составленного гражданином.
К основным разновидностям государственных социальный программ относится:
- образовательные, которые позволяют гражданам с низким уровнем достатка получить высшее образование за государственные средства;
- жилищные, предлагающиеся лицам, проживающим в аварийном или ветхом доме;
- в сфере здравоохранения, которые развивают и поддерживают эту область, что повышает качество жизни населения;
- пенсионные, поддерживающие пожилых граждан.
Последние изменения в законодательстве
В последние годы программа по обеспечению молодых семей жильем претерпела некоторые изменения. В частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.05.2017 № 609 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» государственная субсидия не может использоваться при покупке жилья у близких родственников.
Также с 1 января 2018-го реализация федеральной целевой программы «Жилище» досрочно прекращается, однако это вопрос технический, вместо этой программы начинает действовать программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Именно в новой программе добавлена возможность получить социальную ипотеку под 6% годовых. Для получателей этой ипотеке не действует требования по возрасту заявителя (можно получить и тем, кто старше 35 лет).
Эти изменения – часть государственной политики, направленной на активизацию нового строительства и развитие ипотечного кредитования в России.
В 2021 году тема пересмотра условий программ регулярно поднимается в СМИ – например, недавно предлагалось повысить предельный возраст участия семей в программе «Молодая семья» с 35 до 40 лет, правда, дальше разговоров дело не пошло.
Социальные программы могут создаваться как государством, так и частными предприятиями. Для государства это является частью политике: оно должно заботиться о гражданах, решать значимые задачи, поставленные перед государством. Государство разрешает такие проблемы в основном в виде финансирование, которые обычно предоставляются в форме дотаций и субсидий. Таким образом, молодые семьи получает некоторые выгодные условия в различных направлениях общественной жизни.
Частные предприятия обычно занимаются этими вопросами для получения дополнительной прибыли. Молодая семья не способна взять ипотеку на общих условиях из-за недостатка денежных средств, а вот по специальной программе такая возможность уже может появиться, а значит у конкретного предприятия может быть дополнительные клиент.
Как воспользоваться такими программами
Чтобы участвовать в программе «Молодая семья» в 2018 году, следует подать в уполномоченный орган пакет документов.
Кроме того, нужно обратить внимание на следующие пункты:
- в программе участвуют только те семьи, в которых на каждого члена приходится не более 15 квадратных метров жилплощади;
- супруги должны быть совершеннолетними гражданами. Еще один нюанс – возраст обоих не должен превышать 35-ти лет на момент подачи заявки на участие в программе «Молодая семья»;
- не допускается участие семей, которые имеют собственное жилье. Правительство ставит в очередь лишь семьи, которые действительно нуждаются в квартире или доме;
- совместное проживание супругов;
- минимальных доход для двоих — 21 621 руб, для троих — 32 510 руб;
- минимум 1 ребенок в семье;
Все члены семьи, включая детей, должны быть гражданами Российской Федерации.
Субсидии могут быть потрачены на:
- покупку жилого помещения;
- возведение собственного дома;
- взнос в ЖСК для регистрации права собственности на квартиру;
- первоначальный взнос по ипотеке;
- погашение долга по ипотечному или иному жилищному кредиту, оформленному до 1 января 2011 года.
Если вы отвечаете всем вышеперечисленным критериям и готовы к соблюдению нужных пунктов, начинайте собирать пакет документов. Если у вас возникли проблемы с различными документами и другими юридическими вопросами лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в юриспруденции.
Главный вопрос заключается в том, что данные вопросы возникают на пустом месте: ваши права могут нарушаться даже при вашем отсутствии, поэтому стоит внимательно относится к правоотношениям, в которых вы состоите. Изучив суть самих правоотношений, можно подать жалобы в различные государственные органы: прокуратуру, правоохранительные органы, органы по защите прав потребителей и т. д. если действия государственных органов в отношении каких-то документов не законы, то вполне можно подать жалобу в надзорный орган.
В конце концов все может добраться до судебной плоскости, так как все первоначальные виды защиты прав использованы. В судебных органах стоит внимательно подходить ко всей процедуре, соблюдать все сроки, правильно оформлять документы, предоставлять необходимые доказательства и заявлять ходатайства.
Виды государственной поддержки
В зависимости от типа поддержки, разрабатывается конкретная социальная программа:
- Предоставление материальных благ — внедрение системы субсидий, предоставление льгот, поддержка государства в части погашения ипотечных займов.
- Предоставление жилого помещения.
- Образовательные услуги — предоставление льготных мест в образовательных учреждениях, переквалификация в профессиональной среде, организация различных курсов.
- Помощь в развитии — поддержка бизнесменов небольших предприятий, содействие в развитии села, контролирование сегмента безработных.
По замыслу разработчиков реализация мероприятий позволит привлечь на стратегические для страны направления деятельности квалифицированные кадры. Зона БАМ охватывает Бурятию, Забайкалье, Амурскую и Иркутскую области.
В годы освоения этих участков молодым специалистам предоставили временные помещения для жизни. По сей день 10 тысяч семей продолжают жить в абсолютно непригодных условиях.
К 2020 году все эти граждане должны обзавестись современным жильем эконом-класса.
- возведение энергоэффективных и функциональных объектов класса «эконом»;
- развитие малоэтажного строительства и новых форм участия граждан в этом процессе;
- обеспечение доступным жильем особых категорий населения, установленных федеральным законодательством;
- предоставление финансовой поддержки нуждающимся в приобретении собственных квадратных метров;
- модернизация коммунальной инфраструктуры;
- преодоление стагнации на жилищном рынке.