Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недостача по инвентаризации в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Недостача материальных ресурсов является серьезной проблемой для казенных учреждений. Ответственные за материальные запасы должны знать, как предотвратить недостачи и быть готовыми к исправлению ситуации, если таковая возникнет.
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Проблема недостачи материальных ресурсов
Чтобы устранить недостачи имуществу, необходимо составить требования к учету материальных ценностей. Это включает в себя оприходование материалов, отражение продуктов от поставщиков и правильное ведение учета, чтобы гарантировать точность и надежность данных.
В организациях проводится инструктаж и обучение сотрудников, чтобы избежать недостач и подготовить их к правильному ведению учета материальных ресурсов. Если в организации имеется план-график обучающих мероприятий, то рекомендуется внести соответствующие изменения, чтобы учесть вопросы недостач.
Если недостача все же обнаружена, необходимо провести расследование и выяснить причины недостачи. В ходе расследования могут быть выявлены виновные и приняты меры по привлечению их к ответственности.
Для правильного ведения учета материальных ресурсов в бюджетном учреждении требуется вести журнал учета материалов. В этом журнале должны быть отражены все приходы и расходы материалов, а также основные события, связанные с учетом материалов. Для составления журнала учета материалов необходимо использовать инструкции и рекомендации по бухучету.
Что нового в стандарте
- Изменена структура нормативного регулирования инвентаризации;
- установлены общие требования к инвентаризации;
- уточнена терминология — введены новые термины и дано определение таким понятиям, как объекты инвентаризации, результаты инвентаризации, квалификация результатов инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, документы инвентаризации, срок проведения инвентаризации, материально ответственные лица;
- актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации;
- обновлены требования к документированию инвентаризации;
- уточнен порядок оценки результатов инвентаризации;
- упорядочено признание результатов инвентаризации;
- описаны упрощенные способы проведения инвентаризации.
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Расчеты по ущербу и иным доходам
В деятельности казенных учреждений могут возникать ситуации, когда учреждению наносится ущерб, выражающийся в виде недостач, произошедших сверх норм естественной убыли, хищений и иных обстоятельств, а также ущерб в результате не соответствующего использования имущества. В этой статье рассмотрим особенности отражения в бюджетном учете расчетов по ущербу и иным доходам.
- возложения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), если предусмотрено федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в учреждении в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»).
- непреодолимой силы;
- нормального хозяйственного риска;
- крайней необходимости;
- необходимой обороны;
- неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Согласно положениям ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Бухгалтерские проводки: что это такое и принципы их составления
- Учет товарных взаимоотношений основывается на товарных и налоговых накладных, счетах – фактурах, спецификациях к договорам, чеках и квитанциях об оплате.
- Табель учета рабочего времени, штатное расписание и тарифный план – основание для начисления оплаты за труд.
- Операции в сфере аренды учитываются каждый месяц на основании договора, регламентированного ст. 34 ГК РФ и где оговаривается основной объект соглашения и оплата коммунальных услуг.
- Погашение кредиторской задолженности или ее списание производится на основании трехсторонних договоров цессии.
- Для учета кассовых операций используют приходные и расходные кассовые ордера и кассовая книга, банковские расчеты вносятся в учетные реестры на основании выписок банка и платежных поручений.
- Основные средства и их движение подлежит учету на основании карточек на материальную единицу, где зафиксирована первоначальная стоимость, сроки полезного использования, амортизационные отчисления, затраты на проведение текущего или капитального ремонта, особенности выбытия.
Кроме того, данный принцип обеспечивает контрольную функцию, так как итоговые значения записей на счетах должны быть равны. Контроль проводится по окончанию каждого отчетного периода — считаются обороты и сальдо по дебету и кредиту всех счетов. Кредитовые и дебетовые сальдо должны быть равны, это показывает правильность ведения бухучета.
Пример приказа по годовой инвентаризации в казенном учреждении
ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц Функции инвентаризационной комиссии Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем.
Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы. Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета.
Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении
Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
Излишки и недостачи имущества в казенном учреждении: оформление и учет
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина выпустил 15.06.2007 Письмо N 03-03-05/161, в котором ответил на следующие вопросы: как в бухгалтерском учете отражаются суммы излишков материальных ценностей, находящихся в учете по бюджетной деятельности? Является ли стоимость полученных излишков доходом, подлежащим обложению налогом на прибыль?
Настоящая статья освещает позицию финансового ведомства по данным вопросам.
ПБУ 6/01 актив учитывается в качестве основного средства при одновременном выполнении четырех условий:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии с п.
- выбором из справочника Сотрудники;
- по гиперссылке Заполнить состав комиссии, которая обращается к справочнику Постоянно действующие комиссии.
В группе Дополнительные параметры инвентаризационной описи необходимо заполнить реквизиты:
- номер и дату приказа о проведении инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- период проведения инвентаризации (даты начала и окончания);
- причину инвентаризации.
Рис. 4 5. После проведения документа по кнопке Печать (рис. 4) можно распечатать Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов ф. 0504087 (рис. 5). Рис. 5 6. Для оформления итогов инвентаризации и печати Акта о результатах инвентаризации (ф.
0504835) предназначены документы Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и Акт о результатах инвентаризации (ф.
Специалисты Минфина России также отмечают, что оценка стоимости имущества, выявленного при инвентаризации, должна производиться с учетом указанного пункта и отражаться в налоговом учете в порядке, аналогичном порядку, установленному в целях бухгалтерского учета, на дату проведения инвентаризации (письма Минфина России от 22.04.2011 № 03-03-06/1/263, от 12.10.2010 № 03-03-06/1/644, от 06.06.2008 № 03-03-06/4/42). Амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается в том числе имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п.
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию оборудования, не учтенного на балансе учреждения
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
Оприходованы |
110134310 |
140110180 |
50 000 |
Пример 2. В ходе инвентаризации установлена недостача производственного инвентаря первоначальной стоимостью 60 000 руб. и суммой начисленной амортизации 10 000 руб. Руководством определено виновное лицо, с которого будет взыскиваться рыночная стоимость производственного инвентаря в размере 35 000 руб. Виновное лицо согласилось возместить ущерб добровольно. Отражение в бюджетном учете операций по списанию недостачи производственного инвентаря приведено в табл. 2.
Отражаем в учете недостачу при инвентаризации
По решению руководителя организации недостачу возмещает материально ответственное лицо (кладовщик), которое свою вину признало. Сумму возмещения определяют исходя из цены приобретения. Стоимость недостачи, которую кладовщик должен возместить, удерживают из зарплаты.
Работники, виновные в недостаче, несут материальную ответственность за причиненный организации ущерб. При этом организация может предъявить к возмещению такому работнику реальный ущерб от этой недостачи. Упущенная выгода в расчет не принимается . Порядок определения размера ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, законодательством не определен . Полагаем, что наниматель при определении размера причиненного ему ущерба может руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2021 N 1001 .
Инвентаризация в бюджетном учреждении: правила и этапы проведения
Правила проведения инвентаризации в бюджетном учреждении регламентируются действующим законодательством. Одним из основных требований к корректному проведению проверки казенного имущества является обязательное формирование состава комиссии. Приказом на инвентаризацию в бюджетном учреждении устанавливаются конкретные лица, которые будут входить в члены этой комиссии. В круг лиц, представленных к проведению проверки, входят исключительно сотрудники штата данного предприятия, но никак не сторонние лица в виде эксперт-оценщиков, работников государственных инспекций и так далее. Обязательными представителями комиссии являются главный и рядовой бухгалтер, а возглавляют ее руководитель и его заместитель. Важно заметить, что материально-ответственные лица не могут входить в состав проверяющих. Помимо членов проверяющей группы директором учреждения утверждаются в приказе конкретные сроки проведения проверки. По окончании инвентаризации имущества в бюджетном учреждении производится анализ недостач и излишков, выявляются виновные, производится административное взыскание с виновных лиц, если таковые имеются.
Помимо всего прочего, ведется наблюдение и анализ расчетов с покупателями, поставщиками, клиентами, подрядчиками. Анализируются сроки оплаты платежных поручений, а также проверяются предоставленные авансовые отчеты.
Проведение инвентаризации в 2021 году в казенном учреждении
- — Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
- — Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
- — Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
- — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф.0504086);
- — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
- — Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
- — Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
- — Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
- — Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).