Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета в казенных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если учреждению необходимо отразить поступление доходов текущего года по соответствующему аналитическому коду дохода, то параллельно с отражением поступлений денежных средств на лицевой счет или же поступлению наличных денежных средств в кассу учреждения, необходимо формировать проводку по счету дебета 17.01 или 17.34.
15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…
15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…
19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…
05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…
28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…
Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении
Рассмотрим практический пример.
Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:
- списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
- закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).
Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:
- восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)
Значение забалансовых счетов
Забалансовые счета в казенных учреждениях имеют особое значение как инструмент учета и контроля зафиксированных, но нераспределенных средств, а также неиспользованных обязательств. Они позволяют учреждениям эффективно управлять своими финансовыми ресурсами, обеспечивая финансовую устойчивость и способствуя реализации их государственных функций.
Одной из основных функций забалансовых счетов является сбор и систематизация данных об остатках средств и обязательств казенных учреждений. Это позволяет централизованно контролировать и планировать распределение финансовых ресурсов, осуществлять мониторинг и принимать оперативные решения по их использованию.
Забалансовые счета также играют важную роль при составлении годового финансового плана. Они дают возможность учреждениям учесть имеющиеся остатки средств и неиспользованные обязательства при формировании бюджета на следующий год, что способствует более рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов.
Таким образом, забалансовые счета являются неотъемлемой частью финансового учета и управления казенных учреждений. Их значимость заключается в обеспечении прозрачности, контроля и эффективности использования финансовых ресурсов, что является основой для достижения целей и задач данных учреждений.
Особенности для бюджетных учреждений
Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.
В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:
- ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
- ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
- обязательств, ожидающих исполнения.
Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!
Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.
№ ЗСЧ |
Наименование |
---|---|
01 |
«Имущество, полученное в пользование» |
02 |
«Материальные ценности, принимаемые на хранение» |
03 |
«Бланки строгой отчетности» |
04 |
«Задолженность неплатежеспособных дебиторов» |
05 |
«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» |
06 |
«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности» |
07 |
«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» |
08 |
«Путевки неоплаченные» |
09 |
«Запасные части к транспортным средствам» |
10 |
«Обеспечение исполнения обязательств» |
11 |
«Государственные муниципальные гарантии» |
12 |
«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками» |
13 |
«Экспериментальные устройства» |
14 |
«Расчетные документы, ожидающие исполнения» |
15 |
«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения» |
16 |
«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» |
17 |
«Поступления денежных средств» |
18 |
«Выбытия денежных средств» |
19 |
«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» |
20 |
«Задолженность, невостребованная кредиторами» |
21 |
«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации» |
22 |
«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» |
23 |
«Периодические издания для пользования» |
24 |
«Имущество, переданное в доверительное управление» |
25 |
«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» |
26 |
«Имущество, переданное в безвозмездное пользование» |
27 |
«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» |
30 |
«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» |
31 |
«Акции по номинальной стоимости» |
40 |
«Активы в управляющих компаниях» |
42 |
«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» |
План счетов бухгалтерского учета 2024: основные составляющие
План включает счета для отражения бухгалтерских операций, учета. У каждого счета уникальный номер. Он позволяет конкретно определить счет в системе учета. ПС включает разные разделы, каждый из них состоит из группы счетов:
- разделы. План счетов бухгалтерского учета Минфин включает восемь разделов. Каждый из них включает перечень счетов, которые обязаны использовать предприятия в БУ, если у них осуществляются соответствующие операции;
- счета. Каждый раздел включает обязательные счета для облегчения учета, анализа операций;
- субсчета. Действующий план включает список субсчетов, но компании могут ввести свои субсчета с учетом специфики деятельности.
Для чего применяют забалансовые счета
Ключевой принцип бухучета организации — это имущественная обособленность. Это значит, что собственные активы, пассивы, имущество компании необходимо учитывать отдельно от активов, пассивов и имущества иных экономических субъектов. Свое собственное имущество фирма отражает на балансе, принимая объекты к бухгалтерскому учету по установленным правилам .Чужие активы и обязательства тоже учитывают. Но отразить сторонние объекты на балансе нельзя. Для этих целей и применяются забалансовые счета.
Цели ведения забалансового бухучета следующие:
Цель забалансового бухучета |
Пояснение |
---|---|
Контроль наличия бухгалтерских объектов |
Имущество и иные активы, переданные во временное пользование и хранение, приходуются на забалансовых счетах. Здесь же отражается стоимость собственного имущества, которое следует списывать в расходы. |
Контроль движения бухгалтерских объектов |
Фиксируются любые изменения (поступления, выбытия, увеличения, уменьшения, перемещения) фактических количественных и стоимостных измерений. |
Обеспечение сохранности |
Контроль наличия и движения бухгалтерских объектов обеспечивает их сохранность. Достоверная информация используется для проведения инвентаризационных проверок и ревизий. |
Сбор и обобщение информации |
Позволяет оперативно получить достоверные сведения о количестве, качестве, стоимости объектов. Аналитика позволяет получить сведения о дебиторах, кредиторах, объектах бухгалтерского учета, договорах и прочее. |
Основание для налогообложения |
Способ учета имущества влияет на обложение. Например, налог на имущество начисляется только на активы, которые числятся на балансе. Важно правильно отразить активы, полученные во временное распоряжение в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы верно рассчитать платеж. |
Отражение в финансовой отчетности |
Сведения о состоянии забалансовых счетов раскрываются в финансовой отчетности. Информация отражается в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. |
Порядок применения новых забалансовых счетов.
В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).
Забалансовый счет |
Порядок применения (пункт Инструкции № 157н) |
33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО» |
Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6) |
38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» |
Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2) |
39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии» |
Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4) |
45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» |
Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396) |
Понятие забалансовых счетов
Забалансовыми счетами в казенных учреждениях называются счета, которые не включены в бухгалтерские балансы данных учреждений. Они используются для отслеживания и учета финансовых операций, которые не связаны с основными операциями учреждений.
Забалансовые счета могут быть разного типа и служить различным целям. Например, на таких счетах могут отражаться долги и обязательства учреждений перед третьими лицами, временные переводы средств, операции по закрытию учреждений и т.д. Они помогают учреждениям управлять своими финансами и позволяют проводить финансовые операции, необходимые для нормального функционирования учреждений.
Эти счета не отражаются в отчетности перед государственными органами и не влияют на оценку финансового состояния учреждений. Однако они имеют важное значение для внутреннего учета и контроля финансовых операций учреждений.
Для учета забалансовых счетов применяются специальные программы и системы, которые позволяют отслеживать и регистрировать все финансовые операции, связанные с данными счетами. Это позволяет учреждениям быть прозрачными и отчетливыми в своей финансовой деятельности, а также предоставлять необходимые данные для аудита и контроля.
- Забалансовые счета являются важной частью финансового учета казенных учреждений.
- Они позволяют учреждениям проводить финансовые операции, не связанные с основными операциями учреждений.
- Правильный учет и контроль забалансовых счетов обеспечивают финансовую стабильность и прозрачность деятельности учреждений.
Экономическая эффективность
Внедрение системы учета забалансовых счетов позволяет снизить затраты на хранение и обслуживание денежных средств, а также эффективно управлять ими.
Правильное и своевременное осуществление операций по забалансовым счетам позволяет минимизировать риски потери денежных средств и сократить время на их перемещение.
Автоматизация процесса учета забалансовых счетов позволяет уменьшить административные издержки и повысить точность расчетов.
Проведение анализа забалансовых счетов позволяет выявить возможности для оптимизации расходов и повышения доходов казенных учреждений.
- Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
- Сокращение затрат на хранение и обслуживание денежных средств.
- Минимизация рисков потери денежных средств.
- Снижение времени на перемещение денежных средств.
- Уменьшение административных издержек.
- Повышение точности расчетов.
- Оптимизация расходов и повышение доходов.
Все вышеперечисленные факторы способствуют повышению экономической эффективности казенных учреждений и обеспечивают более эффективное использование бюджетных средств в целом.
Корректировка расчетов с учредителем на сч
Основной методический материал по данному вопросу представлен Письмом МФ РФ №02-06-07/3798 (в дальнейшем 3798) от 18.09.2012 «Об отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом.
В части ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения его типа и закрепленного за автономным учреждением, – на соответствующих счетах аналитического учета счетов 210120000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения», 210220000 «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения», 210520000«Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».
Объекты ОЦИ согласно инструкции 157Н отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счетов 410110000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения», 410120000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»,410220000 «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения», 410520000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».
При этом в бухгалтерском учете учреждений на сч. 021006000 «Расчеты с учредителем» (421006000, 221006000) учитывается показатель расчетов с Учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ.
К ОЦИ относится недвижимое имущество (НИ) и особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за государственным (муниципальным) автономным учреждением (далее – автономное учреждение) собственником этого имущества или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
По счету 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» прямо указаны коды 737, 837 КОСГУ. Ранее применение кодов КОСГУ в разрядах 24 – 26 номера этого счета вызывало вопросы, указывать ли код в зависимости от типа контрагента в расчетах или всегда ставить подстатью 737 (837). В письме Минфина России от 05.07.2023 № 02-08-05/49655 разъяснялось, что в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 должны быть подстатьи 737 (837) КОСГУ, поскольку денежное обязательство принято в отношении физического лица (работника учреждения). Теперь эта позиция закреплена в планах счетов для всех типов учреждений.
- в разрядах 5 – 14 номера счета ставятся нули, кроме объектов бухгалтерского учета, возникающих при реализации национальных проектов (программ). Ранее аналогичные поправки были внесены в п. 21.2 Инструкции № 157н;
- в разрядах 5 – 17 номеров счетов 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280, если они корреспондируют со счетами 0 100 00 000 (кроме 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 109 00 000), 0 201 35 000, ставятся нули. Ранее такое правило действовало только для счетов 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270;
- в разрядах 1 – 17 номера счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» ставятся нули. Тем самым исправлена опечатка, которая предписывала указывать нули только в разрядах 15 – 17 номеров счетов аналитического учета счета 0 201 00 000;
- в разрядах 15 – 17 номера счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» ставятся нули при передаче объектов на условиях льготной (безвозмездной) аренды. В иных ситуациях в разрядах 15 –17 номера счета 0 210 05 000 указывается аналитический код поступлений 510;
- в разрядах 5 – 14 номеров счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и корреспондирующих с ними счетов 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения принимаемых обязательств (расходов);
- в разрядах 1 – 17 номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, можно отражать аналитические коды целевых статей в целях управленческого учета, а также по требованию учредителя, финансового органа.
- 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»;
- 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
- 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
- 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
- 0 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами»;
- 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
- 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
- 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».
Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:
- имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
- имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
- имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
- музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
- прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.
Счет предназначен для учета информации о материальных ценностях, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Поправки, внесенные в пункт 349 Инструкции № 157н, уточняют, что не материальные ценности, а именно информация о них отражается на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в момент выбытия запасных частей с балансового счета в целях ремонта транспортных средств, и информация сохраняется на этом счете в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе отремонтированного объекта.
Соответственно с указанного забалансового счета не может быть осуществлено выбытие. Инструкцией № 157н предусмотрено уменьшение показателя забалансового счета в следующих случаях:
- на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих замену соответствующих материальных ценностей в составе транспортного средства;
- при выбытии транспортного средства в объеме информации об установленных на нем материальных ценностях.
Для чего применяют забалансовые счета
Ключевой принцип бухучета организации — это имущественная обособленность. Это значит, что собственные активы, пассивы, имущество компании необходимо учитывать отдельно от активов, пассивов и имущества иных экономических субъектов. Свое собственное имущество фирма отражает на балансе, принимая объекты к бухгалтерскому учету по установленным правилам .Чужие активы и обязательства тоже учитывают. Но отразить сторонние объекты на балансе нельзя. Для этих целей и применяются забалансовые счета.
Цели ведения забалансового бухучета следующие:
Цель забалансового бухучета |
Пояснение |
---|---|
Контроль наличия бухгалтерских объектов |
Имущество и иные активы, переданные во временное пользование и хранение, приходуются на забалансовых счетах. Здесь же отражается стоимость собственного имущества, которое следует списывать в расходы. |
Контроль движения бухгалтерских объектов |
Фиксируются любые изменения (поступления, выбытия, увеличения, уменьшения, перемещения) фактических количественных и стоимостных измерений. |
Обеспечение сохранности |
Контроль наличия и движения бухгалтерских объектов обеспечивает их сохранность. Достоверная информация используется для проведения инвентаризационных проверок и ревизий. |
Сбор и обобщение информации |
Позволяет оперативно получить достоверные сведения о количестве, качестве, стоимости объектов. Аналитика позволяет получить сведения о дебиторах, кредиторах, объектах бухгалтерского учета, договорах и прочее. |
Основание для налогообложения |
Способ учета имущества влияет на обложение. Например, налог на имущество начисляется только на активы, которые числятся на балансе. Важно правильно отразить активы, полученные во временное распоряжение в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы верно рассчитать платеж. |
Отражение в финансовой отчетности |
Сведения о состоянии забалансовых счетов раскрываются в финансовой отчетности. Информация отражается в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. |
Повышение финансового порога и новые стандарты работы
Одновременно с увеличением финансового порога, учреждения также будут обязаны соблюдать новые стандарты работы. Они касаются организации управления, процессов взаимодействия с гражданами и других сторонних организаций, а также качества предоставляемых услуг.
Новые стандарты работы казенных учреждений: |
---|
1. Обязательное ведение электронной базы данных всех документов и процессов учреждения. |
2. Регулярное проведение аудита деятельности и предоставление отчетности соответствующим контролирующим органам. |
3. Внедрение системы мониторинга качества предоставляемых услуг и обратной связи от граждан и клиентов. |
4. Развитие системы электронного взаимодействия с гражданами и организациями, включая возможность получения информации и предоставления заявлений через интернет. |
5. Повышение квалификации сотрудников и создание программы обучения на основе современных требований и практик. |
Внедрение данных изменений позволит казенным учреждениям оперативно и эффективно решать поставленные задачи, улучшать работу, а также повышать уровень доверия и удовлетворенность граждан и клиентов.
Нужно ли уведомлять кредиторов об изменении типа учреждения?
Согласно ч. 13 ст. 5 Закона N 174-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ.
Названная статья ГК РФ касается прав кредиторов при реорганизации юридического лица.
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об изменении типа учреждения оно обязано уведомить об этом регистрирующий орган в письменной форме. Далее дважды с периодичностью один раз в месяц нужно опубликовать в специализированном СМИ уведомление об изменении типа учреждения.
Как сказано в ст. 60 ГК РФ, законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации. Однако достаточно часто такая обязанность предусматривается и в решении о создании автономного учреждения путем изменения типа иного учреждения (см., например, Постановление администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.) от 29.05.2015 N 1304-ПА).