Забалансовые счета в казенных учреждениях в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета в казенных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если учреждению необходимо отразить поступление доходов текущего года по соответствующему аналитическому коду дохода, то параллельно с отражением поступлений денежных средств на лицевой счет или же поступлению наличных денежных средств в кассу учреждения, необходимо формировать проводку по счету дебета 17.01 или 17.34.

15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…

15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…

19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.

Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…

05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…

28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…

Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

Значение забалансовых счетов

Забалансовые счета в казенных учреждениях имеют особое значение как инструмент учета и контроля зафиксированных, но нераспределенных средств, а также неиспользованных обязательств. Они позволяют учреждениям эффективно управлять своими финансовыми ресурсами, обеспечивая финансовую устойчивость и способствуя реализации их государственных функций.

Одной из основных функций забалансовых счетов является сбор и систематизация данных об остатках средств и обязательств казенных учреждений. Это позволяет централизованно контролировать и планировать распределение финансовых ресурсов, осуществлять мониторинг и принимать оперативные решения по их использованию.

Забалансовые счета также играют важную роль при составлении годового финансового плана. Они дают возможность учреждениям учесть имеющиеся остатки средств и неиспользованные обязательства при формировании бюджета на следующий год, что способствует более рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Таким образом, забалансовые счета являются неотъемлемой частью финансового учета и управления казенных учреждений. Их значимость заключается в обеспечении прозрачности, контроля и эффективности использования финансовых ресурсов, что является основой для достижения целей и задач данных учреждений.

Особенности для бюджетных учреждений

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:

  • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
  • ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
  • обязательств, ожидающих исполнения.

Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!

Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.

№ ЗСЧ

Наименование

01

«Имущество, полученное в пользование»

02

«Материальные ценности, принимаемые на хранение»

03

«Бланки строгой отчетности»

04

«Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

05

«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»

06

«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»

07

«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

08

«Путевки неоплаченные»

09

«Запасные части к транспортным средствам»

10

«Обеспечение исполнения обязательств»

11

«Государственные муниципальные гарантии»

12

«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками»

13

«Экспериментальные устройства»

14

«Расчетные документы, ожидающие исполнения»

15

«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения»

16

«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»

17

«Поступления денежных средств»

18

«Выбытия денежных средств»

19

«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»

20

«Задолженность, невостребованная кредиторами»

21

«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»

22

«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»

23

«Периодические издания для пользования»

24

«Имущество, переданное в доверительное управление»

25

«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»

26

«Имущество, переданное в безвозмездное пользование»

27

«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

30

«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

31

«Акции по номинальной стоимости»

40

«Активы в управляющих компаниях»

42

«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»

Читайте также:  Повышение пенсии судьям в отставке в 2024 году

План счетов бухгалтерского учета 2024: основные составляющие

План включает счета для отражения бухгалтерских операций, учета. У каждого счета уникальный номер. Он позволяет конкретно определить счет в системе учета. ПС включает разные разделы, каждый из них состоит из группы счетов:

  • разделы. План счетов бухгалтерского учета Минфин включает восемь разделов. Каждый из них включает перечень счетов, которые обязаны использовать предприятия в БУ, если у них осуществляются соответствующие операции;
  • счета. Каждый раздел включает обязательные счета для облегчения учета, анализа операций;
  • субсчета. Действующий план включает список субсчетов, но компании могут ввести свои субсчета с учетом специфики деятельности.

Для чего применяют забалансовые счета

Ключевой принцип бухучета организации — это имущественная обособленность. Это значит, что собственные активы, пассивы, имущество компании необходимо учитывать отдельно от активов, пассивов и имущества иных экономических субъектов. Свое собственное имущество фирма отражает на балансе, принимая объекты к бухгалтерскому учету по установленным правилам .Чужие активы и обязательства тоже учитывают. Но отразить сторонние объекты на балансе нельзя. Для этих целей и применяются забалансовые счета.

Цели ведения забалансового бухучета следующие:

Цель забалансового бухучета

Пояснение

Контроль наличия бухгалтерских объектов

Имущество и иные активы, переданные во временное пользование и хранение, приходуются на забалансовых счетах. Здесь же отражается стоимость собственного имущества, которое следует списывать в расходы.

Контроль движения бухгалтерских объектов

Фиксируются любые изменения (поступления, выбытия, увеличения, уменьшения, перемещения) фактических количественных и стоимостных измерений.

Обеспечение сохранности

Контроль наличия и движения бухгалтерских объектов обеспечивает их сохранность. Достоверная информация используется для проведения инвентаризационных проверок и ревизий.

Сбор и обобщение информации

Позволяет оперативно получить достоверные сведения о количестве, качестве, стоимости объектов. Аналитика позволяет получить сведения о дебиторах, кредиторах, объектах бухгалтерского учета, договорах и прочее.

Основание для налогообложения

Способ учета имущества влияет на обложение. Например, налог на имущество начисляется только на активы, которые числятся на балансе. Важно правильно отразить активы, полученные во временное распоряжение в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы верно рассчитать платеж.

Отражение в финансовой отчетности

Сведения о состоянии забалансовых счетов раскрываются в финансовой отчетности. Информация отражается в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Порядок применения новых забалансовых счетов.

В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).

Забалансовый счет

Порядок применения (пункт Инструкции № 157н)

33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО»

Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6)

38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»

Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2)

39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»

Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4)

45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396)

Понятие забалансовых счетов

Забалансовыми счетами в казенных учреждениях называются счета, которые не включены в бухгалтерские балансы данных учреждений. Они используются для отслеживания и учета финансовых операций, которые не связаны с основными операциями учреждений.

Забалансовые счета могут быть разного типа и служить различным целям. Например, на таких счетах могут отражаться долги и обязательства учреждений перед третьими лицами, временные переводы средств, операции по закрытию учреждений и т.д. Они помогают учреждениям управлять своими финансами и позволяют проводить финансовые операции, необходимые для нормального функционирования учреждений.

Эти счета не отражаются в отчетности перед государственными органами и не влияют на оценку финансового состояния учреждений. Однако они имеют важное значение для внутреннего учета и контроля финансовых операций учреждений.

Читайте также:  Минимальные алименты на ребенка в 2024 году сумма

Для учета забалансовых счетов применяются специальные программы и системы, которые позволяют отслеживать и регистрировать все финансовые операции, связанные с данными счетами. Это позволяет учреждениям быть прозрачными и отчетливыми в своей финансовой деятельности, а также предоставлять необходимые данные для аудита и контроля.

  • Забалансовые счета являются важной частью финансового учета казенных учреждений.
  • Они позволяют учреждениям проводить финансовые операции, не связанные с основными операциями учреждений.
  • Правильный учет и контроль забалансовых счетов обеспечивают финансовую стабильность и прозрачность деятельности учреждений.

Экономическая эффективность

Внедрение системы учета забалансовых счетов позволяет снизить затраты на хранение и обслуживание денежных средств, а также эффективно управлять ими.

Правильное и своевременное осуществление операций по забалансовым счетам позволяет минимизировать риски потери денежных средств и сократить время на их перемещение.

Автоматизация процесса учета забалансовых счетов позволяет уменьшить административные издержки и повысить точность расчетов.

Проведение анализа забалансовых счетов позволяет выявить возможности для оптимизации расходов и повышения доходов казенных учреждений.

  • Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
  • Сокращение затрат на хранение и обслуживание денежных средств.
  • Минимизация рисков потери денежных средств.
  • Снижение времени на перемещение денежных средств.
  • Уменьшение административных издержек.
  • Повышение точности расчетов.
  • Оптимизация расходов и повышение доходов.

Все вышеперечисленные факторы способствуют повышению экономической эффективности казенных учреждений и обеспечивают более эффективное использование бюджетных средств в целом.

Корректировка расчетов с учредителем на сч

Основной методический материал по данному вопросу представлен Письмом МФ РФ №02-06-07/3798 (в дальнейшем 3798) от 18.09.2012 «Об отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом.

В части ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения его типа и закрепленного за автономным учреждением, на соответствующих счетах аналитического учета счетов 210120000 «Основные средства особо ценное движимое имущество учреждения», 210220000 «Нематериальные активы особо ценное движимое имущество учреждения», 210520000«Материальные запасы особо ценное движимое имущество учреждения».

Объекты ОЦИ согласно инструкции 157Н отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счетов 410110000 «Основные средства недвижимое имущество учреждения», 410120000 «Основные средства особо ценное движимое имущество учреждения»,410220000 «Нематериальные активы особо ценное движимое имущество учреждения», 410520000 «Материальные запасы особо ценное движимое имущество учреждения».

При этом в бухгалтерском учете учреждений на сч. 021006000 «Расчеты с учредителем» (421006000, 221006000) учитывается показатель расчетов с Учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ.

К ОЦИ относится недвижимое имущество (НИ) и особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за государственным (муниципальным) автономным учреждением (далее автономное учреждение) собственником этого имущества или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

По счету 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» прямо указаны коды 737, 837 КОСГУ. Ранее применение кодов КОСГУ в разрядах 24 – 26 номера этого счета вызывало вопросы, указывать ли код в зависимости от типа контрагента в расчетах или всегда ставить подстатью 737 (837). В письме Минфина России от 05.07.2023 № 02-08-05/49655 разъяснялось, что в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 должны быть подстатьи 737 (837) КОСГУ, поскольку денежное обязательство принято в отношении физического лица (работника учреждения). Теперь эта позиция закреплена в планах счетов для всех типов учреждений.

  • в разрядах 5 – 14 номера счета ставятся нули, кроме объектов бухгалтерского учета, возникающих при реализации национальных проектов (программ). Ранее аналогичные поправки были внесены в п. 21.2 Инструкции № 157н;
  • в разрядах 5 – 17 номеров счетов 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280, если они корреспондируют со счетами 0 100 00 000 (кроме 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 109 00 000), 0 201 35 000, ставятся нули. Ранее такое правило действовало только для счетов 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270;
  • в разрядах 1 – 17 номера счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» ставятся нули. Тем самым исправлена опечатка, которая предписывала указывать нули только в разрядах 15 – 17 номеров счетов аналитического учета счета 0 201 00 000;
  • в разрядах 15 – 17 номера счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» ставятся нули при передаче объектов на условиях льготной (безвозмездной) аренды. В иных ситуациях в разрядах 15 –17 номера счета 0 210 05 000 указывается аналитический код поступлений 510;
  • в разрядах 5 – 14 номеров счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и корреспондирующих с ними счетов 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения принимаемых обязательств (расходов);
  • в разрядах 1 – 17 номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, можно отражать аналитические коды целевых статей в целях управленческого учета, а также по требованию учредителя, финансового органа.
  • 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»;
  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
  • 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • 0 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами»;
  • 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
  • 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».
Читайте также:  Какой срок амортизации у ноутбука

Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:

  • имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
  • имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
  • музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
  • прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.

Счет предназначен для учета информации о материальных ценностях, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Поправки, внесенные в пункт 349 Инструкции № 157н, уточняют, что не материальные ценности, а именно информация о них отражается на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в момент выбытия запасных частей с балансового счета в целях ремонта транспортных средств, и информация сохраняется на этом счете в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе отремонтированного объекта.

Соответственно с указанного забалансового счета не может быть осуществлено выбытие. Инструкцией № 157н предусмотрено уменьшение показателя забалансового счета в следующих случаях:

  • на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих замену соответствующих материальных ценностей в составе транспортного средства;
  • при выбытии транспортного средства в объеме информации об установленных на нем материальных ценностях.

Для чего применяют забалансовые счета

Ключевой принцип бухучета организации — это имущественная обособленность. Это значит, что собственные активы, пассивы, имущество компании необходимо учитывать отдельно от активов, пассивов и имущества иных экономических субъектов. Свое собственное имущество фирма отражает на балансе, принимая объекты к бухгалтерскому учету по установленным правилам .Чужие активы и обязательства тоже учитывают. Но отразить сторонние объекты на балансе нельзя. Для этих целей и применяются забалансовые счета.

Цели ведения забалансового бухучета следующие:

Цель забалансового бухучета

Пояснение

Контроль наличия бухгалтерских объектов

Имущество и иные активы, переданные во временное пользование и хранение, приходуются на забалансовых счетах. Здесь же отражается стоимость собственного имущества, которое следует списывать в расходы.

Контроль движения бухгалтерских объектов

Фиксируются любые изменения (поступления, выбытия, увеличения, уменьшения, перемещения) фактических количественных и стоимостных измерений.

Обеспечение сохранности

Контроль наличия и движения бухгалтерских объектов обеспечивает их сохранность. Достоверная информация используется для проведения инвентаризационных проверок и ревизий.

Сбор и обобщение информации

Позволяет оперативно получить достоверные сведения о количестве, качестве, стоимости объектов. Аналитика позволяет получить сведения о дебиторах, кредиторах, объектах бухгалтерского учета, договорах и прочее.

Основание для налогообложения

Способ учета имущества влияет на обложение. Например, налог на имущество начисляется только на активы, которые числятся на балансе. Важно правильно отразить активы, полученные во временное распоряжение в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы верно рассчитать платеж.

Отражение в финансовой отчетности

Сведения о состоянии забалансовых счетов раскрываются в финансовой отчетности. Информация отражается в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Повышение финансового порога и новые стандарты работы

Одновременно с увеличением финансового порога, учреждения также будут обязаны соблюдать новые стандарты работы. Они касаются организации управления, процессов взаимодействия с гражданами и других сторонних организаций, а также качества предоставляемых услуг.

Новые стандарты работы казенных учреждений:
1. Обязательное ведение электронной базы данных всех документов и процессов учреждения.
2. Регулярное проведение аудита деятельности и предоставление отчетности соответствующим контролирующим органам.
3. Внедрение системы мониторинга качества предоставляемых услуг и обратной связи от граждан и клиентов.
4. Развитие системы электронного взаимодействия с гражданами и организациями, включая возможность получения информации и предоставления заявлений через интернет.
5. Повышение квалификации сотрудников и создание программы обучения на основе современных требований и практик.

Внедрение данных изменений позволит казенным учреждениям оперативно и эффективно решать поставленные задачи, улучшать работу, а также повышать уровень доверия и удовлетворенность граждан и клиентов.

Нужно ли уведомлять кредиторов об изменении типа учреждения?

Согласно ч. 13 ст. 5 Закона N 174-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ.

Названная статья ГК РФ касается прав кредиторов при реорганизации юридического лица.

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об изменении типа учреждения оно обязано уведомить об этом регистрирующий орган в письменной форме. Далее дважды с периодичностью один раз в месяц нужно опубликовать в специализированном СМИ уведомление об изменении типа учреждения.

Как сказано в ст. 60 ГК РФ, законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации. Однако достаточно часто такая обязанность предусматривается и в решении о создании автономного учреждения путем изменения типа иного учреждения (см., например, Постановление администрации г. Южно-Сахалинска (Сахалинская обл.) от 29.05.2015 N 1304-ПА).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...