Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания замены лица по исполнительному листу актуальны на 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что же делать должнику? Законодатель предусмотрел выдачу документа только взыскателю и его представителю по доверенности. Ответ, как всегда лежит на поверхности: по большому счету, должнику навряд ли понадобится документ, обеспечивающий взыскание с него средств или имущества. Поэтому судебная система предусмотрела выдачу листа именно истцу. Также суд может направить документ в ФССП.
Срок осуществления исполнительного производства
Срок осуществления исполнительного производства — это период времени, в течение которого с должника должна быть взыскана сформировавшаяся у него задолженность. Все сроки действий, выполнение которых направлено на взыскание долга, установлены ст. 36 ФЗ № 229.
Согласно этой статье, все требования, изложенные в исполнительном документе, должны быть выполнены в течение 2 месяцев с момента начала исполнительного производства.
Но, течение 2 месяцев прерывается согласно ч. 7 этой же статьи. В период осуществления исполнительного производства не включается время:
⦁ в течение которого проведение исполнительных действий было отложено;
⦁ в течение которого осуществление исполнительного производства было приостановлено;
⦁ отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;
⦁ когда какой-либо из участников исполнительного производства обратился в суд или иной компетентный орган с заявлением о разъяснении положений документа;
⦁ в течение которого действовало постановление о назначении специалиста, привлекаемого к процедуре реализации исполнительного производства;
⦁ проведения процедуры реализации имущества, конфискованного у должника (она считается завершенной в момент поступления денежных средств от продажи собственности на банковский счет службы судебных приставов).
Сущность договора об уступке требования по исполнительному листу
Договор об уступке требования по исполнительному листу является важным юридическим инструментом, позволяющим передать права на исполнительный лист от одного лица другому. Это соглашение регулирует порядок передачи и оформления исполнительного листа и требования, на основании которых он был составлен.
Договор об уступке требования по исполнительному листу заключается между уступающей и уступающей сторонами. Уступающей стороной выступает физическое или юридическое лицо, которое владеет исполнительным листом и требованиями, а уступающей стороной – лицо, которое будет приобретать эти права.
Для заключения договора об уступке требования по исполнительному листу необходимо соблюдать определенный порядок. Сначала стороны должны достигнуть согласия по всем условиям договора, затем они должны подписать его. Подписание может осуществляться как в письменной, так и в электронной форме.
Одной из особенностей договора об уступке требования по исполнительному листу является его существование в виде цессии. Цессия – это форма уступки прав, при которой переходят не только права по исполнительному листу, но и все связанные с ним требования и обязанности.
При осуществлении уступки требования по исполнительному листу, необходимо также учитывать некоторые особенности. Например, требования, которые были уступлены, не могут быть ранее подлежавшими исполнению или прекращению. Также следует помнить о том, что после заключения договора об уступке требования, уступающая сторона не имеет права в последующем уступить свои права третьим лицам без согласия уступающей стороны.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Обстоятельства, при которых возможна замена
Замена лица по исполнительному листу в 2024 году может произойти в следующих обстоятельствах:
№ | Обстоятельства |
---|---|
1 | Смерть искового лица |
2 | Банкротство искового лица |
3 | Изменение наследниками состава наследства искового лица |
4 | Изменение наименования или формы собственности организации-искового лица |
5 | Изменение данных искового лица, связанных с его правосубъектностью (гражданство, физический или юридический статус) |
В случае наступления указанных обстоятельств, либо по решению суда, участвующие стороны могут запросить замену лица по исполнительному листу. При этом, согласно действующему законодательству, необходимо предоставить соответствующие документы и обоснования изменения.
Возможные последствия при отказе от замены
Отказ от замены лица по исполнительному листу может иметь серьезные последствия. В первую очередь, это может привести к дальнейшим проблемам с взысканием долга. Если у вас есть исполнительный лист на руках, то значит, должник уже неоднократно игнорировал свои обязанности и уклонялся от исполнения решений суда.
Если вы откажетесь от замены лица по исполнительному листу, значит, вы лишаетесь возможности получить ваши средства. Долг может остаться безвозвратно не взысканным, а замена может быть последней возможностью достичь компенсации.
Второе последствие — это потеря доверия к судебной системе. Замена лица по исполнительному листу является законной процедурой, предусмотренной законодательством. Отказ от замены может вызвать сомнения в правосудии и справедливости системы. Это может повредить вашей репутации и доверию со стороны судебных органов.
Третье возможное последствие — это временные и финансовые затраты. Если вы откажетесь от замены лица, вам придется вновь обращаться в суд с просьбой о взыскании долга, что потребует времени и дополнительных расходов на оплату услуг юристов и судебных сборов.
Итак, при отказе от замены лица по исполнительному листу, вы сталкиваетесь с риском потери долга, ухудшением репутации и доверия к судебной системе, а также дополнительными затратами времени и средств. Поэтому важно взвесить все возможные последствия перед принятием решения отказаться от замены.
Окажитесь внимательны и обратитесь к профессионалам для получения консультации и помощи в данном вопросе!
Реорганизация или смена наименования
Тут имеет значение форма реорганизации. При выделении или разделении новый взыскатель в производстве назначается лишь в случае, если именно к нему переходит требование (это указывается в передаточном акте).
Если изменения коснулись лишь организационно-правовой формы, то права и обязанности взыскателя не меняются в отношении иных лиц. Я советую в этом случае все-таки заменить взыскателя на правопреемника, так как в процессуальном праве нет исключений для дел о реорганизации компаний в форме преобразований.
Если организационно-правовая форма осталась прежней, это не считается реорганизацией — смена взыскателя не проводится. Вам лишь надо отправить судебным приставам уведомление о том, что наименование компании изменилось. Подтвердите это выпиской из ЕГРЮЛ.
Определение о замене стороны в исполнительном производстве правопреемником, г
В соответствии со ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству после замены ненадлежащего ответчика надлежащим необходимо выяснить, не изменилась ли в связи с этой процедурой подсудность дела. В противном случае дело не может быть рассмотрено тем же судом и должно быть передано в суд в соответствии с принципами подсудности (абз. 5 п. 23 постановления пленума ВС РФ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» от 24.06.2008 № 11).
Алиментщик поменял фамилию, чтобы скрыться от долгов
В Новосибирской области алиментщик сменил имя и фамилию, чтобы спастись от долгов, сообщает областное УФССП.
42-летний житель города Купино имеет долг по алиментам на своего несовершеннолетнего сына около 170 тысяч рублей. Приставы никак не могли найти мужчину, поскольку по месту прописки он не живет, а добровольно с приставами общаться не желает. В начале 2015 года приставы объявили должника в розыск.
Оказалось, что алиментщик по-прежнему живет в Купино, но теперь его зовут по-другому: мужчина поменял имя и фамилию. Приставам удалось узнать, что должник работает охранником в магазине продуктов. Они вышли на место работы алиментщика и с помощью привода обеспечили его доставку в ОСП.
Должник сообщил приставам, что меняет фамилию в 3 раз:
«никакого злого умысла в этом нет, но избавиться от проблем прошлого помогает».
Приставы официально предупредили должника о перспективе уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157 УК РФ).
Это видео поможет лучше понять процедуру.
В практике исполнительного производства встречаются случаи, когда людей путают с их однофамильцами. В настоящее время идентификация в базе ФССП осуществляется по ФИО и дате рождения. Если эти данные совпадают у нескольких людей, их может ждать неприятный сюрприз в виде исполнительного производства или ареста имущества во исполнение судебного решения, к которому человек не имеет отношения.
Если на ваше имущество или банковский счет без причины наложен арест, необходимо как можно скорее обратиться к судебному приставу, ведущему исполнительное производство. Наложение ареста на имущество, не принадлежащее должнику, является незаконным. По заявлению владельца ошибочно арестованного имущества он обязан отменить арест. В случае, если судебный пристав медлит с отменой, его бездействие можно обжаловать. Подробнее об этом читайте здесь.
Кредиторская задолженность на основании исполнительного листа
3.2. Орган Федерального казначейства по месту предоставления Информации формирует Сведения об обязательстве с указанием в разделе 3 «Реквизиты исполнительного документа» Сведений об обязательстве реквизитов соответствующего исполнительного документа. При формировании Сведений об обязательстве по бюджетным обязательствам, возникающим на основании исполнительных документов по единовременным выплатам, в разделе 5 «Расшифровка обязательства» Сведений об обязательстве указывается сумма по исполнительному документу по кодам классификации расходов бюджетов, указанным получателем средств федерального бюджета — должником в Информации.»При формировании Сведений об обязательстве по бюджетным обязательствам, возникающим на основании исполнительных документов, выплаты по которым имеют периодический характер, заполняется график выплат в разделе 5 «Расшифровка обязательства» Сведений об обязательстве по кодам классификации расходов бюджетов, указанным получателем средств федерального бюджета — должником в Информации.*
3.1. Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов, является представленная получателем средств федерального бюджета — должником в произвольной письменной форме информация об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа (далее — Информация).*
Оплата по исполнительному листу платежное поручение
* При заполнении полей 104-110 расчетного документа в поле 101 должно быть указано одно из следующих значений статуса: налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо («01»), налоговый агент («02»), организация федеральной почтовой связи, оформившая расчетный документ на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, таможенных и иных платежей от внешнеэкономической
При небюджетных взысканиях основная информация о платеже содержится в реквизите «назначение платежа». В нем приводятся реквизиты алиментного дела, исполнительного листа, вид удержания (например, алименты за такой-то период), данные о получателе. Несмотря на то, что поле «назначение платежа» платежного поручения формируется в достаточно свободном формате, требуемый перечень данных для него необходимо уточнить у судебных приставов, т.к. некорректное указание информации в данном поле может стать причиной неверного перечисления денежных средств.
Изменения По Исполнительным Листам В 2021
Работодателю исполнительный лист может быть представлен, как самим работником, так и службой приставов. Не исключен вариант, когда исполнительный лист представляется и самим кредитором, а также лицом, в чью пользу осуществляются удержания. Данный документ передается в бухгалтерию, где производится расчет удержаний и осуществляется перевод средств указанному адресату.
Разработчики законопроекта хотят скорректировать регулирование труда у ИП. Изменения в ТК РФ на 2021 год предлагают изменить редакцию главы 48. Законопроект планирует возложить обязанность заполнять трудовую книжку на ИП. Он должен выполнять соответствующие функции, если для сотрудника это основанное место работы. Соответствующие поправки предлагаются в статью 314.2 ТК РФ.
Реорганизация организации
Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам . Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.
———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1.
При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т.е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу) .
———————————
См., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 18АП-6707/2016 по делу N А07-30846/2015, от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010 по делу N А07-7477/2010.
Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.
Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.
В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:
- в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
- в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими .
———————————
Сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных организаций, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «ж» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:
- при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);
- при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу, не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.
Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлениях от 11.08.2015 N Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу N А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства с учетом универсального правопреемства свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.
Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.
Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Обстоятельства, препятствующие правопреемству
В ряде случаев, несмотря на выбытие стороны исполнительного производства, законодательство не допускает возможность перехода прав и обязанностей выбывшего лица.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФ прекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим. Например, как уже было указано выше, не могут переходить в порядке правопреемства право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Вместе с тем, если имущественные обязанности, связанные с личностью должника-гражданина, не были исполнены при его жизни, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, то правопреемство по обязательствам о погашении этой задолженности в случаях, предусмотренных законом, возможно.
Разрешая один из споров, связанных с правопреемством по исполнению алиментных обязательств, Верховный Суд РФ в Определении от 24.09.2013 N 81-КГ13-14 разъяснил, что судебное постановление, предусматривающее взыскание алиментов, возлагает на лицо обязанность ежемесячно выплачивать определенную денежную сумму, неуплата которой влечет за собой возникновение денежной задолженности (денежного обязательства). Такое денежное обязательство является долгом, не связанным с личностью, а потому обязанность по уплате этого долга переходит к наследнику должника; последний (при условии принятия им наследства) должен погасить этот долг в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Также согласно подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ погашение задолженности умершего налогоплательщика-гражданина осуществляется его наследниками в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством. Возможность правопреемства в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрена. В таком случае следует рассматривать вопрос не о замене стороны исполнительного производства, а о прекращении последнего на основании ст. 416 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Не допускается замена должника по исполнительным производствам о взыскании с физического лица штрафа, назначенного в качестве административного или уголовного наказания. Нормами ч. 3 ст. 31.7 КоАП РФ, п. 1 ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в таких случаях исполнительное производство прекращается.
Не допускается замена стороны по исполнительному документу, по которому взыскатель пропустил установленный срок давности его предъявления к принудительному исполнению (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 7169/04 по делу N А57-13170/02-13-34).
Не может быть произведена замена стороны исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, требования по которому исполнены (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2011 по делу N А31-7809/2009, от 31.01.2011 по делу N А31-6905/2009, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 10.08.2017 по делу N 33-7466/2017), а также в рамках прекращенного исполнительного производства, возобновление которого невозможно (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.11.2010 по делу N А75-12557/2005).
Замена стороны исполнительного производства не предполагает выдачу нового исполнительного документа, даже если в результате процессуального правопреемства права и обязанности перешли к нескольким должникам (взыскателям). Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.10.2012 N 8798/12 по делу N А08-7924/2011, нормы законодательства об исполнительном производстве не предусматривают необходимость получения взыскателем нового исполнительного листа как при уступке прав требования в полном объеме, так и в случае их частичной уступки.
При частичной процессуальной замене первоначальный взыскатель выбывает из правоотношения в той части, в которой требование уступлено новому взыскателю, поэтому в исполнительном производстве могут оказаться несколько взыскателей, что не запрещено законодательством об исполнительном производстве, так как требования взыскателей касаются одного и того же должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство .
———————————
По этому вопросу см. также Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 78-КГ17-17.
Смерть взыскателя или должника
В рамках правопреемства в исполнительном производстве возникают ситуации, когда взыскатель или должник умирают на протяжении процесса взыскания. В таких случаях возникает вопрос о правах и обязанностях пристава, а также о возможности замены умершей стороны.
Если взыскатель умер, пристав обязан прекратить действия по взысканию, так как правопреемником в этом случае может быть только наследник. Взыскатель может указать наследника в своем заявлении о взыскании или в исковом заявлении в суд. В случае отсутствия такого указания, пристав может обратиться в суд с заявлением о замене взыскателя на наследника, предоставив все необходимые документы.
В случае смерти должника, процедура замены в исполнительном производстве немного сложнее. При правопреемстве должника, когда субъект права (должник) заменяется другим субъектом права (наследником, уполномоченным представителем и т.д.), пристав должен получить заявление о замене должника на нового субъекта и передать его в суд для принятия решения.