Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездные налоговые проверки в 2024 году для малого». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мораторий на проверки бизнеса — это ограничение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ). Изначально правительство России объявило о том, что мораторий будет действовать в течение 2022 года. Это решение утверждено постановлением № 336 от 10 марта 2022 года.
Как действует мораторий на внеплановые проверки в 2024 году
Для внеплановых КНМ, в отличие от плановых, график не составляют. В 2024 году под внеплановую проверку может попасть любая компания. Однако мораторий ограничивает возможности контролирующих органов. Теперь ведомствам необходимо согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.
Инспектор может прийти к предпринимателю с внеплановой проверкой, если:
- решение о проведении проверки принял руководитель ведомства или его заместитель;
- на предприятии возникла угроза жизни или здоровью граждан;
- деятельность компании представляет угрозу обороне страны и безопасности государства;
- работа предприятия может привести к чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера;
- в организации сработал индикатор риска нарушения обязательных требований;
- ранее компания получила предписание об исправлении нарушения и срок исполнения этого предписания истёк.
Технические компании
Практически в 90% случаев такие дела в суде заканчиваются победой налоговых органов. С однодневками, с техническими компаниями работать категорически нельзя — пощады не будет. Поэтому при выборе контрагентов вы должны проявить максимум должной осмотрительности.
Если говорить об однодневках, вот четыре слова, которые помогут вам самостоятельно провести анализ плохой ситуации: «реальность», «сговор», «надлежащий», «осмотрительность».
В первую очередь смотрите на реальность взаимодействий с технической компанией, потому что, если вы ее не докажете, остальные вопросы теряют актуальность. Сговор, определение надлежащего контрагента — то, что непосредственно затрагивает любого налогоплательщика в его взаимодействии с контрагентами и партнерами.
Положительные решения судов есть, но, уверяю вас, их очень мало, они все наперечет. Судиться по техническим компаниям очень тяжело. Как правило, налоговики представляют подробную, устойчивую налоговую доказательственную базу. Как правило, контрагенты ведут себя очень некрасиво и могут подставить вас, поэтому будьте внимательны, чтобы не возникло никаких неприятностей.
1. Проанализируйте ту точку, где вы находитесь сейчас, посмотрите свою модель бизнеса, свои взаимоотношения с контрагентами, договоры, которые вы заключаете с поставщиками или покупателями. Посмотрите трудовые взаимоотношения с персоналом.
Упаси вас бог исповедовать, проповедовать и применять агрессивные методы налогового планирования, оптимизации: это и ИП-управляющий вместо генерального директора, и привлечение самозанятых, и заключение договоров со скрытой деловой целью.
2. Наладьте системную работу отслеживания новых налоговых рисков.
3. Не забывайте, что очень часто документы — ваше единственное спасение. Когда заключаете договор, вступаете в партнерские отношения, вы заранее должны видеть и понимать деловую цель схемы или контракта.
4. Резервируйте финансовые средства, чтобы в случае конфликта с налоговыми органами удержать бизнес на плаву, дать ему возможность приспособиться к новым условиям.
Текст подготовлен на основе выступления Аркадия Брызгалина на форуме «Налоговая устойчивость: реальность и инструменты развития».
В материале использованы фото из презентации спикера.
Мораторий на проверки ККТ в 2024
Важно отметить, что мораторий на проверки ККТ и онлайн-кассы в 2024 году не означает полное прекращение всех видов контроля со стороны инспекторов. Скорее, это переориентация сил ФНС на более эффективные и менее обременительные методы контроля. Коммерсанты должны быть осведомлены о том, что несмотря на временное снижение частоты традиционных методов контроля, они всё равно обязаны соблюдать установленные правила и нормы.
Этот шаг правительства направлен на поддержку развития внутреннего предпринимательства, снижение барьеров для ведения собственного дела. Бизнесмены, использующие КА, получат временное облегчение, которое позволит им адаптироваться к изменениям, касающимся контрольно-кассовой техники.
Таким образом, открывается новая страница в отношениях между юридическими лицами и контролирующими ведомствами, делая акцент на доверии и саморегуляции со стороны предпринимателей, а также на современных подходах к регулированию со стороны государства.
Тезисно выделим основные моменты:
- Изменения в очных процедурах: будут включать доступ к наличным средствам в кассе, их пересчет, привлечение экспертов и правоохранителей, выемку документов, а также ведение видео- и аудиозаписей.
- Дистанционныесверки: налоговая инспекция сможет подключаться к КА удаленно для считывания данных, а также будет использовать аудио- и видеосвязь для проведения сверки.
- Электронный документооборот: вся документация будет интегрироваться в электронный кабинет, сокращая применение бумажных носителей.
- Блокировка платежных терминалов: ФНС может временно блокировать терминалы, если они используются без применения ККТ. «Блок» ограничится 90 днями, но может быть снят раньше при устранении нарушений.
- Запрет мнимых и притворных расчетов: введение мер против процессов, которые в реальности не происходили или были проведены для прикрытия других сделок.
- Изменения в реквизитах для первичной документации: предполагается упрощение оборота чеков в качестве первичной документации для подтверждения расходов.
Эти изменения направлены на повышение прозрачности наблюдения за применением КА и платежных терминалов, а также на упрощение документооборота для коммерсантов.
Отбор налогоплательщиков
Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.
К первой категории в том числе относится информация:
-
полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
-
общедоступная информация из интернета;
-
жалобы физических и юридических лиц.
Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:
-
ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
-
ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
-
ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
-
ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
-
ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.
Основные цели и задачи проверок
Выездные налоговые проверки в 2024 году для малого бизнеса представляют собой важный инструмент контроля со стороны налоговых органов. Они проводятся с целью обеспечения соблюдения налогового законодательства и борьбы с налоговыми правонарушениями.
Основной задачей проверок является проверка правильности расчета и уплаты налогов, а также проверка достоверности и полноты отчетности малого бизнеса. В ходе проверок осуществляется анализ финансовой и налоговой деятельности предприятия, сверка данных с актами и документацией, а также проверка соответствия деклараций и документов действительному состоянию дел.
Основные цели проведения проверок:
- Выявление налоговых правонарушений – проверки направлены на выявление фактов неуплаты налогов, уклонения от уплаты налогов или неправильного осуществления налоговых расчетов.
- Поддержание конкурентной среды – проверки помогают предотвращать неправомерную деятельность и обеспечивают равные условия для всех участников рынка.
- Формирование базы налогообложения – проверки важны для правильного определения налогооблагаемой базы и установления предельных величин налогового давления.
- Повышение прозрачности – проверки способствуют повышению прозрачности финансовой и налоговой отчетности, что способствует установлению доверия к предприятию со стороны государства и инвесторов.
Выездные налоговые проверки 2024 года для малого бизнеса позволят эффективно контролировать налоговую сферу, предотвращать злоупотребления и обеспечивать справедливое налогообложение.
Важные моменты при проведении проверки для малого бизнеса
При проведении налоговых проверок для малого бизнеса существуют несколько важных моментов, которых стоит придерживаться:
- Предоставление правильной и полной документации. Имейте на месте все необходимые документы, такие как налоговые декларации, бухгалтерские отчеты, договоры и другую подтверждающую информацию. Убедитесь, что все документы актуальны и соответствуют требованиям законодательства.
- Сотрудничество с налоговыми инспекторами. При проведении проверки важно поддерживать профессиональный и дружественный контакт с проверяющими. Вы должны сотрудничать, отвечать на вопросы и предоставлять запрошенную информацию. Старайтесь быть открытым и готовым сотрудничать в процессе проверки.
- Знание своих прав. Важно быть осведомленным обо всех своих правах во время проверки, а также ограничениях и требованиях налогового законодательства. Если у вас возникают вопросы или сомнения, вы можете обратиться к специалистам или юристам, чтобы получить консультацию.
- Готовность к проверке. При проведении проверки важно подготовиться заранее. Аккуратно ведите бухгалтерию, следите за своей финансовой документацией и своевременно заполняйте налоговые декларации. Если вы следуете правилам и предоставляете точную информацию, это поможет снизить риск ошибок или неправильной интерпретации данных во время проверки.
- Сохранение документации. Важно хранить все документы, связанные с налоговыми проверками и бизнесом, в течение установленного законом срока. Это позволит вам предоставить дополнительную информацию, если будут выявлены вопросы или несоответствия в процессе проверки.
Соблюдение этих важных моментов поможет малому бизнесу более успешно пройти налоговую проверку и снизить риск возникновения проблем с налоговыми органами.
Сроки и периодичность проверок налоговой инспекции в 2024 году
В 2024 году выездная налоговая проверка может производиться в течение трехлетнего периода. Это означает, что налоговая инспекция имеет право провести проверку в течение трех лет с момента последней проверки.
Сроки проведения налоговой проверки в 2024 году могут быть определены в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Время проведения проверки может быть установлено с учетом различных факторов, таких как размер и сложность бухгалтерии организации, а также наличие представленной отчетности и документов, необходимых для проверки.
При этом, организация должна быть готова к тому, что в 2024 году налоговая инспекция может в любой момент начать проверку своей деятельности. Поэтому, важно поддерживать актуальность и правильность бухгалтерской отчетности, а также правильно оформлять документацию.
Каким организациям и предпринимателям может быть проведена налоговая проверка
Налоговая проверка может быть проведена для организаций и предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и уплачивают налоги в соответствии с действующим законодательством.
Организации могут быть подвергнуты налоговой проверке, если их деятельность связана с получением дохода и платежеспособными клиентами, а также имеют налоговые обязательства. К таким организациям относятся юридические лица всех форм собственности — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и другие.
Предприниматели могут быть проверены налоговыми органами, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и занимаются предпринимательской деятельностью. Предприниматели могут быть как физическими лицами, так и юридическими. Они должны выполнять свои налоговые обязательства, в том числе предоставлять отчетность и уплачивать налоги в установленные сроки.
Кроме того, налоговая проверка может быть проведена для организаций и предпринимателей, которые имеют признаки недекларирования доходов, совершения экономических операций с использованием фиктивных документов, нарушения правил учета и отчетности, нарушения требований законодательства о налогообложении и других налоговых преступлений.
Налоговая проверка может быть проведена в рамках плановой (назначенной заранее) или внеплановой проверки. В период с 2019 года налоговые органы имеют право проводить выездные налоговые проверки на предприятиях и учреждениях без предварительного уведомления о проверке.
Важно отметить, что проведение налоговой проверки является нормативным правом налоговых органов и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Какую ответственность несут предприниматели при проведении выездной налоговой проверки
Первоначально, предприниматели должны предоставить налоговым инспекторам все необходимые документы и данные, касающиеся деятельности предприятия. Это включает в себя бухгалтерскую документацию, отчеты о доходах и расходах, налоговые декларации и другие документы, связанные с налогообложением.
В случае выявления нарушений или несоблюдения налогового законодательства, предприниматели могут быть подвержены штрафам и санкциям. Размер этих штрафов зависит от степени нарушения и может быть значительным. Кроме того, налоговые органы имеют право блокировать расчетные счета и имущество предпринимателя в случае выявления серьезных нарушений.
Помимо финансовых санкций, предприниматели также могут понести репутационные потери. Публичное раскрытие налоговых нарушений может негативно сказаться на имидже компании, что может привести к утрате клиентов и деловых партнеров.
Итак, предприниматели несут ответственность за соблюдение требований налоговых органов и предоставление необходимой информации во время выездной налоговой проверки. В случае выявления нарушений они могут быть подвержены финансовым санкциям и репутационным потерям. Поэтому крайне важно серьезно относиться к соблюдению налогового законодательства и вести бухгалтерию в соответствии с установленными требованиями.
Какие типы проверок могут проводить налоговые органы в 2024 году?
В 2024 году налоговые органы могут проводить следующие типы проверок:
1. Плановые проверки. Налоговые органы проводят плановые проверки в соответствии с установленным планом работы. Они направлены на проверку деятельности налогоплательщиков в определенный период времени и позволяют выявить нарушения налогового законодательства.
2. Внеплановые проверки. Налоговые органы имеют право проводить внеплановые проверки, если имеют сведения о наличии нарушений налогового законодательства. Внеплановые проверки могут проводиться в любое время и направлены на выявление и устранение налоговых правонарушений.
3. Тематические проверки. Тематические проверки проводятся на основании инструкций и рекомендаций Федеральной налоговой службы. Они направлены на уточнение применения налогового законодательства в определенных сферах деятельности и выявление системных нарушений.
4. Проверки на основании информации от третьих лиц. Налоговые органы могут проводить проверки на основании информации, полученной от третьих лиц, например, физических и юридических лиц, банков, контролирующих органов. Это помогает выявить факты нарушения налоговых обязательств.
5. Камеральные проверки. Камеральные проверки проводятся на основании представленных налогоплательщиками документов и позволяют выявить нарушения в учете и отчетности. Такие проверки проводятся без непосредственного посещения объектов деятельности налогоплательщика.
6. Выездные проверки. Выездные проверки проводятся непосредственно на месте деятельности налогоплательщика. Они направлены на проверку деятельности, учета и отчетности налогоплательщика, а также выявление фактов нарушений.
Необходимо отметить, что налоговые органы в 2024 году имеют право проводить различные типы проверок с целью обеспечения соблюдения налогового законодательства и борьбы с налоговыми правонарушениями.
Краткая сводка о выездных проверках
Выездные налоговые проверки могут осуществляться по инициативе самой налоговой инспекции или по заявлению самой компании. При проведении такой проверки налоговики обычно требуют от предприятия предоставить документацию о его деятельности за предшествующий период, а также доступ к бухгалтерским книгам, банковским счетам и другой информации. При этом период, который подлежит проверке, может быть разным: от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от комплексности деятельности предприятия и решения налоговых органов. Как правило, период проверки ограничен сроком действия налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком.
Основные черты выездных проверок: | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Проводятся непосредственно в офисе предприятия | Позволяют проверить точность информации в налоговых декларациях и ее соответствие документации о деятельности компании | Могут занимать значительное время и стать значительной нагрузкой для предприятий |
Проверяются документация и бухгалтерия | Снижает риск ошибок и налоговых неправильностей | Могут быть нарушены правила конфиденциальности предприятия и утечка информации |
Могут быть проведены по инициативе налоговой инспекции или по заявлению компании | Эффективен для выявления нарушений и причиняет покупателю ущерба налоговому процессу | Могут вызвать проблемы и повысить риск для покупателя |
От профилактического визита «по поручению» нельзя отказаться
По общему правилу профилактический визит проводится при наличии «джентльменских договоренностей» между проверяемым и надзорным органом (ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ). То есть, несмотря на то что профилактический визит называют «обязательным», организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет (ч. 6 ст.
52 Федерального закона № 248-ФЗ).
Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336. Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства (подп. «ж» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2024 г. № 372, п. 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.
Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов. На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня.
Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года
О чем речь.В 2022 году правительство объявило мораторий на плановые неналоговые проверки большинства ИП и компаний. Это касалось всех проверок, включенных в Единый план: например, проверок Роспотребнадзора, трудовой инспекции и МЧС. Запретили и внеплановые проверки, за исключением проверок по заявлениям, что бизнес может причинять вред жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.
Действие моратория распространялось на 2022—2023 годы.
Что произошло.Правительство продлило мораторий на плановые неналоговые проверки до 2030 года. Надзорные ведомства не будут проверять большинство компаний и ИП. Плановые проверки сохраняются:
- для предприятий и организаций с объектами чрезвычайно высокого и высокого риска;
- для производств второго класса опасности;
- для гидротехнических сооружений второго класса.
Также будут продолжаться плановые проверки по закону о защите прав юрлиц и ИП без риск-ориентированного подхода.
Вместо плановых проверок инспекторы могут проводить однодневные профилактические визиты. О готовящемся визите инспектор обязан предупредить бизнес не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. По их итогам выдают предписание об устранении выявленных нарушений, оштрафовать после профилактического мероприятия нельзя.
Налоговых проверок мораторий по-прежнему не касается, их будут проводить в обычном режиме.
Порядок проведения выездных налоговых проверок
Проведение выездной налоговой проверки осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О налоговых проверках». Согласно этому закону, налоговые органы могут провести проверку у налогоплательщика в случае, если имеются основания полагать, что налоговые обязательства не исполняются или исполняются неправильно.
Предварительное уведомление о проведении выездной налоговой проверки обычно направляется налогоплательщику не менее чем за пять рабочих дней до начала проверки. В уведомлении указывается цель и предмет проверки, а также перечень документов и сведений, которые необходимо представить налоговому органу.
Во время выездной налоговой проверки, налоговые органы имеют право проверить все документы, связанные с налоговым учетом и уплатой налогов. Это могут быть учетные книги, бухгалтерские отчеты, договоры, акты выполненных работ и другие документы.
Результаты выездной налоговой проверки могут быть представлены в виде акта или заключения. В случае выявления налогового правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, решение о проведении выездной налоговой проверки может быть обжаловано налогоплательщиком в соответствии с процедурой, установленной законодательством.
Штрафы и наказания при нарушении налогового законодательства
При нарушении налогового законодательства предусмотрены штрафы и наказания, которые могут быть применены к нарушителям. Размер штрафов зависит от характера нарушения и степени его тяжести.
Среди основных видов штрафов, которые могут быть применены при нарушении налогового законодательства, можно выделить:
- Штрафные санкции в виде предписаний или рекомендаций;
- Финансовые штрафы в виде наложения дополнительных платежей;
- Штрафы в виде ограничений или отзыва лицензий и разрешений;
- Административные штрафы в виде штрафных санкций, наложенных государственными органами.
Помимо штрафов, нарушители налогового законодательства могут быть подвергнуты иным наказаниям, включая:
- Административные аресты;
- Уголовные наказания, предусмотренные уголовным кодексом;
- Лишение права занимать определенные должности;
- Потерю имущества или дохода, полученных в результате нарушений.
Для снижения риска нарушения налогового законодательства и последующего применения штрафов и наказаний, рекомендуется своевременно и правильно выполнять все налоговые обязательства и следовать требованиям налогового законодательства.