Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Взносы по дополнительному тарифу на ОПС за работников с льготной пенсией
Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.
При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:
УРОВЕНЬ УСЛОВИЙ ТРУДА | ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ |
Опасный | 4 | 8% |
Вредный | 3,4 | 7% |
3,3 | 6% | |
3,2 | 4% | |
3,1 | 2% | |
Допустимый | 2 | 0% |
Оптимальный | 1 | 0% |
Какие категории граждан попадают под дополнительное страхование?
Дополнительные тарифы вступили в действие с 2013 года после принятия Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Работодатель должен вносить повышенный взнос за сотрудников, трудящихся на вредном и опасном производстве.
За осложненные трудовые условия полагается досрочное пенсионное обеспечение. Тяжелыми и вредными считаются:
- добыча полезных ископаемых и горные работы;
- производство, переработка черных, цветных металлов, угля, газа, сланца, нефти;
- химическая промышленность, производство взрывчатки, боеприпасов;
- электротехническая промышленность;
- производство стройматериалов, целлюлозы, стекла, фарфора, фаянса;
- атомная энергетика и другие сферы.
Труд на данных производствах сопровождается особой опасностью, тяжелыми нагрузками, повышенным травматизмом. Работа сопряжена с воздействием повышенного шума, газа, радиации и других факторов. Вредные воздействия вызывают профессиональные заболевания и потерю трудоспособности.
Перечень застрахованных категорий содержится в пп. 1, 2, 3 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.
Порядок уплаты дополнительного взноса
После проведения экспертизы или оценки работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию, подтверждающую соответствие условий труда нормативам. Рабочие места с опасными факторами распределяются по классам вредности. Затем на основе поданной декларации устанавливаются тарифы взносов к уплате.
Особенности взносов по дополнительным тарифам:
- взносы являются персонифицированными;
- выплаты полностью направляются на финансирование трудового пенсионного обеспечения по старости;
- предельная величина базы для начисления страховых взносов не берется в расчет.
Перед уплатой взноса работодатель рассчитывает облагаемую базу и выбирает тариф. Если предельная величина не установлена при подсчете базы, то в учет берутся все выплаты и вознаграждения, полученные сотрудником.
Для уплаты платежа работодатель подготавливает КБК, общую сумму взноса (без разделения на страховую и накопительную часть), точную сумму дополнительного взноса. Рассчитать, оформить и направить в банк платежное поручение можно удаленно. Для уплаты применяются коды бюджетной классификации (КБК), установленные в 2013 году 212-ФЗ.
Платежи по дополнительному тарифу вносятся в ФНС ежемесячно по итогам периода. Сроки совпадают с датами выплат основного взноса:
- до 15 числа при подаче документов в бумажном виде;
- до 20 числа при электронной подаче декларации.
Помимо трудящихся, задействованных на производстве, работе при опасных и тяжелых факторах, дополнительным страхованием имеют право пользоваться:
- работодатели в рамках программы добровольных взносов;
- специалисты списков 1 и 2 по своей инициативе;
- работодатели пилотов и экипажей авиатехники;
- работодатели угольной промышленности;
- индивидуальные предприниматели.
КБК для уплаты страховых взносов в ПФР за работников
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Страховые взносы на пенсионное страхование в ПФР за работников на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии | 182 1 02 02010 06 1010 160 |
Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых во вредных условиях по списку 1, на выплату страховой части трудовой пенсии | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на тяжелых видах работ по списку 2, на выплату страховой части трудовой пенсии | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
Тарифы пенсионных страховых допвзносов
На размер дополнительных страховых взносов влияет вид работ, выполняемых работником, и результат спецоценки. Чем более высокий уровень опасности и вредности условий труда установлен оценкой, тем выше будет тариф для начисления дополнительного пенсионного взноса.
По уровню «вредности и опасности» все условия труда распределены на классы:
- 1 – оптимальные;
- 2 – допустимые;
- 3 – вредные;
- 4 – опасные.
Какой подкласс будет присвоен условиям труда в результате спецоценки, такие дополнительные тарифы страховых взносов и будут применяться работодателем:
- 0% — оптимальный (1 класс) и допустимый (2 класс),
- 2% — вредный (подкласс 3.1),
- 4% — вредный (подкласс 3.2),
- 6% — вредный (подкласс 3.3),
- 7% — вредный (подкласс 3.4),
- 8% — опасный (4 класс).
Если спецоценка работодателем не проводилась, то начислять дополнительные взносы ему все равно придется, но уже по следующим тарифам:
- 9% — для работников на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными условиями труда — так называемый Список № 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ),
- 6% — для работников с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и «малым спискам» (п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).
Причины введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР
- Введение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилось вынужденной мерой, обусловленной необходимостью снижения дефицита ПФР, обусловленной сложившейся демографической ситуацией в Российской Федерации, когда наблюдается рост количества населения пенсионного возраста при одновременном сокращении количества трудоспособного населения, которое в результате трудовой деятельности обеспечивает наполнение ПФР. Следует отметить, что такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако их экономическая ситуация является более благоприятной.
- Причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась также потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить необходимую социальную защиту граждан пенсионного возраста, что в условиях дефицита ПФР становится весьма сложной задачей.
- Дополнительным стимулом решения данной задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа. При этом Списки № 1 и 2 предусматривают наличие у перечисленных в них профессий и должностей работников различных производств и видов работ во вредных условий труда* при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия, вследствие чего издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на Пенсионный фонд Российской Федерации, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2. Все это приводило и приводит к дополнительным расходам Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий таким категориям работников в период дожития с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию.
Специальная оценка места работы
Подобная работа осуществляется на основе ст. 3 ФЗ № 426. Оценка представлена следующими действиями:
- Предприятие составляет штатное расписание для работников, определяет места работы, которые необходимо обследовать.
- К работе по оценке привлекается лицензированная организация, с которой заключается соглашение.
- Специалисты исследуют документы, составляют план оценки трудовых условий.
- Каждый этап работы протоколируется, чтобы невозможно было предъявить претензии по завершении деятельности комиссии.
- К оценке привлекаются сотрудники исследуемых рабочих мест, благодаря чему все стороны согласуют результаты.
Оценка осуществляется не менее 1 раза каждые 5 лет. Если старые рабочие места переквалифицируются или создаются новые, назначается внеочередная проверка.
По итогу оценки создается заключение, в котором делаются выводы по классу опасности каждого места работы. Например, при оценке сложности условий труда в условиях шахты заключение должно содержать характеристики в отношении следующих лиц:
- Работников забоя;
- Прораба смены и остальных лиц, работающих в этих условиях;
- Водителя кара, который работает в подземных условиях.
Выделяют следующие классы опасности на различных видах работ:
- К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
- Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
- К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
- К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.
Процент страховых взносов за вредные условия труда
- Предприятие должно заключить гражданско-правовой договор, на основе которого будет проводиться проверка.
- Сначала комиссия утверждает места для работников, подлежащих оценке, далее определяются факторы, которые могут воздействовать на работников.
- Результатом аттестации является один из четырех классов опасности, определяемый при проверке:
- 1 – оптимальный класс, не представляет никакого вреда для организма работника;
- 2 – допустимый класс, есть некоторые вредные факторы, последствия от которых уходят за период короткого перерыва;
- 3 – вредный класс, когда показатели превышают установленные нормы, делится на четыре подкласса;
- 4 – опасный класс, когда человек трудится, рискуя жизнью или имея возможность получить заболевание, которое будет расцениваться как профессиональное.
Если гражданин имеет работодателя, то второй должен выплачивать определенную часть суммы заработка своего работника в ПФР. Если гражданин является владельцем организации или индивидуального предприятия, то он самостоятельно должен выплачивать определенную часть от своего заработка в ПФР.
Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности
Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно и ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста — т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет).
Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:
- наличии не менее половины установленного специального стажа (см. );
- наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК.
Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год:
- при работе — за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
- при работе вредных профессий — за каждые:
-
- 2,5 года вредной работы для мужчин;
- 2 года специального стажа — для женщин.
С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы:
По | По | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | ||||
СЛС | ПВ | СЛС | ПВ | СЛС | ПВ | СЛС | ПВ |
3,75 | 52 | 5 | 55 | 5 | 53 | 6,25 | 58 |
4 | 51 | 6 | 54 | 6 | 52 | 7,5 | 57 |
5 | 50 | 7 | 53 | ||||
6 | 49 | 8 | 52 | 8 | 51 | 10 | 56 |
7 | 48 | 9 | 51 | ||||
7,5 | 45 | 10 | 50 | 10 | 50 | 12,5 | 55 |
Примечание: СЛС — специальный льготный стаж в годах; ПВ — пенсионный возраст в годах.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Как родные умершего получают накопления через ПФР по госпрограмме?
Сбережения умершего участника программы софинансирования могут забрать его правопреемники – это дети, супруги, внуки, родители, братья, сестры. Выплата накоплений производится после смерти гражданина в следующих случаях:
- до назначения пенсионного пособия, до проведения его перерасчета с учетом добровольно внесенных денег;
- после подачи заявления на срочное пособие (оформляется всеми желающими, предусматривает выдачу остатка из накопительной части, при этом не учитывается материнский капитал, направленный на социальное пособие умершего);
- после назначения пенсии, если разовая сумма не была выдана.
При этом накопления в течение 4 месяцев вправе забрать близкие родственники умершего. Данное право касается только родственников, которые проживали вместе с умершим гражданином или находились на его иждивении, независимо от места проживания. Если такие родственники или дети отсутствуют, сбережения поступают в наследственную часть.
Чтобы получить пенсионные сбережения умершего по программе софинансирования, правопреемники должны выполнить ряд шагов:
- подготовить документы, подтверждающие родство;
- обратиться в ПФР строго через 6 месяцев после смерти участника госпрограммы (в случае пропуска срока вопрос будет решаться только в судебном порядке);
- доставить документы лично в Пенсионный Фонд или отправить по почте заказным письмом (обязательно с описью и уведомлением);
- дождаться решения фонда в течение месяца, следующего за днем подачи запроса. В течение 5 дней с момента принятия решения ПФР отправляет обратившимся родственникам уведомление о положительном или отрицательном решении.
- Денежные средства должны быть перечислены до 20 числа месяца, следующего за месяцем отправки уведомления. Перечисление производится тем способом, который указал участник программы в заявлении.
- Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (образец).doc
- Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (образец).doc
Доступно только подписчикам
- Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (бланк).doc
- Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (бланк).doc
Когда и как уплачивать
Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.
Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.
Порядок осуществления соответствующих перечислений установлен федеральным законодательством. Так, правовое регулирование осуществляется нормами Федерального закона от 30.04.2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Данный нормативный акт устанавливает, что добровольные перечисления на накопительную часть могут быть следующих видов:
- Индивидуальный дополнительный страховой взнос. Определено, что граждане вправе самостоятельно вносить личные средства в установленном ими размере на формирование накопительной части. Перечисления могут осуществляться как гражданином непосредственно в пенсионный фонд, так производиться в форме удержания определенной части заработной платы организацией.
- Взнос работодателя. Под ним следует понимать осуществление денежных перечислений организацией, в которой трудится сотрудник. Они производятся в добровольном порядке, а их размер устанавливается работодателем самостоятельно.
Особенностью такого вида перечислений является то, что они производятся на момент действия трудового договора с работником. Как правило, они выступают частью мер социальных гарантий и направлены на формирование положительной мотивации у сотрудников.