Основные изменения по налогообложению в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения по налогообложению в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку речь идет о «трансграничной» торговле работами и услугами, то и правила налогообложения в этой части регулируются не только Налоговым кодексом. Приоритет здесь в силу ст. 7 НК РФ имеют нормы международного права. Эти нормы установлены Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014; далее — Договор о ЕАЭС) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к этому Договору (далее — Протокол).

По правилам ст. 146 НК РФ, налогом на добавленную стоимость облагается не любая реализация работ или услуг, а только такая, которая осуществлена на территории России. Если при обычных трансграничных операциях для определения территории выполнения работы или оказания услуги используется ст. 148 НК РФ, то в случае с ЕАЭС эта статья не применяется. Соответствующую информацию нужно искать в п. 28 и 29 Протокола, для удобства использования которой мы подготовили специальную таблицу (она размещена в конце данной статьи).

По работам и услугам, которые признаются выполненными (оказанными) на территории РФ, необходимо будет заплатить НДС. Причем, такая обязанность возникает как при реализации работ или услуг, так и при их приобретении у иностранной организации. В последнем случае российская компания выступает налоговым агентом (п. 2 ст. 161 НК РФ) и обязана определить сумму НДС по расчетной ставке, т.е. «вычленить» из договорной суммы (п. 1 ст.161 НК РФ). А значит, по правилам НК РФ иностранный контрагент может получить меньшую сумму, чем указано в тексте договора.

Именно поэтому вопрос о налоге на добавленную стоимость нужно решать с контрагентами из ЕАЭС заблаговременно, формируя цену контракта с учетом налогового фактора. Если же это сделать забыли, а контрагент претендует именно на сумму, указанную в договоре, можно «накинуть» НДС сверху и уплатить в бюджет за свой счет. Контролирующие органы признают такой подход правомерным (см. письма Минфина России от 12.11.014 № 03-07-08/57178 и от 05.06.13 № 03-03-06/2/20797).

Каких-то особенностей в части отчетности по налогу на добавленную стоимость ЕАЭС-операции с услугами и работами не влекут. И при их реализации, и при покупке в инспекцию подается знакомая всем плательщикам НДС декларация по этому налогу в электронном виде.

Какие налоги платит ооо в узбекистане

Постоянным учреждением иностранного юридического лица в Республике Узбекистан признается постоянное место деятельности, через которое это иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан.

Иностранное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязано зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе (Статья 36 Налогового кодекса Республики Узбекистан).

Юридическое лицо — нерезидент Республики Узбекистан, осуществляющее деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, не позднее ста восьмидесяти трех календарных дней со дня начала осуществления этой деятельности обязано представить в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика (Статья 130 Налогового кодекса).

Согласно налоговому законодательству постоянные учреждения являются налогоплательщиками, в частности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (статья 237 НК).

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, оборот по реализации товаров (услуг) определяют исходя из деятельности такого постоянного учреждения (статья 238 НК).

Исчисление и уплата налога на прибыль с доходов нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение, производятся указанным нерезидентом самостоятельно.

При определении налоговой базы на вычеты постоянного учреждения относятся расходы, непосредственно связанные с получением налогооблагаемых доходов от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Узбекистан или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом (статья 347 НК).

Налог с доходов нерезидента, полученных от источников в Республике Узбекистан, и не связанных с постоянным учреждением исчисляется и удерживается налоговым агентом, выплачивающим доход нерезиденту. Удержание налога производится из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов (статья 351 НК).

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
1 Албания 10
2 Босния и Герцеговина 10
3 Болгария 10
4 Казахстан 10
5 Беларусь 12
6 Макао 12
7 Россия 13
8 Иордания 14
9 Коста-Рика 15
10 Гонконг 15
11 Литва 15
12 Маврикий 15
13 Сербия 15
14 Судан 15
15 Йемен 15
16 Венгрия 16
17 Румыния 16
18 Ангола 17
19 Украина 18
20 Черногория 19
21 Словакия 19

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Как изменились налоги в Узбекистане в 2021 году

  • Шавкат Мирзиёев
  • Ислам Каримов
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Шавкат Мирзиёев 08.09.2016 — 23.0000 23.0000 23.0000 23.0000 0.00%
Ислам Каримов 24.04.1990 — 02.08.2016 29.0000 23.0000 29.0000 22.0000 -20.69%

В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:

  • 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
  • эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».

Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:

  • иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
  • иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
  • по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.

Трансфертное ценообразование

В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.

В случае если власти скорректируют цены, переоцененные обязательства будут включать налоги, пошлины, пени и штрафы, уплачиваемые в государственный бюджет.

Правила трансфертного ценообразования влияют на следующие операции:

  • международные коммерческие сделки;
  • внутренние операции, которые непосредственно связаны с международными коммерческими операциями, когда:
  1. продажа относится к контракту на недропользование;
  2. любая из сторон сделки имеет налоговые преференции; или
  3. одна из сторон имеет убытки за 2 года, предшествующих году совершения сделки.

Налоги и платежи с заработной платы в Узбекистане на 2019 год

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, определяется за вычетом суммы отчислений на ИНПС. Отчисления на ИНПС в 2019 году составляют 0,1 процент от совокупного дохода сотрудника облагаемого НДФЛ.

Уплата налогов с заработной платы сотрудников в Узбекистане является обязанностью их работодателей. Работодатели выступают в качестве налоговых агентов своих сотрудников, поэтому они должны правильно рассчитать и своевременно уплатить отчисления из зарплаты работников.

Оклад сотрудника – 2 500 000 сумов. Льгот по налогу на доходы физических лиц у него не имеется. Так как работник является резидентом нашей страны, подоходный налог с его заработной платы составит 12%.

Шаг 1. Определяем доходы сотрудника.

Облагаемый доход составляет 2 500 000 сумов.

Шаг 2. Производим обложение налогом заработной платы.

Какие изменения ожидаются в Узбекистане с 1 февраля 2021 года?

Процедура удержания подоходного налога в рассматриваемой ситуации отличается от общего порядка. Схематично ее можно изобразить в следующей очередности:

  1. Уплата фиксированного аванса работником, обладающим патентом (1200 руб.).
  2. Получение нанимателем документа, подтверждающего оплату работником фиксированного платежа. Из этого следует возможность снижения НДФЛ на сумму уплаченного аванса.
  3. Уменьшение величины налогового платежа на сумму оплаченного работником аванса (производит налоговый агент).

Фиксированная величина аванса индексируется. Пересчет авансовой суммы ведется исходя из действующего коэффициента—дефлятора и регионального коэффициента. Оба множителя устанавливаются на текущий календарный год.

Так, на 2021 год определены: 1,623 (дефлятор) и, соответственно, 2,3118 — для Москвы. По умолчанию региональный множитель равняется единице.

Действие патента распространяется только на тот регион, в котором его выдавали. Представленная схема удержания налога применяется во время действия патента.

Пример 2. Калькуляция фиксированного взноса по НДФЛ для иностранца с патентом

Иностранный гражданин работает на основании патента в Москве. Ежемесячно им перечисляется фиксированный аванс — 1200 руб.

Данные для калькуляции Подсчет и размер аванса
Актуальные для 2021 года показатели:

1,623 — множитель—дефлятор для НДФЛ;

2,3118 — региональный множитель для Москвы.

Фиксированный аванс 1200 руб.

Сумма налогового платежа:

1200 * 1,623 * 2,3118 = 4502,4руб.

Главным преимуществом подоходного налога является то, что он, больше чем какой-либо другой налог, сообразуется с платежеспособностью налогоплательщика.

Что изменится в налогообложении в 2021 году

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

6.2. Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

6.3. Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, с 25 до 13%.

Для остальной категории налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

7.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4%.

Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза.

Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

7.2. Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

7.3. Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом (облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе).

Эта норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов оформляется кадастровый документ, с определением по нему кадастровой стоимости.

Например, кадастровая стоимость машино-места определена в размере 12 млн сумов. К ней применяется налоговая ставка в размере 0,23% — сумма годового налога на имущество физических лиц за 1 машино-место составит 27,6 тыс. сумов.

Сейчас гаражи, принадлежащие физическим лицам, облагаются земельным налогом и налогом на имущество.

Эта норма не будет распространяться:

  • на физических лиц, которые решили во дворе своего жилого дома благоустроить место под свои машины;
  • на физических лиц, которые пользуются услугами юридических лиц по хранению автотранспортных средств (платные автостоянки). В этом случае, плательщиком налога является юридическое лицо.
  • При расчете налога планируют использовать рыночную цену
  • Как изменится стоимость права пользования землей в Ташкенте
  • Как предлагают поддержать предпринимателей при переходе на МСФО
  • Что планируется сделать в 2021 году
  • Госконтроль предпринимательства. Как планируют это делать
  • Что изменят в контроле автоперевозок

Ставка подоходного налога для физических лиц в Узбекистане

То есть – он может быть как срочным, так и бессрочным, предусматривать дистанционную работу, предполагать сокращенный режим рабочего дня или ненормированный – все основные нормативы Трудового кодекса распространяются на него в полной мере.

Плательщиками налога НДФЛ являются все физические лица, которые получают налогооблагаемый доход, определяемый НК РУз. Резиденты Республики Узбекистан выплачивают подоходный налог с доходов, полученных в пределах страны и за рубежом. Обложение НДФЛ для нерезидентов распространяется только на доходы, полученные из источников, размещенных в РУз. При этом для резидентов и нерезидентов установлены различные ставки и другие условия обложения НДФЛ. Подробнее о налогоплательщиках НДФЛ мы рассказали в этой статье.

Читайте также:  Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

Подоходный налог или НДФЛ — основной вид налогообложения, который выплачивают с доходов граждан. Исчисление осуществляется в процентах. При этом расчеты и уплату подоходного налога в Узбекистане производят налоговые агенты – работодатели. Иногда физлица сами уплачивают этот налог. Так происходит, если доход был получен у других физических лиц, а они не являются налоговыми агентами или по каким-либо обстоятельствам налог не был удержан у источника выплаты. Налоговый кодекс Республики Узбекистан предусматривает ряд льготных категорий доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению НДФЛ.

Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, — такой же важный источник формирования государственной казны, как и другие инструменты фискальной политики государства. В последнее время все чаще всплывают слухи о том, что этот сбор будет повышен.

Патент на работу содержит сведения о регионе, где разрешено работать, и о специальности, по которой мигрант вправе осуществлять трудовую деятельность. Поэтому, если иностранный гражданин работает в регионе или по специальности, которые не указаны в патенте, он совершает административное правонарушение, предусматривающее не только штраф и административное выдворение за пределы РФ, но и запрет на въезд в Россию течение нескольких лет.

Если временно пребывающий иностранец, работающий на основании патента, получает разрешение на временное проживание (РВП), то происходит изменение его статуса с временно пребывающего на временно проживающего.

— введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

Некоторые сочетания никак не регламентированы российским законодательством, и применение существующих законодательных норм, порой приводит к абсурдным заключениям. В частности, с начислений в пользу дистанционного работника, находящегося, например, в Австралии, следует уплачивать страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к.

После получения патента иностранец в течении двух месяцев должен устроится на работу. Так как после трудоустройства сотрудник-иностранец должен представить в территориальный орган ФМС России копию своего трудового или гражданско-правового договора в течение двух месяцев со дня выдачи патента. Сделать это он может лично или направив заказное письмо с уведомлением о вручении. Если иностранец не представит копию договора в срок, то территориальный орган ФМС России аннулирует его патент. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 22 и пункте 7 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2021 г. № 115-ФЗ.

Интересно опубликовать фамил… Законопроект о соотношении зарплат руководителей и работников отклонили bacek, 4890 4945 2343 6905 Как можно найти мошенника по номеру карты? Для кого-то стакан наполовину пуст, а для кого-то полон. Кто мешает свободный день провести, как … Почему я не люблю 8 Марта Это будет поводом снять с зашедших детей биометрические данные? А вообще идея-то хорошая.

Налоги в Узбекистане в 2021 году: что изменилось

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.

При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).

Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.

Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:

  • Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
  • кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.

Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.

Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.

При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.

В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.

В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

  • санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
  • местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.

1. Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа ─ налог с оборота, фиксированного налога — налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.

2. Льготы по налогам и другим обязательным платежам, а также пониженные ставки по налогам, предоставленные:

  • Налоговым кодексом, утвержденным от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136 — действуют до 1 апреля 2020 года;
  • решениями президента и Кабинета Министров — действуют до истечения срока их действия.

3. Выведены из состава кодекса разделы про государственную пошлину, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном законе.

4. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся в закон «О недрах».

5. До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.

6. Отменены специальные налоговые режимы для:

  • а) рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50% от доходов), будут уплачивать:
    • общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов) — земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20%;
    • налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;
  • б) физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц.
    • Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов).
    • При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;
  • в) сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота.
    • При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.

7. Индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации, либо продолжать уплачивать налог в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25%.

8. Налоговым кодексом в новой редакции предусмотрено, что счета-фактуры, как правило, выписываются в электронной форме.

С 1 января 2020 года хозяйствующие субъекты при реализации товаров (услуг) обязаны выставлять и принимать счета-фактуры в электронном виде. Налогоплательщики вправе свободно выбирать оператора электронных счетов-фактур по собственному желанию.

Вместе с тем, отдельные операторы электронных счетов-фактур будут предоставлять свои услуги в начале 2020 года на бесплатной основе.

В связи с необходимостью подключения большого количества налогоплательщиков к операторам электронных счетов, до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.

Государственным налоговым комитетом совместно с Министерством финансов будет доведен новый порядок оформления счетов-фактур, включая случаи, когда счета-фактуры можно оформлять на бумаге.

До проведения правовой экспертизы и государственной регистрации порядка оформления счетов-фактур, налогоплательщики должны применять порядок, действовавший в 2019 году.

Аналогичный порядок применяется и в отношении применения онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс.

1. Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

2. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.

Читайте также:  Забалансовые счета бухгалтерского учета в 2024 году

Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.

По аналогии, внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога.

При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога.

3. Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.

Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных кодексом и регулирующих порядок их проведения.

В частности, предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

  • а) камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра и др.), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.
    • Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.
    • По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени;
  • б) выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.
    • По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится;
  • в) налоговый аудит — полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.
    • По результатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.

Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют бизнес-омбудсмена о назначении налогового аудита.

4. Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.

При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

5. В Налоговом кодексе предусмотрены:

  • внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
  • установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.

6. Налоговым кодексом в новой редакции предусматривается, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом.

При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями президента только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на три года.

Льготы по НДС, в том числе при импорте, не могут предоставляться с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.

Налогообложение в Узбекистане в 2021 году

Данные Период Дата

12 2021 18.02.2021
23 2018 10.02.2018
23 2016 11.08.2017
23 2015 31.12.2015
22 2014 31.12.2014
22 2013 31.12.2013
22 2012 31.12.2012
22 2011 31.12.2011

Что изменится в налогообложении в 2021 году

Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).

При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

  1. налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
  2. в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
  3. доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по ставке 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, установлены в приложении №8 к закону о госбюджете на 2021 год. Например, для Ташкента минимальная ставка установлена в размере 14 тысяч сумов за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
  4. за кенгашами народных депутатов районов и городов сохраняется право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей (ИП) в зависимости от специфики места осуществления деятельности ИП, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — ИП — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.

Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.

При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).

Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.

Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:

  • Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
  • кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.

Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.

Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.

При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.

В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.

В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

  • санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
  • местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

Льготы и преференции для иностранных инвесторов

Условия налогообложения участников специальных экономических зон

Участникам специальных экономических зон предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объема внесенных инвестиций на срок определяемый решением Президента Республики Узбекистан.

Налоговые льготы, указанные в части первой настоящей статьи распространяются исключительно на виды деятельности участника специальной экономической зоны, предусмотренные в Соглашении об инвестировании на территории специальной экономической зоны, заключенном между инвестором (инвесторами) и Дирекцией специальной экономической зоны.

Участники специальных экономических зон в соответствии с настоящим Кодексом пользуются льготами по налогу на добавленную стоимость и иным налогам.

Порядок применения налоговых льгот участниками специальных экономических зон

Срок действия налоговых льгот, предусмотренные частью первой статьи 473 настоящего Кодекса, исчисляется с даты получения свидетельства участника специальной экономической зоны.

При лишении статуса участника специальной экономической зоны субъект предпринимательства не вправе пользоваться налоговыми льготами и другими преференциями, предоставляемым участникам специальной экономической зоны, с 1 числа месяца, в котором он был лишен статуса участника специальной экономической зоны.

Если участник специальной экономической зоны увеличил объем инвестиций до размера, предусматривающего более продолжительный срок действия налоговых льгот, он вправе продлить срок действия налоговых льгот в соответствии с фактическим объемом инвестиций. При этом если увеличение объема инвестиций осуществляется после истечения предыдущего срока действия льгот, налоговые льготы применяются с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на более продолжительный срок действия льгот.

Налогообложение нотариусов, занимающихся частной практикой

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются налогоплательщиками налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, в части доходов, получаемых в виде оплаты труда, уплачивают социальной налог и налог на доходы физических лиц по установленным ставкам.

На нотариуса, занимающегося частной практикой, возлагаются обязательства по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц и социального налога в части оплаты труда работников.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость в части оказания нотариальных услуг.

Налогообложение прибыли нотариусов, занимающихся частной практикой

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог на прибыль по установленной настоящим Кодексом ставке. При этом исчисление, представление налоговой отчетности и уплата налога на прибыль осуществляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При исчислении налога на прибыль доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, признаются все виды доходов, предусмотренные главой 43 настоящего Кодекса.

К вычитаемым расходам относятся расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности. При этом невычитаемые расходы определяются в соответствии со статьей 317 настоящего Кодекса.

Прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль в распоряжении нотариуса, занимающегося частной практикой, в целях налогообложения приравнивается к дивидендам.

Сохраняются круг налогоплательщиков, налоговые ставки, порядок исчисления налога и сроки представления налоговой отчетности.

С 1 января введён отдельный порядок признания амортизируемых активов в целях исчисления налога на прибыль. Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль к амортизируемым активам относятся основные средства и нематериальные активы, отвечающие критериям, приведенным в Налоговом кодексе.

Уточняется порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого актива, изменения первоначальной стоимости, а также порядок начисления амортизации по амортизируемому активу.

В частности, в первоначальную стоимость амортизируемых активов не включаются проценты по долговым обязательствам. А к амортизируемым активам отнесены капитальные вложения в предоставленные в аренду и (или) безвозмездное пользование амортизируемые активы в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором (ссудополучателем) с согласия арендодателя (ссудодателя), стоимость которых не возмещается арендодателем (ссудодателем).

Вводится порядок временного приостановления начисления амортизации, в частности, при реконструкции или модернизации свыше 12 месяцев, за исключением случаев, когда такой актив в процессе реконструкции или модернизации продолжает использоваться налогоплательщиком в своей деятельности.

Пересмотрены группы амортизируемых активов с учётом статистического классификатора основных фондов Узбекистана и в среднем в 2 раза увеличены годовые нормы амортизации (в процентах). Согласно поправкам, годовая предельная норма амортизации устанавливается следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Представленные нормы амортизации применяются исключительно для целей исчисления налога на прибыль. Вместе с тем, налогоплательщикам предоставлено право начислять амортизацию по нормам ниже установленных Налоговым кодексом, то есть в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Одновременно с увеличением норм амортизации увеличивается размер единовременного инвестиционного вычета (амортизационной премии) по зданиям с 5 до 10%, по новому технологическому оборудованию — с 10 до 20%.

Инвестиционный вычет применяется к первоначальной стоимости амортизируемого актива и отражается в виде расходов на амортизацию.

Как изменились налоги в Узбекистане в 2020 году

5.1 Пересматривается перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом принятых решений по отмене единого земельного налога и введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков.

Таким образом, следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 млрд сумов;
  • индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период не превышает 100 млн сумов;
  • импортеры товаров — с первого числа месяца, следующего за заключением импортного контракта;
  • производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более — с первого числа месяца, следующего за получением сельхозугодий;
  • юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа — с первого числа месяца, следующего за началом ведения данной деятельности;
  • юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотереи;
  • доверенные лица, по деятельности в рамках договора простого товарищества;
  • собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта. Они обязаны перейти на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение;
  • предприятия, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования. Они обязаны перейти на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.

5.2. Лица, на которых не распространяется уплата налога с оборота, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с 1 января 2020 года.

Такие лица обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органе о переходе на уплату данных налогов.

5.3. Сохраняется предельный размер годового оборота в размере 1 млрд сумов в целях применения налога с оборота. Наряду с этим, детализируется порядок перехода с уплаты налога с оборота на уплату налога на прибыль и НДС.

5.4. При длительном технологическом цикле — в строительстве, проектных и иных работах, если условиями заключенных контрактов не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации признается равномерно.

Для определения дохода на конец отчетного периода:

  • в первую очередь, рассчитывается удельный вес расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на выполнение контракта;
  • затем полученный показатель умножается на общую сумму дохода по контракту (цену контракта).

При определении дохода от реализации услуг за текущий отчетный период ранее учтенные доходы по данному контракту вычитаются.

5.5. Сохраняются ставки налога с оборота действовавшие в 2019 году, за исключением деятельности по предоставлению в аренду имущества. По указанному виду деятельности предусматривается снижение налоговой ставки с 30 до 8%.

Юридические лица, основной деятельностью которых не является предоставление в аренду имущества, по доходам от сдачи имущества в аренду уплачивают налог с оборота с применением налоговой ставки, установленной в пункте 1 статьи 467 Налогового кодекса.

5.6. Устанавливаются унифицированные сроки представления налоговой отчетности для всех налогоплательщиков:

  • не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом — по итогам отчетного периода;
  • не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом — по итогам налогового периода.

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом для нерезидентов вводится обязательство самостоятельного исчисления налога на имущество.

6.2. Сохраняется налоговая ставка в размере 2%, а в отношении объектов незавершенного в нормативный срок строительства налоговая ставка устанавливается в размере 4%.

При этом в отношении пустующих зданий, неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также объектов незавершенного строительства законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, и налоговые льготы, предусмотренные по налогу на имущество на них не распространяются.

В отношении следующих объектов недвижимости вводится пониженная налоговая ставка в размере 0,2% взамен ранее предоставленных льгот:

  • железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
  • недвижимое имущество и объекты незавершенного строительства, по которым принято решение Кабинета Министров об их консервации.

6.3. Исключается из объекта налогообложения оборудование, не введенное в действие в установленный срок.

Включаются в объект налогообложения объекты жилой недвижимости, числящиеся на балансе строительных организаций или застройщиков для последующей реализации, по истечении шести месяцев после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. По ним налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости этих объектов (в части не реализованных).

6.4. Вводится обложение налогом на имущество полностью амортизированных зданий, исходя из их переоцененной (рыночной) стоимости, определяемой не реже одного раза в три года.

6.5. Вводится льгота по налогу на имущество в виде уменьшения налоговой базы на среднегодовую остаточную стоимость имущества, находящегося на балансе сельскохозяйственных предприятий, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции.

6.6. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности, а юридическими лицами — нерезидентами до 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

6.8. Справка для исчисления размера авансовых платежей представляется в налоговые органы до 10 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее тридцати дней с даты государственной регистрации.

Авансовые платежи уплачиваются:

  • плательщиками налога с оборота — не позднее 10 числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога;
  • налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, — не позднее 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.

Авансовые платежи не уплачивают юридические лица — нерезиденты, не осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, с учетом авансовых платежей, вносится в бюджет не позднее срока представления налоговой отчетности.

Нерезиденты, не осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения, налог уплачивают один раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Эта услуга может предоставляться совместно с услугами бухгалтерского учета и отчетности либо отдельно. Она включает следующие виды работ, необходимые для точного расчета налогов:

  • Разработка налоговой политики на основе отраслевой специфики;
  • Ведение налоговых регистров;
  • расчет налога на прибыль/доходы;
  • Расчет налога на добавленную стоимость (НДС);
  • Расчет налогов, связанных с заработной платой;
  • Исчисление налога на прибыль, подлежащего удержанию у юридических и физических лиц-нерезидентов;
  • Расчет налоговой базы по налогу на имущество и землю (если применимо);
  • Расчет налогов по упрощенной системе налогообложения (единого налогового платежа и единого земельного налога).

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан юридические лица должны предоставлять налоговые декларации в налоговые органы. Услуги, которые оказывает «Делойт», включают подготовку и предоставление в налоговые органы следующих отчетов:

  • Расчет по налогу на прибыль;
  • Расчет по НДС;
  • Расчет по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу для местных и иностранных сотрудников;
  • Расчет по налогу на прибыль юридических лиц-нерезидентов;
  • Статистическая отчетность;
  • Прочие отчеты.

Мы готовим вышеуказанные отчеты как для узбекских, так и для иностранных компаний.

Все подготовленные отчеты проверяются и подаются своевременно во все государственные органы в сроки, установленные законодательством Республики Узбекистан.

Перечень предлагаемых консалтинговых услуг включает в себя:

  • Налоговый обзор и анализ уплаченных налогов за период;
  • Консультирование по вопросам корпоративных и индивидуальных налогов;
  • Анализ потенциальных налоговых рисков (деятельность Представительств, риски возникновения признаков Постоянного учреждения, корректное применение специальных льгот, налогообложение иностранных физических лиц – резидентов и нерезидентов Узбекистана и т. д.);
  • Консультации по вопросам валютного регулирования, недвижимости и проведения различных операций;
  • Экспертиза контрактов с резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан на соответствие действующему законодательству и оценка налоговых последствий
  • Консультации в области международного налогообложения, в частности, применение международных конвенций, получение соответствующих документов об освобождений от уплаты налогов в Узбекистане;
  • Внешнеторговая деятельность: таможенные процедуры и платежи, акцизный налог и налог на добавленную стоимость;
  • Разработка налоговой политики с соответствующим и своевременным учетом влияния изменений в деятельности компании.

В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер для уточнения необходимой информации.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...