Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проветривание помещений нормы САНПИН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важность проветривания должен понимать каждый человек. В учебных заведениях, школах и садиках скапливается большое количество людей в замкнутом пространстве и приводит к накоплению большого количества углекислого газа, снижению концентрации кислорода. Кислород нужен сердцу и головному мозгу для правильной работы.
Как правильно проветривать комнату
Есть несколько универсальных правил, которые помогут поддерживать качество воздуха в квартире:
- раскрывайте окна на максимально допустимый уровень; вертикальной форточки недостаточно для полноценного притока кислорода;
- если у вас линейная планировка квартиры, при которой все окна выходят на одну сторону, есть смысл открыть дверь и создать сквозняк, увеличив тягу;
- старайтесь не сидеть на пути движения воздуха, на время перейдите в другую комнату или прогуляйтесь. На сквозняке легко простудиться или получить невралгию;
- лучше всего проветривать ранним утром и поздним вечером, особенно если вы живете рядом с трассой. Это позволит уменьшить количество вредных веществ, попадающих в комнату от пыли и выхлопных газов;
- будьте внимательны, ограничьте доступ к открытым окнам для детей и животных.
Духота в помещении: краткосрочные и долгосрочные последствия
Однако мало кто помнит, что из-за малоподвижного образа жизни (который уже сам по себе вреден) большую часть времени мы дышим “отработанным” воздухом, насыщенным углекислым газом и другими продуктами дыхания. Простой пример: Если помещение не проветривается весь день, то вечером уровень CO2 в нем в 20 раз превышает норму. Очевидно, что полноценный ночной отдых в такой ситуации невозможен, а занятия на беговой дорожке или велотренажере принесут только вред, а не пользу.
Что происходит в организме, когда вы долгое время дышите воздухом для сжигания? В случае передозировки углекислого газа в крови, CO2 начинает замещать кислород в красных кровяных тельцах. Частота дыхания увеличивается. Дефицит О2 снижает скорость окислительных процессов, и токсины начинают накапливаться в крови ускоренными темпами.
Такие эксперименты над собой приводят к закономерному результату – снижению продуктивности, головным болям, вялости, заторможенности и психической депрессии.
В долгосрочной перспективе длительное пребывание в закрытом, плохо проветриваемом помещении – прямой путь к хроническим заболеваниям.
Вирус может передаваться воздушно-капельным путем. Когда человек кашляет или говорит, выделяются частицы диаметром до 5 микрометров. Они остаются в воздухе в течение нескольких часов и могут передаваться на большие расстояния под действием атмосферных потоков.
Параметры коронавируса достигают 160 нанометров. Лабораторные испытания показали, что он может оставаться в воздухе до 3 часов и на предметах до трех дней.
Он помогает снизить вероятность наличия болезнетворных частиц в воздухе за счет отвода воздушных масс через фильтры кондиционеров и вентиляции. Обычное открывание окон и дверей также работает, но не так эффективно.
Однако проветривание любым способом предотвратит оседание большего количества частиц коронавируса на поверхностях мебели и оборудования. В целом, существует повышенный риск заболевания в закрытых помещениях, которые не проветриваются регулярно.
Федерация инженеров рекомендует, по возможности, обеспечить круглосуточную вентиляцию с пониженной скоростью движения воздуха. Если это невозможно, следует обеспечить вентиляцию в течение 15 минут до начала рабочего дня, во время перерывов и смены персонала. Пространство не должно вызывать переохлаждения или холода. Воздух вентилируется только с одной стороны, наружу.
Не рекомендуется использовать системы рециркуляции и местные устройства, а также любые приточные системы, чтобы не допустить повторного попадания вирусов, которые были удалены путем оседания на стенках вентиляционной системы. Такое оборудование должно включаться только при закрытых рециркуляционных заслонках, особенно во время эпидемий.
В вентилируемых туалетных комнатах во время проветривания окна должны быть закрыты, чтобы избежать обратного потока воздуха.
Вытяжные системы в туалетах должны работать круглосуточно, так как постоянное увлажнение воздуха во время смыва в туалете способствует образованию капель влаги в воздухе, которые распространяют вирус. По этой же причине смывать следует при закрытой заслонке унитаза.
У вируса также есть порог выживаемости. Коронавирус погибает при высокой влажности около 80% и температуре выше 30°C, но человек не может работать в таких условиях.
Какие бывают проветриватели на пластиковые окна
Вентиляционные механизмы различаются по типу конструкции, способу регулирования, установке и другим критериям. Они изготавливаются из металла, дерева или пластика. Четкого разделения на типы не существует.
Существуют различные типы оконных проветривателей:
Тип механизма | Конструктивные особенности |
Армирование | Подача воздуха через щель в раме. Самый низкий воздушный поток (5 м3/ч), но доступный по цене, с высокой звукоизоляцией. Мы рекомендуем 2 единицы на окно. |
Слот | Пользуются большим спросом у потребителей: широкий выбор моделей. Высокая производительность (от 20 м3/ч), пыле- и звукоизоляция, компактные размеры. Устанавливается в изоляционный зазор между створкой и рамой. Двойные блочные рамы требуют фрезеровки. |
Автоматический | Дополнен датчиком влажности воздуха в помещении, который регулирует открытие и закрытие диффузора. |
Руководство | Воздухозаборник регулируется вручную |
Встраиваемые | Механизм оснащен открывающимся клапаном. Он имеет повышенную производительность по воздуху (до 100 м3/ч) по сравнению с встраиваемым типом. Для установки по всей ширине стеклопакета. Может быть установлен на производстве или в доме со сменным стеклопакетом. |
Поверхностный монтаж | Аналогичен принципу узкого остекления. Самая высокая проницаемость, но нет звукоизоляции. Должны быть удалены из окна. В основном используется в технических помещениях |
Ручка с воздухозаборным клапаном | Устанавливается на место обычной ручки. Оснащены фильтрующими картриджами |
Акустика | Встроенная мембрана изолирует внешние звуки, поддерживая диапазон 30 – 40 дБ |
Также предлагаются амортизаторы дождя и ветра.
График проветривания — необязательный документ, который при проверке контролирующие органы не запрашивают. Но все же лучше его составить.
График наглядно показывает периодичность проветривания и тем самым дисциплинирует персонал. Кроме того, его наличие говорит о внимательном и ответственном отношении руководства предприятия к своим сотрудникам, а также о соблюдении предписаний Роспотребнадзора по профилактике распространения COVID-19.
Документ готовит ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, с учетом требований соответствующих СанПин и рекомендаций Роспотребнадзора. Форма графика законом не установлена, поэтому он может быть любым, удобным работодателю. Однако в нем должно быть видно — когда, где и какое время проветривалось помещение. Желательно указать и каким способом — через форточки, фрамуги и т. д. Ответственное лицо должно проставить свою подпись после каждой процедуры.
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.
Применение современной системы вентиляции
С учетом того, что на данном этапе времени значительно возросло количество частных садиков, то все популярнее стало проведение в них современных систем вентиляции (другое название искусственная вентиляция).
Существует множество видов принудительных вентиляционных систем, которые отлично подойдут для садика, но предпочтение в большинстве случаев отдают приточно-вытяжным системам.
Такое вентилирование гарантирует обеспечение своевременного удаления загрязненных воздушных масс и их замена на чистые. Существует возможность осуществлять контроль над температурным режимом подаваемого в помещение воздуха. Это является огромным плюсом, поскольку в значительной мере снижается вероятность возникновения простудных заболеваний у детей, присутствующих в группах.
Температура, влажность, режим проветривания в школе
Требования к воздушно-тепловому режиму
6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.
6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Зачем проветривать помещение
Научно доказано, что вдыхаемый нами воздух в комнате напрямую влияет на самочувствие и работоспособность. В связи с этим рекомендуется позаботиться о притоке свежего воздуха с улицы. Если вы никогда не проветриваете квартиру, это чревато неприятностями:
- появится плесень по углам;
- разведутся клещи;
- начнут развиваться микробы и аллергены.
Зачем же проветривать помещение, а точнее как это поможет в борьбе со всем перечисленным? При дыхании вырабатывается углекислый газ, концентрация которого без притока чистого воздуха возрастает. Это является причиной усталости, мигреней и недомоганий. На фоне всего этого ухудшается самочувствие и падает трудоспособность, поэтому проветривание должно быть обязательным как дома, так и в офисных помещениях. Как правильно проветривать помещение, сколько раз в день и как долго мы разберемся чуть ниже.
Вам следует знать, что без притока свежего воздуха в помещении будет также увеличиваться уровень влажности. Что касается упомянутого углекислого газа, он оказывает отравляющий эффект на человеческий организм, приводя к гипоксии, кислородному голоданию и сонливости.
Молекулы кислорода, проникающие в помещение при проветривании, благоприятно влияют на работу нервной системы и тонизируют ее. Они обеспечивают прилив сил и бодрости. Если вы не проветриваете помещение перед сном, вам наверняка знакомо ощущение усталости по утрам, даже если спали вы долго.
Что дают регулярные проветривания?
В общих чертах, почему лучше проветривать помещения в квартире или офисе мы рассмотрели, а теперь перечислим наиболее веские причины, по которым вам нужно приучиться делать это регулярно:
- сквозное проветривание минимизирует выводит вредные примеси на улицу;
- исчезают посторонние запахи;
- обновляется воздух, поэтому в нем поддерживается нормальная концентрация кислорода и минимизируется количество углекислого газа;
- нормализуется влажность в доме;
- не образуется плесень.
Число бактерий в проветриваемом помещении быстро сокращается – это еще один довод в пользу того, что нужно регулярно открывать окна настежь.
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.
График проветривания помещений в школе
Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать.
СанПин 2.4.2.2821-10 устанавливает нормы и правила, которые позволяют создать комфортные условия времяпрепровождения для детей в школе. В нем указано время, необходимое для поступления достаточного количества кислорода в помещение:
- Даже в холодное время года перед началом занятий класс должен проветриваться не менее 20 минут.
- В последующем каждый час окна должны открываться минимум на пять минут(во время перемены, например).
Для правильного роста и развития ребенка необходимо создать оптимальные условия его пребывания в ДДУ. Одним из обязательных требований являются правила проветривания в дошкольном учреждении. В противном случае повышается риск распространения вирусных болезней или их перерастание в эпидемию. Процедура регламентируется сводом государственных норм и правил — СанПиН2.4.1.3049-13.
Быстрое улучшение качества воздуха достигается сквозным проветриванием (одновременно открыты фрамуги и дверь), но обязательно в отсутствие детей.
Это число в несколько раз выше нормы, что чревато проявлением у детей и воспитателей следующих симптомов:
- мигрени;
- упадок сил;
- постоянное чувство тошноты.
Ее оборудуют навесом, огражденным с трех сторон. От проезжей части дороги он должен быть защищен барьером.
Искусственная вентиляция
Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Рекомендуем: Что значит давальческое сырьё, давалец сырья
Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.
Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.
Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.
Проветривание помещений: санитарные правила и нормы для разных категорий
Люди на протяжении жизненного цикла постоянно находятся в социальном обществе. Это происходит в замкнутых пространствах, таких как детский сад, школьный класс, рабочие кабинеты.
Общность людей приводит к тому, что рано или поздно свежего воздуха в помещении практически не остается. Всё заменяется на углекислый газ. Такое соотношение кислорода и углекислого газа негативным образом влияет на самочувствия.
Дети и взрослые начинают чувствовать сонливость, недомогание, головные боли. Маленькие дети начинают капризничать, школьники перестают усваивать материал, у офисных работников снижается результативность рабочего процесса.
Поэтому, чтобы избежать такого рода недомоганий был проведен расчет количества воздуха, необходимого для проветривания детских садов, школ, дошкольных учреждений, музыкальных залов, промышленных цехов, офисных помещений.
Свежий воздух в прочих помещениях
Для каждого человека важно знать, чем грозит спертый воздух. Он ухудшает работоспособности и повышает усталость
Существуют требования к аэроионному составу окружающей среды. Чистого и свежего воздуха должно быть достаточно не только в жилых помещениях
На его количество также следует обратить внимание в следующих комнатах:
Герметично закрытые пространства, внутри которых была создана искусственная среда обитания.
Параметры воздушной среды нуждаются в принудительной вентиляции, если для проведения ремонтных работ использовался синтетический материал
Он в своей структуре имеет свойство накапливать электростатику.
В цехах важно поддерживать баланс влажности и температуры, особенно в тех, где эксплуатируется большое количество электрического оборудования. Некоторые виды оргтехники(например, ламинатор) потребляют кислород и при активном его использовании не дают возможность комфортно работать людям.
Помещения, в которых активно эксплуатируются аэроионизаторы и другие специальные устройства
В результате процесса ионизации кислород насыщается ионами и этот процесс обязательно должен сопровождаться притоком свежего воздуха.
Закрытые пространства, внутри которых выполняются сварочные работы. Процесс производится с выработкой большого количества вредных для организма человека элементов, таких как окислы азота, окись углерода и другие. При недостаточном оттоке вредных газов с годами у сварщиков выявляются профессиональные заболевания органов дыхания.
Не следует забывать о том, что большое количество углекислого газа может нанести непоправимый вред организму человека. Лояльный работодатель должен беспокоиться о своем персонале и придерживаться ряда обязательных правил.
Освещение общественных зданий
Существует два типа нормируемых показателей, по которым общественные помещения относят к той или иной категории:
- ориентация плоскости нормируемой освещенности – горизонтальной или вертикальной.
- высота освещенной плоскости над полом в метрах.
Большинство общественных помещений относится к категории Г-0,8. Это значит, что в них имеется горизонтальная плоскость нормирования освещенности высотой до 0,8 м от пола. Для вертикальных поверхностей – это экраны мониторов устанавливается категория В-1,2.
Кроме того, согласно табл. 5.54 СанПиН освещения в 2022 году, помещения делятся по категориям соответственно разряду зрительной работы. К категории А относится работа по различению объектов очень высокой точности (размером 0,15-0,3 мм). Это групповые комнаты в детских дошкольных учреждениях, учебные кабинеты в школах, компьютерные классы, читальные залы, мастерские трудового обучения, классные комнаты детских санаториев, торговые залы в супермаркетах, игровые комнаты и парикмахерские.
Параметры освещения по СанПиН категории А:
Естественный свет | Искусственный свет |
---|---|
КЕО при верхнем свете – 3,5-4% | Освещенность – 400-500лк. |
КЕО при боковом свете –от 1,2 до 1,5% | UGR – 14-21. |
Кп –10%. |
Категория Б связана с различением объектов с высокой точностью – 0,3-0,5 мм. Это помещения для посетителей, книгохранилища, раздевальные и изоляторы в детских садах, спортивные залы и столовые в школах, залы компьютерных игр, комнаты матери и ребенка в санаториях, помещения физкультурно-оздоровительных учреждений, предприятия общественного питания, фотосалоны, прачечные, гостиницы, медицинские кабинеты.
Проветривание в ДОУ по СанПиН: виды и график
Здоровый микроклимат – одно из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих детские сады. Для предотвращения развития заболеваний разработаны нормы СанПиН, которые являются обязательными для исполнения дошкольными учреждениями на всей территории РФ. Особое внимание в СанПиН уделено такой процедуре, как проветривание в ДОУ.
Регулярное проветривание позволяет сохранять в пределах нормы показатели влажности и температуры, а также предотвращает образование чересчур высоких концентраций углекислого газа. Если помещение не проветривать, то из-за большого количества людей, постоянно находящихся в нем, концентрация СО2 быстро повышается. Дети особо чувствительны к изменению состава воздуха, и у воспитанников детского сада могут появляться такие признаки недомогания, как головная боль, быстрая утомляемость, тошнота, сонливость, вялость.
Регулярное проветривание группы в ДОУ решает эти проблемы. Нормальная циркуляция воздуха обеспечивает должный приток кислорода и уменьшает концентрацию вредных веществ, а также позволяет избавиться от неприятных запахов, нормализовать уровень влажности и снизить вероятность размножения грибков и бактерий. Особое значение имеет проветривание в ДОУ при коронавирусе, поскольку приток свежего воздуха позволяет снизить активность вирусов и, тем самым, уменьшить риск заболеваемости. Наконец, тщательное проветривание улучшает сон детей, повышает их активность, нормализует работу всех органов и систем, насыщает клетки тканей кислородом и способствует здоровому обмену веществ.