Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебное расследование ДТП на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начинается служебное расследование ДТП на предприятии с создания комиссии, которая займется разбором произошедшего. Обычно в нее включают руководителя или его заместителя, специалиста по охране труда, юриста.
Глава 7. Служебное расследование дтп
7.1 Цели и порядок проведения служебного расследования ДТП
Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий [14, 19, 21].
При служебном расследовании в пределах компетенции лица его проводящего должны быть выявлены:
— обстоятельства, предшествующие происшествию;
— причины происшествия;
— влияние дорожных и других факторов на возникновение ДТП;
— последствия происшествия;
— лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
— недостатки в работе автотранспортного предприятия (АТП) (организации), способствующие возникновению ДТП.
Служебное расследование проводится:
— руководителем АТП (организации) – всех ДТП с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;
— руководителем территориального производственного объединения – ДТП, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;
— руководителем Министерства, а также начальниками отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) – ДТП с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток [14, 19].
Служебное расследование должно проводиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия АТ – с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер. Материалы служебного расследования могут быть использованы АТП (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.
7.2 Передача информации о ДТП
Водители предприятий Министерства в случае участия в ДТП обязаны без промедления сообщать об этом в ГИБДД и дежурному работнику АТП.
При невозможности сообщения о ДТП в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минтранса РФ, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту ДТП в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.
Информация о ДТП в предприятие поступает от ГИБДД, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о ДТП не от ГИБДД последняя немедленно ставится об этом в известность [14, 21].
Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о ДТП, докладывает об этом руководителю или его заместителю. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГИБДД, а при травмах или гибели работников предприятия АТ – также техническому инспектору комитета профсоюза.
Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минтранса РФ в течение 12 часов.
Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства – также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.
В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по факсу. Сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:
— дата, время, место и вид происшествия;
— модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;
— вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);
— обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;
— последствия происшествия;
— фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;
— дорожные условия на месте совершения ДТП; ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;
— сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;
— фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.
Руководитель Министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов [14, 19].
Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании ДТП должна проводиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГИБДД.
Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:
- Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: ФЗ №196 (1995).
- Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР №19 (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
- Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ №647 (1995).
- Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР №49 (1990). Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия. В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.
По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать. Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное Приказом №49. Документ разделен на смысловые блоки:
- Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
- Работники, ответственные за ход мероприятия.
- Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
- Действия представителей организации на месте аварии.
- Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
- Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.
Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства №647, едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса №22 (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.
Служебное расследование ДТП
По каждому ДТП, произошедшему с ТС, принадлежащим предприятию, руководитель предприятия проводит служебное расследование. Служебное расследование проводится в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 26.04.90 г. № 49 (прил. 2). Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, со стороны водителя, а также со стороны инженерно-технических работников предприятия с указанием конкретных виновных должностных лиц. При проведении служебного расследования выясняются все упущения в работе по профилактике аварийности на предприятии. Для этого необходимо проверить:
— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;
— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;
— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
— как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;
— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров на грузовых автомобилях);
— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;
— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
— как в АТП организовано техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, соблюдается ли периодичность ТО автомобилей;
— соблюдается ли порядок стажировки водителей. Служебное расследование проводится руководителем предприятия в срок до 5 суток. Если при ДТП погибло 3 и более человек или пострадало 5 и более человек, то к проведению расследования привлекается представитель вышестоящей организации и срок проведения устанавливается до 7 суток; если при ДТП погибло 7 и более человек или пострадало 15 и более человек, то к проведению расследования привлекаются представители министерства или ведомства и срок его проведения устанавливается до 10 суток.
По окончании служебного расследования комиссия составляет акт (см. прил. 2), в котором указываются:
состав комиссии, дорожные условия в момент ДТП и предшествующие ему, сведения о водителях и ТС, участвующих в ДТП, состояние профилактической работы по предупреждению аварийности на предприятии, указываются также причины ДТП и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. К акту прилагаются копии материалов, полученных из ГИБДД. Акт направляется в вышестоящую организацию. По результатам служебного расследования на предприятии составляется план мероприятий, направленных на исключение возможности повторения подобных ДТП впредь. Причины ДТП, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.
- В начале слева или справа (не имеет значение) пишется название организации с указанием ее организационно-правового статуса (т.е. ЗАО, ОАО, ИП, ООО), а также дата и номер документа.
- После этого посередине вписывается слово «Приказ» и чуть ниже коротко передается его смысл (в данном случае, «о служебном расследовании»).
- Сначала сюда вносится «предисловие», то есть информация о нештатной ситуации (нарушении, проступке и т.п.) и допустившем ее сотруднике, указывается дата инцидента.
- Затем отдельными пунктами пишется собственно приказ. Здесь назначается состав комиссии (указываются должности сотрудников предприятия, их фамилии, имена, отчества) с выделением председателя и рядовых членов, прописываются их цели и задачи, а том числе составление заключения о проведенном расследовании.
- Отдельным пунктом назначается ответственное за выполнение приказа лицо.
- После этого в документ вносится ссылка на основание (с его номером и датой).
- В завершении приказ подписывается руководителем, а также всеми упомянутыми в нем работниками.
Затем располагается основная часть приказа.
Существуют определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования по факту ДТП и подготовке документа:
- Акт составляется, когда расследование завершено и члены экспертной комиссии обменялись мнениями, придя к определённому выводу.
- Данные могут вписываться в форму в виде бланка, а могут оформляться на бумаге формата А4 от руки (для составления документа не предусмотрена единая форма).
- Стиль написания – деловой, информационный.
- В документе должны указываться точные фактические данные, отсутствовать грамматические ошибки.
- Информация подаётся исчерпывающе, но ёмко и лаконично.
- Служебная бумага должна содержать название предприятия, порядковый номер, дату оформления, адрес по которому составлялась, данные о транспортном средстве, включая техническую информацию, о его водителе, о месте происшествия, наличии пострадавших.
- Обязательными являются выводы и заключение представителей экспертной группы.
- Акт считается действительным, если он засвидетельствован подписями председателя, всех членов комиссии и утверждён печатью предприятия.
Служебное расследование ДТП осуществляется на основании «Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» (утверждено Приказом Минтранса РФ № 49 от 26 апреля 1990 г.).
Непосредственно после получения известия об аварии, должностные лица, выезжающие на место согласно приказу руководства предприятия, должны проконтролировать вызов скорой медицинской помощи и сотрудников полиции на место ДТП. Если представители компании прибыли на место раньше указанных служб, они должны оказать первую медицинскую помощь потерпевшим, оградить место аварии.
Законодатель определил конкретные временные рамки для анализа происшествия на дороге. Все действия, установленные порядком проведения служебного расследования ДТП, должны быть осуществлены в течение пяти суток, несмотря на тяжесть аварии. Даже если в ней получили травмы больше 4-х человек или был летальный исход, результаты формируются не дольше, чем за 7 суток. Нарушать установленные законом рамки организации недопустимо.
Важно знать! Когда ДТП крупное, и в нем погибло более 11 человек, расследование всех обстоятельств дела ведется на региональном уровне и занимает до 10 суток. Несмотря на то, что определенные сроки небольшие, их вполне достаточно для проведения всех действий и анализа предоставленных доказательств.
Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.
Перечень ситуаций, когда проводятся подобные проверочные мероприятия, можно определить условно. На практике это происходит в следующих случаях:
- недостачи, выявленные по итогу инвентаризации;
- поступление жалобы со стороны работника или клиента;
- нарушение сотрудником положений трудового договора, правил внутреннего распорядка, должностной инструкции;
- нарушение правил, предусмотренных локальными актами, например, техники пожарной безопасности;
- разглашение коммерческой тайны;
- причинение предприятию материального ущерба;
- взятка, независимо, зафиксировано получение или дача таковой.
Представленный перечень неисчерпывающий. Причиной расследования могут стать и другие нарушения со стороны работников.
Обжалование результатов
Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.
Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.
Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.
Как проводится сбор доказательств
Все действия комиссии согласуются с положением о служебном расследовании ДТП на предприятии. Начальным этапом проведения проверки является накопление и анализ информации. Один из специалистов отправляется на место события. Основной его задачей выделяют определение всех обстоятельства происшествия, выявление всех участников и пострадавших в ДТП, спровоцировавшие факторы, психическое состояние водителей на момент столкновения. Для сбора максимума данных используют следующие методики:
- Фотографирование.
- Видеосъемка на любое устройство.
- Показания свидетелей происшествия.
- Проведения экспертизы.
- Составление схемы ДТП при помощи компьютерной техники.
- Письменные объяснения очевидцев и сторон.
Если водитель, являясь сотрудником организации, отказывается давать объяснения, это фиксируется отдельным документом в установленном порядке. Оно также прикладывается к составленному акту, наравне с другими официальными бумагами.
Когда проводится расследование?
Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.
Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:
- установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
- определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
- организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.
Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.
Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.
Положение о служебном расследовании ДТП
Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.
1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
- обстоятельства, предшествующие происшествию;
- причины происшествия;
- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
- последствия происшествия;
- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
- недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок служебного расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и разбора их на предприятиях, в хозяйствах системы Минсельхозпрода Республики Беларусь.
1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработке мероприятий по устранению причин происшествий.
1.3. Служебному расследованию подлежат все без исключения дорожно-транспортные происшествия.
1.4. Служебное расследование, как правило, должно производится во взаимодействии с органами дознания, следствия, ГАИ и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной дороги.
1.5. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше органов ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, охране места происшествия, транспортного средства и груза, а также к предотвращению “вторичных” происшествий и выявлению свидетелей.
Если невозможно движение других транспортных средств, то необходимо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортных средств и относящихся к происшествию предметов и следов.
Кто участвует в служебном расследовании
Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.