Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная социальная помощь (ГСП) в соцзащите». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:
- • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- • адресного использования бюджетных средств;
- • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- • снижения уровня социального неравенства;
- • повышения доходов населения.
С 2010 года государственная социальная помощь пополнилась еще одним ее видом — социальной доплатой к пенсии. В Закон «О государственной социальной помощи» внесена норма об оказании указанной помощи малоимущим гражданам из числа пенсионеров.
Социальная доплата к пенсии — это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме в соответствии с названным выше Законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Социальная доплата устанавливается в сумме, повышающей источник средств существования пенсионера, с учетом предоставляемых ему различных мер социальной поддержки, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доплата к пенсии состоит из федеральной или региональной социальной доплаты к пенсии.
Закон «О государственной социальной помощи» предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (ст.12.1).
Общая численность неработающих пенсионеров, которым была установлена социальная доплата к пенсии в 2012 году, составила 5 233 517 человек.
В соответствии с законодательством о государственной социальной помощи специальным органом является ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой говориться, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция прямо не регулирует правоотношения в области государственной социальной помощи, в ней закреплены основополагающие принципы, на которых основывается этот вид социальной помощи и социальное обеспечение в целом. Например, статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, государство оказывает государственную поддержку всем гражданам нашей страны в тех случаях, когда законом установлено его жизнеобеспечение. На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, Россия принимает ряд других законодательных актов, регулирующих государственную социальную помощь.
В условиях особое место занимает федеральный закон от 17 июля 1999 года, № 178-ФЗ «О государственной системе социальной помощи». Этот закон устанавливает правовые и организационные основы государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.[1]
Закон о государственной социальной помощи определяет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размеры, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший федеральный закон также признает компетенцию Российской Федерации в вопросах социальной помощи. Согласно ст. 4 к лидерам Российской Федерации в области государственной социальной помощи относятся:
– Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования в сфере государственной социальной помощи гражданам;
– Разработка и реализация федеральных государственных программ социальной помощи на всей территории Российской Федерации
– Обучение федерального бюджета части затрат на данный вид помощи;
– создание видов государственной социальной помощи, оказание которой обязательно на территории Российской Федерации.
14 статья Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный законопроект вступил в силу с момента принятия Конституцией Российской Федерации размера прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».[2]
Следующим законодательным актом, регулирующим государственную социальную помощь, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[3]
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных доходов, и для применения других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который регулирует следующие вопросы: Назначение прожиточного минимума, определение размера прожиточного минимума, порядок его создания, размер прожиточного минимума, периодичность его исчисления и порядок его создания и учет величины прожиточного минимума при оказании населению социальной помощи гражданам субъектов Российской Федерации.
Также необходим еще один важный документ Федерального закона от 5 апрель 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и исчисления среднего дохода семьи и доходов одиночки, проживающего гражданином, закрепить, чтобы мало признавать и государственную социальную помощь оказывать».
Этот закон определяет виды доходов, которые должны учитываться при определении среднего дохода, а также порядок исчисления среднего дохода для предоставления категориям граждан государственной социальной помощи, указанной в законе. Этот закон также определяет период, в течение которого должен учитываться доход, каким именно должен быть доход и как рассчитывается средний доход малоимущей семьи или одинокого и малоимущего лица в течение необходимого ликвидационного периода.
Издание данного закона дополняет федеральный закон Российской Федерации «О социальной помощи государству», поскольку предыдущий закон не устанавливает порядок расчета среднего дохода домохозяйства. Этот закон обеспечивает необходимую ясность как для органов социальной защиты населения и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.
В соответствии с регламентом необходимо реализовать федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ О корзине потребления в Российской Федерации.[4]
Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину основных социально-демографических факторов групп населения (рабочая сила, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации не реже одного раза в пять лет определяется и в частности состав и объем (природные, показатели) устанавливается.
Оказание государственной социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Примером региональной нормальности в этой области может служить Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» № 16-ГД от 06.05.2000 г.
Данный закон является системообразующим документом, все процессы и отношения в данной сфере необходимо регулировать: основные принципы адресной социальной помощи, категорию семей и граждан, для данного вида помощи, ее размер, источники финансирования, порядок назначения и контроль за использованием денежных средств квалифицированных специалистов.
Этот закон предусматривает оказание социальной помощи некачественным гражданам в экстремальных ситуациях. Комиссия будет отвечать за выделение 277 млн рублей из средств областного бюджета на эти цели. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодняшний день законодательная система О государственной социальной помощи достаточно широка, что обусловлено характером законодательства в этой сфере.
Согласно статье 1 Федерального закона, государственная социальная помощь — это оказание семьям низкого достатка, одиноким гражданам и другим лицам по закону государственной социальной помощи, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно важных активов. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, поскольку необходимо определить точное количество получателей такой помощи, а также его размер, сроки исполнения и порядок назначения (или отказ в приеме) для применения настоящего Закона.[5]
Предоставление такого рода помощи регулируется главным образом главой 3 Закона О государственной социальной помощи и соответствующим региональным законодательством.
Согласно ст. 3 Закона О государственной социальной помощи основными целями этого вида помощи являются:
– поддержание уровня жизни малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноких граждан, средний доход которых ниже прожиточного минимума, установленного соответствующей Федерацией;
– Снижение уровня социального неравенства и сближение социальных уровней различных слоев населения;
– создание условий, необходимых для обеспечения общедоступности и социально приемлемого качества социальных услуг;
– Увеличение доходов населения;
– конкретное использование бюджетных ресурсов;
– Усилить ориентацию социальной поддержки на нуждающихся граждан.[6]
В определенной степени эти цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Определение вышеупомянутых целей также должно быть своевременно признано, поскольку в настоящее время большое число людей находится за чертой бедности.[7]
Для достижения всех этих целей и повышения уровня жизни они должны прежде всего: восстановить роль трудовых доходов как основного источника денежных доходов населения; использовать доходы от трудовой и предпринимательской деятельности; содействовать получению доходов от собственности; инвестировать и предоставлять кредиты в важные социальные программы, направленные на формирование базовых условий жизни: здравоохранение, образование и обучение.- усилить социальную поддержку малоимущих граждан на основе учета материального положения семей и принципа обращения за пособиями и помощью.
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения физических и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: национальный доход, заработная плата, реальные доходы, потребляемые товары и услуги, потребление продовольственных и непродовольственных товаров, рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. Строго говоря, он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий уровень доходов. Поэтому реальные доходы населения чаще рассматриваются как общий показатель уровня жизни населения для удовлетворения его физических и духовных потребностей. В них указывается количество приобретенных товаров и физических услуг с учетом изменений розничных цен и налоговых расходов, а также других обязательных платежей.[8]
Важным показателем уровня жизни является прожиточный минимум. Прожиточный минимум является своего рода эталоном бедности.
Бедная или бедный человек, чей ежемесячный доход на члена семьи ниже прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, они частично или полностью некомпетентны, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, неблагополучных семей, одиноких пожилых людей.
Одной из отличительных особенностей государственной социальной помощи является ее доступность, и в соответствии с этим определением группы получателей государственной социальной помощи конкретно определен. Это могут быть только малочисленные семьи или одинокие граждане, которые по независимым причинам имеют средний доход ниже прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом РФ.
Направление включает в себя правильное определение граждан, которые материально нуждаются и могут быть достигнуты различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, определение направления, которое основано на определенных показателях, статистически связанных с потребностью. В-третьих, создание механизма самообучения, направленного нуждающимся лицом в органы социальной защиты населения.[9]
Государственная социальная помощь оказывается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В этом случае ассигнования из федерального бюджета будут выделены в случае недостаточности ресурсов из бюджета нижнего уровня.
С учетом вышесказанного можно сказать, что социальная поддержка состояния бедности заключается в предоставлении услуг, компенсаций, субсидий и предоставлении жизненно важных товаров семьям низкого качества и одиноким гражданам низкого качества для поддержания их уровня жизни, уменьшения социального неравенства и усиления социальной поддержки, специфичной для нуждающихся граждан.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Государственная социальная помощь-это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает, что «государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина» [3, ст.8].
Государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) и осуществляется в виде единовременной выплаты или ежемесячного социального пособия, которое устанавливается на период от трех до шести месяцев в сумме, не превышающей 5000 руб. на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Определение федеральной социальной помощи, её получатели, процедура предоставления и другие нюансы, касаемо господдержки малообеспеченному населению, зафиксированы в следующих государственных законопроектах, приведенных в таблице ниже.
Нормативный документ | Название |
---|---|
ФЗ №5 | «О ветеранах» |
ФЗ №173 | «О государственной социальной помощи» |
ФЗ №181 | «О социальной защите инвалидов» |
ФЗ №431 | «О мерах социальной поддержки многодетным семьям» |
Приказ Минздрава РФ №195 | «О Порядке введения Федерального реестра лиц, имеющих право на получение социальной помощи» |
Разновидности государственной поддержки
Малоимущим гражданам, для оказания помощи со стороны государства, могут предоставляться льготы в следующих видах:
Субсидирование | Деньги предоставляются для проплаты по финансовым потребностям, или услугам. |
---|---|
Натуральная помощь | Продовольственные товары, медикаменты, одежда, товары первой необходимости и т.д. |
Возмещение части средств | Государством компенсируется часть потраченных на определённые расходы средств. |
Социальные пособия | Выделение финансов из госбюджета, с правом не возвращать их обратно. |
Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.
Существует натуральная форма социальной поддержки, она подразумевает выделение гражданам не денег, а необходимых для жизни вещей (продуктов или одежды, лекарств). К выделению подобной помощи администрация вынуждена прибегнуть в случае нехватки денег в бюджете.
Соцпомощь может быть в виде гуманитарной формы. Эта форма подразумевает предоставление воды, продуктов, медицинских препаратов. Обусловлена такая помощь тяжелой ситуацией граждан на региональном уровне или на уровне страны. Она может поступать как из органов РФ, так и из других стран.
Виды государственной социальной помощи подразделяются на несколько категорий:
- социальное пособие;
- субсидии;
- компенсации.
Для получения законодательством права на соцподдержку требуется обратиться в соцзащиту своего региона или МФЦ. Чаще всего эти госучреждения имеют готовый список необходимых документов, который при обращении гражданина выдается на руки. В этих органах необходимо составить письменное заявление на предоставление социальной помощи, в обязательном порядке указав основания для осуществления выплаты.
Соцзащита в течение 10 дней рассматривает заявление и составляет письменный ответ о решении. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным, последнее обязано быть четко аргументированным в письме.
Если необходима дополнительная проверка данных, то ответ гражданину дается в не позднее 30 дней со дня обращения. Но предупреждение граждан о продлении срока входит в обязательное действие сотрудников.
В случае отказа в поддержке от Государства и несогласия обращающегося с решением органов соцзащиты, гражданин может обратиться в суд или в управление социальной защиты.
Для того чтобы получить право претендовать на государственную поддержку такого вида положено предоставить в уполномоченный орган власти определенный пакет документации, приведенный в таблице ниже.
Документ | Особенности |
Паспорт | Документы предоставляются на каждого из членов семьи. В случае, когда у ребенка еще нет паспорта, требуется принести его свидетельство о рождении. Так как необходимо удостовериться в личности каждого гражданина. |
Трудовая книжка | Либо справка о постановлении на учет в Центре занятости населения. |
Справка о составе семьи | Оформляется в администрации города. Данный документ должен содержать информацию о том, сколько именно человек проживает совместно. |
Документы, подтверждающие родство | Свидетельство о бракосочетании. |
Документы о том, что каждый из семьи не получал адресную помощь ранее | В ситуации, если подтверждается получение АП, одним из членов семьи, ранее – государственная поддержка оформляться не будет. |
Справка о прибыли | Полагается взять документ о получаемой прибыли за срок от трёх до шести месяцев. В документе фиксируется доход каждого из членов семьи. |
Удостоверение ликвидатора ЧАЭС (если имеется) | Выдается в местном Управлении социальной защиты населения. |
Удостоверение семьи со статусом многодетной (если имеется) | Оформляется при постановлении на учет в Управлении соцзащиты. |
Заключение медицинской экспертизы для граждан с инвалидностью | Получить можно в бюро Медико-социальных экспертиз. |
Государственная помощь пожилым
В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:
— помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;
— стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);
— полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;
— срочная помощь разового характера;
— социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.
Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.
Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам
Нормативно-правовую базу регулирования отношений по предоставлению государственной социальной помощи составляют следующие основные федеральные законы:
- Закон о государственной социальной помощи;
- Закон о прожиточном минимуме;
- Закон о потребительской корзине;
- от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- снижения уровня социального неравенства;
- повышения доходов населения.
Изначально лицам, заинтересованным в получении государственной соцпомощи, стоит ознакомиться с перечнем услуг, возможных к предоставлению.
Следующим этапом станет сбор документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, особый социальный статус и нуждаемость в поддержке за счет бюджетных средств.
Гражданам пожилого возраста, имеющим различные заболевания, которые не позволяют произвести сбор необходимых документов, на безвозмездной основе может быть оказана помощь со стороны органов соцзащиты населения и социальных работников.
Заявление с просьбой предоставить господдержку может быть передано в соответствующий орган лично либо через представителя. О принятом решении заявитель будет уведомлен в письменном виде.
Информацию о том, как получить социальную помощь, гражданам необходимо узнавать в органах исполнительной власти регионов в сфере соцзащиты населения либо в отделах соцзащиты населения по месту жительства, подведомственных данным органам.