Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 2.2. Транспортировка древесины и учет сделок с ней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лес – это комплексный ресурс, являющийся источником древесины, пищи и других востребованных в обществе компонентов экосистем, образованных деревьями, растущими сомкнутым пологом. Редколесье, то есть экосистемы, сформированные деревьями, растущими на большом расстоянии друг от друга, могут считаться или не считаться лесом. Всё зависит от точки зрения.
Статья 2. Лесное законодательство
1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Статья 11. Пребывание граждан в лесах
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Основные поправки в Лесном кодексе
Редакция Лесного кодекса от 4 февраля текущего года принесла в жизнь отрасли ряд важных изменений. Первоочерёдно изменениям подверглись функции оператора Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней, более известной как ЛесЕГАИС. Статья 50.6 Лесного кодекса России предусматривает, что функции оператора системы могут быть возложены на подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти учреждение.
В этой же статье представлен расширенный перечень сведений и документированной информации, которая должна быть включена в ЛесЕГАИС. Так, включению с 4 февраля 2021 года подлежат:
- сведения о лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами её складирования, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- информация о документах, которые являются основаниями для использования лесных участков;
- сведения о местоположении пунктов складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и их производственных мощностях;
- о сделках с древесиной (дата совершения сделки, наименования сторон, организационно-правовая форма, место нахождения — для юр.лица; ФИО (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, — для ИП и физ. лица; объём, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, классификационный код товара, номер декларации о сделках с древесиной в случае их заключения в целях вывоза древесины и продукции её переработки из РФ, цена сделки);
- о механизмах, предназначенных для рубки леса и используемых лесопользователем при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины;
- информация об автотранспортных средствах, используемых для транспортировки древесины.
Статья 73. Арендная плата
1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
2.1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
3. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 — 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
4. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.
5. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 6.1. Земли лесного фонда.
1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
2. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
3. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
4. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Когда был принят Лесной кодекс РФ?
Федеральный закон с номером 200 под названием «Лесной кодекс Российской Федерации» был принят 8 ноября 2006. В силу документ вступил в день публикации 4 декабря того же года. С момента принятия редакция закона претерпела ряд изменений, направленных на ее актуализацию и приведение правовых норм в соответствие с практическим использованием законодательства. Последние поправки были внесены в июле 2017.
Структурно закон о лесопользовании подразделяется на несколько глав, регламентирующих определенные аспекты. Общие положения документа включают в себя основные принципы законодательства, а также отношения, регулируемые данным актом. В отдельном порядке Лесной кодекс регламентирует каждое из понятий, предлагаемых законодательством.
Использование лесов согласно закону 200 ФЗ регулируется следующими положениями:
- общие принципы и виды использования, создание лесной декларации;
- ограничение и приостановка деятельности;
- заготовка древесины и живицы, а также недревесных и пищевых ресурсов;
- порядок использования лесов для охотничьей и сельскохозяйственной деятельности;
- научно-исследовательская и рекреационная деятельность на лесных территориях;
- строительство и возведение объектов.
Главы 2.1-2.4 кодекса посвящены заготовкам древесины, ее маркировке и учету. Предписываются правила ее транспортировки и составление декларации о сделках. Акцент ставится на охране лесных массивов, их защите и воспроизведении.
Глава 3 Кодекса 200 ФЗ регулирует охрану лесных массивов от пожаров. Предписываются следующие правовые аспекты:
- принципы охраны лесов, организация пожарной безопасности;
- профилактика и предупреждение возгораний;
- планы и порядок тушения лесных пожаров;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий возгораний;
- отчетность по охране лесов от пожаров.
Глава 3.1 Лесного кодекса РФ предписывает обеспечение общей охраны данных территорий. Приоритет ставится на обеспечении санитарной безопасности в регионе. Глава 3.2 регламентирует охрану лесов от загрязнения и иных форм негативного воздействия.
Воспроизведение лесных массивов и лесоразведение учитывает правовые нормы о восстановительных работах, а также об уходе за лесами. Кодекс предписывает порядок перевода территорий, предназначенных под посадку, в территории, занятые лесонасаждениями.
Вместе с воспроизведением лесов, кодексом регулируется и проектирование участков в рамках лесоустройства. Глава 5 регулирует лесничества и лесопарки, эксплуатационных территорий, их таксацию, а также выполнение работ по проектированию.
Статья 39.1. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)
1. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях воспроизводства лесов и лесоразведения.
2. На лесных участках, используемых для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), допускается размещение теплиц, других строений и сооружений.
3. Для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки государственным учреждениям, муниципальным учреждениям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.
4. Правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53.6. Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров
1. Мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.
4. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья 53.8. Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров
1. Если настоящим Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 — 83 настоящего Кодекса.
2. В случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.
Статья 15. Районирование лесов
1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).
2. На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
3. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов
1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
2. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
3. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
4. В случае, если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в часть 5 статьи 19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
5. Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Использование лесов. Порядок его ограничения и приостановления
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (ст. 24 Лесного кодекса).
Отметим, что Лесным кодексом не определены конкретные случаи ограничения и приостановления использования лесов. Так, в ст. ст. 27 и 28 делается отсылка к другим федеральным законам. Кроме того, в ст. 28 уточнено, что в некоторых случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.
В ст. 25 приведены 16 видов использования лесов. Здесь же уточнено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. В прежнем Кодексе имелась похожая ст. 80 «Виды лесопользования», которая включала в себя семь видов лесопользования. Практически все содержатся в упомянутой ст. 25 Лесного кодекса.
Особенности некоторых видов использования лесов регулируются отдельными статьями Лесного кодекса. Так, ст. ст. 29 — 35 устанавливается порядок заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, а также сбора лекарственных растений. Статьями 36 — 38, 40, 41, 43 — 44 определяется порядок использования лесов: для ведения охотничьего хозяйства, любительской и спортивной охоты; ведения сельского хозяйства; научно-исследовательской и образовательной деятельности; рекреационной деятельности; выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; религиозной деятельности.
Кроме того, ст. 48 определено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционного образа жизни.
Государственный лесной контроль и надзор
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Должностные лица, отвечающие за контроль и надзор (государственные лесные инспекторы), вправе:
- пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
- составлять по результатам проверок акты;
- давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
- проводить в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
- предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
- предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции.
Решения органов исполнительной власти, проводящих государственный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений (ст. 96 Лесного кодекса).
На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов ведут органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».