Лицензия на добычу золота в БУ и НУ в 1С

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на добычу золота в БУ и НУ в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Затраты на поиск, оценку месторождений (то есть на геологическое изучение недр) и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр в бухгалтерском учете признаются поисковыми затратами (затратами на освоение природных ресурсов). К таким затратам могут быть отнесены и расходы на приобретение права на выполнение указанных работ, то есть на приобретение лицензий. Обратите внимание: затраты, относящиеся к разработке месторождений полезных ископаемых, не являются поисковыми затратами.

Особенности учета расходов на освоение природных ресурсов.

Расходы на освоение ресурсов подлежат включению в состав прочих расходов. Единственным условием в данном случае является отсутствие бюджетного финансирования (средств государственных внебюджетных фондов).

Обратите внимание:

Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 325 НК РФ.

Если расходы на освоение природных ресурсов относятся к нескольким участкам недр, то они учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:

  • расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

  • расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, на возмещение комплексного ущерба включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

Согласно п. 17 ПБУ 14/2007 коммерческая организация вправе не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости. Приняв решение о проведении переоценки соответствующей однородной группы, организация должна учитывать, что в последующем такую переоценку придется проводить регулярно, чтобы бухгалтерская стоимость НМА не отличалась существенно от текущей рыночной стоимости. (Балансовая стоимость — это стоимость, по которой учитывается актив после вычета начисленных амортизационных отчислений и убытков от обесценения.) В связи с этим переоценка необязательно должна проводиться ежегодно. Если рыночная стоимость НМА изменилась незначительно, переоценку на конец отчетного года проводить не надо.

Что следует понимать под группой однородных НМА, в российском стандарте не указано, поэтому обратимся к МСФО (IAS) 38. В нем отмечено, что переоценке подлежат НМА, входящие в один класс. Класс НМА представляет собой группировку активов, сходных по характеру и тому, каким образом они используются в деятельности предприятия. НМА одного и того же класса переоцениваются одновременно с тем, чтобы исключить избирательную переоценку активов и отражение в финансовой отчетности сумм, представляющих собой смешанную комбинацию себестоимости и оценочных стоимостей на разные даты (п. 73). Примером отдельного класса могут служить лицензии и франшизы (п. 119).

Организации, как правило, не проводят переоценку такой группы НМА, как лицензии и франшизы, поэтому в рамках данной статьи не будем останавливаться на порядке отражения результатов переоценки на счетах бухгалтерского учета.

Право на пользование недрами как НМА

Если предприятие получает право на добычу полезных ископаемых, удостоверенное соответствующей лицензией, в бухгалтерском учете возникает НМА. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 14/2007 для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;
  • организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить ей в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;
  • есть возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть в течение срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
  • у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

О том, что вышеуказанные условия срабатывают в случае с лицензией, удостоверяющей право на добычу полезных ископаемых, мы уже писали .

Непродуктивные скважины

Если разведочная скважина на месторождениях углеводородного сырья оказалась непродуктивной, то расходы на ее строительство (бурение), проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины учитываются также в соответствии со ст. 261 НК РФ.

Подобный порядок применяется независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине.

Затраты по непродуктивной скважине признаются для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение (п. 4 ст. 261 НК РФ).

Читайте также:  Сколько стоит подать на развод в 2023 году

В данном случае важно, что решение о признании соответствующей скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит.

Налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее установленного гл. 25 НК РФ предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов. Заметим, что порядок данного уведомления не установлен нормами НК РФ. Во избежание претензий со стороны проверяющих органов целесообразно представить рассматриваемое уведомление в налоговый орган в установленные сроки.

Налоговый учет расходов на освоение природных ресурсов

Расходы на освоение природных ресурсов учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии со ст. 261 НК РФ, при этом порядок ведения налогового учета таких расходов предусмотрен ст. 325 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.02.2019 № 03‑03‑06/1/9344).

Отличительными чертами налогового учета рассматриваемых расходов являются в том числе следующие:

1. Расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, учитываются отдельно. В случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, амортизация которых начисляется в порядке, установленном
ст. 256 – 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

2. Расходы отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами). При этом данные расходы могут группироваться по‑разному в зависимости от конкретного вида расходов.

3. При проведении геолого-поисковых работ и (или) геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых и при проведении работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями ст. 261 НК РФ. Налоговый учет указанных расходов организуется по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.

4. Если осуществленные расходы непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), то они отражаются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 НК РФ (п. 4 ст. 325 НК РФ). Таким образом, например, расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев. При этом если зарезка боковых стволов осуществляется не у эксплуатационных скважин, то такие расходы учитываются в общеустановленном порядке в зависимости от характера осуществленных расходов (Письмо Минфина России от 14.02.2017 № 03‑03‑06/1/7959).

5. Расходы, предусмотренные п. 10 ст. 261 НК РФ, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому договору займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта.

Кроме этого, действует отдельный порядок учета расходов при переходе права пользования участком недр к третьему лицу. В этом случае расходы на освоение природных ресурсов, фактически осуществленные налогоплательщиком – прежним владельцем лицензии, учитываются им в порядке, установленном ст. 325 НК РФ.

Это означает, что при передаче прав на пользование недрами налогоплательщик – прежний владелец лицензии продолжает учитывать осуществленные расходы на освоение природных ресурсов в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ (Письмо Минфина России от 05.06.2017 № 03‑03‑06/1/34622).

Это же правило применяется и в случае, когда лицензия на пользование недрами передается дочерней организации: налогоплательщик – прежний владелец лицензии (материнская компания) продолжает учитывать осуществленные расходы на освоение природных ресурсов в порядке, определенном ст. 325 НК РФ (Письмо Минфина России от 09.03.2017 № 03‑03‑06/1/13147).

Вместе с тем если передача указанных имущественных прав носит безвозмездный характер, то на основании п. 8 ст. 250 НК РФ доход от такой операции подлежит включению в состав внереализационных доходов дочерней организации, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина России от 28.02.2019 № 03‑03‑06/1/13134).

В случае, если переход (передача) права пользования участком (участками) недр происходит в связи с реорганизацией организации, учет расходов осуществляется в соответствии с п. 2.1 ст. 252 НК РФ.

II. Признание поисковых затрат

4. Организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности.

5. Поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами (далее — поисковые активы), как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых.

6. Поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму, признаются материальными поисковыми активами. Иные поисковые активы признаются нематериальными поисковыми активами.

7. К материальным поисковым активам, как правило, относятся используемые в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых:

а) сооружения (система трубопроводов и т.д.);

б) оборудование (специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т.д.);

в) транспортные средства.

Читайте также:  Как появилась и как устроена альтернативная гражданская служба

8. К нематериальным поисковым активам, как правило, относятся:

а) право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии;

б) информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;

в) результаты разведочного бурения;

г) результаты отбора образцов;

д) иная геологическая информация о недрах;

е) оценка коммерческой целесообразности добычи.

9. Материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету учета вложений во внеоборотные активы.

10. Единица бухгалтерского учета материальных и нематериальных поисковых активов определяется организацией применительно к правилам бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов соответственно.

11. Выбранная организацией учетная политика признания и классификации поисковых активов должна применяться последовательно в отношении сходных (аналогичных) затрат и видов деятельности.

VI. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

27. Существенная информация о поисковых активах, а также возникающих в результате выполнения работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках от текущих и инвестиционных операций отражается по отдельным группам статей бухгалтерского баланса, а также отдельным показателям отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств соответственно.

28. Информация о материальных и нематериальных поисковых активах подлежит раскрытию применительно к требованиям, установленным для раскрытия информации соответственно об основных средствах и нематериальных активах организации.

Кроме того, в отношении групп материальных поисковых активов организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о:

  • фактических затратах с учетом осуществленных переоценок, суммах накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчетного периода;
  • остаточной стоимости активов, обесценившихся в отчетном году, на начало и конец отчетного периода и признанного за отчетный период обесценения.

Расходы от списания поисковых активов, относящихся к участку недр, на котором добыча полезных ископаемых признана организацией бесперспективной, раскрываются в отчете о прибылях и убытках обособленно от поисковых затрат, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (с учетом существенности).

29. В составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

  • перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами, либо указание на то, что все поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности;
  • особенности классификации материальных и нематериальных поисковых активов;
  • порядок начисления амортизации по поисковым активам;
  • группировка поисковых активов в целях проверки их на обесценение;
  • условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации.

Пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых приведен в приложении к настоящему Положению.

Порядок оформления и выдачи лицензии на право пользования недрами

Порядок оформления и выдачи Роснедрами лицензии на геологическое изучение, а также разведку и добычу полезных ископаемых определён Регламентом по выдаче и переоформлению лицензий.

Оформляют и выдают лицензии, а также досрочно прекращают, приостанавливают и ограничивают право пользования недрами Роснедра или его территориальные органы. Распределение полномочий между Роснедрами и его территориальными органами по исполнению данной государственной функции отражено в Приложении № 2 к Административному регламенту Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315, далее — Регламент по выдаче и переоформлению лицензий). Данное распределение полномочий совпадает, что вполне логично, с распределением полномочий Роснедр и его территориальных органов по проведению конкурсов и аукционов на предоставление права пользования недрами.

Так, например, если балансовые запасы яшмы на лицензионной площади составляют менее 1 тыс. т и прогнозные ресурсы менее 1 тыс. т, или балансовые запасы меди составляют менее 100 тыс. т и прогнозные ресурсы менее 200 тыс. т, то решение о проведении конкурса или аукциона, и предоставление лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого принимается территориальным органом Роснедр.

Общий срок выдачи лицензий не должен превышать 65 дней (п. 15 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий). Основанием для начала процедуры оформления лицензии на пользование недрами является решение руководителя Роснедр или его территориального органа, оформляемое в форме приказа. Данное решение принимается, в том числе, по результатам конкурса или аукциона на приобретение права пользования недрами или при установлении факта открытия нового месторождения (п. 20 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).

Вся последовательность процедур по оформлению и выдаче лицензии на пользование недрами отражена в Приложении № 3 к Регламенту по выдаче и переоформлению лицензий (Блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензии на пользование недрами).

Данная последовательность сводится к следующим этапам:

  • издание приказа Роснедр или его территориального органа об оформлении лицензии на пользование недрами;
  • оформление и подписание 2-х экз. лицензий у руководителя или уполномоченного заместителя руководителя Роснедр, или его территориального органа;
  • направление на регистрацию лицензии на пользование недрами;
  • регистрация лицензии на пользование недрами;
  • выдача лицензии заявителю.

Если не уплатить в срок регулярные и разовые платежи, Роснедра могут оштрафовать организацию и отозвать (приостановить, ограничить) ее лицензию. Сделано это будет, если организация в трехмесячный срок с момента получения письменного уведомления не погасит задолженность.

Невнесение разового (регулярного) платежа нарушает существенные условия лицензии. За такое нарушение право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 20, части 4 статьи 21 и пункта 10 части 2 статьи 22 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Читайте также:  02.11.2022 Выплаты пенсионерам к Новому 2023 году — последние новости

А так как нарушены условия лицензии, то последует еще и административное наказание по части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа. Действующие размеры штрафов см. в таблице.

Следует отметить, что налоговые инспекторы в такой ситуации не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы, пени) и статьями 15.5, 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такая позиция выражена ФНС России в письме от 11 января 2009 г. № ВЕ-20/3/2 и подтверждена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. № 11295/08.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Дополнительные возможности

В нормативных актах предусматривается продление лицензии. Если разрешение получено на вид ресурса, попадающего под компетенцию Федерального агентства, именно в этот орган следует обращаться с соответствующей заявкой. Если субъект осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной на общераспространенные природные запасы, то направлять документы следует в компетентную структуру субъекта страны. Правила подачи заявки и состав бумаг устанавливается региональными нормативными актами. Следует также отметить, что продление лицензии допускается при отсутствии нарушений со стороны субъекта, эксплуатирующего соответствующий участок. В этой связи, уполномоченные инстанции могут запросить дополнительные подтверждающие документы, в числе которых акты надзорных служб.

Как получить лицензию и куда обращаться?

Выдачей лицензий на недропользование занимается Министерство экологии и природных ресурсов и Департамент по недропользованию. Оформление разрешения на подъем и использование воды включает такие этапы:

  1. Расчет суточного расхода ресурса.
  2. Оформление свидетельства, которое подтверждает, что владелец участка имеет право пользоваться недрами на конкретной территории.
  3. Подготовка документов для получения лицензии на недропользование.
  4. Подготовка технического задания и согласование его с Роснедрами.
  5. Обращение к кадастровому инженеру, который будет подготавливать план скважины.
  6. Изъятие образцов почвы и их лабораторные исследования.
  7. Исследование места, где будет располагаться скважина. Недопустимо расположение растительности и сельхозобъектов ближе, чем на 30 м от выработки.
  8. Получение справки в СЭС, которая подтверждает безопасность добываемого сырья.
  9. Оформление и выдача лицензии на недропользование.

Лицензия на пользование недрами

  • Оформление лицензий для юридических и физических лиц
  • Беремся за самые сложные случаи и доводим до конца
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту!
  • Проводим экспертизу документов клиента

Назначить встречу в офисе

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а в случае отсутствия такового – ниже водных глубин или земной поверхности. Именно недра содержат залежи различных полезных ископаемых (нефть, газ, песок, глина, вода и т.д.). В соответствии с законодательством России пользоваться недрами возможно лишь на основании лицензии. Она выдаётся на пользование участком недр на определённый срок и должна соответствовать указанным целям использования земельного участка.

Лицензия Стоимость

Недропользования от 150 000 руб Оформить лицензию

Уплата госпошлины не с расчетного счета

Уплатить госпошлину организация может не только с расчетного счета, но и через сотрудника, выдав ему денежные средства под отчет из кассы. Однако к уплате сотрудником госпошлины необходимо подойти внимательнее, чем к прочим действиям подотчетников. При уплате госпошлины должно быть понятно, что она производится от имени и за счет средств организации-плательщика, а не сотрудника как физического лица.

Кроме того, у сотрудника должна быть доверенность на совершение данного действия. После оплаты сотрудник должен сохранить подтверждающую ее квитанцию, так как она понадобится для подачи в суд.

Проводки при уплате госпошлины сотрудником следующие:

***

Зачастую возникают ситуации, когда фирма должна уплатить государственную пошлину. Она может сделать это с расчетного счета или через представителя, вооружив его необходимым пакетом документов. Госпошлину учитывают в составе расходов при УСН «доходы – расходы» и в составе внереализационных расходов при ОСНО. В бухучете она относится к расходам по обычным видам деятельности или прочим расходам в зависимости от того, с какой целью госпошлина была уплачена.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Госпошлина».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...