Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризационная опись в бюджете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инвентаризационная опись представляет собой детальный перечень материальных и финансовых активов, а также обязательств организации. В ней отражается текущее состояние имущества и ресурсов, а также их стоимость. Основной целью проведения инвентаризации является проверка точности учета и соответствие фактического наличия активов и обязательств указанным в бухгалтерском учете.
Документальное оформление инвентаризации
Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н предусмотрены следующие документы для оформления инвентаризации в казенных учреждениях:
Код формы |
Наименование документа |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Как заполнить второй и третий листы
Поскольку для них есть методические рекомендации, подробно останавливаться на оформлении этих таблиц мы не будет. Рассмотрим лишь сложные моменты.
Оценочную стоимость объекта следует определять в соответствии с Разделом II Инструкции по применению единого плана счетов (Приложение 2 к Приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н). Оценочной стоимости нефинансовых активов посвящен пункт 25. По методу рыночных цен, она определяется как цена реализации аналогичного объекта на учетную дату.
Целевая функция актива — это способ его вовлечения в оборот с целью получения прибыли (например, ввод в эксплуатацию или дооснащение). Если же сделать это не представляется возможным, описывают порядок его выбытия (например, списание или передача другой организации).
Цель и задачи инвентаризационной описи
Инвентаризационная опись позволяет:
- Определить наличие и состояние материальных и финансовых активов. Она помогает установить, сколько и каких активов имеется на данный момент, а также выявить возможные повреждения или потери.
- Проверить соблюдение законодательных требований и нормативов. Инвентаризационная опись позволяет убедиться, что организация соблюдает все положения и нормы в области учета и хранения активов.
- Обнаружить факты мошенничества и несанкционированного использования активов. Она позволяет выявить недостачи, потери и несоответствия между данными в учетной системе и фактическим наличием активов.
- Оптимизировать управление активами. Инвентаризационная опись помогает улучшить систему учета и управления активами, выявить проблемные области и разработать стратегию их решения.
Таким образом, инвентаризационная опись является необходимым инструментом для обеспечения прозрачности и эффективности учета активов организации.
Требования к документам по запасам
Документ со сведениями о фактическом наличии активов, относящихся к запасам, и иных аналогичных активов, должен содержать, в частности:
- наименования активов и сведения, идентифицирующие их, их количество по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;
- количество (прописью) порядковых номеров активов и общее количество (прописью) таких активов в натуральных единицах измерения на каждой странице независимо от того, в каких единицах измерения (например, штуках, килограммах, метрах) эти активы показаны (на каждой странице документа);
- отметку о проверке цен, таксировки и подсчета итогов – на последней странице документа с подписями проверявших это;
- расписку материально ответственного, подтверждающую проверку фактического наличия активов инвентаризационной комиссией в его присутствии, отсутствие претензий к комиссии и принятие перечисленных в документе активов для хранения или использования (в конце документа);
- в случае смены материально ответственных лиц – подписи принявшего и сдавшего актив;
- подписи всех членов инвентаризационной комиссии и соответствующего материально ответственного лица.
При истребовании материально ответственным документа о фактическом наличии активов инвентаризационная комиссия должна обеспечить его предоставление.
Инвентаризация показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Согласно письму Минфина России от 07.06.2023 № 02-06-07/52435 «О требованиях к аналитическому учету расчетов (дебиторской задолженности и обязательств)»: «В целях приведения аналитического учета расчетов в соответствие с указанными требованиями, выявления просроченной задолженности и факторов, влияющих на ее образование, а также раскрытия достоверной информации в полугодовой отчетности, субъектам учета необходимо обеспечить проведение инвентаризации показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств). … Субъекты учета, передавшие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по ведению бухгалтерского учета уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), обеспечивают передачу результатов инвентаризации расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) в уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) до завершения отчетного периода (до 1 июля 2023 года) в целях внесения необходимых показателей (в частности правовых оснований и сроков исполнения) в регистры бухгалтерского учета».
Таким образом, среди целей инвентаризации показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) по состоянию на 01.07.2023 можно выделить следующие:
-
приведение аналитического учета расчетов в соответствии с требованиями Инструкции № 157н;
-
выявление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
-
внесение необходимых показателей в регистры бухгалтерского учета (учетные регистры).
В БГУ2 результаты инвентаризации расчетов регистрируются документами инвентаризации расчетов (раздел Учет и отчетность – Инвентаризация):
-
Инвентаризация расчетов с контрагентами (ф. 0504089 «Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»);
-
Инвентаризация расчетов по поступлениям (ф. 0504091 «Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям»).
Подготовка и оформление инвентаризационных описей.
До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.
Для этих целей используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись). В ней отражается следующая информация:
Графа |
Отражаемая информация |
---|---|
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта нефинансовых активов |
3 |
Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость объекта инвентаризации:
|
6 |
Фактическое наличие (состояние) объектов инвентаризации |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например:
Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например: |
|
|
10 |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11 |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12 |
Балансовая стоимость (сумм) объекта учета |
13 |
Количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов инвентаризации, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:
|
Инвентаризационные комиссии
Новый стандарт ФСБУ 28/2023 оставляет широкий объем прав для решения организационных вопросов проведения инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия может быть как одна, так и несколько (при большом объеме работ). Распределение обязанностей между такими комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются руководителем экономического субъекта. Все организационные вопросы работы инвентаризационных комиссий, включая то, будут ли они постоянными или создаваться под конкретную инвентаризацию, также решает руководитель.
Стандарт ФСБУ 28/2023 содержит лишь требование о подтверждении результатов инвентаризации таким числом членов инвентаризационной комиссии, которое будет достаточным для объективности ее работы. Допускается отсутствие при принятии решения не более 1/5 членов комиссии от общей численности.
В некоторых случаях роль инвентаризационной комиссии могут выполнять руководитель организации, ревизионная комиссия или аудиторская организация (индивидуальный аудитор).
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
Ответы на часто задаваемые вопросы по инвентаризации НМА
Приведем ответы на часто задаваемые вопросы:
Вопрос №1. Имеют ли право материально ответственные лица выразить несогласие с описью инвентаризации НМА.
Материально ответственные лица вносят запись в конце инвентаризационной описи. В тексте указывается о том, что проверка проводилась в их присутствии. В тексте допускается указание возражений на действия лиц из состава комиссии.
Вопрос №2. Допускаются ли исправления неверных записей в материалах инвентаризации?
Исправления, допущенные при заполнении описи, исправляются с заверением новой записи всеми членами комиссии. Корректировка производится во всех экземплярах.
Вопрос №3. Сколько описей составляется в результате проведения инвентаризации НМА?
При проверке состояния НМА данные формируются отдельно по собственным объектам, полученным на время для ответственного хранения и переданным в аренду.
Вопрос №4. Какие объекты исключаются из состава НМА при инвентаризации как не давшие результата?
В ходе ревизии НМА комиссия должна выделить средства, не подлежащие учету в качестве активов нематериального свойства. Исключаются разработки НИОКР, не давшие результата, научные разработки, не получившие документального оформления и финансовые вложения в неэффективные разработки.
Вопрос №5. Проводится ли инвентаризация активов, подготовленных к выбытию путем списания?
Объекта НМА, числящиеся на момент начала проведения инвентаризации, подлежат проверке, равно как и другие средства, состоящие на балансе. Для учета выбывающих активов составляется отдельная опись с указанием причин списания.
Инвентаризационная опись 2024
Инвентаризационная опись 2024 представляет собой документ, который составляется для учета имущества организации. Она включает в себя перечень всех материальных ценностей, находящихся в распоряжении организации на определенную дату. Инвентаризационная опись позволяет установить точное количество и стоимость имущества, а также выявить потенциальные потери или несоответствия фактического наличия и документального учета.
Оформление инвентаризационной описи 2024 осуществляется в соответствии с установленными правилами и нормами. Он должен содержать следующую информацию:
- Наименование организации – полное наименование организации, которой принадлежит имущество;
- Дата составления – точная дата, когда инвентаризационная опись была составлена;
- Подпись и печать – подпись ответственного лица, осуществляющего инвентаризацию, и печать организации;
- Перечень имущества – детальное описание каждой единицы имущества, включая наименование, модель, серийный номер (при наличии), дату приобретения, количество и стоимость;
- Сравнение с предыдущей описью – при необходимости, указание различий между данным состоянием имущества и предыдущей инвентаризационной описью;
- Примечания – дополнительные комментарии или пояснения к составленной инвентаризационной описи.
При составлении инвентаризационной описи 2024 важно учитывать все имеющиеся материалы и ценности, включая основные средства, запасы, товары в обороте и прочие активы организации. Опись должна быть максимально точной и надежной, чтобы избежать ошибок в учете имущества и обеспечить его сохранность.
Сведения о проведении инвентаризации, отражаемые в бюджетной отчетности
При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».
Информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений (п. 158 Инструкции № 191н).
При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.
Периодичность представления – годовая.
В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).
В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.
В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.
Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении
Согласно Положению о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетном учреждении, утвержденному Приказом Минфина России от 21 ноября 2011 года № 149н, инвентаризация должна проводиться один раз в год. Конкретная дата проведения инвентаризации определяется руководством учреждения.
Перед проведением инвентаризации следует подготовиться, составив план проведения инвентаризации и ознакомив все подразделения с правилами и порядком ее проведения. План проведения инвентаризации должен быть утвержден руководителем учреждения и содержать информацию о сроках проведения процедуры.
Важно отметить, что наличие актуальной информации о состоянии имущества и его перемещениях в учреждении является залогом успешной инвентаризации. Поэтому, необходимо вести учет имущества и обновлять данные по его движению регулярно.
В случае выявления расхождений между реальным наличием имущества и данными бухгалтерского учета, необходимо принять меры по выяснению причин расхождений и приведению учета в соответствие с фактическими данными.
Таким образом, проведение инвентаризации в бюджетном учреждении является важным этапом контроля имущества и его сохранности. Следование установленным срокам и правилам проведения инвентаризации позволит учреждению более эффективно управлять своим имуществом и предотвратить возможные злоупотребления.
Положение о проведении инвентаризации на предприятии
Подобный вид контроля осуществляется строго по правилам, которые зафиксированы действующим законодательством. Необходимость законодательного регулирования объясняется тем, что лишь результаты инвентаризации должным образом подтверждают сам факт существования, а также состояние имущества и обязательств компании.
В этом разделе укажите, что настоящий акт устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в конкретной организации.
- Общие положения.
- Порядок проведения инвентаризации.
- Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества (этот раздел можно разбить на несколько подразделов, регулирующих специфику инвентаризации каждому из учетных видов имущества).
- Оформление результатов.
Как оформить инвентаризацию документально
Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.
Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации | Унифицированная форма |
основные средства | ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость) |
нематериальные активы (НМА) | ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость) |
товарно-материальные ценности | ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость) |
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути | ИНВ-5, ИНВ-6 |
наличные денежные средства | ИНВ-15 |
драгметаллы, драгоценные камни | ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9 |
ценные бумаги и БСО | ИНВ-16 |
дебиторская, кредиторская задолженности | ИНВ-17 |
Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа — ИНВ-26.